Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преданья старины глубокой



2018-07-06 539 Обсуждений (0)
Преданья старины глубокой 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза­имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил соци­ально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что.

Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще­ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу­дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Хари-лай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ­ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга.

Ликург был человеком наблюдательным. Немало време­ни и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное — не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.

Если верить легенде, однажды Ликург продемонстриро­вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю­щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни.

Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.

В историю Ликург вошел как автор законов, которые счи­тались образцом человеческой мудрости, о чем свидетель­ствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений при­менялись в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых — сиситиях. Пола­галось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.


VII. В представленном ниже списке опытов выберите те, которые вероятнее всего можно отнести к научно-педа­гогическому эксперименту. Объясните почему.

1. Опыт гибридизации растений на пришкольном участке.

2. Опыт проращивания семян фасоли.

3. Опыт работы ученического комитета школы.

4. Опыт проведения выборов директора школы на альтер­нативной основе.

5. Опыт осуществления индивидуального подхода в обу­чении.

6. Опыт ускоренного обучения арифметике с применением компьютеров.

7. Опыт выработки умения выделять главное в процессе изучения географии.

VIII. Какой из перечисленных ниже экспериментов боль­ше других похож на естественный?

1. Электроэнцифалографическоеисследование скоростипротекания нервных процессов ушестилетних учеников.

2. Экспериментальное изучение «двигательного беспокой­ства» у подростков.

3. Экспериментальное исследование влияния числа пов­торений на прочность запоминания.

4. Исследование электрической проводимости у подрост­ков.

5. Экспериментальная проверка эффективности нового учебника.

IX. Заполните табличку. Знак плюс (+) поставьте там, где метод означает наличие, а минус (-) — отсутствие указанного признака

Метод   Предоставляет возможности  
создания процесса   изменения условий   постановки гипотезы  
Наблюдение Естественный эксперимент Лабораторный эксперимент              

 

Педагогическое тестирование |

Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, ис­пытание. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование — далеко не новый, но до последнего време­ни мало применяемый в отечественной педагогике метод ис­следования. Еще в 80—90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного экспери­мента — исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кет-тел и др.). Применение тестов послужило толчком для разви­тия психометрического метода, основы которого были заложе-

ны Б. Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интел­лектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предо­ставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соеди­нилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости, Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обучен-ности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявле­нием уровня обученное™, контролем качества усвоения учеб­ного материала. Итоговый тест содержит большое число во­просов и предлагается после изучения крупного раздела учеб­ной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощ­ности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каж­дого такая возможность есть. Но большинство тестов находит­ся между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содер­жат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

В практике применяется много разновидностей тестовых заданий. Приведем примеры по курсу теоретической педагоги­ки, анализируя которые попытайтесь дать правильные ответы.

1. Задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «где», «когда», «что», а также «почему», «как» и т. д.

Пример. Что показывает коэффициент умственного разви­тия?

2. Задания, в которых надо заполнять пропуски.

Пример. Тестирование — ....................................... обследова­ние, проводимое в................................................. и позволяющее

3. Тестовые задания с выбором ответа.

Пример. Можно ли отделить педагогическое тестирование от психологического?

Ответы: 1. Да. 2.Нет. 3. Не знаю.

4. Тестовые задания с усложненным выбором ответа.

Пример. Какие тесты служат для диагностики успеваемости? 1. Интеллектуальные. 2. Диагностические-. 3. Обученности. 4. Классификационные. 5. Аналитические.

Известны и другие способы организации тестовых заданий, как, например, тестовые задания на определение соответствия, последовательности, тестовые задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект, классифицировать по Заданным признакам и т. д.

Методы изучения коллективных явлений |

Процессы воспитания, образования, обучения имеют кол­лективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетиро­вание). Широко используются также шкалирование и социо-метрические методики, сравнительные исследования. Посколь­ку эти методы проникли в педагогику из социологии, их назы­вают еще социологическими.

Анкетирование метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Одна­ко, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирова­ния и подрывает доверие к объективности полученных резуль­татов.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быст­рых массовых опросов учеников (учителей, родителей), деше­визной методики и возможностью автоматизированной обра­ботки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а в ре-

альной жизни — почти такой же «полный провал»), педагоги­ческое анкетирование избавилось от многих недостатков.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применя­ются различные типы анкет: открытые, требующие самостоя­тельного конструирования ответа, и закрытые, в которых уче­никам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применя­емых педагогами анкет — так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные лис­ты для самооценки и оценки других. Например, при исследо­вании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль­ную шкалу:

Организованный             Неорганизованный  
Трудолюбивый             Ленивый  
Одаренный             Малоспособный  

 

Число баллов в таких анкетах может быть различным. Час­то применяются двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого призрака: минимальное —6 —5 —4—3—2—1 О +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 — очень ор­ганизован, 4 — организован, 3 — чаще организован, чем неор­ганизован, 2 — неорганизован, 1 — очень неорганизован.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос — такой ответ. Задавая, напри­мер, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» — составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из не­радивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Наши воспитанники прекрасно знают, какие от­веты удовлетворят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую кар­тину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо зада­вать непрямые завуалированные вопросы, чтобы ученик не до­гадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Можно разрешить ребятам давать расширенные ответы на общие во­просы. В первом случае анкета разрастается до необъятных

размеров и мало кто хочет ее заполнять,а во втором — напо­минает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ.

Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и охотно пользуются учителя, классные руководители для изуче­ния самых разнообразных вопросов. Но не стоит применять «самодельные», плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование непременно сочетается с другими методами ис­следования.

Широко используется метод изучения групповой дифференци­ации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристичес­кий поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.). На каждый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, нако­нец, третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива — наибольшее число выборов, у других — наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — воз­можность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм (рассматри­ваются в курсе психологии), а также количественная обработка результатов.


X. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.

1. В какой школе ты учишься?

2. Какой последний кинофильм тыпосмотрел?

3. Что движет твоими поступками?

4. Как часто ты чистишь зубы?

5. Нравится ли тебе профессия учителя?



2018-07-06 539 Обсуждений (0)
Преданья старины глубокой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преданья старины глубокой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)