Преддипломная практика проводится на V курсе в X семестре в течение 16 учебных недель. Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой заслушивается приказ ректора о распределении студентов по базам практики (с указанием руководителей практики от университета), доводятся до сведения цель и задачи практики, даются указания по выполнению индивидуальных заданий, ведению документации и проводится инструктаж по технике безопасности.
Практика проходит в различных типах учебных заведений Республики Беларусь: средних школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях под непосредственным контролем руководителя практики от кафедры университета или самостоятельно. В ходе прохождения преддипломной практики студенты проводят не менее 90 уроков разных типов и видов и четыре внеклассных мероприятия на различных ступенях обучения, ведут дневники по каждому предмету и оформляют «методический портфель», в который входят планы-конспекты уроков английского и немецкого языков в соответствии с индивидуальными заданиями, сценарии проведенных внеклассных мероприятий по двум языкам, конспекты воспитательных мероприятий в классах, в которых студент выполнял функции классного руководителя, образцы наглядности, раздаточного материала, созданного студентом в ходе прохождения практики и другие материалы.
По окончании преддипломной практики студент представляет документацию на соответствующие выпускающие кафедры в течение трех дней после окончания преддипломной практики.
Недели
| Разделы и темы практики
| Содержание и формы работы
| Развиваемые умения
| Итоги
|
I
| Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса по первому иностранному языку
| - Изучение программы преддипломной практики и программы классного руководства;
- изучение образовательного стандарта, учебной программы по иностранным языкам, орфографического режима и других документов;
- изучение календарно-тематических планов, плана работы классного руководителя, плана внеклассной работы по предмету, журналов и другой документации;
- ознакомление с расписанием уроков и факультативных занятий, деятельностью учителя иностранного языка и классного руководителя;
- изучение учебно-методических комплексов по первому иностранному языку, библиотечного фонда, медиотеки, технических средств и наглядных пособий учреждения образования;
- изучение ученических коллективов посредством проведения наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности и успеваемости учащихся, определение уровня их обученности, выявление трудностей при изучении иностранного языка и подготовка методической характеристики класса;
- наблюдение и анализ не менее десяти уроков иностранного языка на различных ступенях обучения, проведенного учителем;
- консультация с учителем по планированию уроков иностранного языка.
| Адаптироваться к условиям учреждения образования.
| Дневник по практике.
|
II
| Посещение и анализ уроков иностранного языка разных типов и видов.
Планирование и проведение пробных уроков иностранного языка.
| - Изучение методической литературы и планирование не менее двух уроков первого иностранного языка разных типов и видов на различных ступенях обучения;
- консультации с руководителем практики от кафедры университета по подготовке планов-конспектов уроков иностранного языка на различных ступенях обучения;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка учителем;
- проведение и (само)анализ уроков иностранного языка;
- наблюдение и анализ уроков, проведенных учителем иностранного языка и студентами-практикантами;
- выполнение функций классного руководителя;
- консультация с учителем по планированию уроков иностранного языка и внеклассного мероприятия по предмету.
| Анализировать и оценивать эффективность деятельности, планировать образователь-ную и вос-питательную деятельность.
| Дневник по практике.
|
III–VII
| Разработка планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия. Осуществление образовательной и воспитательной деятельности.
| - Изучение методической литературы, планирование и проведение не менее восьми уроков в неделю на различных ступенях обучения в соответствии с индивидуальными заданиями;
- разработка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;
- консультации с учителем и руководителем практики от кафедры университета по подготовке планов-конспектов уроков иностранного языка;
- отбор и разработка наглядных пособий, дидактического материала;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия по предмету учителем;
- проведение самоанализа уроков иностранного языка и внеклассного мероприятия;
- выполнение функций классного руководителя;
- наблюдение и анализ уроков различных типов и видов, проведенных учителем иностранного языка и студентами-практикантами (не менее пятнадцати).
| Методические умения учителя иностранного языка.
| Дневник по практике, планы-конспекты уроков и сценарий внеклас-сного мероприя-тия.
|
VIII
| Осуществление образовательной и воспитательной деятельности.
Подведение итогов работы по практике по первому иностранному языку.
| - Изучение методической литературы, планирование и проведение не менее трех уроков в неделю;
- разработка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;
- выполнение индивидуальных заданий и подготовка «методического портфеля»;
- консультации с учителем и руководителем практики от кафедры университета;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия по предмету учителем;
- проведение самоанализа собственного педагогического мастерства;
- выполнение функций классного руководителя;
- оформление дневника по преддипломной практике и подготовка отчета по итогам преддипломной практики по первому иностранному языку.
| Рефлексиро-вать образователь-ную и воспитатель-ную деятельность.
| «Методи-ческий портфель», дневник и отчет по практике.
|
IX
| Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса по второму иностранному языку.
| - Изучение календарно-тематических планов, плана работы классного руководителя, плана внеклассной работы по предмету, журналов и другой документации;
- ознакомление с расписанием уроков и факультативных занятий, деятельностью учителя иностранного языка и классного руководителя;
- изучение учебно-методических комплексов по второму иностранному языку, библиотечного фонда, медиотеки, технических средств и наглядных пособий учреждения образования;
- изучение ученических коллективов посредством проведения наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности и успеваемости учащихся, выявление уровня их обученности, выявление трудностей при изучении иностранного языка и составление методической характеристики класса;
- наблюдение и анализ не менее десяти уроков иностранного языка на различных ступенях обучения, проведенного учителем;
- консультация с учителем по планированию уроков иностранного языка.
| Адаптироваться к условиям учреждения образования.
| Дневник по практике.
|
X
| Посещение и анализ уроков иностранного языка разных типов и видов.
Планирование и проведение пробных уроков иностранного языка.
| - Изучение методической литературы и планирование не менее двух уроков второго иностранного языка разных типов и видов на различных ступенях обучения;
- консультации с руководителем практики от кафедры университета по подготовке планов-конспектов уроков иностранного языка;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка учителем;
- проведение и (само)анализ уроков иностранного языка;
- наблюдение и анализ уроков, проведенных учителем иностранного языка и студентами-практикантами;
- выполнение функций классного руководителя;
- консультация с учителем по планированию уроков иностранного языка и внеклассных мероприятий по предмету.
| Анализировать и оценивать эффективность деятельности, планировать образователь-ную и воспитатель-ную деятельность.
| Дневник по практике.
|
XI–XV
| Разработка планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия. Осуществление образовательной и воспитательной деятельности.
| - Изучение методической литературы, планирование и проведение не менее восьми уроков в неделю на различных ступенях обучения в соответствии с индивидуальными заданиями;
- разработка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;
- выполнение функций классного руководителя;
- консультации с учителем и руководителем практики от кафедры университета по подготовке планов-конспектов уроков иностранного языка;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия по предмету учителем;
- проведение самоанализа уроков иностранного языка и внеклассного мероприятия;
- отбор и разработка наглядных пособий, дидактического материала;
- наблюдение и анализ уроков различных типов и видов, проведенных учителем иностранного языка и студентами-практикантами (не менее пятнадцати).
| Методические умения учителя иностранного языка.
| Дневник по практике, планы-конспекты уроков и сценарий внеклас-сного мероприя-тия.
|
XVI
| Осуществление образовательной и воспитательной деятельности.
Подведение итогов работы по практике по второму иностранному языку.
| - Изучение методической литературы, планирование и проведение не менее трех уроков в неделю;
- разработка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;
- выполнение функций классного руководителя;
- выполнение индивидуальных заданий и подготовка «методического портфеля»;
- консультации с учителем и руководителем практики от кафедры университета;
- утверждение планов-конспектов уроков иностранного языка и сценария внеклассного мероприятия по предмету учителем;
- проведение самоанализа собственного педагогического мастерства;
- оформление дневника по преддипломной практике и подготовка отчета по итогам преддипломной практики по второму иностранному языку;
- подготовка к зачету по преддипломной практике.
| Рефлексировать образователь-ную и воспитательную деятельность.
| «Методический портфель», дневник и отчет по практике.
|