Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рагхунатха даса Госвами 4 страница



2019-05-24 325 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 «О Свамини! О Вриндаванешвари! День и ночь сердце моё печется в огне разлуки с Тобой! Жар его настолько горяч, что я не нахожу силы снести его!»

 «Я столь низко падшая служанка, что всегда плаваю в водах печали (в слезах). Душа моя преследуема страданиями. Я сижу у холма Говардхан, желая видеть Тебя и плачу от отсутствия служения Тебе!»

 «Я оставил всё ради медитации на Твои лотосные стопы и сочинил несколько поэм. Я сильно, очень сильно горюю! Пожалуйста, утешь моё сердце, пролив хотя бы капельку Своей нектарной любви!» («Падакарта», Шрила Расика Чандра Дасаджи)

 

Стих 8

О Богиня! Я немощен и барахтаюсь в пучине океана печали. Пожалуйста, забери меня в чудесную страну Твоих лотосных стоп, усадив в лодку Своей могущественной милости!

Комментарий: Когда ум колоссально встревожен переживаниями разлуки, любящий преданный может чувствовать себя беспомощным, неудачливым и неспособным положить конец беспокойствам. От ударов разлуки он чувствует себя разбитым и знает, что нет иного душевного спасения, кроме панацейного непосредственного даршана Шри Радхики и личного служения Ей. Шрила Рагхунатха дас Госвами чувствует себя так, будто его болтает в пучине океана страдания. Океану, заглотнувшему его, нет сравнения с чем-либо, принадлежащим материальному миру. Рагхунатха переживает эмоциональность Радхи, никакой объём материального или духовного страдания нельзя сравнить с Ее болью. Однажды Шри Гауридеви (Парвати) спросила своего божественного мужа Шримана Махадева (Шиву) об абсолютном превосходстве любви Шри Радхи, и Господь Шива ответил:

 «О Шиве! (Парвати) Если ты взвесишь горы всего счастья и всего страдания, испытываемых в трёх мирах и всех духовных мирах, то их нельзя будет сравнить даже с каплей Радхиного счастья (во время встречи) и несчастья (во время разлуки) в Ее любви с Кришной. («Уджвала-ниламани», стхая 171)

Кинкари также испытывают долю счастья и горя Радхики, ведь поскольку они неотличны от Нее, в их сердце живет Её махабхава. Если любящий преданный даже немного ощущает, какова сила эмоций в океане разлуки Шрилы Рагхунатхи, то он, несомненно, поймет, что кроме вечных спутников Господа никто, ни один преданный-практик в этом мире, не способен такое ощущать и выражать. Так говорить может только чистый преданный. А осознание этой истины сделает яснее картину опечаленного выражения луноподобного лица Махапрабху (олицетворения випраламбха расы – любви в разлуке) в то время, когда Он в Гамбире изведывал эмоциональность Шри Радхи, отдаленной от Кришны. Когда слетевший с пика разлуки ветерок легковесной праны внутри тела врывается в растворившуюся настежь горловую чакру, тогда у расика бхакты открывается способность видеть Божество, что помогает ему выжить. В такие минуты неизмерима высотная отметка, которой достигает его счастливый взлет на крыльях вдохновения! Он снова близок к Возлюбленному (пропадавшему где-то целую вечность)! Это бесконечное чередование разлуки и встречи приносит преданному неописуемое состояние сознания, это специфика любви Враджа. Это великое сокровище враджа раса упасаки (преданного, развивающего в себе эстетические вкусы Враджа).

 «Известна ли эта према как величайшее блаженство (во время встречи) или как величайшая мука (во время разлуки), ей всё равно невозможно дать определение. Но когда она приходит, преданный действует так, будто сошёл с ума!» («Брихад Бхагаватамрита»)

Когда возлюбленный исчезает из вида, боль разлуки становится такой чувствительной, что из памяти стирается впечатление от только что испытанного блаженства союза. В таком состоянии только другое, родственное с предыдущим видение, может поддержать жизнь вайшнава. Преданный-практик должен обладать определенным опытом в исполнении бхаджана, и чем больше у него накоплено опыта, тем быстрее он продвигается (оценив на вкус порцию сладкого, сознательно тянется за следующей). Это показано в «Шримад Бхагаватам». Однажды, осознанно предложив свои поклоны, Акрура Махашаи осуществил свои духовные стремления. Как много вкуса в его единственном поклоне!

 Шри Шукадева говорит Махараджу Парикшиту: «О царь! Со своей колесницы Акрура увидел в пыли пастбищ Враджа отпечатки стоп Кришны с символами лотоса, стрекала погонщика слона, ячменного колоса и другие. Пыль с этих стоп хранится всеми полубогами, поддерживающими эту вселенную, на их дорогих коронах. Когда Акрура увидел эти отпечатки, его экстатическая любовь и почтение моментально возросли. Его волосы встали дыбом, а глаза наполнились слезами экстатической любви. Он соскочил со своей колесницы и экстатически закричал: «О, чудо! Какое чудо!» Он катался по этой пыли, выражая свое почтение». («Шримад-Бхагаватам», 62 10.38.25-26)

А немного поздней он получил даршан Кришны и Баларамы. Мы тоже хотим испытать такие высокие чувства и хотим полного разнообразия преданности! Подобные контакты вайшнава с трансцендентным выглядят так, словно Господь берёт его за руку. Может ли преданный продолжать путь, если он не получил хотя бы мимолетного знакомства со своим Божеством? Как мы можем приближаться к тому, кого никогда не видели и кто вне нашего восприятия? Кто-то, однажды взявшись руками за голову, сокрушается: «Я не могу познакомиться с Той, которая для меня является всем. Я никогда даже не думал о девичьем служении Шри Радхе, которой меня представил мой милостивый духовный учитель. Меня крепко опутало телесное сознание, и всё вокруг препятствует развитию столь желаемой любви. Разве умно транжирить время человеческой жизни, до сих пор не обретя хотя бы мимолетного знакомства с Той, которая сводит с ума Верховного Господа в сех духовных и материальных миров, который от единственного Её взгляда, брошенного из уголков глаз, теряет сознание?»

Преданный-практик восходит к лотосным стопам Радхарани, благодаря своему сильному желанию их достичь. «Свамини! Если Ты хотя бы раз явишь Себя в моей медитации или снах, – тогда я успокоюсь. Ну, пожалуйста, хоть однажды заверь меня двумя словами. Просто вымолви: «Ты – Мой!» Я сижу здесь и жду единственно этого, перечеркнув всё другое». Когда вайшнав столь обеспокоенно и верно ожидает, всё, кроме Божества, становится ему безразлично. Благодаря наживаемому опыту он постепенно приближается к лотосным стопам Шримати Радхарани. Свет, проливаемый ноготками стоп Шримати Радхарани, освещает сердце преданного, если он развивает такую бесподобную преданность. К любому, кто медитирует на лотосные стопы Шримати Радхарани, слушает и помнит о Ней, Кришна придет незваным гостем!

 «Откуда доносятся слова «Шри Радхе, Шри Радхе», посланные неважно кем, в том направлении мчится Мой ум!»

Даже Царь любящих Лалджи (Шри Кришна), будет покорён йогом, прославляющим Радху! Даже Он будет должен предстать перед такой личностью. «Шримад Бхагаватам» (1.2.17) утверждает, что Шри Кришна живет в сердцах тех, кто слушает и воспевает о Нём. Он выносит все материальные нечистоты из их сердец, делая последние дворцом, достойным Своего трона».

 Сердце Свамини ещё мягче! По свидетельству махаджан (предшествующих учителей), Она говорит: амра котха боле йеи амара мата хой сей, босийа кохину вриндаване – любой, кто говорит обо Мне, довольно симпатичен Мне. И сказала Я это, находясь во Вриндаване!» На самом деле, без милости Шримати Радхарани встретиться с Кришной нельзя. Шрила Нароттама даса Тхакур поёт:

 «Любой, кто украшает свое тело пылью со стоп Шримати Радхарани, с лёгкостью достигнет Гиридхари. Я славлю каждую великую душу, нашедшую прибежище у лотосных стоп Радхики!»

 «Слава, слава Святому Имени Радхики, которое царствует во Вриндаване и является драгоценным украшением игр Шри Кришны! Но судьба обделила меня, не позволив слушать о знаменитых достоинствах Шри Радхи!»

 «Любой, кто общается с преданными Радхи и говорит о Её вкусах, развлечениях и любви, достигает Гханашьямы (Кришны). Но все, кто против этого, никогда не придут к совершенству; их имён я даже не хочу слышать!»

 «О брат! Когда ты слушаешь Имя Кришны, ты обретаешь лотосные стопы Радхи, а когда ты воспеваешь Имя Радхи, ты обретаешь Кришначандру. Я поведал тебе об этом вкратце, все иные предметы обсуждения принесут тебе лишь страдания».

Почему в этом стихе Шри Рагхунатха даса называет первую пастушку богиней (Деви)? В «Чайтанья Чаритамрите» (Ади 4.84.) говорится: деви кохи дьотамана парама сундари. Деви означает наиболее лучезарная или наиболее прекрасная. Эта красота сделана из цвета божественной любви, в противном случае она не бы делала счастливым Расика Шекхару (Кришну – Царя наслаждающихся)! И это было прочувствовано Рагхунатхой дасом в трансцендентальном видении. В другом смысле Деви означает поклоняемая. Кто же Ей поклоняется? Ким ва кришна пуджйа крида васати нагари – Она является правительницей города, в котором Кришна играет, и где Ему поклоняются. Корень див символизирует несколько значений. Один из них – крида или игривый. Дивьяти кридати ашьям. Шри Кришна играет в Шри Радхе, поэтому Её называют Деви.

Конечно, Кришна играет также и в остальных возлюбленных, но поскольку Шри Радха является первопричиной всех Его супруг, то в стихе говорится васати нагари. Она является источником каждой. Она не просто возлюбленная Кришны, Она объект Его поклонения. Вот в виденьи сладостная лила предстаёт в сознании Рагхунатхи. Он видит большой красивый шалаш из лиан и листьев. Радха и Кришна обмениваются чувствами, а Туласи, которая неотлична от Свамини душой и телом, создает опахалом ветерок. Во время Их амурной игры, когда Кришна воплощается в пассивной роли сдержанного героя, Он от экстаза ослабевает, переполнившись Её мадана махабхавой. Но Анурагавати (страстная, пылкая Радхика) не удовлетворена. Она Сама очаровала Своего сдержанного Героя и теперь не знает, что делать! И тогда в этом сражении Купидона Свамини «добивает» Героя ударом Своего игрушечного лотоса. Когда Туласи смотрит на это, ей завладевает смех, и это хихиканье сводит Шьямасундару с ума. Это одно из несравненных умений кинкари, которое могут испытать только расика бхакты (трансцендентные эстетики). Далее Свамини садится на кровати. Её одежды растрёпаны, но не утратили блеска (дйотамана). Кажется, что сладость вытекает из каждой поры Её тела. Эта сладость сводит нашего Героя с ума. Лила анте сукхе ихара йе анга-мадхури; тата декхи сукхе ами апана пасари – Когда Я по окончании нашей любовной баталии вижу сладкую истому Её тела, Я вне Себя от экстаза! («Чайтанья Чаритамрита»)

Затем Свамини говорит Кришне: «О Прекрасный! Переодень Меня до того, как сакхи сюда войдут и станут надо Мной подшучивать!» Герой с большим удовольствием усаживается у стоп Свамини, готовый Её украсить. Пранешвари велит: «Помажь этой краской краешки Моих стоп!» Лалджи начинает было трудиться, однако, очень скоро прижимает эти стопы к Своей груди и, упоенный их сладостью, пристально на них смотрит. Скоро Шримати нетерпеливо восклицает: «Что Ты делаешь? Ничего не делаешь! Быстрей намазывай! Что придумают и скажут Мои подруги, когда увидят Меня вот такой?»

Но наш Герой то прижимает дорогие стопы к Своей груди, то целует их… Иногда трепещущими руками Он все же наносит на них немного краски. Похоже, Он нашёл после долгих поисков драгоценный камень, но не знает, где его хранить: анека йятане, ратана паия, тхуите тхай на пайя. Немного краски прилипает и к темно-синей груди Шьямы, сотворив толи картину солнца, встающего в сумеречной тьме, толи рисунок багрового лотоса, растущего в аметистовой воде Ямуны. Там пылающая краска с нежных стоп Радхики заставляет краснеть от стыда за свою красоту знак Шриватсы, драгоценный камень Каустубха и золотую линию, которая представляет на груди Кришны Богиню удачи! Шьяма зачарован прелестью стоп Шриджи. Джагата мохана кришна тахара мохини – Кришна – Чаровник всего мира, но Радхика завораживает даже Его. («Чайтанья Чаритамрита») Поэтому Она говорит неудачливому «стилисту»: «О Прекрасный! Мне все ясно! Ты не способен на это. Туласи, подойди! Ты покрась!» И это заставляет Кришну подумать: «Ах, как Я неквалифицирован!» Получив повеление Радхи, Туласи легонько толкает Шьяму и говорит: «Отсядь-ка в сторонку! Сквозь Тебя я не могу мазать!» И когда Туласи протягивает руки, чтобы взять стопы Свамини… Трансцендентное откровение исчезает! Рагхунатха начинает скорбеть и думать: «Теперь я, не в силах сопротивляться, заглатываюсь океаном страдания. Моя обитель – Твои лотосные стопы! Пожалуйста, перевези меня к ним через этот океан страдания на изумительной лодке Своей милости!»

Шри Расика Чандра поёт:

 «Выслушай, выслушай меня, о Богиня Шримати Радхика! Я задыхаюсь в пучине океана страдания, вызванного разлукой с Тобой! Моё сердце – всё время в огне муки!»

 «Я беспомощный, так как не умею плавать. Моя единственная надежда – Твоя милость. Прошу, увези меня в обитель Твоих лотосных стоп на лодке Своей могущественной милости!»

 

Стих 9

О Богиня! Эта личность умерла от укусов чёрной змеи – разлуки с Тобой. Пожалуйста, оживи меня целительной краской, которой умащены подошвы Твоих лотосных стоп!

Комментарий: В предыдущем стихе Шрипада испытал счастье от общества Свамини. Теперь виденье ушло, и он чувствует испепеляющий жар любви в разлуке. Сгорая от яда разлуки со Шри Радхарани, Шри Рагхунатха чувствует, будто умирает. Его эмоции подобны ощущениям человека, который быстро потухает от укуса ужасной чёрной змеи, поскольку от пят до темя охвачен пылающим жаром, вызванным ядом. Единственным эликсиром, который может возродить Туласи, является краска со стоп Свамини. Она убеждена, что ничто другое не может нейтрализовать жаркую, жгучую разлуку со Шри Радхарани! (Чем лечить болезнь тоски по Радхике, если) Однажды даже Шьямасундара не сумел найти удовлетворение без Шри Радхи, хотя его сопровождали миллионы красавиц гопи! Снедаемый страданием разлуки с Ней, Он прибрел на берег Ямуны и скорбел.

 В «Гита Говинде» (3.1-2) поэт Джаядева описывает Васанта- расу (весенний Танец Раса): «Камсари (Кришна), утвердив в Своем сердце Радху, оставил всех остальных очаровательных девушек Враджа, чтобы найти, которая является незаменимой цепью, приковывающей Его к страстным желаниям Его сердца. Когда Шри Радха стала ревнивой, Она оставила Кришну. Кришна, терзаемый раной в сердце от стрел Купидона, начал искать Её повсюду и не смог найти. После этого Мадхава вошел в кунджу на берегу Калинди и начал скорбеть: шата коти гопите нахе кама нирвапана – даже мириады гопи не могут охладить жар разлуки Кришны со Шри Радхой («Чайтанья Чаритамрита»).

Шримат Даса Госвами описал в своей «Мукта Чарите», как Кришна беспокойно печалился в отсутствии Шри Радхи в Двараке после того, как описал царице Сатьябхаме Свою Враджа-лилу.

 «Как не везет! Когда же Я встречу ту Радху, которая подобна (золотистым) цветам чампака на Моей груди, которая омывает Мои лотосные глаза нектаром (многообразными проявлениями красоты и сладости), чья телесная краса является единственным, что развлекает Меня? Когда Я обрету Радху, которая подобна лиане, куда любит присесть птица Моего сердца и которая является Моим вожделенным богатством и самой Моей душой?»

Даже камень расплавился бы, услышав, как жалобно Кришна сетовал вдали от Радхи, после того, как испил сладостные нектарные слова Мадхумангала, возносящие Ее. Кришна очень эмоционально восклицал:

 «О Радха! Ты гнездо для голубя Моей души и бесконечная река, несущая сладостный нектар, содержащий прему! Ты сокровищница шуток, загадок, благородных качеств и искусств! Ты лунный свет, который является пищей для Моих глаз, подобных птицам чакора! Увы, увы! Почему гнев коварного рока обрушился на Меня, забрав Тебя после того, как Я впервые обрёл Тебя?»

Аналогично, у кинкари нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Шримати, от разлуки с которыми страдает даже Шри Кришна, который воплощает в себе абсолютное трансцендентное блаженство (противоположность страданию). И нет альтернативной возможности утешения для служанок, сжигаемых огнём разлуки с Ней, кроме лицезрения этих прекрасных стоп. Кинкари не желают своих встреч с Кришной наедине. Любовь этих фей к Шримати настолько чиста, что даже в своих снах они не желают служить Купидону, составляя Кришне пару. В связи с этим вспомним одно из ста восьми Имён, которые Дас Госвами предлагает Шри Радхе. Сваганадваита дживату свияханкара вардини – Она – единственный источник поддержания жизни Своих служанок, и это увеличивает их гордость. Любовь к Шри Радхе поглощает служанок гораздо сильнее, чем любовь к Шри Кришне. Никто, кроме кинкари, не достоен быть прия патра (объектом любви) Радхики. Прочувствовать это наилучшим образом можно в разлуке. Благодаря милости Свамини, вирахини даси обретают уникальные опыты во время смараны, снов или спхураны (трансцендентных откровений). Только такой опыт поддерживает в них живость.

Откровение даёт душе временный мир, а разлука приносит жгучее страдание. Коренной причиной этого страдания является недостаток непосредственного служения Югале Кишори (Паре юных Радхи и Кришны). Любовь манджари к Кишори и Кишору беспричинна. Где то блаженство поклонения только лишь Кришне? Истинный экстаз содержится в бхаджане, югала бхаджане (поклонении Паре)! Югала чарана декхи, сапхала корибе анкхи, еи мора манера камана – я сделаю свои глаза удачливыми, созерцая лотосные стопы Югалы, таково желание моего ума!» («Прартхана») Ачарьи Гаудия вайшнавизма (махаджаны) желают увидеть Божественную Чету, чтобы загасить огонь своей любви в разлуке и молятся о служении Их лотосным стопам:

 «Пожалуйста, даруйте мне служение Вашим лотосным стопам! Вы оба – океаны милосердия, не покидайте же меня в беде! Я не знаю никого, кроме Вас Двоих! Я сочту себя удачливым, если смогу предаться служению Вашим лотосным стопам! Я – мошенник, павший на дно!»

 «Когда же я смогу сплести гирлянды из цветов малики, малати, юдхи, других и повесить эти ожерелья на Их шеи? Когда же я наполню золотые чаши камфарой и сандаловой пастой и умащу ими Их тела? Когда же я увижу Их лица в то время, пока Они возлежат на ложе для развлечений в роще?»

Манджари никогда не желают быть с Кришной наедине, даже не думают о физическом общении с Ним в состоянии сна! Когда Кришна теребит корсаж Шри Рупы Манджари, привлекая её к Себе, она шипит, словно змея, раздувшая капюшон: «Стыдись! Ты не знаешь, кто я?! Я могу отдать Тебе свою жизнь, но не тело! Тело я давным давно предложила Шри Радхе!» А позже Лалджи к ней придет просить прощения со сложенными руками. Никто, кроме кинкари, не может быть настолько предан Шри Радхе! Молитва обсуждаемого стиха была предложена, когда памятовалась игра, описанная в комментарии предшествующего стиха. Шри Рагхунатха даса чувствует неописуемое влечение к рубиновой краске на лотосоподобных стопах Шримати и говорит: «О Деви! Эта личность умерла от укуса черной змеи – разлуки с Тобой, и единственным эликсиром, способным меня оживить, является краска, которой умащены Твои лотосные стопы! Покажи мне эти стопы, помазанные ей, хотя бы один раз!» Он заверяет: мритам джана – эта личность мертва. Но как человек, прошедший через летальный исход, может шевелить языком и произносить слова? Дело в том, что отсутствует непосредственная связь со Шри Радхой; если этого контакта нет, что может быть хуже в таковой ситуации для предавшейся служанки? Это равнозначно смерти. Этой смерти присущ удивительный вкус, он содержится в санчари бхаве, особого рода волнах в океане премы!

 «Санчари бхавы подобны волнам, которые восходят и падают в нектарном океане стхаи бхавы (постоянного экстаза), то поднимая, то снижая уровень его глубины». («Бхакти Расамрита Синдху», 2.4.3)

Эти слова были сказаны Рупой Госвами в сварупа веше. Кончина, о которой говорится здесь, является не физической, а духовной смертью, она – это заключительная стадия любовного трансцендентного экстаза. Душа – служанка Шри Радхи, а служанкина сварупа Рагхунатхи разбита… Эти чувства дают более мучительные переживания, чем сама смерть. Оттого Шрила Нароттам дас Тхакур поёт:

 «Эта дехи (воплощенная душа) уже невероятно долго отравлена жалом змея разлуки и страдает от его яда». (Песня «Шри рупа манджари пада…»)

Слово дехи указывает на то, что от смерти страдает душа, а не тело. И даже человек умерший от укуса змеи может ожить! «Краска с подошв Твоих лотосных стоп отнимает меня у смерти для жизни!» Подобно тому, как Рагхунатха переживает свою крайнюю неудачливость, когда не может видеть лотосные стопы Шри Радхи и переживает умирание, так и садхаку необходимо чувствовать, что красота смараны является его единственным способом выживания. Ему также следует осознавать, что забвение (этих лотосных стоп) подобно смерти. Еще в сердце он должен чувствовать хотя бы немного боли разлученного. Туйя висмарана шела буке – забвение Тебя причиняет мне боль, подобно вонзенному в моё сердце копью!

Закомплексованность телесного сознания навязывает памятование преходящих вещей и заставляет забыть о лотосных стопах Божественной Четы. «О порочный ум! Почему бы тебе не прильнуть к этим лотосным стопам навеки? Почему материальное существование неизменно порабощает сердце? Пусть же моё сознание заполнится Тобой одной в максимальной мере, чтобы в нем не возникло идеи куда-нибудь от тебя уйти!» В таком же ключе преданные-практики должны страстно молиться лотосным стопам Шримати! Они могут осознать это, слушая маха вани (великие слова) Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.

Обязательным образом, преданный, утвердившийся в смаране, должен изжить в себе настроение делателя памятования. Никогда он не должен думать: «Я исполняю смарану!» В своей сиддха сварупе преданный испытывает, что находится подле своего любимого Божества. А быть близ лотосных стоп Шри Радхи, хотя бы и в смаране, необыкновенно блаженно! Шрила Рагхунатха даса Госвами – вечный спутник Господа, поэтому его блаженство более реально, чем что-либо очевидное. Его ум наслаждается только памятованием Шри Радхи. Как чудесно сияние, излучаемое ноготками Ее ног! Как этот Мадхусудана (ищущий наслаждения Шмель Кришна) выживет без вкушения мёда с Ее лотосных стоп?! Шри Рагхунатха является служанкой Богини, краска со стоп которой алеет на вьющихся волосах Шьямы. Сам Шьяма не может, как следует, помазать Ей стопы, ведь все части тела Его переполнены любовным экстазом, а глаза Его затуманены слезами любви. Свамини Ему говорит: «Красавец! Ты не знаешь, как красить Мои стопы. Туласи, подойди! Возьми это в свои руки». Но когда Туласи тянет ладони к стопам, она уже ничего не чувствует, ибо трансцендентное виденье исчезает. И она скорбит снова:

 «Я, словно, мертва! Я укушена чёрной змеёй, закрывшей Твой образ! Увы. К чему говорить? Моя жизнь горит в этом яде! О Деви! Я наслышана о Твоих достоинствах! Я приняла прибежище у Твоих раскрашенных лотосных стоп! Свои ум и тело я принесла Тебе в жертву! Подошвы Твоих ступней подобны цветущим лотосам, и они для меня целебная трава. О, поскорей дай их мне и оживи меня! О такой милостыни молит Твоя служанка!» (Расика Чандра дас).

 

Стих 10

О Богиня! Я – служанка лотосов Твоих стоп, чье тело подобно лиане, что сгорает в лесном пожаре разлуки с Тобой. Умоляю, не медли! Оживи меня прямо сейчас Своими нектарными взглядами!

Комментарий: Шри Рагхунатха, отождествившийся со своим духовным образом, плачет от потери Шри Радхи. Эмоции его разлуки настолько жарки и возвышенны, что их можно сравнить с подпрыгивающими к небу языками лесного пожара. Неуемно желая увидеть свою Пранешвари, он падает на берегу Радха Кунды и в смятении причитает. Его существо не способно долее нести бремя своего лианоподобного тела, что раскаляется в кузнице разлуки с Ишвари. Он рыдает, как сирота, брошенный в юдоль страдания.

Те, кто предался лотосным стопам Шри Радхики, не могут найти успокоение в чём-либо, принадлежащим вещественному миру. Их умы и жизни, словно нетонущие плоты, плавают в реке сладости Шри Радхи, которая затапливает весь мир. В своей «Враджа Виласа Ставе» Шрила Рагхунатха даса Госвами пишет: йан мадхури дивья субха расабдхех смритехканенапи ати лолитатма – моё сердце колоссально волнуется, когда вспоминаю всего одну капельку нектарной расы из Их божественного океана. Великие учителя бхакти утверждают: «То, что естественно (повседневно) для совершенных душ, для совершенствующихся в йоге является высокой целью». Примерные, святые жития, явленные великими древними профессорами преданности, стали путевой звездой для вайшнавов, взращивающих в себе мистический эстетизм Вриндавана. Если в жизни практика эти примеры поставлены во главу угла, они обязательно пробудят его сварупа вешу. Природа телесного сознания в том, что ум и разум остаются всегда привязанными к скучной бренной материи. А красота сварупа веши не имеет никакого отношения к чему бы то ни было в материальном мире. Как и зачем человек, ищущий этой красоты, станет любить нечто из этого материального мира? Скажем, Рагхунатха. Он был богат, как Господь Индра, его жена была прекрасной, как ангелица, но он исключил их из жизни и целиком предался лотосным стопам Шримана Махапрабху. «А я? Я знаком с множеством людей этого мира, но совершенно не знаком с моим возлюбленным Божеством!» И своей «Манах-шикше» Шри Рагхунатха говорит: пратиштхасадхришта свапача рамани ме хриди натет катхам садху према спришати шучих етан нану маннах: «Не смотря на то, что я стремился оставить вожделение, гнев и так далее и хотя я достиг этого, но не смотря на это, бесстыдная женщина-собакоедка (желания к почёту), тем не менее танцует в моём сердце! Как же может эта удивительная любовь коснуться моего сердца в таком состоянии?»

Это желание к различию не позволяет естественной любви к лотосным стопам возлюбленного божества войти в сердце. Базовой причиной этого осквернения является загрязняющее уподобление себя материальному телу. А в медитации на свою сварупа вешу это недопустимо. Садхака должен полагать: «В этом мире у меня нет никого, кроме Тебя!» Пока преданный таким образом не мыслит, он не может восходить к лотосным стопам возлюбленного Божества. А если мыслит убежденно, то из-за такого стремления к Возлюбленному Небожителю не может сидеть спокойно. Он чувствует себя, как олень, пронзённый стрелой, поэтому энергично шагает во Вриндаван в надежде хоть мельком увидеть своего Любимого. Шрила Нароттам дас Тхакур воспел:

 «Когда же я увижу полный блаженства Вриндаван и обсыплю свое тело его пылью, когда смогу с любовью кататься в ней, воспевая Имена Радхи и Кришны и проливая ручьи слез?»

 «Я уйду в потаенные беседки, растянусь в дандавате на земле и буду плакать: «О Господь Радхи! Когда же я окажусь на берегу Ямуны, коснусь воды и напьюсь, зачерпывая её чашечками своих ладоней?»

 «Когда же я войду в круг Танца Раса и буду кататься по его сцене? Когда я стану в высшей степени счастливым, укрывшись в тени дерева Вамшиват и оставшись там на века?»

 «Когда же я смогу наполнить свои глаза пейзажами холма Говардхан и когда смогу жить на Радхе Кунде? Когда же моё тело упадёт в экстазе, пока я буду бродить по этой священной земле? Так поет низкий Нароттам дас»

Шрипада Прабодхананда Сарасвати написал: када шйам шри радхе чакита иха вриндавана бхуви – о Радха, когда я обоснуюсь во Вриндаване и, охваченный великим восхищением, буду купать ум в волнах Твоих нектарных развлечений; когда я смогу глядеть там во все стороны в поисках Тебя и наконец подумать: Вот Ты пришла, я понимаю, что обретаю Тебя? Рвение к накоплению опыта быстро проявит перед глазами лилы. «Хотя я живу во Вриндаване, я ничего не испытываю. Я могу много говорить об экстазе, но сердце моё, увы, пусто. А я стремлюсь достигнуть в практике преданности положительного результата. Так вот, даже если я буду проводить своё время, просто надеясь на то, что Ты моя Госпожа, тогда я обрету Тебя!»

Шри Рагхунатха даса говорит: деви те чарана падма дасикам – О Богиня Шри Радхе, Я – служанка Твоих лотосных стоп! Дахйаманатара кайа валарим - лианоподобное тело этой упавшей фрейлины уничтожается в пекле лесного пожара разлуки с Тобой! Его ум предан Ей. Свамини откликается и спрашивает: «О, неужели твоё сердце не стремится получить Мой даршан? Тогда как ты сумеешь достичь Меня?» Она – безбрежный океан сострадания, Она в совершенстве знает, как приблизить Своих служанок к Своим лотосным стопам – разжигая в них жажду! Насколько же сильно Радху наслаждают пылкие молитвы Ее возлюбленных преданных в состоянии разлуки! Служанка очень решительна, и Свамини приглашает Шьямасундару выслушать её скорби. Господь любит наслаждаться вкусами преданности. Шри Кришна сказал Билвамангалу Тхакуру: «Я рядом с тобой и очень счастлив слушать твои сетования в разлуке со Мной. Поскольку твои слова великолепно услаждают Мой слух, Я так и назову твою книгу. «Кришна Карнамрита» – нектар для ушей Кришны!»

Беспокойство Шри Рагхунатхи соткано душераздирающими чувствами. Его лианоподобное тело пожирается лесным пожаром любви в разлуке, и он более не может выжить, не выговорив Ей нахлынувшие переживания. «Я – служанка Твоих лотосных стоп, которые избавляют от боли в сердце даже Шьямасундару, когда Он прижимает их к Своей груди. Лианоподобное тело этой падшей служанки испепеляет лесной пожар разлуки с Тобой. Пожалуйста, оживи меня прямо сейчас Своим нектарным взглядом!»

Шрила Рагхунатха Дас Госвами является нитья сиддхой, вечно совершенным преданным. Жажда садхана сиддх (преданных, которые не имели, но достигли совершенства любви к Богу в последней, самой успешной своей жизни) не менее удивительна! Живший на Говардхане Шрила Сиддха Кришна дас Бабаджи молился следующим образом:

 «О Царица моей жизни! Сердце моё постоянно жарится в огне разлуки с Тобой! Пожалуйста, вызволи меня из этого океана скорби, дав покровительство Своих лотосных стоп и роль Своей служанки!»

 «Когда я услышу, слетевшие с Твоих очаровательных уст, пьянящие слова и услышу перезвон Твоих ножных колокольчиков? Когда я в высочайшем экстазе начерпаю нектара Твоей невыразимой красоты чашечками своих глаз? И когда я буду вдыхать Твое телесное благоухание, вздымающее дыбом каждый волосок на моей коже? Пожалуйста, благослови эту новую служанку, даровав ей нектарные остатки пищи, которой коснулись Твои лотосные уста!»



2019-05-24 325 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рагхунатха даса Госвами 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)