Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метеорологические баллоны



2019-05-24 335 Обсуждений (0)
Метеорологические баллоны 0.00 из 5.00 0 оценок




Территория нашей страны покрыта сетью из двухсот аэрологических станций (по данным на 1991 год), откуда три или четыре раза в день запускаются метеорологические радиозонды. Помимо аэрологических, имеется еще более 10 тысяч метеорологических станций и постов, откуда время от времени производятся пуски шаров без аппаратуры. Таким образом в воздушном пространстве нашей страны ежедневно летают многие сотни различных метеорологических баллонов.

Положение на небосводе. любое.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Медленное перемещение без заметных ускорений и виражей (у земли движение шара более выражено). Движение определяет характер движения воздушных масс. Следует учесть, что на высоте направление ветра может не совпадать с движением приземного слоя воздуха. Скорость подъема - несколько метров в секунду. На свою предельную высоту (около 30 км.) метеобаллон поднимается от одного до двух часов. От места запуска метеобаллон обычно не улетает дальше 10-15 км. (в некоторых случаях - до 200 км.)
Угловой размер Угловой размер небольшой. Наиболее распространенный тип метеобаллона - шар диаметром около двух метров и грузоподъемностью 1-1,5 кг. Поднимаясь на высоту, шар постепенно увеличивает размеры (примерно до 10 метров) пока не лопнет.
Форма Очевидец может опознать форму объекта как круглую, овальную, каплевидную.
Яркость В зависимости от условий освещения, яркость метеобаллона может быть как выше, так и ниже яркости неба. Иногда к метеобаллону крепится небольшая лампочка.
Цвет Цвет - белый, красный, коричневый, черный. Обычно - оболочка резиновая.
Дата, время, метеоусловия. любые.
Длительность наблюдения до нескольких часов.

Осветительные и сигнальные ракеты

 

Положение на небосводе. любое.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Движение по баллистической траектории с высокой угловой скоростью. Скорость снижения может быть ниже скорости взлета (осветительные ракеты имеют миниатюрный парашют)
Угловой размер «звезда».
Форма Очевидец не может опознать форму объекта по причине малого углового размера, либо называет ее шарообразной. Объект может оставлять за собой дымный след.
Яркость Яркость выше яркости фона (неба).
Цвет белый, желтый, зеленый, красный.
Дата, время, метеоусловия. Дата, время, метеоусловия - любые.
Длительность наблюдения Длительность наблюдения не более 10 секунд.

 

Аэростаты

 

Для астрофизических наблюдений или регистрации космических потоков за пределами плотных слоев атмосферы используются значительно большие (чем метеобаллоны) по размеру и грузоподъемности аэростаты. Сферические аэростаты могут иметь объем до полумиллиона кубических метров и диаметр 150 метров. Они могут длительное время дрейфовать на высотах более 40 км. с полутонным грузом научного оборудования. Французские баллоны в форме правильной пирамиды (тетраэдра) имеют объем от 1350 до 150000 куб. метров при длине ребра от 25 до 110 метров. Грузоподъемность до 100 кг. Высота полета 20-40 км. Запуски высотных аэростатов в основном осуществляется в США, Франции, странах Скандинавии, Японии и СССР. Число их велико - до 100 в год (по данным на 1989 год). Помимо отечественных аэростатов на территории РФ могут наблюдаться баллоны из европейских стран, Японии и США. Помимо мирных целей аэростаты применялись и применяются в военных целях (для разведки, бомбометания, противовоздушной и противолодочной обороны).

 

Положение на небосводе. любое.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Медленное перемещение без заметных ускорений и виражей. Движение определяет характер движения воздушных масс. В ряде случаев аэростаты неподвижны - находятся на привязи. Сезонное распределение ветровых течений в стратосфере (для северного полушария): с сентября по март - с запада на восток, в мае и июне - с востока на запад. Скорость ветра - от десятков до двух-трех сотен километров в час. Следует учесть, что на высоте направление ветра может не совпадать с движением приземного слоя воздуха.
Угловой размер Угловой размер сопоставим с диском Луны. Так, аэростат средней величины (50 метров) с расстояния 6 километров будет иметь угловой размер 0,5 градуса, а с расстояния в 100 км. - около 2'.
Форма Форма - сферическая, тетраэдрическая, «каплевидная». В некоторых случаях используются связки из нескольких десятков обычных метеобаллонов. После выполнения программы исследований и спуска полезной нагрузки, срабатывает устройство уничтожения оболочки, при этом она обычно разрывается на несколько кусков. В редких случаях оболочка не разрушается, а продолжает полет в виде бесформенной массы, переливающейся всеми цветами радуги. Вокруг аэростатов иногда наблюдаются оптические эффекты, связанные с состоянием нижних слоев атмосферы, например, красные концентрические кольца.
Яркость В зависимости от условий освещения, яркость метеобаллона может быть как выше, так и ниже яркости неба. Хорошо заметны в вечерние и утренние часы из-за высокого коэффициента отражения.
Цвет Цвет - дымчато-белый. В утренние и вечерние часы солнечные лучи придают аэростату желтоватые и красноватые оттенки. Обычно - оболочка из полиэтиленовой пленки.
Дата, время, метеоусловия. любые.
Длительность наблюдения Длительность наблюдения значительная. Рекорд длительности полета, установленный в 1970 г., превышает четыре года, в течение которых аэростат совершил более ста кругосветных путешествий на высоте около 35 км.

 

Самолеты и вертолеты

 

                                                                    

                                                                    

                                                                    

 

Положение на небосводе. любое.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Движение прямолинейное с виражами и ускорениями, может наблюдаться эффект зависания (как при реальном зависании аппаратов, имеющих такую технологическую возможность, так и из-за ошибок зрительного восприятия при наблюдении выполнения разворота). Большинство самолетов гражданской авиации имеют крейсерскую скорость от 180 (Ан-2) до 950 (Ил-86) и даже 2300 (Ту-144) км/ч. В других режимах полета (взлет, посадка, набор высоты) скорость может быть еще ниже (от 90 км/ч). Отметим, что для военной техники и экспериментальных разработок эти параметры могут колебаться в еще более значительных пределах. Так скорость в разных режимах может характеризоваться как полным зависанием, так и превышением в несколько раз скорости звука.
Угловой размер Угловой размер - любой. Зависит от высоты полета и размеров самолета. Самолеты гражданской авиации могут подниматься на высоты до 12000-13000 метров (потолок военной авиация выше в два раза). Размер самолетов может быть различным (от 13 метров длины у Ан-2 до 70 метров у «Боингов»). Рекламные самолеты (самолеты с транспарантами) могут казаться имеющими бОльшие угловые размеры. В ночное время летящие строем самолеты могут создавать иллюзию перемещения более крупного объекта.
Форма В различных проекциях может восприниматься как «тарелка», «цилиндр», «стреловидный объект», «треугольник». Следует учесть возможность полета строем. Объект может оставлять за собой инверсионный (дымный) след, свойства которого мы рассмотрим в разделе «Облака».
Яркость Вблизи аэропорта пробивающийся сквозь низкие облака самолет с включенными посадочными фарами иной раз похож на знаменитый "треугольник", движущийся основанием вперед. Если еще при этом не слышно гула двигателей (например, если его что-то заглушает) то сходство полное. (Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14 от 10 Июля 2000)
Цвет Яркость объекта определяется условиями освещения и собственной окраской самолета. Обычно - ниже яркости фона (неба). Вместе с тем в ночное время объект должен иметь бортовые огни:
  • Аэронавигационные огни на крыльях и хвосте самолета. Красный на левой консоли крыла, зеленый (редко синий) на правой. Белый на вертикальном оперении (хвосте).
  • Проблесковые огни (стробоскоп или крутящийся маячок) снизу и/или сверху фюзеляжа. Обычно белые и/или оранжевые. Строевые огни (темно-синего цвета) на плоскостях для полета в строю ночью. В н.в. используются редко. С земли не заметны.
  • Фары посадочные (режимы большого и малого света) и рулежные. Включаются в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Посадочные фары (за исключением тех, которые смонтированы на стойках шасси) иногда кратко или долговременно задействуются в полете.
  • Hа топливозаправщиках с передачей топлива по телескопической штанге (ВВС США) под фюзеляжем смонтировано светотехническое оборудование, позволяющее заправляемому самолету занимать и выдерживать определенную позицию. Под определенным ракурсом с земли может выглядеть как дорожки красных и зеленых огней и/или как пробегающие вдоль корпуса объекта огоньки.
  • Другое внешнее светотехническое оборудование. Hапример, фара для подсветки передней кромки крыла (для визуального контроля на предмет обледенения), фара для подсветки опознавательных знаков (госпринадлежность, регистрационный номер) гражданских воздушных судов.
Дата, время, метеоусловия. Любые
Длительность наблюдения До десятков минут, в зависимости от условий.

 

Отметим, что на участках движения с направлением, близким к линии «наблюдатель-самолет», очевидцем (в следствии автостатического эффекта) может отмечаться «остановка/зависание» объекта. Так, к примеру, выполнение самолетом поворота на 90µ может выглядеть для наблюдателя как "полет со снижением скорости - зависание - полет в обратном направлении" (на угловой высоте не более 40 градусов):

«...Я однажды поздним вечером видел классический трехзвездник. Прямо из окна своей квартиры. Висел минуту-полторы, пока он не изменил направление полета, и я не увидел, что это самолет, который, вследствие маневра, летел в мою сторону. Это, действительно, способно действовать на нервы. И то, что лампочки у него мигают и, таким образом, выдают его, нисколько не отнимает пафоса у ситуации.»

(Из письма Славы Шевцова в эхоконференцию RU.UFO.SCEPTIC от 11.05.2000)

Необходимые расчеты можно провести по формулам:

или , где g - ускорение свободного падения

или
, где g - ускорение свободного падения.

Как видно из предложенных формул, время и радиус разворота зависят только от угла крена и скорости аппарата. Скорости аппаратов были описаны выше. Угол крена у пассажирских самолетов обычно не превышает 15 градусов, у другой гражданской авиации - 30 градусов (в некоторых случаях до 45 градусов).
(По допустимому крену военной техники сведений не имею.)

Так, для самолета Ан-2, летящего с линейной скоростью 180 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 30 градусов займет около 13 секунд. А Ту-144, летящий со скоростью 2300 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 15 градусов выполнит примерно за 390 секунд (т.е. 6,5 минут).

Звук:
Двигатели самолета создают существенный гул, который слышен на некотором расстоянии. Но, иногда даже пролетающий близко аэробус с четырьмя двигателями может быть еле-еле слышен. Наблюдателями на земле может фиксироваться характерный (обычно двойной-тройной) хлопОк от ударной волны при сверхзвуковом.

Вероятно, очень интересно со стороны наблюдать работу лазерных дальномеров/целеуказателей, широко используемых для полуактивного наведения управляемых ракет класса «воздух-земля» и корректируемых авиационных бомб. Еще более интересно наблюдать за работой системы теленаведения (телевизоры тут не причем) по лазерному лучу, формирующему определенное пространственно-временное информационное поле относительно направления на цель, из которого датчики ракеты извлекают информацию целеуказания.

Воздушный змей

Несмотря на то, что в последнее время в России увидеть летающего воздушного змея практически невозможно, мы должны учесть, что эта детская забава является традиционным развлечением в различных странах мира (например, Китае и США).

 

 

Положение на небосводе.

Любое.

Характер движения

(траектория, угловая скорость)

Объект совершает хаотичные движения, движения по замкнутой траектории (в том числе и движение маятником). Уход из зоны видимости происходит снижением.

Форма и вертикальный размер различны

Одиночный

воздушный змей

Угловой размер Обычно не более 30'.
Форма Различная (прямоугольная, треугольная, крестообразная, округлая, дискообразная, цилиндрическая, комбинированная)

Связка (цепочка) из змеев.

Управление таким змеем довольно сложно. Обычно запускается только профессионалами.

Угловой размер Объект имеет вытянутую форму. Ширина не более 30'. Длина на много больше ширины.
Форма Удлиненная. В ходе наблюдения объект змееподобно извивается.

Яркость

Яркость зависит от условий освещения и конструкционных особенностей воздушного змея. Обычно - темнее неба. При наличии вращающихся деталей возможны изменения яркости.

Цвет

Цвет - любой.

Дата, время, метеоусловия.

Дата, время и метеоусловия должны способствовать проведению развлечений на открытом воздухе. Дата и время - любые. Обычно - днем в теплое время года. Метеоусловия - хорошая погода. Обязательное наличие ветра.

Длительность наблюдения

Длительность наблюдения не ограничена.

 

Облака

Облака состоят из мельчайших капель воды. 90% водяного пара, из которого образуются облака, сосредоточено в тропосфере - нижнем, наиболее плотном слое земной атмосферы. Высота тропосферы у полюсов составляет 8-10 км и, повышаясь в средних широтах до 10-12 км, достигает у экватора 16-18 км. Некоторые формы облаков образуются и выше (перламутровые - на высоте около 25 км, серебристые облака - на высотах от 75до 95 км.).

 

 

Возможно образование облаков в форме «классической» летающей тарелки. Такая облачная формация носит название "стоячей волны". Встречается она достаточно редко - для их образования необходимо сочетание нескольких условий: сильный порывистый ветер со скоростью порядка 24-32 километра в час, теплая солнечная погода, резкие температурные перепады в атмосфере, горный ландшафт.

Чаще всего такие облака образуются над глубокими горными долинами или над широкими плоскими хребтами. В Европе «стоячие волны» наблюдаются в предгорьях Сьерры-Невады (Испания), районе Приморских Альп (Франция), на побережье Тирренского моря к югу от Неаполя (Италия).

Схожие с облаками свойства имеют некоторые техногенные проявления (например, инверсионный след самолета, аварийные выбросы различных химических веществ).

 

Положение на небосводе. Положение на небосводе любое. Серебристые облака очень редки и наблюдаются преимущественно в средних широтах в северной половине неба.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Движение отсутсвует, либо прямолинейное равномерное в зависимости от скорости и направления ветра. Следует учесть, что движение воздушных масс у земли часто не соответствует движению воздуха на других высотах.
Угловой размер Любой. Обычно - довольно большой.
Форма Разнообразная. Чаще - неправильная. Могут принимать форму диска, линзы. Ряд ошибок идентификации связан с наблюдением линзовидных (лентикулярных) и сигарообразных облаков (иногда их называют торпедовидными - дословный перевод термина из немецкой метеорологии - Torpedo-Volken). Очертания могут плавно меняться. Для инверсионного следа свойственна линейность.
Яркость Яркость зависит от условий освещения.
Цвет

Цвет зависит от условий освещения. Собственный цвет - белый, серый, черный. Для техногенных аварийных выбросов - различный.

Факела от сгорающего попутного газа дают совершенно феерическую картину отсветов на облаках. В зависимости от формы и типа облаков, можно наблюдать самые разнообразные "объекты", в том числе и движущиеся.

  Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14 от 10 Июля 2000

Объекты овальной формы, светящиеся довольно ярко (но неравномерно), наблюдаются при освещении облаков факелом нефтеперерабатывающих заводов. Такие отсветы всегда имеют форму вертикальных столбов.

  Из статьи председателя астросекции Ярославского отделения ВАГО А.Огнева "Каждый вторник - астровторник" - "Юность", Ярославль, 9 января 1982 г.

Световые импульсы на облаках дает и дистанционный измеритель высоты нижней границы облаков ИВО-1 (светолокатор). Этот прибор позволяет определить высоту облаков в диапазоне 50-2000 м в темное и светлое время суток. Светолокатор является основным прибором для измерения высоты облаков в аэропортах.

Отсветы на облаках могут возникать вблизи металлургических заводов при сбросе раскаленного шлака, автодорог и мест проведения зрелищных мероприятий (фейерверки, дискотеки).

Дата, время, метеоусловия. Дата, время и метеоусловия - любые. Серебристые облака наблюдаются с мая по август после захода Солнца.
Длительность наблюдения Длительность наблюдения не ограничена.

Ложное Солнце

 

Иногда верхние слои воздуха бывают настолько неподвижны, что маленькие кристаллики льда располагаются почти параллельно горизонту. В эти минуты они превращаются в своеобразное небесное зеркало и создают благоприятные условия для наблюдения ложного солнца.

 

Наблюдение с земли.

Положение на небосводе. Ложное солнце обычно наблюдается на расстоянии 22 градусов слева или справа (или одновременно с двух сторон) от Солнца на одной с ним высоте.
Характер движения (траектория, угловая скорость) Неподвижный «объект». Медленное перемещение в сторону Солнца.
Угловой размер 30'. Примерно равен видимому диаметру Солнца.
Форма Форма в обычных условиях - шаровидная, резко очерченное пятно.
Яркость Яркость ниже или равна яркости Солнца.
Цвет Цвет со стороны Солнца - красный. С противоположенной - белый или желтый (янтарный).
Дата, время, метеоусловия. Дата - любая. Время - в течение светлого времени суток. Метеоусловия - ясно или облачность с разрывами. Отсутствие движения воздуха в верхних слоях атмосферы.
Длительность наблюдения Длительность наблюдения не ограничена.

 



2019-05-24 335 Обсуждений (0)
Метеорологические баллоны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метеорологические баллоны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)