Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины



2018-07-06 2097 Обсуждений (0)
Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины 4.67 из 5.00 3 оценки




ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Бирюков С.Ю., Стешенко Ю.С., Горкина Е.В., Макогон И.В.

 

 

Теоретические аспекты учебной дисциплины

«Предварительное следствие в органах внутренних дел»

 

Учебное пособие

 

 

Волгоград 2016


Одобрено

редакционно-издательским советом

Волгоградской академии МВД России

 

Бирюков С.Ю.

Теоретические аспекты учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел»: учеб. пособие / С.Ю. Бирюков, Ю.С. Стешенко, Е.В. Горкина, И.В. Макогон. Волгоград: ВА МВД России. 2016.

 

В предлагаемом пособии рассматриваются вопросы касающиеся предмета, системы, задач учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» и раскрываются понятие и содержание научной организации труда следователя, рассматриваются проблемы профессионального отбора, подготовки следователя, условия его труда. Кроме того, отражены правила, условия, виды, приемы планирования расследования преступлений.

Пособие адресовано, прежде всего, курсантам и слушателям высших учебных заведений МВД России, а также преподавателям и адъюнктам вузов МВД России, сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений Российской Федерации, осуществляющим соответствующую правоприменительную деятельность.

 

ББК

Рецензенты: Р.И. Могутин, Р.В. Феофанов

© С.Ю. Бирюков, Ю.С. Стешенко, Е.В. Горкина, И.В. Макогон.

© Волгоградская академия МВД России, 2016

 

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение…………………………………………………………………………....4

Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел»…………………………………………....6

Глава 2. Научная организация труда следователя. Планирование и учет в работе следователя…………………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………81

Список используемой литературы……………………………………………......83

 


Введение

Рассматриваемой учебной дисциплине чуть более 35 лет. Разработка ее основ и включение в учебный план Высшей следственной школы МВД СССР (ныне - ВА МВД России) явилось результатом поиска новых путей повышения эффективности образовательного процесса в целях обеспечения возрастающих потребностей следственной практики в квалифицированных специалистах.

Для реализации этих целей в 1981 г. в Высшей следственной школе МВД СССР была создана кафедра «Организации раскрытия и расследования преступлений»[1], которая была укомплектована преподавателями, имеющими большой опыт работы в следственных подразделениях органов внутренних дел или Представляется, что профессиональная компетентность следователя – молодого специалиста основывается на знаниях права (в первую очередь уголовного и уголовно-процессуального), криминалистики, юридической психологи, судебной медицины, судебной психиатрии, судебной бухгалтерии и других дисциплин, умении комплексно применять эти знания в практической деятельности, а также на первичных профессиональных навыках, приобретаемых в ходе его обучения.

Говоря о комплексном использовании знаний, отметим следующее. В своей повседневной работе следователь обычно не задумывается, что в какой-то момент он применяет положения, допустим, уголовного процесса, в другой - криминалистики и т. п. Хороший следователь использует свой теоретический багаж комплексно, превращая имеющиеся знания в своеобразный «сплав», необходимый для решения разнообразных следственных задач. Однако при преподавании уголовного права, криминалистики, уголовного процесса и других дисциплин такой комплексности добиться крайне трудно, так как они, даже если учитывают межпредметные связи, все же действуют в рамках своих предметов. Нужна была новая учебная дисциплина, которая интегрировала бы разноотраслевые знания о следственной деятельности, причем с позиций практического обучения. Такой учебной дисциплиной и стала дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел»[2].

Однако, обучающиеся в образовательных организациях системы МВД испытывают определенные затруднения при изучении теоретических аспектов учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». В предлагаемом пособии рассматриваются вопросы касающиеся предмета, системы, задач учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» и раскрываются понятие и содержание научной организации труда следователя, рассматриваются проблемы профессионального отбора, подготовки следователя, условия его труда. Кроме того, отражены правила, условия, виды, приемы планирования расследования преступлений.

 


Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины

«Предварительное следствие в ОВД»

 

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» сконцентрировала разрозненные ранее усилия по выработке профессиональных навыков следователя - другой основы становления специалиста. Дисциплина предусматривает обучение навыкам через деятельность, путем практической проработки конкретных задач, возникающих перед следователем с момента возбуждения уголовного дела и до его направления в суд. При этом следователь рассматривается не только как исполнитель, но и как организатор процесса расследования.

За прошедшие десятилетия в ВА МВД России были проведены разнообразные теоретические исследования проблем организации и производства расследования преступлений и накоплен большой положительный опыт обучения курсантов и слушателей основам следственной работы. Этот опыт получил заслуженное признание специалистов и был рекомендован к внедрению во всех вузах МВД России, осуществляющих подготовку следователей для органов внутренних дел.

Процесс становления дисциплины условно можно подразделить на шесть этапов:

1981—1983 гг.;

1984—1991 гг.;

1992—1998 гг.;

1999—2003 гг.;

2004 — 2013 гг.;

с 2014 г. по настоящее время.

При этом каждый из них соответствовал, на наш взгляд, достижению определенного уровня в развитии научных представлений о ее структуре и содержании.

На первом этапе велись поиски оптимальных путей познания слушателями специфики профессии следователя. Основной задачей была разработка учебной программы дисциплины, в рамках которой следовало аккумулировать достижения профилирующих дисциплин и дисциплин специализации, а также положительный опыт следственной работы.

Результаты работы преподавателей кафедры способствовали формированию мировоззрения на профессиональное обучение слушателей. Первоначально было принято решение включить в содержание дисциплины спецкурсы, ранее предназначавшиеся для следственной специализации (например работа следователя с доказательствами, практикум по составлению процессуальных документов и деловых бумаг следователя, научная организация труда следователя, взаимодействие следственных и оперативных аппаратов органов Министерства внутренних дел, организация и деятельность следственных аппаратов органов внутренних дел), которые традиционно преподавались на кафедрах уголовного процесса либо криминалистики[3]. Впоследствии переработанная часть этих спецкурсов, получившая одобрение специалистов-практиков, была включена в содержательную часть дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

В 1983 г. под руководством А. А. Закатова была завершена подготовка первой учебной программы по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел»[4].

Изучение дисциплины начиналось на 2-м и завершалось на 4-м курсе. Структура дисциплины состояла из пяти разделов:

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

Раздел 2. Работа следователя с доказательствами.

Раздел 3. Процессуальный порядок, тактические и психологические основы следственных действий.

Раздел 4. Расследование отдельных видов преступлений.

Раздел 5. Расследование по конкретному уголовному делу.

С этого момента начался второй этап в развитии дисциплины, было решено, что «именно в практической деятельности приобретается профессиональное мастерство следователя, проверяются и углубляются теоретические знания»[5].

Для проведения семинарских и практических занятий под руководством П.М. Туленкова были разработаны соответствующие практикумы (методические рекомендации), по которым успешно обучалось несколько поколений будущих следователей.

В процессе преподавания дисциплины выявились и определенные недостатки ее содержания. Например, раздел 4 «Расследование отдельных видов преступлений» содержал 17 видов преступлений, на каждый из которых отводилось по 2 - 3 занятия. Этого было явно недостаточно для познания специфики расследования конкретного вида преступлений. Поэтому было решено сократить количество изучаемых видов преступлений и подготовить новый практикум для обучения слушателей методике организации раскрытия и расследования преступлений в сложных следственных ситуациях.

Содержательную основу практикума составили следственные учения как наиболее эффективный вид практического обучения, разработанные с использованием материалов реальных уголовных дел, переработанных с учетом учебного процесса. В подготовке практикума принимали активное участие преподаватели кафедры И. А. Копылов, Ю. И. Миронов, В. А. Сомченко, В. И. Намнясев, А. Т. Тимербаев, В. Ф. Щербатов, П. И. Фаринич, В. А. Иволгин. При этом авторы попытались реализовать систему деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, в которой следователю отводилась роль не только организатора этой системы, но и исполнителя принятых решений.

Практикум содержал четыре следственных учения:

«Раскрытие и расследование преступлений, совершенных в условиях неочевидности» (причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений);

«Организация раскрытия и расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних» (изнасилование с последующим убийством потерпевшей);

«Раскрытие и расследование организованных преступлений» (разбой и другие преступления, совершенные группой лиц);

«Организация раскрытия и расследования хищения по материалам оперативно-разыскной деятельности» (хищение в особо крупных размерах денежных средств и продуктов питания в заготовительной столовой).

Третий этап становления дисциплины характеризовался большим количеством изменений, происшедших в связи с формированием нового учебного плана вуза. В 1992 г. структура дисциплины включала три раздела, общим объемом:

Раздел 1. Общие положения организации расследования преступлений.

Раздел 2. Организация расследования конкретного преступления.

Раздел 3. Особенности организации расследования некоторых видов преступлений.

Вскоре и эта структура дисциплины претерпела значительные изменения. Был исключен первый раздел, поскольку его содержание якобы дублировало содержание соответствующих разделов общепрофессиональных дисциплин (уголовного процесса и криминалистики). Подверглись переработке второй и третий разделы[6].

В 1993 г. объем учебного времени сократился и дисциплина представляла следующую структуру:

Раздел 1. Организация расследования конкретного преступления и производство по делу.

Раздел 2. Особенности организации расследования некоторых видов преступлений[7].

Изучение первого раздела дисциплины начиналось с чтения лекции «Предмет, система и задачи дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» и продолжалось на практических занятиях в соответствии с тематикой изучаемых вопросов, а именно:

- деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела;

- деятельность следователя на первоначальном этапе расследования преступления;

- деятельность следователя на последующем этапе расследования преступления;

- деятельность следователя на этапе окончания предварительного следствия.

Второй раздел состоял их пяти следственных учений:

«Организация раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений»;

«Особенности организации раскрытия преступления, совершенного в условиях неочевидности»;

«Организация раскрытия и расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних»;

«Организация раскрытия и расследования вымогательства, совершенного организованной группой лиц»;

«Организация расследования хищений, совершенных должностными и материально ответственными лицами в современных рыночных структурах».

В 1994—1997 гг. с учетом возросших потребностей следственной практики были существенно переработан практикум по организации расследования конкретного преступления (кражи чужого имущества из квартиры)[8], а также разработан практикум, содержащий пять следственных учений.

Общим позитивным результатом этой большой работы явилась подготовка принципиально новой Примерной программы дисциплины специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел», которая завершилась в 1999 г. и была утверждена ГУК и КП МВД России[9].

Программа была одобрена Следственным комитетом при МВД России, а технология проведения учебных занятий (следственных учений) получила широкое распространение в вузах МВД России[10].

С издания названной Примерной программы начался четвертый этап становления и совершенствования этой учебной дисциплины. На данном этапе структура дисциплины состояла из двух частей:

Часть 1. Организация расследования конкретного преступления (кражи из квартиры) и производство по уголовному делу.

Часть 2. Организация и производство расследования отдельных видов преступлений.

Содержание второй части дисциплины составляли пять следственных учений (каждое из которых начиналось с чтения лекции):

«Организация и производство расследования наезда автотранспортного средства на пешехода, повлекшего его смерть»;

«Организация и производство расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, совершенного в условиях неочевидности»;

«Организация и производство расследования незаконного оборота наркотических средств»;

«Организация и производство расследования вымогательства, совершенного организованной группой лиц»;

«Организация и производство расследования мошенничества, совершенного с использованием лжефирмы».

Реформы, осуществляемые в последние годы в системе высшего и специального образования Российской Федерации, повлекли существенные изменения в учебных планах вузов МВД России. Переход с 4-х на 5-летний срок обучения связан с существенными изменениями структуры и содержания дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» и комплекса следственной специализации курсантов и слушателей.

В 2001 г. произведен первый набор курсантов, которые стали обучаться по новой учебной программе. В соответствии с учебным планом курсанты в 7-м и 8-м семестрах изучали дисциплину «Предварительное следствие в органах внутренних дел», а в 9-м — спецкурс «Расследование отдельных видов преступлений»[11].

С 2004 по 2010 гг. начался пятый этап развития дисциплины, который характеризуется наличием «переходного» периода.

Первоначально учебным планом на изучение дисциплины отводилось 270 (170/100) ч[12]. В связи с этим на кафедре было принято решение о реструктуризации дисциплины на две части, включающих шесть разделов:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

Раздел 1. Организационные и правовые основы производства предварительного следствия следователями органов внутренних дел.

Раздел 2. Организация и производство предварительного следствия по конкретному уголовному делу (практикум).

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Раздел 3. Организация и производство предварительного следствия по уголовным делам, возбуждаемым по результатам оперативно-разыскной деятельности.

Раздел 4. Организация и производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Раздел 5. Организация и производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами.

Раздел 6. Организация и производство предварительного следствия по уголовным делам, возбуждаемым в отношении лиц, обладающих уголовно-процессуальным иммунитетом или привилегиями.

Для обеспечения учебного процесса были разработаны соответствующие учебно-методические материалы[13].

В последствии 2008 г., Волгоградской академии МВД России ЦОКР МВД России в соответствии с приказом министра внутренних дел была поручена на основе дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» разработка примерной программы учебной дисциплины по выработке навыков расследования отдельных видов преступлений следователями органов внутренних дел с учетом блочно-модульной технологии обучения.

Принципиальной особенностью структуры и содержания вновь разработанной программы явилось сочетание в ней традиционных и современных форм и методов обучения.

Модульное обучение как образовательная технология обеспечивает эффективное достижение учебной цели за счет таких свойств, как системность (логика и целостность процесса), управляемость (целенаправленность, ориентация на получение заранее запланированных результатов), воспроизводимость (возможность повторения в однотипных условиях), оптимальность (оптимизация содержания обучения, соотношения теоретической и практической подготовки). Модульное обучение удовлетворяет всем перечисленным критериям технологичности, предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью обучаемых.

Программой предусмотрено обучение курсантов и слушателей четвертого и пятого годов обучения, когда у них уже имеется достаточный инструментарий теоретических знаний, необходимый для формирования практических навыков, и состоит из дисциплин специализации, образующих блоки, направленные на изучение особенностей расследования конкретных видов преступлений.

Особенностью примерной программы является наполняемость каждого блока модулями, содержание которых включает различную тематику, в зависимости от различных следственных ситуаций:

- особенностей субъекта (несовершеннолетние, невменяемые лица, иностранные граждане);

- вида следственных действий (порядок получения судебного решения для производства следственных действий, ограничиваю­щих конституционные права граждан либо проводимых в случаях, не терпящих отлагательства, особенности привлечения для участия различных специалистов);

- вида меры пресечения и др.

Однако в связи с введением ФГОС данная программа не получила своего дальнейшего распространения и «Предварительное следствие в органах внутренних дел» осталась самостоятельной учебной дисциплиной, которая снова претерпела структурные преобразования в связи с введением нового образовательного стандарта и изменениями в учебных планах образовательных организаций системы МВД России. В разработке примерной программы принимали участие педагогические работники Волгоградской академии МВД России, Московского университета МВД России им Л.Я. Кикотя, Краснодарского университета МВД России, Уфимского юридического института МВД России, которые адаптировали изучение данной дисциплины под современные требования следственной практики.

В настоящее время дисциплина структурируется следующим образом: Раздел I. Теоретические и практические основы деятельности следователя;

Раздел II. Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступления;

Раздел III. Деятельность следователя по расследованию преступлений в отношении отдельных категорий лиц.

Таковы основные обстоятельства разработки и внедрения в учебный процесс новой дисциплины. Естественно, за такое короткое время она не могла оформиться в виде самостоятельной теории.

Для более полного освещения современного состояния данной учебной дисциплины представляется целесообразным рассмотреть основные этапы развития любой более или менее самостоятельной отрасли знания.

В недрах какой-то уже состоявшейся науки (нескольких смежных наук) в ответ на возникшие потребности практики зарождаются первичные элементы нового знания и группируются в некую совокупность идей и положений, которым уже тесно в рамках «старой» науки.

Предпринимаются попытки применить эти положения в практической деятельности, зачастую не всегда успешные из-за недостатка опыта использования новых идей.

Наступает следующий этап - этап накопления и осмысления результатов практического применения положений зарождающегося нового знания, поиска собственных методов познания окружающей действительности.

По мере обработки и систематизации этого материала возникают какие-то научные обобщения, уточняется и конкретизируется объект исследования, определяются границы, возможности и перспективы нового знания, а также совершенствуются соответствующие технические средства. Итог данного этапа - формирование относительно самостоятельной научной теории. В криминалистике, например, такими образованиями (частными криминалистическими теориями) являются теория идентификации, криминалистическая теория о способе совершения преступления, о версии и др.

В дальнейшем, если потребности практики требуют того, возникшая теория продолжает развиваться и приобретает методологический характер: превращается в стройную систему со своими принципами, концепциями, категориями и понятиями, т. е. оформляется общая теория новой науки. Примерами формирования новых: самостоятельных наук является микробиология, физиология, которые родились в недрах биологии и отделились от нее.

Конечно, рассмотренные этапы весьма условны и неодинаковы по своей длительности и значимости. Но поэтапный анализ развития нового знания позволяет определить степень его сформированности. Представляется, что дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» в настоящее время проходит четвертый этап, формируясь в самостоятельную отрасль. Зародившись в недрах криминалистики, которая аккумулирует достижения различных отраслей знания для нужд расследования, дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел», опираясь на положения уголовно-правовой, уголовно-процессуальной науки, логики, теории деятельности, используя системный подход, к сегодняшнему дню достигла немалого. Четко определено ее специальное назначение, сформировались основополагающие идеи и положения, есть многочисленные положительные результаты их применения на практике. Стали видны реальные возможности дисциплины, оформился ее предмет, сложилась система.

Процесс становления и развития настоящей учебной дисциплины не шел гладко и в одном направлении. Чем-то дисциплина действительно обогащалась, что-то приобретала, а от каких-то положений, завышенных претензий, наоборот, отказывалась. Ушли в прошлое необоснованные попытки расширения ее предмета за счет других дисциплин, отпали несвойственные структурные элементы, конкретизировались ее частные задачи. Ряд вопросов, требующих обязательного решения, уже виден, ряд - еще скрыт и проявится по мере дальнейших исследований, что естественно для сравнительно молодой дисциплины.

Можно констатировать, что «Предварительное следствие в органах внутренних дел» как учебная дисциплина состоялась и вносит свой вклад в дело подготовки квалифицированных специалистов. Не случайно в других вузах системы МВД России и ближнего зарубежья с учетом опыта ВА МВД России стали разрабатываться и преподаваться подобные специализированные учебные дисциплины.

Бесспорным подтверждением этого высказывания является увеличение учебного времени на практическую подготовку выпускников.

Предмет учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел»

Определить предмет любой науки - значит показать, какие стороны и отношения объективного мира она исследует, какие явления, события, факты интересуют ее, т. е. изучением чего именно занимается данная отрасль знаний. Вопрос о правильном определении предмета важен не только с теоретической стороны, он имеет и практическую направленность. Правильное определение предмета позволяет:

· наметить границы и рамки исследования, избежать искусственного сужения или расширения их;

· установить точки соприкосновения со смежными областями знания и скоординировать отношения между ними, устранить неоправданное дублирование;

· определить конкретные методы и средства изучения познаваемых явлений и событий (т. е. сначала надо установить что изучать, а потом - как изучать, поскольку разные объекты и явления объективного мира изучаются по-разному).

Дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» изучает организационную сторону следственной деятельности. Поэтому, прежде чем формулировать определение ее предмета, необходимо кратко рассмотреть понятия «деятельность», «следственная деятельность», «организация», «уровни организации».

Основным способом взаимодействия человека с внешним миром является деятельность- сознательная, целенаправленная активность по изменению и преобразованию природной и социальной действительности. Конкретные виды и формы деятельности весьма разнообразны. Они определяются потребностями общества. Умственный и физический труд, социально-политическая, организаторская, педагогическая работа, научное, художественное и техническое творчество - все это разные виды и формы деятельности.

Потребностям общества служит и такой специфический вид человеческой активности (причем один из древнейших), как деятельность по расследованию преступлений, следственная деятельность. Следственная деятельность- это система действий специально уполномоченных лиц по познанию с помощью предусмотренных уголовно- процессуальным законом средств и методов событий, содержащих признаки преступлений. Специфика этого вида деятельности состоит в том, что она направлена на изучение преступного события, имевшего место в прошлом, а также в том, что следователь - это одновременно и исполнитель, и организатор. Ее вправе осуществлять только компетентные лица, которые могут применять ограниченные (в смысле, не любые) средства и методы.

Следственная деятельность - разноплановый и многосторонний вид человеческой активности, имеющий целый ряд аспектов: правовой, управленческий, психологический, коммуникативный, профилактический, информационный, организационный и др. Любая отдельно взятая наука не в состоянии охватить все ее стороны. Следственная деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин. Уголовно-процессуальная, управленческая науки, криминалистика, психология и пр. в рамках своих предметов занимаются исследованием тех или иных сторон данного вида деятельности. Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» изучает организационный аспект следственной деятельности, ее организацию. Что же такое организация?

Понятие организация имеет несколько смысловых значений. Во - первых, под организацией понимается внутренняя упорядоченность, согласованность отдельных частей целого, обусловленная его строением. В этом значении данное понятие используется в случаях, когда говорят о внутренней организации государства (имея в виду, допустим, взаимоотношения органов власти и управления) или об организации производства на каком-то предприятии, подразумевая согласованность и взаимодействие отдельных технологических циклов, цехов, участков и т. д. Во - вторых, данный термин употребляется для обозначения группы людей, объединенных тем или иным образом для решения практических задач. Организацией в этом значении являются межгосударственные, государственные и негосударственные учреждения, общественные формирования или неформальные объединения. В - третьих, под организацией понимается совокупность действий по созданию надлежащих условий для выполнения какой-либо работы или для функционирования какой-либо системы. Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел», исследуя организационную сторону расследования, как правило, оперирует третьим значением рассматриваемого термина.

Организация расследования преступлений как явление имеет несколько уровней - от организации деятельности всех учреждений, имеющих отношение к расследованию, до организации расследования единичного преступления.

Остановимся подробнее на уровнях организации расследования:

1 (высший) уровень: организация расследования на уровне следственных аппаратов всех ведомств, осуществляющих расследование преступлений. «Организацию» в этом случае можно определить лишь в самой общей форме - как систему мер, обеспечивающих достижение целей, поставленных перед следственными органами. Средствами организации здесь являются законы, указы, ведомственные нормативные акты; субъектами организации выступают Государственная Дума, Президент, министр, начальник СК при МВД России и другие управомоченные на то субъекты.

2 уровень: организация расследования в масштабах соответствующей административно-территориальной единицы (следственные управления, отделы и отделения СУ МВД, УВД, ГРОВД). Здесь «организация» выступает как комплекс мер по обеспечению оптимальной структуры органов расследования, по обеспечению эффективного управления ими, по совершенствованию средств и методов их деятельности. На этом уровне организация расследования преступлений проявляется в управлении определенным родом деятельности и изучается наукой управления. Субъектами организации являются соответствующие должностные лица следственных аппаратов, управомоченные издавать приказы и распоряжения.

3 уровень: организация расследования конкретного преступления. На этом уровне «организация» заключается в создании необходимых условий для раскрытия и расследования конкретного преступления с учетом имеющихся сил и средств. Подчеркнем, организаторская деятельность не направлена непосредственно на раскрытие преступления (для этого предназначены следственные и иные процессуальные действия), она направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих раскрытие и расследование. Субъект организации на данном уровне - следователь или руководитель следственной бригады (группы).

Дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» изучает организацию на уровне конкретного акта расследования, т. е. исследует комплекс мероприятий, создающих необходимые условия для осуществления расследования отдельного преступления. При этом вид и категория преступления хотя и учитываются, но не являются основополагающими моментами. Главное - выявить общие положения организации процесса расследования как специфического вида деятельности. Расследование и замаскированного хищения, и очевидного хулиганства, и любого другого преступления, независимо от его сложности, прежде всего необходимо организовать, обеспечив надлежащие условия работы, ибо без организации любая сознательная деятельность невозможна. Без организации тем более немыслимо расследование преступлений, поскольку этот вид деятельности протекает обычно в условиях противодействия со стороны заинтересованных лиц, он ограничен во времени и средствах, в орбиту расследования вовлекаются многие люди с не всегда совпадающими интересами.

Важнейшей задачей любой отрасли знаний является познание каких- либо объективных законов. Само существование любой науки оправдано лишь в том случае, если она вскрывает закономерности объективной действительности. В противном случае наука рискует превратиться в хаотичное нагромождение фактов и, по сути, перестать быть наукой. Закономерность - это регулярное повторение определенных связей между группами объектов и явлений; стабильность их свойств; постоянство отношений, возникающих между группами явлений, объектов. Любая наука направлена на познание «своих» закономерностей и только в этом случае ее результаты можно использовать в практической деятельности.

Сказанное в полной мере относится и к дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел», хотя она и не является самостоятельной отдельной наукой. Учебная дисциплина также должна быть ориентирована на изучение определенных и регулярных связей, возникающих между отдельными элементами следственной деятельности - целями, участниками, условиями функционирования, наличными средствами и др. Здесь речь идет о закономерностях организации деятельности следственно-оперативной группы или бригады следователей, организации взаимодействия с другими службами, использования помощи общественности (возможно и спонсорской помощи), а также о закономерностях подготовки и производства отдельных следственных действий или тактических операций. Более подробно они рассматриваются в криминалистике и управленческой науке.

Таким образом, предметом настоящей дисциплины являются закономерности организации следственной деятельности на уровне конкретного акта расследования. Она вычленяет и изучает организационный аспект следственной деятельности, представляющей из себя многостороннее, специфическое явление.

Формулируя определение предмета дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», мы остановились на понятиях деятельности, следственной деятельности, организации и ее уровней. Большое значение имеет также и единообразное толкование понятий «следственная ситуация», «тактическое решение», «тактическая операция». Определения перечисленных понятий хорошо освещены в криминалистике.

Рассмотрим особенности настоящей дисциплины, что необходимо для более полного уяснения ее сущности и содержания.

Комплексный характер. Невозможно организовать расследование без использования достижений целого ряда наук: уголовно- процессуальной, криминалистической, управленческой, психологической и др. Комплексный характер изучаемой дисциплины заключается в том, что она синтезирует положения различных отраслей знаний применительно к организации следственной деятельности. Это требует достаточно глубоких знаний в области указанных отраслевых дисциплин. Не случайно дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» преподается на завершающем этапе обучения. Вообще данная дисциплина реализует тенденцию к интеграции знаний о деятельности следователя. Эта тенденция четко прослеживается в работах Лузгина И. М., Ларина А. М., Драпкина Л. Я., Дубинского А. Я., Зеленского В. Д., Самыгина Л. Д., Копылова И.А., Щербатова В.Ф. и других ученых. Содержание указанных работ вряд ли можно отнести к какой-то одной традиционной науке, изучающей следственную деятельность. Последняя рассматривается комплексно, с позиций смежных наук и с отражением междисциплинарных связей.

Практическая направленность. Прикладной характер данной дисциплины проявляется в том, что она изучает порядок практического применения следователем теоретических принципов организации следственной деятельности. Ее предмет узок, но он более точен, конкретен. Если преподаваемые в вузе юридические науки являются, образно говоря, «общими», одинаково значимыми для будущих прокуроров, следователей, судей и других категорий работников правоохранительных органов (и без изучения этих наук юрист просто не состоится), то настоящая дисциплина специально адаптирована к потребностям следственной практики в органах внутренних дел и нацелена на отработку прак



2018-07-06 2097 Обсуждений (0)
Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)