Таблицы функциональных обязанностей и нормативных документов в социально-педагогической деятельности.
Таблица функциональных обязанностей социального педагога в ОГКУЗ ОДР:
Таблица нормативных документов в социально-педагогической деятельности ОГКУЗ ОДР.
4. Циклограмма (план) деятельности социального педагога.
5. Описание ситуаций, наблюдаемых студентом во время практики и ее решение. 1 ситуация: В группу недавно поступила девочка Ира (2,5 года). Ребенок из неблагополучной семьи. Взяла куклу, поиграла с ней и оставила посреди игровой комнаты. Няня делает девочке замечание. Ира начинает плакать. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что девочка - новичок, она пока еще не знает правил в группе. Необходимо учесть и ее тревожное состояние и период адаптации. Воспитателю нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в группе, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отнесем куклу туда, где она должна быть, то есть в кроватку». Ира охотно выполнит это требование. 2 ситуация: Андрюше 2,5 года. В обед отказался от еды. Воспитатель проявил настойчивость, и Андрюша доел суп, но второе кушать не стал и со слезами вышел из-за стола. Мальчик поступил в заведение больше года назад. Адаптация закончилась, и видимых причин для потери аппетита не было. Значит к обеду ребенок просто не проголодался. Если ребенок отказывается от еды, воспитатель не должен заставлять ребенка кушать. Самое оптимальное решение это позволить ребенку покинуть обеденный стол. И предоставить ему свободное время. В течении 30-40 минут ребенок захочет кушать и с удовольствием съест обед.
6. План-конспект двух мероприятий по оказанию помощи социальному педагогу. Открытый урок для сотрудников ОДР. Тема:Презентация Конвенции о правах ребёнка Цели: · Представить сотрудникам международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить сотрудников с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей. · Учить сотрудников уважать права детей. Задачи: · Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения. · Обучение сотрудников правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев. · Воспитание интереса у сотрудников в изучении законов по правам · несовершеннолетних. Ход занятия: 1.Вступительное слово. Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка». 2.Цели мероприятия: Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей. Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка». 3.Ознакомление с «Конвенцией о правах ребёнка». Принята 10 декабря 1948 г. Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами. Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». В которой говорится: · все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье. · Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними. · Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка. · Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь. · Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни. 20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей. В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права. У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. Они отличаются от прав взрослых: меньшими возможностями защитить самого себя; физической и психологической незрелостью; ранимостью; зависимостью от опеки старших. Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. 4. Анализ занятия. В ходе занятия удалось донести до сотрудников, что ребенок это личность, которая имеет свои права. К тому же эти права надежно защищены государством. И нам, как работникам дома ребенка очень важно помнить это и понимать. Для того чтобы мы могли донести эти знания до детей. А так же объяснить важность прав ребенка, как биологической семье, так и приемной. Очень понравилось активное участие всех слушателей занятия. Сотрудники задавали вопросы, легко выходили на диалог. Мне выразили благодарность за информативное и важное занятие. А так же попросили, чтобы такие занятия еще проводились. Таким образом, поставленная цель была достигнута. Можно сделать вывод, что сотрудники нашего дома ребенка смогут обеспечить для детей комфортные и благоприятные условия для развития и положительного эмоционального состояния. И самое главное, смогут воспитать в детях чувство собственного достоинства, уважения к окружающим их людям, своей стране и миру в целом. Занятие для замещающей семьи. Тема: Адаптация детей-сирот в условиях приемной семьи. Цель: показать особенности социальной адаптации детей - сирот в приемной семье. Задачи: · помочь замещающим родителям понять особенности психологии приемных детей; · показать основные способы разрешения проблемных ситуаций возникающих в процессе адаптации детей-сирот в приемной семье (для получения позитивного результата). План занятия: 1. Вступительное слово педагога детского дома. 2. Групповая работа по выявлению особенностей стадий адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи. 3. Игра. 4. Памятка успешного родителя. 5. Подведение итогов занятия. Ход занятия: Вступительное слово социального педагога ОДР. Приоритетной формой организации социального и личностного развития детей-сирот является их устройство в замещающей семье. Именно они призваны решить задачу успешной социализации приемных детей, поскольку включают ребенка в систему семейных отношений. Однако, не смотря на созданные государством условия для организации приемных семей, участились случаи возвращения детей в учреждения интернатного типа. Возникает вопрос: Почему семьи, принявшие детей с благими намерениями, возвращают их назад в детские дома? Основная причина – это недооценка значения процесса адаптации ребенка и взрослого в создаваемой системе семейных отношений. Ведь ребенку, принятому на воспитание в приемную семью в достаточно малый срок надо адаптироваться к особенностям конкретной семьи, усвоить ее историю, культуру, традиции, социальные и моральные нормы. К новым социальным условия должны адаптироваться и приемные родители, возложившие на себя большие обязательства, которые оказываются значительно сложнее, чем они себе это представляли. Поэтому необходимо выделить несколько стадий социальной адаптации детей – сирот в условиях приемной семьи. Групповая работа по выявлению особенностей стадий адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи. Попытаться выявить последствия каждой стадии. Заполните таблицу.
Игра «Наш семейный альбом» Родителям предлагается представить себя на месте приемного ребенка. В какой последовательности он разместил бы в семейном альбоме фотографии мамы, папы, братьев, сестер, друзей, родственников и свою. Вследствие этого будет понятно, какое место в семье отводит ребенок родителям, родственникам, друзьям и себе. Памятка успешного родителя: · Принимать ребенка с любовью. · Будьте последовательны в своих действиях. · Ясно определите, что вы хотите от ребенка (доступно объяснить ему это) · Чаще хвалите ребенка. · Давайте оценку каждому поступку ребенка. · В каждом ребенке следует видеть личность. · Верьте в него. Подведение итогов занятия. Напутствие социального педагога. Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные стадии социальной адаптации проходят все дети, принятые на воспитание в приемные семьи. Переход из одной стадии в другую дает положительные результаты в социальном развитии ребенка, принятого на воспитание в приемную семью. Знания особенностей социальной адаптации детей-сирот попавших в новые условия позволят избежать многих психологических травм во вновь образовавшихся семьях. Анализ занятия: Проводя занятие, я поняла, что вопрос адаптации детей в замещающей семье важен не только для детей, но и для родителей. Я увидела растерянность родителей, но в то же время хороший настрой и заинтересованность их в удачной адаптации ребенка. В ходе занятия я чувствовала себя немного неуверенно, потому что это был мой первый опыт работы с замещающей семьей. Но если в начале занятия присутствовало напряжение между участниками, то к середине беседы его уже не было. Общение протекало в приятной атмосфере. Занятием все остались довольны. Родители оценили это занятие, как очень продуктивное, важное и содержательное.
7. Список библиографии по теме научного исследования 1. Устав ОГКУЗ ОДР; 2. Должностные инструкции социального педагога ОГКУЗ ОДР; 3. Конституция Российской Федерации : офиц. текст / Российская Федерация. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39 с. 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с. 5. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года) 6. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие / М. Э. Вайнер и др. — М.: Академия, 2003. — 313 с. 7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ 8. Авдонина С.Н. Развитие мышления у детей в условиях дома ребенка. Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии: Материалы XLI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых-оториноларингологов. — СПб., 1994. —С. 161-168. 9. Авринская Э.И., Либова Е.Б. Монтессори-терапия в комплексе методов реабилитации детей с проблемами в развитии // Вопросы реабилитации:Сборник докладов гор. научно-практ. конф. — СПб., 2001. — С. 71-74. 10. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. —М.: МГУ, 1986. — 92с.- 16220. Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. — СПб., 1998. — 18с. 11. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки.— Л.: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 65с. 12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб: СОЮЗ, 1997. — 224с 13. Молчанова Л.Ф. Влияние условий и образа жизни на здоровье детей // Педиатрия. — 1990. — № 3. — С. 72-76. 14. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. – М.: НИИ детства РДФ, 1993 Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога – М., 2001. 15. Справочник социального педагога ИЗД.2-е Справочники ТЦ Сфера Овчарова Р.В.
8. Введение курсового исследование по теме «Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях ОГКУЗ « Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики» Раннее детство возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина). В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи. Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление. Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется. Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма. Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.
9. Характеристика воспитанника ОДР ФИО ребёнкаРоманов Антон Владимирович Дата рождения28.07.2017г Место проживания Проживает в ОГКУЗ «ОДР», г.Томск, ул.Карла Маркса, 52. ГруппаСемейная «Колобок» Дата помещения ребенка под надзор в организацию для детей-сирот02.10.2017г Сведения о родителяхМать – Романова Ирина Петровна, 17.10.1997 года рождения. Уклоняется от воспитания(Акт об оставлении в ОДР от 23.04.2018г.). Отец – Сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Брат – Романов Андрей Владимирович 03.04.2016 года рождения. Проживает в той же группе ОДР. Бабушка – Романова Ангелина Игоревна 28.09.1971 года рождения. По какой причине родственники не могут принять в семьюБабушка Романова А.И. состоит на учете, как неблагополучная, воспитывает дочь Романову Аллу Петровну, 06.06.2005года рождения. Физическое состояние Мальчик родился от 2 беременности и 2 родв. Роды в срок38 недель. Масса 3230г, рост 52 см, окр.гол./гр.-35/34см. По Апгар9/10 баллов.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |