Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативы максимальных нагрузок



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Нормативы максимальных нагрузок 0.00 из 5.00 0 оценок




Формы обучения   Количество часов по классам  
I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI  
Обучение в школе   3-4     4-5   5-6   5-6   5-6   5-6   5-6   5-6   5-6    
Домашняя работа     1,5   1,5-2   1,5-2       2,5-3   3-4   3-4   3-4    

 

Распространенным недостатком массовой практики являет­ся то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодо­ления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа час­то оказывается неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использо­вать дифференцированный и индивидуальный подходы к опре­делению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней нагрузки школь­ников начинают применяться ЭВМ.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по со­держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика

подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору­чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа­ны. Общая схема подготовки и проведения экскурсии пред­ставлена на рис. 37.

ис.37

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все­сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек­том и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур­сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне­ния заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведе­ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто­ятельная работа по плану — наблюдение, составление соответ­ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма­териала и т. д.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или мик­рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя­ми эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо­ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от­дельным предметам, так и комплексные, включающие темати­ку нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие­ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото­вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб­щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли­тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про­изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче­том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак­тика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, элек-

троника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботани­ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му­зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе­речня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб­ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус­ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель­ности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации — учебной беседе, в которой во­просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все­го в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учи­тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само­стоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих­ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитыва­ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве­ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про­верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с те­кущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна­ружить пробелы в своих знаниях и устранить их.


VIII. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения? Выберите правиль­ный ответ.

1. Уроки толкают учителя на штампы и догматизм в рабо­те, а внеурочные формы дают свободу действий.


2. Уроки утомляют учащихся, а внеклассные занятия де­лают обучение приятным.

3. Уроки порождают формализм в знаниях школьников, а вспомогательные формы помогают в формировании дей­ственных знаний.

4. На уроках все учащиеся подчиняются единому плану и темпу работы, а внеклассные занятия позволяют каждому действовать независимо.

5. Правильного ответа нет.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы   •   II   III   IV   V   VI   VII   VIII  
Ответы             1—6 11—3 111—4        

 

Контрольный тест

1. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?

2. Какими особенностями характеризуется проблемное обуче­ние ?

3. Как осуществляется программированное и компьютерное обу­чение ?

4. Что такое организационные формы обучения?

5. Какие основные формы организации обучения сложились в ис­тории развития школы?

6. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

7. Каковы общие требования к современному уроку?

8. В чем сущность дидактических требований к уроку?

9. Какие воспитательные и развивающие требования реализу­ются на уроках?

10. Чем обусловлено деление уроков на типы? По каким критери­ям осуществляется классификация уроков?

11. Назовите основные типы уроков и их структуры.

12. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный

урок ?

13. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

14. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

15. В чем сущность алгоритмической методики подготовки урока?

16. Какие стадии выделяются в подготовке урока?

17. Назовите вспомогательные формы организации обучения.

18. Какие требования ставятся к учебным экскурсиям?

19. Какими особенностями характеризуются кружковая работа, факультативные занятия ?

20. Какие требования предъявляются к домашней самостоятель­ной работе учащихся?

Литература для самообразования

Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. — М., 1988.

Ильин Е. Рождение урока. — М., 1986.

Кириллова Г Д. Теория и практика урока в условиях раз­вивающего обучения. — М., 1980.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

Маргулис ЕД. Коллективная деятельность учащихся. — Киев,1990.

Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.

Мышление учителя: личностные механизмы и понятий­ный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. — М.,1990.

ОнищукВ.А. Урок в современной школе. — М., 1981.

Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Мале­ванного. — Киев, 1991.

Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. — Киев,1989.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. — 2-е изд. — М., 1987.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчест­во. — М.,1987.

Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. — М., 1989.



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Нормативы максимальных нагрузок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативы максимальных нагрузок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)