В образовательных системах
Говоря об источниках инновационных изменений, можно выделить две группы: - внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества 2 В.Д.Симоненко (22, с. 69-70)
«Муниципальное образование: инновациии эксперимент» №3, 2008 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта); - внешние, обусловленные изменениями в законо Обратимся к более подробному рассмотрению источников педагогических инноваций. Поиск источников необходимых инновационных изменений - это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются четыре основные группы источников изменений. 1) Несоответствие между тем, что должно Например, фронтальная проверка образовательного учреждения, аттестация, проведенная в нем, или грамотный и объективный внутришкольный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обстоят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произволен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий. Чтобы устранить такое противоречие, следует внести изменения в управленческую систему, в содержание образования, т.е. в образовательную программу, в технологию организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональной компетентности педагогов. 2) Источники инновационных изменений вне обра • Изменения в социальной среде образовательного -образовательных потребностей и жизненных приоритетов обучающихся; - образовательных предпочтений родителей; - связей учреждений в системе образования региона; - образовательной ситуации в микрорайоне (ре • Изменения в системе образования в целом: - в целях; - в составе компонентов; - в структуре и характере связей; - в функциях; - в нормативно-правовом обеспечении. • Демографические и геополитические изменения: - резкое повышение или снижение рождаемости; - изменение государственных границ, появление беженцев, эмигрантов; - динамика доходов населения, политическое расслоение общества, соотношение богатых и бедных слоев. 3) Новое знание как источник инновационных из Появление нового знания может порождать противоречие между ранее используемыми теоретическими моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ресурсных затрат, а именно: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, мо- дернизации материально-технической базы и дидактического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты весьма оправданы, т.к. окупаются значительными достижениями обучающихся. 4) Источники инновационных изменений внутри образовательного учреждения. • Отличие от массового опыта: - успешный педагогический опыт («спонтанно возникший успех»); - негативный педагогический опыт («непредвиденное поражение, провал»). В связи с этим возможны изменения в технологии обучения; отдельных дидактических средствах; понимании целей и задач процесса обучения; теоретических основах обучения (опыт как источник развития теории). Наиболее отличительной чертой современного отечественного образования является инновационный характер его развития, что связано с реализацией определенных функций. Специальный анализ позволяет выделить следующие функции инновационных изменений: Аксиологическая функция. Перенос акцента с воспроизведения человека с заданными свойствами в сторону раскрытия личностного потенциала ребенка, развития у него авторской позиции в культуре. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Разработка принципиально новых подходов к отбору содержания образования. Введение в практику образования курсов и программ, отвечающих современным образовательным парадигмам. Повышение эффективности управления. Подготовка для школы руководителя-новатора, постоянно стремящегося к новому, эффективному и способного использовать возможности сотрудников для достижения актуальных целей, создавая им условия для профессиональной и личностной самореализации. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Создание в школе условий для творчества учителя, мотивация его продуктивной деятельности. Информационная функция. Обеспечение школы необходимыми справочными, методическими, информационными материалами, информационно-компьютерными средствами и системами, соответствующими программными продуктами, обеспечивающими развитие ее образовательной среды. Функция сохранения и укрепления здоровья. Создание условий для поддержания, коррекции, преумножения физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей в валеологически благополучном образовательном процессе. Создание условий для гармонического развития личности ребенка в экологически сообразной среде. Функция модернизации финансово-хозяйственной деятельности. Поиск эффективных финансово-хозяйственных механизмов деятельности школы, учитывая дефицит нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений. Цель любого изменения в образовании состоит в улучшении достижений обучающихся. Работа на всех уровнях должна всегда поддерживать эту цель. Многое здесь зависит от лидеров-руководителей образовательных учреждений и образования в целом.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2008 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |