Индивидуальные тетради детей
Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели. 7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда ивоспитателя В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. Работа с родителями Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки. Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп. Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание. Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются. На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей. Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий. Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом. Отчет логопеда В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные: 1. Дата комплектования. 2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам). 3. Количество выпущенных детей, из них: · с хорошей речью; · со значительным улучшением; · без значительного улучшения. 4. Рекомендовано направить: · в массовую школу; · в речевую школу; · во вспомогательную школу; · в массовый детсад. 5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам. 6. Количество детей, выбывших в течение года. 7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы. В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. 2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами. 3. Основные функции старшего логопеда: · знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций; · участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп; · изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег; · регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий; · составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района; · проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2—3 месяца; · систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах; · оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп; · составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания; · поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп. СЕНТЯБРЬ IVнеделя 1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти: а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»); б) подбор парных картинок (лото «Малышам»). 2. Лексика и грамматика. Тема: «Части тела и лица». Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»). 3. Развитие моторики: а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз); б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз); в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой); г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки). 4. Расширение математических представлений: а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе; б) учить пользоваться словами «один», «много». Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация. 5. Домашнее задание: а) общая артикуляционная гимнастика; б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики. ОКТЯБРЬ I неделя 1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти. а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине); б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино). 2. Лексика и грамматика. Тема: «Овощи». Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи». Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи». Дидактическая игра (лото «Овощи»). 3. Развитие моторики: а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением: Мы флажками так помашем И тихонечко попляшем, А теперь маши быстрее И пляши повеселее; в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). 4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1—3 (на материале «Овощи»); б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»). 5. Работа над звукопроизношением: а) общая артикуляционная гимнастика; б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д. 6 Домашнее задание: а) общая артикуляционная гимнастика; б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»; в) обводка и раскрашивание овощей. II неделя 1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания: а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы; б) игра «Угадай, что делает кукла Маша». 2. Лексика и грамматика. Тема: «Овощи». Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»; а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»; б) загадки по теме «Овощи»; в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине. 3. Развитие моторики: а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»); б) сочетание речи с движением: Капля — раз, капля —два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом — Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем; в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц. 4. Расширение элементарных математических представлений: а) счет предметов 1—3 (овощи); б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная—короткая», «широкая—узкая». 5. Звукопроизношение: а) общая артикуляционная гимнастика; б) дифференциация парных согласных и и б. 6. Домашнее задание: а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая; б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок. III неделя 1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания: а) игра «Где позвонили?»; б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей). 2. Лексика и грамматика. Тема: «Фрукты». Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи— фрукты». 3. Развитие моторики: а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»); б) движения по подражанию с флажками и без флажков; в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»); г) подвижная игра «Обгони»; д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов. 4. Расширение элементарных математических понятий: а) счет 1—4 (по теме «Фрукты»); б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1—4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив); в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты. 5. Звукопроизношение: а) общая артикуляционная гимнастика; б) постановка звука с; в) дифференциация глухих и звонких согласных т—д, п—б в слогах, словах, стихотворениях. 6. Домашнее задание: а) повторение упражнений для постановки звука с; б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов. IV неделя 1. Развитие зрительного и слухового внимания: а) подбор полосок, кружков по цвету: б) игра «Узнай по голосу». 2. Лексика и грамматика. Тема: «Осень». Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»). 3. Развитие моторики: а) подвижная игра («Осенние ласточки»); б) сочетание речи с движением: Бей в барабан, Бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та, тра-та-та!; в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев. 4. Расширение элементарных математических представлений: а) закрепление счета 1—4; б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник; в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек). 5. Звукопроизношение: а) закрепление звука с в слогах, словах и чистоговорках; б) выделение гласного а из ряда звуков. 6. Домашнее задание: а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки); б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее). 7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений. Ход занятия: Организационный момент. Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету. Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку. Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц. Развитие математических представлений: закрепление понятий много—один—ни одного; много—мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке. Развитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» — тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) — 2—3 раза; «капля» — капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово). 7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки. 7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе). Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста: 1. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» — Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972). 2. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» — приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»). 3. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» — приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1009)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |