Метеорологические баллоны
Территория нашей страны покрыта сетью из двухсот аэрологических станций (по данным на 1991 год), откуда три или четыре раза в день запускаются метеорологические радиозонды. Помимо аэрологических, имеется еще более 10 тысяч метеорологических станций и постов, откуда время от времени производятся пуски шаров без аппаратуры. Таким образом в воздушном пространстве нашей страны ежедневно летают многие сотни различных метеорологических баллонов.
Положение на небосводе.
| любое.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Медленное перемещение без заметных ускорений и виражей (у земли движение шара более выражено). Движение определяет характер движения воздушных масс. Следует учесть, что на высоте направление ветра может не совпадать с движением приземного слоя воздуха. Скорость подъема - несколько метров в секунду. На свою предельную высоту (около 30 км.) метеобаллон поднимается от одного до двух часов. От места запуска метеобаллон обычно не улетает дальше 10-15 км. (в некоторых случаях - до 200 км.)
| Угловой размер
| Угловой размер небольшой. Наиболее распространенный тип метеобаллона - шар диаметром около двух метров и грузоподъемностью 1-1,5 кг. Поднимаясь на высоту, шар постепенно увеличивает размеры (примерно до 10 метров) пока не лопнет.
| Форма
| Очевидец может опознать форму объекта как круглую, овальную, каплевидную.
| Яркость
| В зависимости от условий освещения, яркость метеобаллона может быть как выше, так и ниже яркости неба. Иногда к метеобаллону крепится небольшая лампочка.
| Цвет
| Цвет - белый, красный, коричневый, черный. Обычно - оболочка резиновая.
| Дата, время, метеоусловия.
| любые.
| Длительность наблюдения
| до нескольких часов.
|
Осветительные и сигнальные ракеты
Положение на небосводе.
| любое.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Движение по баллистической траектории с высокой угловой скоростью. Скорость снижения может быть ниже скорости взлета (осветительные ракеты имеют миниатюрный парашют)
| Угловой размер
| «звезда».
| Форма
| Очевидец не может опознать форму объекта по причине малого углового размера, либо называет ее шарообразной. Объект может оставлять за собой дымный след.
| Яркость
| Яркость выше яркости фона (неба).
| Цвет
| белый, желтый, зеленый, красный.
| Дата, время, метеоусловия.
| Дата, время, метеоусловия - любые.
| Длительность наблюдения
| Длительность наблюдения не более 10 секунд.
|
Аэростаты
Для астрофизических наблюдений или регистрации космических потоков за пределами плотных слоев атмосферы используются значительно большие (чем метеобаллоны) по размеру и грузоподъемности аэростаты. Сферические аэростаты могут иметь объем до полумиллиона кубических метров и диаметр 150 метров. Они могут длительное время дрейфовать на высотах более 40 км. с полутонным грузом научного оборудования. Французские баллоны в форме правильной пирамиды (тетраэдра) имеют объем от 1350 до 150000 куб. метров при длине ребра от 25 до 110 метров. Грузоподъемность до 100 кг. Высота полета 20-40 км. Запуски высотных аэростатов в основном осуществляется в США, Франции, странах Скандинавии, Японии и СССР. Число их велико - до 100 в год (по данным на 1989 год). Помимо отечественных аэростатов на территории РФ могут наблюдаться баллоны из европейских стран, Японии и США.
Помимо мирных целей аэростаты применялись и применяются в военных целях (для разведки, бомбометания, противовоздушной и противолодочной обороны).
|
|
Положение на небосводе.
| любое.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Медленное перемещение без заметных ускорений и виражей. Движение определяет характер движения воздушных масс. В ряде случаев аэростаты неподвижны - находятся на привязи. Сезонное распределение ветровых течений в стратосфере (для северного полушария): с сентября по март - с запада на восток, в мае и июне - с востока на запад. Скорость ветра - от десятков до двух-трех сотен километров в час. Следует учесть, что на высоте направление ветра может не совпадать с движением приземного слоя воздуха.
| Угловой размер
| Угловой размер сопоставим с диском Луны. Так, аэростат средней величины (50 метров) с расстояния 6 километров будет иметь угловой размер 0,5 градуса, а с расстояния в 100 км. - около 2'.
| Форма
| Форма - сферическая, тетраэдрическая, «каплевидная». В некоторых случаях используются связки из нескольких десятков обычных метеобаллонов. После выполнения программы исследований и спуска полезной нагрузки, срабатывает устройство уничтожения оболочки, при этом она обычно разрывается на несколько кусков. В редких случаях оболочка не разрушается, а продолжает полет в виде бесформенной массы, переливающейся всеми цветами радуги. Вокруг аэростатов иногда наблюдаются оптические эффекты, связанные с состоянием нижних слоев атмосферы, например, красные концентрические кольца.
| Яркость
| В зависимости от условий освещения, яркость метеобаллона может быть как выше, так и ниже яркости неба. Хорошо заметны в вечерние и утренние часы из-за высокого коэффициента отражения.
| Цвет
| Цвет - дымчато-белый. В утренние и вечерние часы солнечные лучи придают аэростату желтоватые и красноватые оттенки. Обычно - оболочка из полиэтиленовой пленки.
| Дата, время, метеоусловия.
| любые.
| Длительность наблюдения
| Длительность наблюдения значительная. Рекорд длительности полета, установленный в 1970 г., превышает четыре года, в течение которых аэростат совершил более ста кругосветных путешествий на высоте около 35 км.
|
Самолеты и вертолеты
Положение на небосводе.
| любое.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Движение прямолинейное с виражами и ускорениями, может наблюдаться эффект зависания (как при реальном зависании аппаратов, имеющих такую технологическую возможность, так и из-за ошибок зрительного восприятия при наблюдении выполнения разворота). Большинство самолетов гражданской авиации имеют крейсерскую скорость от 180 (Ан-2) до 950 (Ил-86) и даже 2300 (Ту-144) км/ч. В других режимах полета (взлет, посадка, набор высоты) скорость может быть еще ниже (от 90 км/ч). Отметим, что для военной техники и экспериментальных разработок эти параметры могут колебаться в еще более значительных пределах. Так скорость в разных режимах может характеризоваться как полным зависанием, так и превышением в несколько раз скорости звука.
| Угловой размер
| Угловой размер - любой. Зависит от высоты полета и размеров самолета. Самолеты гражданской авиации могут подниматься на высоты до 12000-13000 метров (потолок военной авиация выше в два раза). Размер самолетов может быть различным (от 13 метров длины у Ан-2 до 70 метров у «Боингов»). Рекламные самолеты (самолеты с транспарантами) могут казаться имеющими бОльшие угловые размеры. В ночное время летящие строем самолеты могут создавать иллюзию перемещения более крупного объекта.
| Форма
| В различных проекциях может восприниматься как «тарелка», «цилиндр», «стреловидный объект», «треугольник». Следует учесть возможность полета строем. Объект может оставлять за собой инверсионный (дымный) след, свойства которого мы рассмотрим в разделе «Облака».
| Яркость
| Вблизи аэропорта пробивающийся сквозь низкие облака самолет с включенными посадочными фарами иной раз похож на знаменитый "треугольник", движущийся основанием вперед. Если еще при этом не слышно гула двигателей (например, если его что-то заглушает) то сходство полное. (Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14 от 10 Июля 2000)
| Цвет
| Яркость объекта определяется условиями освещения и собственной окраской самолета. Обычно - ниже яркости фона (неба). Вместе с тем в ночное время объект должен иметь бортовые огни:
- Аэронавигационные огни на крыльях и хвосте самолета. Красный на левой консоли крыла, зеленый (редко синий) на правой. Белый на вертикальном оперении (хвосте).
- Проблесковые огни (стробоскоп или крутящийся маячок) снизу и/или сверху фюзеляжа. Обычно белые и/или оранжевые. Строевые огни (темно-синего цвета) на плоскостях для полета в строю ночью. В н.в. используются редко. С земли не заметны.
- Фары посадочные (режимы большого и малого света) и рулежные. Включаются в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Посадочные фары (за исключением тех, которые смонтированы на стойках шасси) иногда кратко или долговременно задействуются в полете.
- Hа топливозаправщиках с передачей топлива по телескопической штанге (ВВС США) под фюзеляжем смонтировано светотехническое оборудование, позволяющее заправляемому самолету занимать и выдерживать определенную позицию. Под определенным ракурсом с земли может выглядеть как дорожки красных и зеленых огней и/или как пробегающие вдоль корпуса объекта огоньки.
- Другое внешнее светотехническое оборудование. Hапример, фара для подсветки передней кромки крыла (для визуального контроля на предмет обледенения), фара для подсветки опознавательных знаков (госпринадлежность, регистрационный номер) гражданских воздушных судов.
| Дата, время, метеоусловия.
| Любые
| Длительность наблюдения
| До десятков минут, в зависимости от условий.
|
Отметим, что на участках движения с направлением, близким к линии «наблюдатель-самолет», очевидцем (в следствии автостатического эффекта) может отмечаться «остановка/зависание» объекта. Так, к примеру, выполнение самолетом поворота на 90µ может выглядеть для наблюдателя как "полет со снижением скорости - зависание - полет в обратном направлении" (на угловой высоте не более 40 градусов):
«...Я однажды поздним вечером видел классический трехзвездник. Прямо из окна своей квартиры. Висел минуту-полторы, пока он не изменил направление полета, и я не увидел, что это самолет, который, вследствие маневра, летел в мою сторону. Это, действительно, способно действовать на нервы. И то, что лампочки у него мигают и, таким образом, выдают его, нисколько не отнимает пафоса у ситуации.»
(Из письма Славы Шевцова в эхоконференцию RU.UFO.SCEPTIC от 11.05.2000)
Необходимые расчеты можно провести по формулам:
или , где g - ускорение свободного падения
или , где g - ускорение свободного падения.
Как видно из предложенных формул, время и радиус разворота зависят только от угла крена и скорости аппарата. Скорости аппаратов были описаны выше. Угол крена у пассажирских самолетов обычно не превышает 15 градусов, у другой гражданской авиации - 30 градусов (в некоторых случаях до 45 градусов). (По допустимому крену военной техники сведений не имею.)
Так, для самолета Ан-2, летящего с линейной скоростью 180 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 30 градусов займет около 13 секунд. А Ту-144, летящий со скоростью 2300 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 15 градусов выполнит примерно за 390 секунд (т.е. 6,5 минут).
Звук: Двигатели самолета создают существенный гул, который слышен на некотором расстоянии. Но, иногда даже пролетающий близко аэробус с четырьмя двигателями может быть еле-еле слышен. Наблюдателями на земле может фиксироваться характерный (обычно двойной-тройной) хлопОк от ударной волны при сверхзвуковом.
Вероятно, очень интересно со стороны наблюдать работу лазерных дальномеров/целеуказателей, широко используемых для полуактивного наведения управляемых ракет класса «воздух-земля» и корректируемых авиационных бомб. Еще более интересно наблюдать за работой системы теленаведения (телевизоры тут не причем) по лазерному лучу, формирующему определенное пространственно-временное информационное поле относительно направления на цель, из которого датчики ракеты извлекают информацию целеуказания.
Воздушный змей
Несмотря на то, что в последнее время в России увидеть летающего воздушного змея практически невозможно, мы должны учесть, что эта детская забава является традиционным развлечением в различных странах мира (например, Китае и США).
Положение на небосводе.
| Любое.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Объект совершает хаотичные движения, движения по замкнутой траектории (в том числе и движение маятником). Уход из зоны видимости происходит снижением.
| Форма и вертикальный размер различны
| Одиночный
воздушный змей
| Угловой размер
| Обычно не более 30'.
| Форма
| Различная (прямоугольная, треугольная, крестообразная, округлая, дискообразная, цилиндрическая, комбинированная)
| Связка (цепочка) из змеев.
Управление таким змеем довольно сложно. Обычно запускается только профессионалами.
| Угловой размер
| Объект имеет вытянутую форму. Ширина не более 30'. Длина на много больше ширины.
| Форма
| Удлиненная. В ходе наблюдения объект змееподобно извивается.
| Яркость
| Яркость зависит от условий освещения и конструкционных особенностей воздушного змея. Обычно - темнее неба. При наличии вращающихся деталей возможны изменения яркости.
| Цвет
| Цвет - любой.
| Дата, время, метеоусловия.
| Дата, время и метеоусловия должны способствовать проведению развлечений на открытом воздухе. Дата и время - любые. Обычно - днем в теплое время года. Метеоусловия - хорошая погода. Обязательное наличие ветра.
| Длительность наблюдения
| Длительность наблюдения не ограничена.
|
Облака
Облака состоят из мельчайших капель воды. 90% водяного пара, из которого образуются облака, сосредоточено в тропосфере - нижнем, наиболее плотном слое земной атмосферы. Высота тропосферы у полюсов составляет 8-10 км и, повышаясь в средних широтах до 10-12 км, достигает у экватора 16-18 км. Некоторые формы облаков образуются и выше (перламутровые - на высоте около 25 км, серебристые облака - на высотах от 75до 95 км.).
Возможно образование облаков в форме «классической» летающей тарелки. Такая облачная формация носит название "стоячей волны". Встречается она достаточно редко - для их образования необходимо сочетание нескольких условий: сильный порывистый ветер со скоростью порядка 24-32 километра в час, теплая солнечная погода, резкие температурные перепады в атмосфере, горный ландшафт.
Чаще всего такие облака образуются над глубокими горными долинами или над широкими плоскими хребтами. В Европе «стоячие волны» наблюдаются в предгорьях Сьерры-Невады (Испания), районе Приморских Альп (Франция), на побережье Тирренского моря к югу от Неаполя (Италия).
Схожие с облаками свойства имеют некоторые техногенные проявления (например, инверсионный след самолета, аварийные выбросы различных химических веществ).
|
|
|
|
Положение на небосводе.
| Положение на небосводе любое. Серебристые облака очень редки и наблюдаются преимущественно в средних широтах в северной половине неба.
| Характер движения
(траектория, угловая скорость)
| Движение отсутсвует, либо прямолинейное равномерное в зависимости от скорости и направления ветра. Следует учесть, что движение воздушных масс у земли часто не соответствует движению воздуха на других высотах.
| Угловой размер
| Любой. Обычно - довольно большой.
| Форма
| Разнообразная. Чаще - неправильная. Могут принимать форму диска, линзы. Ряд ошибок идентификации связан с наблюдением линзовидных (лентикулярных) и сигарообразных облаков (иногда их называют торпедовидными - дословный перевод термина из немецкой метеорологии - Torpedo-Volken). Очертания могут плавно меняться. Для инверсионного следа свойственна линейность.
| Яркость
| Яркость зависит от условий освещения.
| Цвет
| Цвет зависит от условий освещения. Собственный цвет - белый, серый, черный. Для техногенных аварийных выбросов - различный.
Факела от сгорающего попутного газа дают совершенно феерическую картину отсветов на облаках. В зависимости от формы и типа облаков, можно наблюдать самые разнообразные "объекты", в том числе и движущиеся.
| Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14 от 10 Июля 2000
| Объекты овальной формы, светящиеся довольно ярко (но неравномерно), наблюдаются при освещении облаков факелом нефтеперерабатывающих заводов. Такие отсветы всегда имеют форму вертикальных столбов.
| Из статьи председателя астросекции Ярославского отделения ВАГО А.Огнева "Каждый вторник - астровторник" - "Юность", Ярославль, 9 января 1982 г.
| Световые импульсы на облаках дает и дистанционный измеритель высоты нижней границы облаков ИВО-1 (светолокатор). Этот прибор позволяет определить высоту облаков в диапазоне 50-2000 м в темное и светлое время суток. Светолокатор является основным прибором для измерения высоты облаков в аэропортах.
Отсветы на облаках могут возникать вблизи металлургических заводов при сбросе раскаленного шлака, автодорог и мест проведения зрелищных мероприятий (фейерверки, дискотеки).
| Дата, время, метеоусловия.
| Дата, время и метеоусловия - любые. Серебристые облака наблюдаются с мая по август после захода Солнца.
| Длительность наблюдения
| Длительность наблюдения не ограничена.
|
Ложное Солнце
Иногда верхние слои воздуха бывают настолько неподвижны, что маленькие кристаллики льда располагаются почти параллельно горизонту. В эти минуты они превращаются в своеобразное небесное зеркало и создают благоприятные условия для наблюдения ложного солнца.
Наблюдение с земли.
|