Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




И.П.ПОДЛАСЫЙ

ПЕДАГОГИКА

Новый курс В 2 книгах

ОГЛАВЛЕНИЕ

К студентам...........................................................................................    
Часть! ОБЩИЕ ОСНОВЫ      
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ..............................    
Педагогика — наука о воспитании.......................................    
Возникновение и развитие педагогики................................    
Основные категории педагогики ........................................    
Педагогическая наука и педагогическая практика..............    
Система педагогических наук...............................................    
Тема 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ    
Педагогическая действительность и ее изучение ................    
Традиционно-педагогические методы..................................    
Педагогический эксперимент...............................................    
Педагогическое тестирование...............................................    
Методы изучения коллективных явлений ...........................    
Количественные методы в педагогике .................................    
Тема 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ .....................    
Процесс развития личности..................................................    
Наследственность и развитие ...............................................    
Влияние среды на развитие личности..................................    
Развитие и воспитание ..........................................................    
Деятельность как фактор развития.......................................    
Диагностика развития ...........................................................    
Тема 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ .............................................    
Возрастная периодизация .....................................................    
Акселерация...........................................................................    
Неравномерность развития...................................................    
Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп...............................................................    
Учет индивидуальных особенностей ....................................    
Тема 5. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ .........................................................    
Цели воспитания ...................................................................    
Цели воспитания в современной школе ..............................    
Задачи воспитания.................................................................    
Современные зарубежные педагогические концепции.......    
Цели воспитания в зарубежной педагогике.........................    
Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС .......................................    
Педагогический процесс как система ..................................    
Целостность педагогического процесса................................    
Закономерности педагогического процесса.........................    
Этапы педагогического процесса .........................................    
Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ .................................    
Сущность и направленность нововведений.........................    
Инновационная педагогика..................................................    
Инновационные учебные заведения ....................................    
Оптимизация педагогической системы................................    
Тема 8. УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ..............................    
Функции учителя...................................................................    
Требования к учителю...........................................................    
Профессиональный потенциал педагога..............................    
Мастерство учителя ...............................................................    
Педагогическая квалиметрия................................................    
Аттестация учителей..............................................................    
Часть! ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ      
Тема 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ .......................................................    
Сущность процесса обучения ...............................................    
Дидактические системы и модели обучения .......................    
Цели обучения ......................................................................    
Содержание учебного процесса............................................    
Тема 2. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ......................................................    
Дидактические причины и факторы ....................................    
Факторный анализ в дидактике............................................    
Комплексное влияние факторов..........................................    
Кривые обучения...................................................................    
Тема 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ .....................................................    
Мотивы —движущие силы познания.................................    
Изучение и информирование мотивов ...............................    
Стимулирование учения.......................................................    
Правила: игрушки управляют миром ..................................    
Тема 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ...................................    
История проблемы ..............................................................    
Классификация закономерностей обучения.......................    
Тема 5. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ..........................   .439  
Соотношение принципов и правил....................................   .440  
Система дидактических принципов....................................   .443  
Принцип сознательности и активности..............................   .446  
Принцип наглядности обучения .........................................   .448  
Принцип систематичности и последовательности.............    
Принцип прочности.............................................................   .454  
Принцип доступности.........................................................   .458  
Принцип научности .............................................................    
Принцип связи теории с практикой ...................................    
Тема 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.......................................................    
Метод как многомерное явление ........................................   .470  
Классификация методов обучения ......................................    
Сущность и содержание методов обучения ........................    
Выбор методов обучения......................................................   .507  
Тема 7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ............... ........................   .511  
Виды обучения......................................................................   51?  
Формы обучения..................................................................    
Типы и структуры уроков ....................................................    
Нестандартные уроки...........................................................    
Подготовка урока..................................................................   .532  
Вспомогательные формы обучения.....................................    
Тема 8. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ............................................   .543  
Диагностика обученности ...................................................   .544  
Контроль успеваемости учащихся.......................................    
Тестирование достижений и развития ................................    
Диагностика обучаемости ....................................................    

 

 

Книга 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

ББК 74.00 П44

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. тки. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

ISBN 5-691-00174-4

ISBN 5-691-00175-2(1)

Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории вос­питания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта Рассматриваются принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы дея­тельности педагога

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов.

ББК 74.00

ISBN 5-691-00174-4 ISBN 5-691-00175-2(1)

© Подласый И П , 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999

 

К СТУДЕНТАМ

Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, мо­жет быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее до­стижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень "противоре­чивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каж­дый человек имеет свое мнение о воспитании и может опро­вергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя «противопо­ложные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны челове­ческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противо­положных утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказа­тельств вытекает из предыдущего. Эвереста педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспи­тания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и дра­мами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупика­ми, заблуждениями.

В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактичес­ких знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — пгрвый шаг в нужном направлении. Успешной она будет лишь в том слу­чае, если мы с вами, уважаемый студент, станем единомыш­ленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой по­нимания станут проверенные жизнью принципы прогрессив­ной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел сту­дента — нелегкий познавательный труд, который нужно поста-

з

раться сделать максимально продуктивным. Без самостоятель­ного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать

истину.

Обучение строится по испытанной классической схеме из­ложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познава­тельного процесса. Излагаются знания по принципу укрупне­ния дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления.

Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их ус­ловным обозначениям:

Все главы завершаются контрольным тестом и списком ли­тературы для самообразования.

Основные сведения курса изложены в информационных бло­ках (ИБ). Их компактность достигается путем структурирования знаний, вычленения стержневых идей, использования логичес­ких и графических схем, точных и кратких формулировок.

В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки «оживляют» теоретическую ин­формацию, содержат яркие запоминающиеся факты, приме­ры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталки­вать к собственным выводам, для которых уже накоплены не­обходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляй­те, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального разви­тия может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы.

«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталки­ваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот по­чему так важно поразмыслить и над практическим применени­ем теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной пе­дагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.

Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспе­чения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов, преимущественно средства безмашинного программирования. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность.

^Работа с учебником строится по схемепоследовательныхпереходов от одних блоков к другим:

Обратите внимание: блоки не всегда имеют постоянное место в структуре изложения, поэтому приведенная схема от­ражает наиболее типичную последовательность переходов. Каждый студент выбирает подходящую для себя схему обуче­ния в соответствии с поставленной целью и имеющимися воз­можностями. Позвольте лишь напомнить, что полноценное ус­воение педагогической теории без тщательной и желательно многократной проработки всех предложенных блоков невоз­можно.

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру рас­пределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное пред­ставление о применении электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новейших способах программирования и тестового контроля.

Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каж-

дую тему. Они выведены путем статистического анализа ре­зультатов изучения материала контрольными группами студен­тов. Первый индекс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за которое учебный мате­риал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует среднестатистическую трудность изучаемого материа­ла в условных единицах. Сопоставление первого и второго ин­дексов определяет общее время, необходимое для усвоения ма­териала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам.

Часть    

 

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)