Социальная политика в государствах Древнего Востока (Др.Вавилония, Египет)
Вопрос. Идеи Конфуция и древнекитайской школы легизма. Конфуций. 551-479 гг до н.э. во 2 веке конфуцианство становится, чуть ли не религией в Китае. В основе лежит семейная мораль. Семья главная ячейка общ-ва. Гос-во – большая семья. Гос-во строится по образу и подобию семьи. Во главе государства – император, «отец» обладавший неограниченной властью. Взаимоотношения складывались как семейные: младшие подчинялись старшим. Существовало неравенство, Конфуций создал свод норм морально-этических, которыми руководствуются правители для руководства над подданными.Тем самым он считал, что все должны были быть удовлетворены своим положением, ни кто не будет сопротивляться, и потому законы будут не нужны. Он считал что нужны школы для будущих правителей, где детей аристократов будут обучать дальнейшему правительству. Учение о равномерном распределении богатством, где основным ресурсом была земля. Существовала уравнительная система, земля делилась не по знатностью, а по числу едоков. Школа Легизма. Шан Ян 390-338 гг до н.э. Придавал большое значение законам, придумал ряд санкций для нарушителей закона, Создана круговая порука(один нарушает а ответственность несут все, приближенные.и в том числе соседские общины). Существовал институт доносительства, чтобы предупреждать правонарушения.
Социальные идеи Платона Теория идеального государства полнее всего представлена в диалоге Платона «Государство» и развита в «Законах». Важнейшей темой в диалоге «Государство», наряду с определением модели идеального государства, является рассуждение на предмет Справедливости. В итоге автор приходит к выводу о великой ценности справедливости как для отдельного человека, так и для государства. В основе возникновения государства лежит разделение труда. Модель государства: Сословия: Правители – управляют гос-м Стражи – защищают гос-во Рабы – производят и работают на земле Четыре добродетели идеального государства: - Мудрость (свойственна правителям) - Мужество (свойственно стражам) - Рассудительность (усматривается в подчинении народа воле правителей) - Справедливость (строгое выполнение сословиями своих обязанностей). Платон преимущественно говорит о первых двух сословиях. Жизнь и устройство быта рабов/земледельцев его не интересуют. Душа человека: Разумное начало – правители Яростный дух – стражи Вожделеющее начало – рабы/земледельцы Принципы идеального государства: - Отмена частной собственности - Общность жён и детей - Искоренение крайностей – бедности и богаства. - Ни одно сословие не вмешивается в дела другого (справедливость). Формы государственного устройства: · Аристократия – правильное государство · Тимократия – власть честолюбцев и корыстолюбцев – неправильная форма гос устройства · Олигархия – власть богачей - неправильная форма гос устройства · Демократия – власть народа – неправильная форма гос устройства · Тирания – влась тирана, «жесточайшее рабство» - неправильная форма гос устройства Из лекции: Ориентация на свободных жителей, не на рабов. Свобода – главная цель всех усилий людей. Платон – «Государство», «Законы». Основная идея: все общественные конфликты возникают из-за частного владения людьми вещами. Следовательно, необходимо отменить частную собственность и ввести коллективную собственность. Общество состоит из 3 слоев: 1 слой. Правители (управлять должны мудрецы-аристократы). 2 слой. Защитники гос-ва, стражи (т.ж. свободные граждане). 3 слой. Земледельцы, рабы. Платона не интересовали рабы. Платон предлагал обобществить имущество и семьи у первых 2х слоев. Воспитывать детей должно государство, а не люди, чтоб привить идеи и цели всего гос-ва. Вопрос.«Распределяющая справедливость» Аристотеля Аристотель 384-382 г. до н.э. ученик Платона. "Политика", "Никомахова этика" Рассуждает о распределяющей справедливости, выделяет разные формы справедливости: Есть одна форма справедливости – меритократическая справед-ть – всё должно делить по заслугам; распределение благ по положению. Аристотель критиковал Платона в единообъединении об-ва – у чел-а не будет стимула развиваться, заботиться о чём-то. Основа общества - это семья, где человек растет и развивается. Составляет конкуренцию другим семьям (соревновательный момент). В первых крестьянских общинах все было общее, христиане призывали к равенству всех. Исключали разделение общества на высших и низших. В Риме отрицательно относились к физ. труду. "Поганус" - земледелец. В христианстве все были обязаны трудиться - "от каждого по способностям, каждому по труду"
Социальная политика в государствах Древнего Востока (Др.Вавилония, Египет) Гос-во на востоке всегда подавлялось об-ом – ведущая структура гос-ва; не было сис-мы гарантий; гос-во вып-ло ф-ии не только господств класса, но и институты, кот обслуживали эту идею соц учреждений –потреб власть имущих. 18 в до н.э.(разв.гос-во) на территории зап азии (соврем Ирак) – Древняя Вавилония (период расцвета). Царь Хаммурапи создал могущественное гос-во. Создал свод законов Хаммурапи – административ регламенты, опред-ие прав и обязанностей населения. 1) Семейное право – право на семью имели все, даже рабы; заключались брачные контракты (права обеих сторон М и Ж); право на развод имели М и Ж, но за супружескую измену наказывались строже жёны. Приданное жены присуждалось её детям; только после смерти 2х родителей дети имели право на наследование. 2) Кредитно-ростовщические операции – направлены на облегчение положения должников. Можно было получить отсрочку по уплате долга до лучших времён. В рабство забирали на 3 года за долги; если чел-к умирал, то кредитор наказывался по закону. Все законы были направлены на защиту коренного населния. Др. Египетское гос-во – 16-11 в.в. до н.э. Об-во стало заботиться о своей безопасности – создавались соц корпорации, кот могли противостоять нажиму власти имущих (семьи, кланы – объединение семей, общины). Частично возникали касты, секты, цехи.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |