Теоретические аспекты российских и зарубежных методов оценки эффективности деятельности службы по управлению персоналом
Исследование, проведенное компанией Ernst&Young, выявило, что менее 70% зарубежных компаний, входящих в рейтинг "Fortune 1000", измеряют эффективность службы персонала. Наиболее часто используемые показатели при этом – текучесть персонала, время заполнения вакансий, показатель удовлетворенности. В российской практике показатели используются для целей бюджетирования и бизнес-планирования. Для целей оценки эффективности работы кадровой службы чаще используются показатели по отдельным функциям, нежели показатели общего характера. Иногда используются следующие показатели: • соотношение роста производительности труда и роста заработной платы или расходов на персонал; • добавленная стоимость на одного работника; • ROI. Российская практика характеризуются сложностью оценок показателей (отсутствие базы для сравнения) и динамики показателей в компаниях, подверженных частым и быстрым изменениям технологического процесса. В качестве примера можно привести показатели реализации стратегии, используемые компанией ОАО "Российские железные дороги" (далее – ОАО "РЖД"):
Расчет показателей эффективности компании ОАО "РЖД" производится на основе следующей информации: • управленческой отчетности о расходах по видам деятельности; • управленческой отчетности о доходах по видам деятельности; • отчета о движении работников и состоянии трудовой дисциплины. В качестве периода расчета используется календарный год. Понятие эффективности, применяемое к результатам работы персонала, часто связывают с введением системы управления профессиональными компетенциями работников, т.е. накопленными сотрудниками знаниями и опытом. При этом под управлением компетенциями принято понимать совокупность действий, направленная на приобретение сотрудниками необходимого уровня знаний и опыта, полномочий, прав и обязанностей в соответствии с потребностями организации, осуществляемых как на уровне компании, гак и на уровне отдельной личности. Для оценки профессиональных компетенций работников могут применяться следующие технологии и методы: • методика индивидуальной результативности работников организации с использованием опросников; • методика оценки знаний и навыков персонала организации с помощью прикладных опросников, экспертной оценки знаний и навыков, необходимых для эффективной работы по должностям; • прецедентная экспертная технология диагностики профессионально важных качеств работников с использованием результатов обследования людей и информации о последующей успешности или безуспешности их деятельности; • прецедентная экспертная технология расчета связи результативности с профессиональными компетенциями работников. Оценка эффективности организации определяется на базе следующих принципов: • определение связи эффективности с факторами стратегического развития компании; • учет интересов всех субъектов управления персоналом в рамках перспектив развития организации; • выработка собственных критериев оценки эффективности для каждой бизнес-единицы организации и на каждом уровне организационной иерархии с учетом должностной дифференциации работников и степени их влияния на результаты организационные результаты; • учет стадии развития организации; • установление целевых значений показателей при стратегическом планировании. Экономическая эффективность структурных подразделений предполагает: • использование ресурсов этих подразделений; • достижение целей структурных подразделений и предприятия в целом (по прибыли, товарообороту и т.д.); • ориентация на потребителей (внутри предприятия и подразделения); • возможность нормирования составляющих эффективности; • скоординированность действий как внутри подразделения, так и с другими подразделениями; • приспособленность к решению новых задач. Выделяют следующие три категории методов оценки эффективности менеджмента. 1. Оценка результатов: • ключевые показатели эффективности; • управление по целям. 2. Оценка процесса достижения результатов: • центры развития и оценки; • метод "360 градусов"; • деловые игры; • интервью по компетенциям; • ситуационное интервью; • специализированные опросники. 3. Оценка системы управления методами организационной диагностики, которая подразумевает сбор диагностический информации с помощью специализированных методик. Критериями оценки эффективности кадровой политики являются следующие. 1. Количественный и качественный состав персонала. 2. Уровень текучести кадров. 3. Показатель абсентизма. 4. Результативность труда. 5. Затраты на персонал. 6. Удовлетворенность трудом. 7. Наличие жалоб. 8. Уровень производственного травматизма. 9. Гибкость и стабильность проводимой политики. 10. Степень учета интересов работника и производства. Критерии оценки эффективности системы управления персоналом представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |