Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношение к нищим и нищенству в Средние века



2018-06-29 1026 Обсуждений (0)
Отношение к нищим и нищенству в Средние века 0.00 из 5.00 0 оценок




Нищенство - форма социального поведения в некоторых типах общества.

Необходимо различать нищих трудоспособных и не способных к труду по каким-либо причинам (детство, болезнь, уродство, старость). Из числа трудоспособных нищих также встречается немало таких, которые вынуждаются к прошению милостыни несчастным для них стечением обстоятельств (безработица, неурожай и т. п.). Когда нищенство является результатом отказа в призрении или нищеты, оно не наказуемо. Лишь профессиональное нищенство, являющееся результатом отвращения к труду и беспорядочной жизни, должно считаться преступным и подлежать как мерам предупреждения и пресечения со стороны полиции, так и уголовной каре.

Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посещали наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа, и многие набожные просили пилигримов помолиться за них в храме; за это странник получал от приютивших хозяев мелкую монету или кусок хлеба.

Отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе вообще было довольно терпимым. Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов; раздавали им деньги возле церквей.

На нищих и бродяг до XV в. не смотрели как на чужаков, отделённой резкой чертой от «порядочных людей» и опасных для общества.

Но примерно с 1450-1500 гг. терпимость к нищенству и бродяжничеству по разным причинам уменьшается. Считалось, что каждый человек обязан самостоятельно зарабатывать на жизнь -- этим он исполняет свой долг перед Богом. Толпы бродяг на дорогах вызывали всё большее раздражение. Города начинают закрывать ворота перед окрестными оборванцами, наказывая их за незаконный сбор милостыни на городских улицах.

В Риме подвергались наказанию те нищие, которые оказывались достаточно здоровыми для трудовой жизни. Карательные меры применялись весьма широко. Законодательство Карла Вел. делит нищих на способных к труду и не способных; для последних повелевается учредить различные благотворительные установления. Это деление служит впоследствии исходной точкой для установления различия между преступным и непреступным Нищенством. Против преступного Н., приравнивавшегося, обыкновенно, к бродяжеству, принимаются суровые меры.

Во Франции ордонансом 1351 г. предписывалось просивших милостыню, здоровых и праздных, сажать в тюрьму на хлеб и воду на 4 дня, уличенных в этом во 2 раз — выставлять у позорного столба, в 3 раз — клеймить раскаленным железом и изгонять из города. Ордонансом 1545 г. повелевалось нищих, способных к работе, заключать в рабочий дом, а если они и по освобождении оттуда снова изобличались в прошении милостыни, то наказывать публично розгами или бичом и изгонять навсегда из государства. В 1596 г. парижским парламентом сделано было распоряжение всех нищих, которые появились бы в Париже через 24 часа после обнародования этого постановления, вешать без соблюдения каких-либо формальностей. По эдикту 1764 г. нищие, способные к труду, ссылаются на галеры(Галера — гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.). К мерам против Н. относится и закон 1700 г., угрожавший штрафом в 50 ливров за подачу милостыни. Запрещение это вызвало общее неудовольствие и не достигало цели: милостыня стала раздаваться тайно, на дому, что сопровождалось увеличением числа домашних краж и затрудняло для полиции преследование нищих.

В Англии законом 1388 г. предписано всем неимущим впредь оставаться в местностях, где они имели пребывание, или же возвратиться на родину; для нищих, способных к труду, устанавливалось наказание кнутом, в случае повторения проступка — отрезание правого уха, а при изобличении в 3 раз — виселица. По статуту 1547 г. Эдуарда VI всякий бродяга и нищий, отказывающийся от работы, подвергается клеймению буквой V (vagabond — бродяга) и отдается в рабство на 2 года тому, кто пожелает его взять, преимущественно доносчику; если он убежит, его клеймят буквой S и присуждают к вечному рабству; за вторичное бегство — смертная казнь. Однородные с приведенными постановления имелись во всех западно-европейских государствах; постепенно, однако, эти постановления смягчаются.

В древней Руси нищие находились в ведении епископа и подчинялись его суду (устав Владимира св.). До конца XVII в. государство не принимало никаких мер к обузданию Н., несмотря на страшное его у нас распространение.

Существовали даже специальные приспособления, облегчавшие подаяние. В северных деревнях в домах ставили специальный желоб, по которому милостыня из дома попадала наружу, со стороны глухой стены, чтобы нищего не было видно. Нищий стучал клюкой по стене, и хозяева сыпали ему еду, "чтобы бедный не стыдился, а богатый не гордился".

Но крайнее развитие Н., а вместе с ним известных видов преступности, принудило, наконец, государство обратить на него серьезное внимание. В указе Федора Алексеевича 1691 и 1694 гг. предписывается нищих-промышленников наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города.

Систематическую и упорную борьбу с Н. предпринимает Петр Великий. Указом 1718 г. повелевалось здоровых нищих, в первый раз пойманных, "бить нещадно батожьем и отсылать в прежние их места,.. а кормили бы их те, чьи они есть...", пойманных во 2-й и 3-й раз — "бив на площади кнутом, посылать в каторжные работы, а баб в шпингауз (прядильный дом), а ребят бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам". Наказание грозило и подающим милостыню. При преемниках Петра Великого нищих, оказывавшихся годными, повелевалось брать в солдаты; публично наказанных, холостых — ссылать на каторжные работы, а женатых — на оренбургские заводы; прочих распределять по фабрикам на сроки или высылать в места их приписки.

К царствованию Екатерины II относится учреждение работных домов для нищих, способных к труду. По указу 1809 г. все нищие, бродящие по дорогам, городам и селениям, должны быть задержаны, и препровождены к помещикам, в волостные правления или в общества. Постановлениями 1837 и 1838 гг. профессиональные нищие сравниваются с бродягами, отправляются на казенные фабрики или ссылаются на поселение в Сибирь. Одновременно учреждаются комитеты для разбора нищих в С.-Петербурге и Москве (см. Комитет для разбора нищих). Из действующих законодательств английское основано на акте о бродягах 1824 г., измененном в 1871 г. Лица, способные к труду, но предпочитающие заниматься Н., оставляя жену и детей, наказываются заключением в тюрьме на один месяц с принудительными работами, во 2-й раз — на 3 месяца; упорных рецидивистов или вообще нищих, которые не исполняют требований полиции, разрешается подвергать тюремному заключению до одного года, с присоединением телесного наказания. На практике, однако, законы эти почти не применяются; есть графства, где нищих вовсе не задерживают; судьи, обыкновенно, не подвергают никакому наказанию нищих, привлекаемых в первый раз к ответственности; даже по отношению к рецидивистам наказание не превышает 3-х месячного тюремного заключения.

Отношение церкви к нищим

Церкви в средние века переходит очень важная функция-- поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Церковь не разделяла открытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся и взывала к милосердию.

Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,-- подаяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

В бедняках в то же время видели не столько несчастных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни: ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

· милостыня подавалась тайком, мимоходом;

· важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

· нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявшего его милостыню нищего).

 

 



2018-06-29 1026 Обсуждений (0)
Отношение к нищим и нищенству в Средние века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношение к нищим и нищенству в Средние века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1026)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)