Лексис (способ изложения) 3 страница
1. Дейксис играет в театре важнейшую роль, вплоть до того, что составляет один из его специфических признаков. В самом деле, то, что происходит на сцене, тесно связано с местом показа происходящего и приобретает смысл лишь потому, что демонстрируется. Эта ситуация — внешняя по отношению к лингвистическому тексту, освещающая этот текст под углом зрения, желаемым режиссеру. Каждый говорящий (персонаж или любая прочая инстанция словесного или иконического образного дискурса) организует, исходя из самого себя, свое пространство и время, вступает в отношения с другими, обращает к самому себе и к своим прямым собеседникам весь свой дискурс (мировоззрение, идеологию): по самой своей природе и по необходимости он эгоцентричен. Этот принцип показа со времен АРИСТОТЕЛЯ рассматривается как фундаментальный в театральном действии и реализуется через сценическую демонстрацию персонажей в процессе их коммуникации друг с другом, то есть «сценическую речь». 2. Дейктические элементы (конкретные формы дейксиса) в театре бесчисленны: прежде всего, это конкретное присутствие* актера; тот факт, что он окружен ореолом этого физического присутствия перед публикой, мешает ему самоустраниться, чтобы однозначно и окончательно быть только закодированным изображением. Далее, его пластика благодаря мимике взгляду позиции * постоянно напоминает о том, что он непременно находится в какой-либо ситуации. Наконец, вся сцена существует лишь как пространство, неизбежно воспринимаемое как настоящее и подчиненное акту восприятия публики; то, что на ней происходит («исполняется»), существует лишь благодаря простому действию высказывания. Согласно имплицитной условности, дискурс персонажа означает и представляет (показывает/ уподобляется) то, о чем он говорит. Подобно перфоматив- ному глаголу (например: «я клянусь в этом»), дискурс есть «словесное действие» (ПИРАНДЕЛЛО). 3. Сцена играет роль говорящего, обращающегося к публике и определяющего смысл, в соответствии с законом словесного обмена Как только место и время для зрителя определены, рамки игры очерчены, любые условности и подмены в представлении драматического универсума становятся возможными. Дейксис есть также инстанция, связывающая различные элементы сцены, наводящая (указывающая, показывающая) направление эстетического сообщения, которое следует воспринимать (индекс •). Актер — один из высших дейктических элементов спектакля. Пространство* и время* организуются относительно него, подобно ореолу, никогда его не покидающему. Этим объясняется тот факт, что театр прекрасно обходится без всякой сценической изобразительности, едва только лицо, высказывающееся с помощью речи и жеста,указывает, откуда оно говорит. Театр может использовать любые эпические средства (рассказы, комментарии), которые пожелает, он неизменно связан со своим дейктическим высказыванием, которое придает сцене эмоциональную окраску. Вместо того чтобы резюмировать драматический текст в виде фабулы или в виде имитации реальности, лучше видеть пространственное представление различных слов, «динамичный процесс перекрещивания ступеней дискурса» (СЕРПИЕРИ,589,1977).Негне- обходимости в повествователе для описания дейктической ситуации, поскольку она выставлена на обозрение (показ), и сцена «живет» в перманентно настоящем времени. Таким образом, были сделаны законные попытки разбить драматический текст в зависимости от направлений речи, связей, устанавливаемых между действующими лицами, и общей направленности диалога к его кульминации, паузам или цикличности. 4. Определения дейктических элементов в тексте, однако, недостаточно для того, чтобы отдавать отчет в представлении, в самом ли деле последнее использует много других дейктических элементов. А. Сценография Она в зависимости от публики ориентирует совокупность знаков, сообщаемых сценой. Лучшая йз трупп бессильна, если она играет в оформлении, противоположном тому, которое требует драматическая ситуация пьесы. Б. Пластика и мимика Текст не только проговаривается, он, если угодно, «бросается в лицо другому», или говорится «в эфир», или пущен в обращение. Мимика его модулирует, мо- дализирует, направляет в желаемом направлении. В. Переход из плана реальности в план изобразительный или фантастический Дискурс без перерыва переходит от конкретной ситуации, связанной со сценой, в план воображения, где дейктические ориентации полностью фантастичны и подвижны. Тогда можно различать конкретные и образные дейктические элементы и наблюдать переход от одного к другому. Г. Мизансцена Режиссура перегруппировывает и делает относительными в метадейксисе все движения сцены: она формирует то, что БРЕХТ называет gestus * (совокупность действий) спектакля, предназначенного зрителю. •Другие коррелятивные понятия: Деку паж (деление на части). Прагматика, Присутствие, Семиология. •Дополнительная- литература: Honzl, 1940; Jakobson, 1963:176- 196; Veltrusky, 1977; Serpieri, 1977; Serpieri (eta/.), 1978. ДЕЙСТВИЕ Франц.: action; англ.: action; нем.: Handlung, исп.: accidn. 1. Уровни формализации действия А. Действие видимое и невидимое Действие — последовательность сценических событий, происходящих главным образом в зависимости от поведения персонажей, одновременно это воплощенная в конкретную форму совокупность трансформационных процессов театральных протекающих на сцене и характеризующих психологические и моральные изменения персонажей*. Б. Традиционное определение Традиционное определение действия («последовательность развития событий и поступков, составляющая основу сюжета драматического или повествовательного произведения», словарь Робе- ра) является чисто тавтологическим, ибо довольствуется заменой понятия «действия» понятиями «поступки» и «события» без указания того, что является их сутью и как они организованы в драматическом тексте или на сцене. Ссылка на определение АРИСТОТЕЛЯ, что фабула (рассказ) есть «сочетание событий» (22, 1450а), также не объясняет природу и структуру действия; необходимо показать, как это «сочетание событий» воплощается в театре, как строится фабула и согласно каким принципам она материализуется на сцене. В. Семиологическое определение Сначала воспроизводится актантная модель* в каком-то конкретном пункте пьесы путем установления связи между действиями персонажей, определения субъекта и объекта, помощников и противников действия, когда эта схема меняется и актанты* оцениваются иначе ским элементом, позволяющим логический и временной переход из одной ситуации в другую. Оно является логико- временным продолжением различных ситуаций. Анализы рассказа* (повествования) сводятся к тому, чтобы сочленять любую историю вокруг оси: неуравновешенность/равновесие или трансгрессия (нарушение)/медиация (посредничество), потенциальность/реализация (нереализация). Переход из одной стадии в другую от отправной ситуации к конечной точно описывает протяженность всякого действия. АРИСТОТЕЛЬ имел в виду именно это, когда раскладывал вся- кую фабулу * на начало, середину и конец (22, Поэтика, 1450b). 2. Актантная модель, действие и интрига А. Для того чтобы отделить действие от интриги * у необходимо поместить оба понятия внутрь актантной модели и рассмотреть их на различных уровнях проявления (структура глубинная и структура поверхностная).
и занимают новое положение в драматическом универсуме. Движущая сила действия может, например, перейти от одного персонажа к другому, вожделенный объект оказаться исключенным или принять другую форму, стратегия про- тивников-помощников — измениться. Действие происходит тогда, когда один из актантов берет на себя инициативу изменить положение в актантной конфигурации, опрокидывая равновесие сил в драме. Таким образом, действие является преобразующим и динамиче Таблица прочитывается снизу доверху как переход от глубинной структуры (существующей лишь на теоретическом уровне воспроизведенной модели) к поверхностной (или структуре текстовых. дискурсов и последовательности эпизодов интриги), то есть того, что в действии может быть воспринято с точки зрения сценической и нарративной. Б. Действие помещается на относительно глубинный уровень, ибо состоит из В. Разница между действием и интригой соответствует противопоставлению фабулы* (значение 1 Б) как материала и рассказанной истории, временной и причинной логики актантной модели, и фабулы* (значение 1 В) как структуры рассказа (повествования) и дискурса рассказывающего, конкретной последовательности дискурсов и перипетий; субъекта (см.: Фабула *) в трактовке ТОМАШЕВ- СКОГО (643,1965), а именно как реальное расположение событий в повествовании. 3. Действие персонажей
Со времен АРИСТОТЕЛЯ не прекращается спор относительно первенства одного из двух терминов пары «действие/характеры». Само собой разумеется, один детерминирует другой, и наоборот, но мнения расходятся насчет определяющего термина противоречия. А. «Экзистенциальная» концепция Действие первично; «...не для того ведется действие, чтобы подражать характерам, а, [наоборот], характеры затрагиваются [лишь] через посредство действия, [...] без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна...» (22, Поэтика, 1450а:20—25). Действие рассматривается как движущая сила фабулы, пот скольку действующие лица определяются лишь через него. Анализ повествования или драмы направлен на различие сфер действий (ПРОПП, 518,1965), минимальной последовательности поступков, актантов, которые определяются их местом в актантной модели (СУРИО, 603,1950 - ГРЕЙМАС, 281,1966), ситуаций (СУРИО, 603, 1950 - ЯНСЕН, 339,1968 - САРТР, 571,1973). Общим свойством этих теорий является некоторое недоверие к психологическому анализу характеров и стремление рассматривать их только лишь по конкретным действиям. САРТР довольно удачно резюмирует эту позицию: «Задача пьесы — ввести людей в дело; нет нужды в психологии, напротив, есть необходимость очень точно определить, какую позицию займет каждый персонаж, в какой ситуации он окажется, в зависимости от предшествующих причин и противоречий, которые вызвали это по отношению к основному действию» (571,1973:143). Б. Эссенциалистская концепция Напротив, философия, склонная судить о человеке по его сущности, а не по его поступкам и ситуации, начинает с весьма тонкого анализа характеров, определяет их по глубине и психологической или моральной сути за пределами конкретных действий интриги; интересуется лишь воплощением «скупости», «страсти», «абсолютного желания». Действующие лица существуют лишь в виде списка моральных или психологических амплуа; они полностью соответствуют своим высказываниям, противоречиям и конфликтамкак если бы действие было следствием и проявлением их воли и характера. 4. Динамика действия
Действие связано, по крайней мере для драматического театра (см.: Форма закрытая*), с появлением и разрешением 5. Действие и речь (дискурс) По негласной договоренности (даже согласно самым классическим нормам драматургии) театральная речь — всегда способ действия. Для Д'ОБИНЬЯКА речь в театре «должна быть сродни действиям тех, кого представляют; ибо там говорить — значит действовать» (35, Практика театра, кн. IV, гл. 2). Когда Гамлет произносит: «Я еду в Англию», нужно уже вообразить его в пути. Сценическая речь часто рассматривалась в качестве места присутствия* и словесного действия. «В начале было Слово... в начале было Действие. Но что такое Слово? В начале было активное Слово» (ГУЙЕ, 27811958:63). В драматургическом тексте работают и другие формы словесного действия — перформативные глаголы, сочетание пресуппозиций, употребление дейктических оборотов (ПАВИ, 490, 1978а). Они делают проблематическим разрыв между видимым действием на сцене и «работой» текста: «Говорить — значит делать, logos берет на себя функции praxis'a и подменяет его» (БАРТ, 59, 1963:66). Театр становится местом симуляции, где с молчаливого согласия автора и исполнителя на зрителя возлагается задача воображать перформативные акты на инои, чем реальная, сцене (ср.: Прагматика *). 6. Составные элементы действия В работах по философии действия (ВАН ДИЙК, 661,1976; ЭЛАМ, 212,1980:121) выделяется шесть его составных элементов: «Агент, его намерение, акт или тип акта, модальность действия (способ и средства), диспозиция (временная, пространственная и обстоятельственная) и конечная цель». Эти элементы определяют любой тип действия, по крайней мере действия сознательного и неслучайного. Опознавая названные элементы, мы уточняем природу и функцию действия в театре. 7. Формы действия А Действие поднимающееся/действие опускающееся Вплоть до кризиса * и его разрешения в катастрофе* (трагической развязке) действие идет по восходящей линии (поднимающееся действие). Сцепление событий становится все более и более быстрым и необходимым по мере того, как приближается завершение. Действие, идущее по нисходящей линии (опускающееся), заключено в нескольких сценах, даже в нескольких стихах в конце пьесы (пароксизм *). Б. Действие представленное/действие рассказанное Действие развертывается непосредственно, визуально или же оно передается в рассказе. Во втором случае оно мода- лизируется действием и ситуацией повествователя. В. Действие внутреннее/действие внешнее Действие опосредствовано и субъекти- визировано персонажем или же, напротив, этот последний испытывает его извне. Г. Действие главное/действие второстепенное Первое направлено на поступательное движение вперед протагониста или протагонистов; второе добавляется к первому как дополнительная интрига, не имея первостепенного значения для основной фабулы. Классицистическая драматургия, требующая единства действия, имеет тенденцию ограничиваться главным действием. Д. Действие коллективное/действие частное Нередко, например в исторических драмах, текст представляет параллельно судьбу героев и всеобщую или символическую судьбу группы или народа. Е. Действие в закрытой форме/действие в открытой форме (См- Форма закрытая*, Форма открытая *.) 8. Театральное действие в теории языка и человеческого действия А. Авторы действия Из предыдущего следует, что среди многочисленных смыслов театрального действия его можно свести к трем основным ветвям: 1) . Действие фабулы или представленное действие: все, что происходите рамках вымысла, и все, что делают персонажи. 2) . Действие драматурга и режиссера через мизансцену (постановку): они подают текст как высказывание; добиваются того, чтобы персонажи делали то одно, то другое. 3) . Словесное действие персонажей, произносящих текст, посредством которого передается вымысел. Б. Связь действия фабулы и словесного действия персонажей Целесообразно различать два типа действия в театре: глобальное действие фабулы, то есть объективно в ней прочитываемое, и словесное действие персонажей, которое осуществляется в каждом из их высказываний (или в репликах*). Действие как фабула выстраивает нарративную (повествовательную) основу текста или представления. Оно может быть прочитано и, следовательно, по- разному пересказано режиссерами- практиками, но не перестанет сохранять свою общую нарративную структуру, в которую вписываются высказывания (словесные действия) персонажей. Не исключено, что различие между действиями постепенно начинает стираться, когда персонажам нечего делать и они довольствуются заменой любого видимого действия историей своего высказывания или трудностью коммуникации, как у БЕККЕТА («Конец игры»; «В ожидании Годо»), ХАНД- КЕ («Каспар»), ПЕНЖЕ и даже в некоторых комедиях МАРИВО («Ложные признания»). 'Дополнительная литература: Tomachevski, 1965; Greimas, 1966; Jansen, 1968; Urmson, 1972; Bremond, 1973; Rapp, 1973; Hubler, 1972; Stierle, 1915\Poetica, 1976; Van Dijk, 1976; Suvin, 1981. ДЕЙСТВИЕ СЛОВЕСНОЕ Франц.: action parUe; англ.: speech act; нем.: Sprechhandlung; исп.: accidn hablada. Действие в театре не сводится к простому перемещению или ощутимому сценическому движению. Оно также существует (это особенно касается классицистической трагедии) во внутреннем мире персонажа в его развитии, в его решениях, в его дискурсе* (речи). Отсюда термин «словесное действие» (по выражению ПИРАНДЕЛЛО, «azione pariata»). Любое слово, произнесенное со сцены, действенно более, чем где-либо, и в этом смысле говорить — значит делать. Это понимал Д'ОБИНЬЯК; КОРНЕЛЬ превращал монологи в настоящие дискурсивные пантомимы (ПАВИ, 490, 1978а); КЛОДЕЛЬ противопоставлял артистов театра кабуки, ще актеры говорят, кукольному театру бунраку, где слово действует. Каждый человек, имеющий отношение к театру, как, например, САРТР, знает, «что язык — это действие, что театру свойствен особый язык, и что этот язык не должен быть описательным [...], что язык есть момент действия, как в жизни, и что он существует исключительно для того, чтобы отдавать приказания, что-то запрещать, обнаруживать чувства, защищая (следовательно, с активной целью), убеждать, или защищать, или обвинять, чтобы объявлять решения, для словесных дуэлей, отказов, признаний и т. д.; короче, существует всегда в действии» (571,1973:133-134). Исходя из такой очевидности, прагматика * предусматривает диалог и сценическое событие как перформативные действия и как игру пресуппозициями и имплицитностью диалога, короче, как способ воздействия на мир через посредство речи. * Дополнительная литература: Searle, 1975; Poetica, 1976, №8; Pfister, 1979; Ubersfeld, 1977a, 1982; Pavis, 1980a. ДЕКЛАМАЦИЯ (От лат. declamatio — упражнение в красноречии) Франц.: declamation; а н г л.: declamation; нем.: Deklamation; исп.: declamacidn. 1. Искусство выразительного произнесения текста актером или, в уничижительном смысле, очень театральная и распевная манера чтения стихотворного текста. МАРМОНТЕЛЬ (426, 1787) отмечает связь декламации с музыкой и танцем: «Естественная декламация породила музыку, а музыка — поэзию; музыка и поэзия в свою очередь создали искусство декламации. [...] Для того чтобы придать музыке больше выразительности и правдивости, захотелось артикулировать звуки мелодии; таким образом, потребовались слова применительно к тому же количеству слогов: отсюда искусство стихосложения. Количества звуков, издаваемые музыкой и соблюдаемые поэзией, побуждали голос соблюдать их такт: отсюда искусство ритмики. Выразительность и движение голоса стали естественным образом сопровождаться: отсюда лицедей- ское искусство, или театральное действо, которое древние греки называли orchesis, а римляне — saltatio, понятое нами как танец» (426,1787, ст. «Декламация»). Если связь между декламацией, музыкой, ритмикой и танцем вызывает сомнение, то связь между элементами вокального движения и движения тела постигнута МАРМОНТЕ- ЛЕМ. В настоящее время она составляет предмет самых авангардистских поисков (БЕРНАР, 88, 1976; МЕ- ШОННИК, 446,1982). В XVIII в. декламация восстает против простого чтения и пения; это одна из разновидностей чтения, «сопровождаемого телодвижениями» (ДЮ БОС, 195, 1719) и приближающегося к речитативу, ибо любой актер обязан ритмизировать текст в зависимости от пунктуации, «цезур», синтаксического смысла, в зависимости от «ключевых слов» (срДикция *), выделенных и подчеркнутых во фразе. Манера произносить текст (часто медленная трагическая дикция или же отличающаяся комедийной живостью) зависит от актера, а иногда от указаний режиссера; эта манера определяет восприятие не сказанного в тексте или дискурса. 2. Однако уже с конца XVIII в. декламация воспринимается как эмфатическая и напыщенная манера произнесения текста, в то время как в эпоху классицизма она считалась «естественным» способом актерской игры.'Актер ТАЛЬМА отмечает устаревание этого термина и представляемой им формы игры: «Возможно, уместно отметить неточность слова «декламация», употребляемого для характеристики актерского искусства. Употребление этого термина (который обозначает, кажется, нечто другое, чем естественную речь, и выражает идею некоего условного высказывания) восходит, возможно, к эпохе, когда трагедия действительно читалась нараспев и нередко давала неверное направление занятиям молодых актеров. Действительно, декламировать — значит*говорить выспренно; то есть искусство декламации — это искусство говорить так, как не говорят» (ТАЛЬМА, 628, 1825). 3. Очень быстро термин «декламация» получил уничижительный оттенок: «речь, полная аффектации» (РАСИН, первое предисловие к «Британнику»), которая противопоставляется так называемой естественной речи. Но ведь каждая школа провозглашает свою «естественность» и расценивает игру соперничающей труппы как слишком «декламационную». Так, РИККОБОНИ в своих «Мыслях о декламации» высмеивает «утрированную выразительность траги- ческой декламации» (1738:36). СТРЕ- ЛЕР же пишет в наши дни: «В любую эпоху любой актер противопоставляет себя своему предшественнику и «улучшает» его, отталкиваясь от правды. То, что было или казалось простым двадцать лет назад, становится риторическим, напыщенным двадцать лет спустя» (621,1980:154). Проблему декламации не следует пока сдавать в антикварную лавку. Если в сегодняшней театральной практике не задумываются более насчет теории адекватной декламации, то потому лишь, что, Некоторые режиссеры, как, например, ВИТЕЗ и РЕЖИ, стремятся подчеркнуть искусственность театральной декламации, отодвинуть стих от банальности разговорного языка, словесно и пластически придать смысл ритму и риторике (у них звучат все двенадцать слогов александрийского стиха, диерезы, чередования мужской и женской рифм, неравная длина стоп). Парадоксальным образом, как только вводится этот механизм, режиссер может позволить себе роскошь естественного звучания некоторых стихов (например: «Нет, нет, я не могу. Не в силах я войти/ И ей такой удар жестокий нанести» — РАСИН, «Берени- ка», действие третье, явление 2) и тем шокировать слушателя, ухо которого уже привыкло к декламации. Это чередование эффекта естественности и музыкальности позволяет бороться с бана- лизацией речитатива, которому отдает дань даже «Комеди Франсез». Размышления о литературном приеме *, условности театральной*, театральности*, принудительном значении дискурса связано, таким образом, с новым открытием декламации. 'Дополнительная литература: Dorat, 1758-1767; Talma, 1825; Chancerel, 1954; Asian, 1963,
1974; Klein, 1984; Bernard, 1986. ДЕКОРАЦИЯ Франц.: йёсог, англ.: set; нем.: Biihnenbild; исп.: decorado. Создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа действия. 1. Декорация или сценография? Само происхождение термина (живопись, орнаментация, украшение) указывает на миметическую и живописную функцию декорационной инфраструктуры. В наивном понимании декорация — это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду*. Это, однако, касается только определенной эстетики — натурализма XIX в. и достаточно узкой художественной оптации. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценографияизобразительность, устройство сцены *, пространство игровое * или сценического объекта * и т. д. В самом деле, «можно подумать, что искусство декорации не развивалось с конца XIX в. Мы продолжаем пользоваться тем же описательным словарем, судить об этом искусстве, исходя из определенных эстетических понятий, не учитывающих ни его цели, ни его функций... Декорация, как мы ее понимаем сегодня, должна быть полезной, эффективной, функциональной. Это инструмент и только потом уже образ, именно инструмент, а не украшение» (БАБЛЕ, 42, 1960:123). 2. Декорация как иллюстрация
Употребление терминов «декорация» и «практика декорации» небезобидно. Режиссура долгое время ограничивала ее творческие возможности в пределах визуализации и иллюстрации текста, наивно предполагая, что декорация должна разъяснять и расцвечивать то, что содержится в тексте. ЗОЛЯ высказывает характерную мысль о том, что декорация — это всего лишь «дальнейшее описание, которое может быть более точным и захватывающим, чем описание в романе» (701,1881). Не удивительно, что сцена либо полностью находилась во власти подобных идей, либо, наоборот, устремляясь к эксперименту (например, КО ПО), совершенно пренебрегала реалистической иллюстративностью декорации: «Символистская или реалистическая, синтетическая или анекдотичная, декорация всегда декорация, то есть иллюстрация. Драматическому действию безразлична эта иллюстрация, оно одно определяет архитектонику сцены» (in ЖАН, 345, 1976:126). 3. Взрыв искусства декорации в современную эпоху Здоровые тенденции в области изобразительного искусства сцены дают о себе знать с начала века, а целенаправленно и систематически — за последние 20—30 лет. Декорация не только освобождается от своей миметической функции, но и берет на себя ответственность за спектакль в целом, становясь его внутренним двигателем. Декорация заполняет все пространство как в силу своей трехмерности, так и в силу означающих пустот, которые она умеет создавать в сценическом пространстве. Декорация становится гибкой (значениесвета*), расширяемой и коэкстенсивной, соответственно игре актеров и восприятию зрителя. Любая техника актерской игры — импровизационная, симультанная, создаваемая в контрапункте, есть не что иное, как применение новых сценографических принципов: выбор формы или базового материала, поиск ритмической тональности, структурирующего принципа, визуальное взаимопроникновение в человеческий и изобразительный материал.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |