Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В образовательных системах



2018-06-29 292 Обсуждений (0)
В образовательных системах 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря об источниках инновационных изменений, можно выделить две группы:

- внутренние, связанные с осознанием собствен­ной потребности в механизмах повышения качества

2 В.Д.Симоненко (22, с. 69-70)


 


«Муниципальное образование: инновациии эксперимент» №3, 2008



ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ


организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта);

- внешние, обусловленные изменениями в законо­
дательстве, требованиями вышестоящих инстанций,
социальным заказом со стороны родителей и т. п.

Обратимся к более подробному рассмотрению источников педагогических инноваций. Поиск источ­ников необходимых инновационных изменений - это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются четы­ре основные группы источников изменений.

1) Несоответствие между тем, что должно
быть, и тем, что есть реально (противоречие
между сущим и должным, т.е. между реальностью и
представлением о желаемом).

Например, фронтальная проверка образователь­ного учреждения, аттестация, проведенная в нем, или грамотный и объективный внутришкольный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обсто­ят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произ­волен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий.

Чтобы устранить такое противоречие, следует вне­сти изменения в управленческую систему, в содержа­ние образования, т.е. в образовательную программу, в технологию организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональ­ной компетентности педагогов.

2) Источники инновационных изменений вне обра­
зовательного учреждения.

Изменения в социальной среде образовательного
учреждения:

-образовательных потребностей и жизненных при­оритетов обучающихся;

- образовательных предпочтений родителей;

- связей учреждений в системе образования региона;

- образовательной ситуации в микрорайоне (ре­
гионе).

• Изменения в системе образования в целом:

- в целях;

- в составе компонентов;

- в структуре и характере связей;

- в функциях;

- в нормативно-правовом обеспечении.

• Демографические и геополитические изменения:

- резкое повышение или снижение рождаемости;

- изменение государственных границ, появление беженцев, эмигрантов;

- динамика доходов населения, политическое рас­слоение общества, соотношение богатых и бедных слоев.

3) Новое знание как источник инновационных из­
менений.

Появление нового знания может порождать проти­воречие между ранее используемыми теоретически­ми моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ре­сурсных затрат, а именно: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, мо-


дернизации материально-технической базы и дидак­тического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты весьма оправданы, т.к. окупаются значительными достижениями обучающихся.

4) Источники инновационных изменений внутри образовательного учреждения.

• Отличие от массового опыта:

- успешный педагогический опыт («спонтанно воз­никший успех»);

- негативный педагогический опыт («непредвиден­ное поражение, провал»).

В связи с этим возможны изменения в технологии обучения; отдельных дидактических средствах; пони­мании целей и задач процесса обучения; теоретиче­ских основах обучения (опыт как источник развития теории).

Наиболее отличительной чертой современного отечественного образования является инновацион­ный характер его развития, что связано с реализацией определенных функций. Специальный анализ позво­ляет выделить следующие функции инновационных изменений:

Аксиологическая функция. Перенос акцента с вос­произведения человека с заданными свойствами в сторону раскрытия личностного потенциала ребенка, развития у него авторской позиции в культуре.

Гуманизация и гуманитаризация содержания об­разования. Разработка принципиально новых подхо­дов к отбору содержания образования. Введение в практику образования курсов и программ, отвечающих современным образовательным парадигмам.

Повышение эффективности управления. Подготовка для школы руководителя-новатора, посто­янно стремящегося к новому, эффективному и способ­ного использовать возможности сотрудников для до­стижения актуальных целей, создавая им условия для профессиональной и личностной самореализации.

Повышение профессиональной компетентности педагогов. Создание в школе условий для творчества учителя, мотивация его продуктивной деятельности.

Информационная функция. Обеспечение шко­лы необходимыми справочными, методическими, информационными материалами, информационно-компьютерными средствами и системами, соответ­ствующими программными продуктами, обеспечиваю­щими развитие ее образовательной среды.

Функция сохранения и укрепления здоровья. Создание условий для поддержания, коррекции, преумножения физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей в валеологически бла­гополучном образовательном процессе. Создание условий для гармонического развития личности ре­бенка в экологически сообразной среде.

Функция модернизации финансово-хозяйственной деятельности. Поиск эффективных финансово-хозяйственных механизмов деятельности школы, учи­тывая дефицит нормативного бюджетного финансиро­вания образовательных учреждений.

Цель любого изменения в образовании состоит в улучшении достижений обучающихся. Работа на всех уровнях должна всегда поддерживать эту цель. Многое здесь зависит от лидеров-руководителей об­разовательных учреждений и образования в целом.


 



«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2008


ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ




2018-06-29 292 Обсуждений (0)
В образовательных системах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В образовательных системах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)