Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Такт и размер такта. Сильные и слабые доли.



2018-06-29 3430 Обсуждений (0)
Такт и размер такта. Сильные и слабые доли. 4.67 из 5.00 3 оценки




Музыкальные звуки.

Музыкальный звук - это звук с ярко выраженной частотной характеристикой, звук, основу которого составляет гармоническое колебание определенной частоты, сопровождаемое так называемыми обертонами. Звуки, которые используются в музыке, называются тонами.

Музыкальные звуки имеют следующие свойства:

  • высота,
  • тембр,
  • сила или громкость,
  • длительность.

Высота звука – это самое важное свойство звука. Она зависит от частоты колебаний какого-либо физического тела, в нашем случае струны. Чем чаще колебания, тем выше высота звука. Высота звука измеряется в герцах (Гц) и определяет тональность.

Тембр звука зависит от количества и силы призвуков. Благодаря тембру можно различать звуки одной высоты, воспроизводимые на разных музыкальных инструментах.

Сила звука определяется амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда, тем громче звук.

Длительность звука - это отрезок времени, в течение которого длится колебания струны.

Звукоряд, октавы и ноты

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Основные звуки называются ступенями.

Семь ступеней звукоряда образуют октаву, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше, чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней. Октав всего девять. Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется Первая октава, далее Вторая, затем Третья, Четвёртая и, наконец, Пятая. Октавы ниже первой имеют названия: Малая октава, Большая, Контроктава, Субконтроктава. Субконтроктава - это самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже Субконтроктавы и выше Пятой октавы в музыке не применяются и названий не имеют.

Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени (нота До) равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени (нота Ля) Первой октавы составляла бы 440 Гц.

Частота первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (октавный интервал), будет отличаться ровно в 2 раза. Например, нота Ля первой октавы имеет частоту 440 герц, а нота Ля второй октавы - 880 герц. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука, только на разной высоте (не путайте с унисоном, когда звуки имеют одинаковую частоту). Это явление называется октавное сходство звуков.

Натуральный звукоряд

Равномерное распределение звуков звукоряда по полутонам называется темперированным строемили натуральным звукорядом. Промежуток между двумя соседними звуками в таком строе называется полутоном.

Расстояние в два полутона образует целый тон. Лишь между двумя парами нот нет целого тона это между ми и фа, а также си и до. Таким образом, октава состоит из двенадцати равных полутонов.

Названия и обозначения звуков

Из двенадцати звуков в октаве только семь имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Остальные пять имеют названия, образованные от основных семи, для чего применяют специальные символы: # - диез и b - бемоль. Диез означает, что звук расположен выше на полутон звука, к которому он приставлен, а бемоль - ниже. Важно помнить, что между ми и фа, как и между си и до лишь полутон, поэтому не может быть до бемоль или ми диез.

Приведённая выше система наименований нот обязана своим появлением гимну св. Иоанну за названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве.

Другая распространённая система обозначения нот — латинская: ноты обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»).

Обратите внимание, что ноту си обозначает не буква B, а H, а буквой B обозначают си-бемоль (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов всё чаще это правило нарушается). Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is. Исключения в названиях, которые обозначают гласные буквы: As, Es.

В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до.

Запись нот

Нотные знаки

Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей:

1. головки

2. штиля (палочки), соединяющихся с нотной головкой слева вниз или справа вверх;

3. флажка (хвостика) , соединяющихся со штилем только справа от него или вязки (продольной линии) соединяющей штили нескольких нот.

Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми. Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков. Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д. Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца. На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль ) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа ) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Сильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов, для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.



2018-06-29 3430 Обсуждений (0)
Такт и размер такта. Сильные и слабые доли. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Такт и размер такта. Сильные и слабые доли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)