Режимы жизнедеятельности образовательных систем
Табл. 1
Руководитель-новатор постоянно стремится к новому. В практической деятельности он реализует инновационный подход, который состоит в целенаправленном, организованном поиске источников возможных изменений и в систематическим анализе тех возможностей и достижений, которые эти изменения могут дать. Преграды, возникающие на пути инновационных изменений: 1 - есть стремление к использованию готовых 2 - недостаточная подготовка педагогов к продуктивному участию в инновационных процессах; 3 - отсутствие отлаженного механизма экспертизы педагогических новшеств и инноваций; 4 - крайне неблагоприятно хроническое недофинансирование образовательных учреждений, снижение уровня материально-технического и ресурсного обеспечения систем образования; 5 - руководители учреждений образования больше доверяют мерам административного управления, чем социально-психологическому и коммуникативно-личностному взаимодействию. Стратегическое направление инновационных изменений заключается в переходе к открытому личностно-развивающему образованию и демократической, общественно-государственной системе управления образованием. Каждому руководителю известно, что в образовательных учреждениях инновационные изменения протекают негладко: возможны ошибки в планировании, дефицит ресурсов, недостаток профессиональной компетентности участников изменений, повышение тревожности педагогов, связанное с реорганизацией, неконструктивные позиции учителей и управленцев (неопределенность, пассивное наблюдение, оппозиция) и др. Задача менеджера образования - оптимизировать процесс инновационных изменений, создать «траекторию» перехода системы в качественно новое состояние, предвидя трудности преобразований и предусматривая возможности их коррекции и компенсации. Любые системы, в том числе и образовательные учреждения, имеют определенный режим жизнедеятельности. Деятельность по устойчивому воспроизведению прежнего опыта и ранее полученных результатов осуществляется в режиме функционирования. Целенаправленный переход на более высокие, качественно отличающиеся уровни деятельности, обеспечивающие позитивные изменения, реализуется в режиме развития, в котором можно выделить несколько уровней, имеющих свою специфику (см. табл.1). Выводы: 1. Ведущим условием развития образовательных систем (от системы конкретного образовательного учреждения до систем муниципального и регионального уровня) является эффективное управление инновационными изменениями. 2. Эффективность управления инновационными процессами существенно возрастает, если менеджер обладает инновационным мышлением и опирается на четкие теоретические положения о сущности новшеств и инноваций, о структурах управления инновационными процессами. 3. Эффективного менеджера характеризуют показатели, согласно которым он:
- организует на основе системного анализа актуального состояния образовательной системы целенаправленный поиск необходимых изменений для достижения нового качества; - обладая управленческой культурой, умело учитывает специфику организационной культуры конкретного образовательного учреждения и индивидуальные особенности людей, прогнозируя возможные реакции на инновации; - поддерживает творчество и инициативу, создает ситуацию успеха для каждого члена коллектива, использует в отношениях с людьми тактику, благодаря которой они не подавляются, а возвышаются через возможности саморазвития и самореализации. Литература 1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002.-160 с. 2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / М.: Сентябрь, 1999. - 192 с. 3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-176 с. 4. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов./ А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова - М.: АПКиПРО, 2002.- 94 с. 5. Табарданова Т.Б. Подготовка педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской работе: методическое пособие. / Т.Б. Табарданова. - Ульяновск: ИПКПРО, 2006.- 48 с. 6. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы)./ Под ред.: А.С. Сухорукова. -М.: Сентябрь, 2000. - 160 с.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2008
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |