ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АБСАНС (франц. absence отсутствие) — кратковременное — несколько секунд, долей секунд — выключение (отсутствие) сознания; воспоминания о периоде А. обычно не сохраняются. АВТОМАТИЗАЦИЯ— превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. АВТОРИТАРНЫЙ(лат. auctoritas полная власть, приказание) — 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) стремящийся утвердить свой авторитет, властный. АГНОЗИЯ(о + греч. gnosis знание) — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ— агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия; А. з. развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли. АГНОЗИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ— неспособность узнавать предметы на ощупь; А. о. наблюдается при поражении верхней теменной доли. АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ— изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и пальцев других людей. АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ— неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах. АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ — неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (напр., часы по тиканью); причина А. с. - поражение височной доли головного мозга. АГРАММАТИЗМ (греч. agrammatos нечленораздельный) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией. АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ (лат. impressio впечатление) — непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении. АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ (лат. expressio выражение) — неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи. АГРАФИЯ (а+ греч. grapho писать, изображать) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. АДЕНТИЯ (а+ лат. dens, dentis зуб) — отсутствие всех или многих зубов. АКАЛЬКУЛИЯ (а+ лат. calculo считать) — невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. АКАТАГРАФИЯ (а- + греч. katagrapho записывать) — патология письменной речи центрального происхождения, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении. АККОМОДАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ (греч. phonetikos относящийся к фонетике; звуковой) — частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков, состоящее в том, что экскурсия (начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация); в русском языке гласные звуки аккомодируют согласным (напр., игры — отыгран). АКРОМЕГАЛИЯ(акро- + греч. megas, megalu большой) — непропорциональное увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, языка, надбровных дуг и др. частей тела; возникает при заболевании передней доли гипофиза. АКРОЦЕФАЛИЯ (акро+ греч. kephale голова) — аномалия развития: высокий череп конической формы, несколько уплощенный в переднезаднем направлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов. АЛАЛИЯ (о+ греч. lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей. АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ(лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. АЛЕКСИЯ(о+ лат. lego читаю) — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. АЛЕКСИЯ(а+ греч. lexis слово) — мед. потеря способности читать вследствие очагового поражения головного мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией). АМБИДЕКСТР(алиби+ лат. dexter правый) — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук. АМБИДЕКСТРИЯ— способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой; А. может быть врожденной или выработанной в результате тренировки. АМБЛИОПИЯ (греч. amblyopia; амбли+ ops, opos глаз) — ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами А. являются функциональные расстройства зрительного анализатора. АМИМИЯ(а+ греч. mimia подражание) — отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов, а также при некоторых психических заболеваниях. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ(греч. synthesis соединение, сочетание, составление) — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания. АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела. АНАЛИЗАТОР КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ(греч. kinesis движение) — см. Анализатор двигательный. АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции. АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ— анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы. АНАЛИТИКО-СИНТЕТЙЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т. е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. АНАМНЕЗ(греч. anamnesis воспоминание) — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий. АНАРТРИЯ(ан-+ греч. arthroo членораздельно произносить) — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. АНАХРОНИЗМ(греч. ana назад + chronos время) — употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т. п. нормам данной эпохи. АНЕМИЯ(ок+ греч. haima кровь) — состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в крови, обычно при одновременном уменьшении количества эритроцитов; буквально А. — «бескровие», практически обозначает «малокровие». АНКИЛОГЛОССИЯ (анкило+ греч. glossa язык) — врожденное укорочение уздечки языка. АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д.: 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, поздно-оглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами. АНТАГОНИСТ (греч. antahonistes противник, соперник) — мышца, действующая в противоположном направлении относительно данной (напр., мышца-сгибатель по отношению к разгибателю). АНТЕНАТАЛЬНЫЙ (антпе+ лат. natus рождение) — дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам. АНТОНИМЫ(антпи+ греч. onoma имя) — слова, имеющие противоположные значения (напр., болезнь — здоровье, твердый — мягкий и т. д.). АНТРОПОЛОГИЯ (антропо+ греч. logos учение) — наука о происхождении человека и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека. АНТРОПОМЕТРИЯ (антропо+ греч. metreo измерять) — один из методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела. АПРАКСИЯ (греч. apraxia бездействие) — мед. нарушение способности производить целенаправленные движения в результате поражения высших отделов коры головного мозга. АПРАКСИЯ АМНЕСТЙЧЕСКАЯ (греч. amnesia забывчивость, потеря памяти) — нарушение произвольных действий при сохранении подражательных. АПРАКСИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ (греч. grapho пишу) — утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; при А. г. списывание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности. АПРАКСИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ — апраксия, которая возникает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного (левого) полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных движений. АПРАКСИЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ — апраксия, связанная с поражением заднелобных прецентральных отделов доминантного полушария; характеризуется недостаточной плавностью автоматизированных двигательных навыков, т. к. они распадаются у больных на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, персеверируя (повторяя) его. АПРАКСИЯ ОРАЛЬНАЯ (лат. os, oris рот) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи. АРАХНОДАКТИЛИЯ(арахно+ греч. daktylos палец) — аномалия развития: удлинение и утончение пальцев рук и ног. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ — усвоение артикуляционной базы данного языка. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ — прил. от ел. артикуляция; артикуляционная база — лингв, свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков языка АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС — совокупность ре-чедвижений, Необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения. АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulare членораздельно выгова-ривать) — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. АРТИКУЛЯЦИЯ ЙОТОВАЯ — артикуляция, сопровождаемая поднятием средней части языка к твердому нёбу, или палатализацией. АРТИКУЛЯЦИЯ НОСОВАЯ — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком. АРТИКУЛЯЦИЯ РОТОВАЯ — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот. АСИММЕТРИЯ(греч. asymmetria несоразмерность) — несоразмерность частей, отсутствие, нарушение симметрии. АСИНЕРГИЯ (о+ греч. synergia взаимодействие) — нарушение содружественной (синергичной) деятельности мышц, проявляющееся расстройством движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп; наблюдается при поражении мозжечка. АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio уподобление, усвоение) — 1) процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью биологических структур или откладываются в организме в виде запасов; 2) приспособление одних звуков к другим, состоящее в приспособлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего. АСФИКСИЯ (о+ греч. shhyxis пульс, пульсация) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях. АТАКСИЯ (греч. ataxia беспорядок, отсутствие координации) — расстройство координации движений, например, походка человека, у которого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т. д. АТАКТИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК — почерк человека, у которого нарушена координация движений верхних конечностей: во время письма расстраивается соединение букв, линии выходят за пределы строки и т. д. АУДИОГРАММА (аудио+ греч. gramma запись) — графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра. АУТИЗМ(греч. autos сам) — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (ауто+ греч. -genes зарождающийся, производимый) — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением. АФАЗИЯ (а+ греч. phasis речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. АФОНИЯ (а+ греч. phone звук, голос) — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. — несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. Б БАЗАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ — по И.П.Павлову, кинестезические раздражения органов речи. БАРИАКУЗИЯ (бори+ греч. akustikos слуховой) — см. Тугоухость. БАТТАРИЗМ (греч. battarismos заикание) — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются. БИЛАБИАЛЬНЫЙ (би+ лат. labialis губной) — губно-губной, двугубный, образуемый сближением или смыканием обеих губ. БЛЕДНЫЙ ШАР — один из центров экстрапирамидной системы; Б. ш. ведает паллидарными движениями, которые производят грудные дети; к их числу предположительно относят и лепет, так как лепечут и глухие дети. БЛИЗОРУКОСТЬ — аномалия рефракции глаза, при которой параллельные лучи преломляются средами глаза так, что соединяются впереди сетчатки; при Б. на сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы видны неясно. БЛОКОВЫЙ НЕРВ — IV пара черепно-мозговых нервов; иннервирует верхнюю косую мышцу, поворачивающую глазное яблоко вниз и кнаружи. БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ — X пара черепно-мозговых нервов; иннервирует органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей. БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки. БРАДИКИНЕЗИЯ (бради+ греч. kinesis движение) — общая замедленность движений. БРАДИЛАЛИЯ (бради+ греч. lalia речь) — патологически замедленный темп речи. БРАДИЛЕКСИЯ(бради+ лат. lego читаю) — патологическая замедленность темпа чтения. БРОДМАНА ПОЛЯ (К.Brodmann, нем. психиатр) — участки коры головного мозга, которые различаются между собой строением нервных клеток; разные поля связаны с разными функциями (напр., поля, расположенные в затылочной области мозга, связаны со зрительной функцией, а поля, расположенные в центральной части мозга, — с двигательной). БРОКА ЦЕНТР (Р.Р.Вгоса, фр. антрополог и хирург) — участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. БУКВА — графический знак, который используется для обозначения на письме фонем. БУЛЬБАРНЫЙ (от лат. bulbus луковица, форма которой напоминает продолговатый мозг) — относящийся к продолговатому мозгу. БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — синдром поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигательных ядер, расположенных в продолговатом мозге, с параличом мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, голосовых складок и надгортанника. В ВАРОЛИЕВ МОСТ (С. Varolio, итал. анатом) — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, функцией которых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение. ВЕЛЯРИЗАЦИЯ (лат. velaris задненёбный) — дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему (мягкому) нёбу, что вызывает т. наз. твердость звуков, резко понижая тон и шум. ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК (лат. velaris) — задненёбный звук (напр., (г), (к), (х)). ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ (лат. verbum слово) — недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходимой мере соблюдение принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными, учащиеся не могут применять их в практической деятельности. ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии. ВЕРХНИЙ ГОРТАННЫЙ НЕРВ — начало, верхний ганглий блуждающего нерва; иннервирует слизистую оболочку гортани выше голосовых складок, слизистую оболочку корня языка и частично глотки. ВЕРХНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные пучки, укорачивающие язык, выгибая его поверхность в сагиттальном направлении, и поднимающие кончик языка, расположенные в верхней части языка в сагиттальном направлении от его корня к кончику. ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; см. Взрыв 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи. «ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, проявляющиеся на особом экране; используется для акустического анализа речи, для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению. ВИЗУАЛЬНЫЙ (лат. visualis зрительный) — воспринимаемый или производимый посредством зрения. ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в течение 0,1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам. ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной. ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентриро-ванность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других. ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. ВОСПИТАНИЕ— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека. Г ГЕМАТОМА (гемато+ греч. ...бта окончание в назв. опухолей) — кровяная опухоль, ограниченное стенками естественной полости или тканями скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов. ГЕМИПАРЕЗ (геми+ парез) — парез мышц одной половины тела. ГЕМИПЛЕГИЯ (геми+ греч. plege удар, поражение) — паралич мышц одной половины тела. ГЕМИТРЕМОР (геми+ лат. tremor дрожание) — быстрые ритмичные непроизвольные сокращения мышц одной половины тела. ГЕНЕЗИС — см. Генез (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие) — происхождение, возникновение, начало. ГЕНЕТИКА (греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению) — наука о наследственности и изменчивости организмов. ГИДРОЦЕФАЛИЯ (гидро+ греч. kephale голова) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа. ГИДРОЦЕФАЛИЯ ВРОЖДЕННАЯ — гидроцефалия, развивающаяся во внутриутробном периоде; может возникнуть вследствие инфекционных заболеваний, травм и интоксикаций матери во время беременности. ГИДРОЦЕФАЛИЯ ПРИОБРЕТЕННАЯ — гидроцефалия, возникшая в постнатальном периоде; может быть следствием менингита, менинго-энцефалита, травм черепа, родовых травм новорожденных. ГИМНАСТИКА РЕЧИ АКТИВНАЯ — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. ГИМНАСТИКА РЕЧИ ПАССИВНАЯ — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т. е. пассивное движение постепенно переводится в активное. ГИПЕРЕМИЯ (гипер+ греч. haima кровь) — увеличенное кровенаполнение сосудов какого-либо органа или ткани. ГИПЕРКИНЕЗ (гипер+ греч. kinesis движение) — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц. ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ (гипер+ лат. salivatio слюноотделение) — увеличенное выделение слюны. ГИПЕРТОНИЯ (гипер+ греч. tonos напряжение) — 1) повышение мышечного тонуса; 2) повышение артериального давления. ГИПОКСИЯ (гип+ лат. oxyqenium кислород) — кислородное голодание организма. ГИПОМИМИЯ (гипо+ греч. mimia подражание) — бедность мимики. ГИПОТАЛАМУС (гипо+ греч. thalamos комната, внутренние покои) — отдел промежуточного мозга, расположенный книзу от зрительного бугра; является высшим подкорковым центром вегетативной нервной системы. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis предположение) — предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства. ГИПОТОНИЯ (гипо+ греч. tonos напряжение, тонус) — 1) понижение мышечного тонуса; 2) понижение кровяного давления. ГИПОФИЗ (гипо+ греч. physis образование, возникновение) — железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга; вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ НЕРВ — III пара черепно-мозговых нервов; иннервирует мышцы, двигающие глазное яблоко, и мышцу, суживающую зрачок и изменяющую кривизну хрусталика. ГЛИЯ (греч. glia клей, клеевидное вещество) — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов. ГЛОСС (глоесогреч. glossa язык) — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к языку». ГЛОССОЛАЛИЯ (глоесо+ греч. lalia речь) — нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка. ГЛОССОПЛЕГИЯ (глоесо+ греч. plege удар, поражение) -паралич мышц языка. ГЛОССОПТОЗ (глоссо+ греч. ptosis падение, опущение) — аномалия развития; недоразвитие и западение языка. ГЛОССОСПАЗМ (глоссо+ греч. spasma судорога, непроизвольное сокращение мышц) — судорога языка. ГЛОТТОГРАФ (лат. glottis голосовой аппарат + греч. graphd писать, изображать) — прибор для исследования вибрации голосовых складок. ГЛОТТОГРАФИЯ (лат, glottis голосовой аппарат + греч. grapho писать, изображать) — метод исследования голосового аппарата путем регистрации кривой, отображающей колебание голосовых складок в процессе фонации. ГНОЗИС (греч. gnosis познавание, знание) — познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. ГОЛОС РЕЧЕВОЙ — сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик, звучный кашель. ГОЛОСА КАЧЕСТВА — см. Голоса высота, Голоса сила, Голоса тембр. ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА — отсутствие или нарушение фонации; с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный), нарушение силы голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный, Голос приглушенный, Голос слабый, Голос с придыханиям, Голос форсированный), нарушение тембра голоса (см. Голос гортанно-резкий, Голос «металлический», Голос сиплый, Голос хриплый, Ринофония), отсутствие голоса (см. Афония, Голос ларингоэктомированных); по причинам возникновения различают Г. р. функциональные (см. Афония, Голоса мутация патологическая, Дисфония, Ринофония. Фонастения) и органические (см. Афония. Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония); см. Голоса расстройства органические, Голоса расстройства функциональные. ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ — различают Г.р.о. периферического и центрального характера; в основе Г.р.о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани, ведущие к деформации гортани и голосовых складок и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вызывающими Г.р.о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов; Г.р.о. центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония; см. Афония, Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония. ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука. ГОЛОСОВОЙ РЕЖИМ — один из приемов коррекционной работы над голосом, начинающийся с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь, что ведет к уменьшению раздражения (снятию напряженности) в области гортани и голосовых складок, а также к психическому успокоению. ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ — физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ — строение слова и предложения, присущее данному языку. ГРАФОЛОГИЯ (графа+ греч. logos учение, наука) — учение о возможности определения по почерку характера человека; изучение особенностей почерка здоровых людей и его нарушений у больных имеет значение при диагностике некоторых нервных и психических болезней. ГУБЫ — органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета. Д ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез). ДЕВИАЦИЯ (лат. dviatio уклонение + via дорога) — 1) фаз. отклонение магнитной стрелки компаса (от линии магнитного меридиана) вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел; 2) биол. разновидность филэмбрио-генеза, при которой изменение в развитии органа происходит на средних стадиях его формирования и приводит к отклонению в строении этого органа у взрослого организма (ср. анаболия, архаллаксис). ДЕЙСТВИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ — сложные двигательные акты и другие последовательные действия, протекающие без контроля сознания. ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (де+ компенсация) — недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. % ДЕЛАБИАЛИЗАЦИЯ (де+ лабиализация) — потеря огубления, изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ. ДЕНЕРВАЦИЯ (де+ (ин)нервация) — разобщение связей какого-либо органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения целости проводников, химического или физического воздействия, нарушающего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах. ДЕПРЕССИЯ (лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать) — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудение, изменение ритма сердечной деятельности и т. п.). ДЕРМОГРАФИЗМ (греч. derma кожа + grapho писать, изображать) — изменение окраски кожи при ее механическом штриховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое значение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы. ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение. ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение. ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лаг. defectus недостаток + греч. logos учение) — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ — 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида. ДИАГНОЗ (греч. diagnosis распознавание; диа+ gnosis познание, знание) — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п. ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, устанавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям. ДИАГНОСТИКА (греч. diagnostikos способный распознавать) — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. ДИАТЕЗ (греч. diathesis склонность к чему-либо, предрасположение) — предрасположение организма к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители. ДИАФРАГМА (диа+ греч. phragma перегородка) — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |