Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое пособие



2018-06-29 286 Обсуждений (0)
Учебно-методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт информационных технологий

 
 


Кафедра программного обеспечения ЭВМ

 

ПРОИЗВОДСТВЕННО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКИ

Учебно-методическое пособие

Направление: 230100.62 Информа-

тика и вычислительная техника

Специальность: 230105.65 Прог-

раммное обеспечение вычисли-

тельной техники и автоматизи-

рованных систем

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры программного обеспечения ЭВМ, протокол № 5 от 30.12.09 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института информационных технологий ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 11 от 10.02.10 г.

 

Составители: Е.В. Ершов, канд. техн. наук, проф.; Л.Н. Виноградова

 

 

Рецензенты: А.Л. Смыслова, канд. техн. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Е.В. Коро­лева, канд. техн. наук (ЗАО «Фирма ″СТОИК″»)

 

 

Научный редактор:А.Л. Смыслова, канд. техн. наук, доцент

 

 

© Ершов Е.В., Виноградова Л.Н., 2010

© ГОУ ВПО «Череповецкий государст-

венный университет», 2010


 

 

Введение

 

 

Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)».

Прохождение практики состоит из двух этапов. Первый этап (III курс, 6-й семестр, 4 недели; IV курс, 8-й семестр, 4 недели) имеет производственно-технологический характер, второй этап (V курс, 10-й семестр, 6 недель) – профессионально-ориентиро­ванный (преддипломный) характер.

Производственно-технологический этап направлен на закрепление связи теоретического обучения с практической деятельностью, обеспечивающей прикладную направленность и адаптацию к рынку труда; на повышение уровня практической подготовки студентов; на формирование профессиональных качеств у будущих инженеров и бакалавров; на приобретение ими опыта работы в производственном коллективе.

Преддипломный этап направлен на приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной инженерной задачи, а также на закрепление связи теоретического обучения с практической деятельностью, обеспечивающей прикладную направленность и адаптацию к рынку труда.

 

1.Цели и задачи практики

 

Основной целью и задачами практики являются: закрепление, расширение, углубление и систематизация теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин; приобретение и совершенствование навыков работы для их применения в будущей профессиональной деятельности на предприятиях информационного профиля, в научно-исследовательских лабораториях и т.д.; изучение обязанностей должностных лиц предприятия, отвечающих за комплексное решение проблемы информационной и программно-технической оснащенности предприятия; формирование общего представления о политике информационного обеспечения деятельности предприятия, методов и средств ее реализации; изучение источников информации, системы обработки и хранения информации, технологических приемов оценки состояния информационных ресурсов предприятия; формирование профессиональных знаний, умений и навыков при принятии самостоятельных решений в реальных производственных условиях путем выполнения работ, входящих в сферу будущей профессиональной деятельности инженера по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», а также бакалавра техники и технологии по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника». В процессе прохождения практики студент должен определить область своей будущей деятельности, осуществить подбор необходимой исходной информации для выполнения выпускной квалификационной работы и выбрать соответствующую специализацию, предусмотренную рабочим учебным планом вуза.

Конечной целью практики является подготовка к написанию выпускной квалификационной работы (ВКР).

 

2.Содержание практики

В зависимости от этапа прохождения практики характер и содержание ее конкретных задач может меняться.

Производственно-технологическая практика делится на бакалаврскую производственно-технологическую практику (III курс, 6-й семестр, 4 недели) и инженерную производственно-техноло­гическую практику (IV курс, 8-й семестр, 4 недели).

При прохождении бакалаврской производственно-технологи­ческой практики студенты должны изучить и освоить:

– организацию и управление деятельностью подразделения;

– технологические процессы и соответствующее производственное оборудование в подразделениях предприятия-базы практики;

– действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники, периферийного и связного оборудования, по программам испытаний и оформлению технической документации;

– пакеты прикладного программного обеспечения, используемые при проектировании аппаратных и программных средств;

– порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения.

При прохождении инженерной производственно-технологи­чес­кой практики студенты должны изучить и освоить:

– обеспечение планирования и финансирования разработок;

– методы определения экономической эффективности исследований и разработок аппаратных и программных средств;

– правила эксплуатации средств вычислительной техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющегося в подразделении, а также их обслуживание;

– вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

– методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения средств вычислительной техники для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

– методики применения измерительной техники для контроля и изучения отдельных характеристик используемых средств вычислительной техники;

– порядок и методы проведения и оформления патентных исследований;

– порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения.

Кроме того, в любой части практики все студенты получают индивидуальные задания и углубленно их прорабатывают. Тематика индивидуальных заданий уточняется руководителем практики от предприятия. Остальные вопросы программы студенты изучают в период практики. Темы индивидуальных заданий связаны с вопросами разработки, эксплуатации и сопровождения программных и аппаратно-программных средств вычислительной техники и автоматизированных систем.

При прохождении преддипломной практики студенты должны:

– изучить:

– проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

– назначение, состав, принцип функционирования или организации проектируемого объекта (программы или программной системы);

– отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;

выполнить:

– разработку технического задания на дипломный проект (работу) по установленной стандартом форме;

– сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме исследования;

– реализацию некоторых из возможных путей решения поставленной в техническом задании на дипломный проект (работу) задачи;

– технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

– анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности и обеспечению экологической чистоты.

Перед выходом на преддипломную практику студенты получают задание на выпускную квалификационную работу и вопросы для углубленной проработки ее разделов и сбора дополнительных данных от руководителя дипломного проекта.

Каждый студент во время практики индивидуально должен решить конкретную учебную или научную задачу по предложенной теме, которая может состоять из ряда заданий. Предлагаемые задачи не должны вызывать у студентов особых затруднений при воплощении их на конкретном лабораторном оборудовании, типе ПЭВМ и т.д. Содержание заданий предусматривает выполнение следующих обязательных этапов:

– ознакомление с имеющимися ПЭВМ и периферийным оборудованием, прикладными программами, дополнительной научной литературой и отбор из них тех, которые необходимы для решения данной задачи;

– модернизация или разработка новой математической модели для решения предлагаемой задачи;

– разработка алгоритмов решения поставленной задачи;

– реализация решения поставленной задачи на выбранном языке программирования и проведение тестирования результатов;

– составление отчета, содержащего основные этапы решения задачи с приложением основных научных результатов и выводов.

 

3.Требования к базе практики

 

Базами производственно-технологической и преддипломной практик являются предприятия и организации, использующие современные информационные технологии и оснащенные соответствующими автоматизированными системами и программно-техническими комплексами, деятельность которых связана с разработкой, проектированием и сопровождением программного обеспечения.

В зависимости от тематики выполняемых заданий практика организуется выпускающей кафедрой как с использованием ее собственного оборудования, так и с привлечением оборудования других кафедр ЧГУ (например, кафедры математики, вычислительного центра и т.д.). Поэтому на этих этапах практики студент должен ознакомиться с материально-техническим обеспечением места прохождения практики, оценить возможности конкретной установки, компьютера и т.д. для решения поставленной задачи.

В случае проведения преддипломной практики вне университета база практики определяется материально-техническим обеспечением соответствующего учреждения. По ходатайству научного руководителя ВКР и согласованию с заведующим кафедрой ПО ЭВМ часть студентов может проходить этот этап практики на базе научно-исследовательских лабораторий ЧГУ.

 

4.Организация проведения практики

 

Непосредственное руководство производственно-технологи­чес­кой практикой осуществляется преподавателями кафедры – руководителями практики. Они выполняют следующие функциональные обязанности:

– осуществляют связь с администрацией ЧГУ и руководителями практики студентов на предприятиях: готовят приказы, составляют графики прохождения практики и т.д.;

– готовят и выдают студентам индивидуальные задания на практику и другую необходимую документацию;

– организуют и проводят организационно-инструктивное собрание со студентами;

– проводят для студентов дополнительную теоретическую подготовку и консультации по различным разделам разработки ПО, необходимые для проведения практики;

– осуществляют текущий контроль над выполнением заданий практики, в случае необходимости в рабочем порядке вносят в них изменения;

– проводят рассмотрение и защиту отчетов студентов, оценивают работу студента на практике.

Руководство преддипломной практикой на предприятиях (организациях) осуществляет руководитель практики от предприя­тия, который по соглашению принимает на себя следующие функции:

– связь с представителем университета (руководителем от ЧГУ);

– подбор опытных ведущих специалистов предприятия для непосредственного индивидуального руководства студентами;

– общая организация работы практиканта на предприятии в соответствии с заранее согласованной программой (заданием);

– проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности;

– рекомендации по оцениванию работы практиканта и т.д.

Выпускающая кафедра в соответствии с закрепленными базами практики осуществляет распределение студентов по местам практики.

Календарное время начала и окончания практики определяется учебным планом и уточняется в графике учебного процесса на текущий учебный год.

Практике предшествует организационное собрание студентов, на которое приглашаются все руководители практики от кафедры.

Студенты знакомятся с задачами и программой практики, условиями работы, приказом по практике. Проводится инструктаж о правилах поведения на практике, о ведении дневника, о требованиях к отчету по практике. Руководители практики уточняют со студентами время и место встречи на базе практики.

На предприятии студент в первую очередь обязан прийти в отдел кадров, предъявить студенческий билет и путевку, отметить извещение о прибытии на практику. Отдел кадров должен подготовить и подписать приказ о назначении студенту руководителя практики от предприятия.

Затем студенты проходят общий инструктаж по технике безопасности и инструктаж на рабочем месте. Приказом по предприя­тию студенты оформляются на рабочие места в качестве исполнителей (с оплатой) или стажеров (без оплаты).

В период прохождения практики студенты находятся под контролем руководителя практики от предприятия и подчиняются правилам внутреннего распорядка, установленным на базе практики.

Ежедневная производственная работа по программе практики отмечается в дневнике практики, в нем же отражается порядок прохождения практики и накапливаются материалы для отчета. Ежедневно руководитель практики от предприятия просматривает дневники.

Студент самостоятельно планирует выполнение индивидуального задания и программы практики и по мере накопления материала оформляет отчет. В соответствии с договором предприятие предоставляет студентам возможность пользоваться консультациями руководителей, библиотекой, технической и другой документацией.

Руководитель практики от кафедры знакомит с программой практики руководителя от предприятия.

Качество выполнения программы практики студентом контролируется руководителями от предприятия и от кафедры. Обо всех случаях недобросовестного отношения к выполнению программы, о нарушениях студентами трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка предприятие сообщает в университет.

По окончании практики руководитель от предприятия дает в дневнике характеристику (отзыв) деятельности студента на практике.

 

5.Отчетная документация

 

5.1. Дневник практики

 

Во время практики студент обязан ежедневно вести дневник, в котором должен отражать порядок прохождения практики, сведения по технологическим процессам, устройству и характеристикам оборудования, по охране труда и технике безопасности, по организации и экономике производства, сведения, получаемые на консультациях со специалистами предприятия и руководителями практики.

В дневнике должен содержаться отзыв руководителя практики от предприятия, в котором должна даваться предварительная оценка работы студента.

Материалы дневника являются основой для подготовки отчета по практике.

 

5.2. Отчет по практике

 

Отчет является основным документом, характеризующим работу студента в период практики.

Отчет по практике составляется каждым студентом индивидуально на основе материалов практики и индивидуального задания. Работа над отчетом должна вестись систематически в течение всего периода практики. Содержание излагается с соблюдением правил ЕСПД, сопровождается схемами, рисунками, таблицами. Отчет должен быть сброшюрован. Примерный объем отчета 20 – 30 страниц машинописного текста.

Текстовые доку­менты оформляются на белых листах формата А4, графический материал до­пускается представлять на листах формата A3. В соответствии с общими требованиями левое поле листа составляет 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Формат текста: Word for Windows, через полтора интервала (около тридцати строк на листе), шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, отступ первой строки абзаца – 0,75 см. Текст программы может быть расположен в две колонки, шрифт – Times New Roman Cyr, размер шрифта – 8.

Нумерация всех страниц (в том числе и приложений) сквозная. Номер проставляется в середине верхнего поля страницы арабской цифрой. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Наименование разделов, подразделов, пунктов должно быть кратким и должно соответствовать содержанию. Каждый новый раздел печатается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: оглавлению, введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Наименование разделов пишется прописными буквами по центру строки. Расстояние между заголовками и текстом, а также между заголовками разделов и подразделов должно быть равно двум интервалам.

Наименования подразделов и пунктов размещаются с абзацного от­ступа (0,75 см) и печатаются с прописной буквы, без подчеркивания и без точки в конце. Расстояние между последней строкой текста предыдущего раздела и последующим заголовком при расположении их на одной странице должно быть равно трем интерва­лам.

Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой. Разде­лы имеют порядковые номера 1, 2 и т.д. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, входящего в данный раздел, разделенных точкой, например: 1.1, 2.5. При использовании ссылок на пункты, разделы и подразделы указывается порядковый номер раздела или пункта, например:
«в разд. 2», «в п. 2.3.1».

Перечисления нумеруются арабскими цифрами со скобкой, на­пример: 2), 3) и т.д. Перечисления даются с абзацного отступа с использованием нумерованных списков. Допускается также применение маркированных списков одного вида.

В соответст­вии с ГОСТ 2.105-79 «Общие требования к текстовым документам» иллюс­трации (графики, схемы, диаграммы) могут приводиться как в основном тексте, так и в приложении. Все иллюстрации именуются рисунками.

Ри­сунки, таблицы и формулы нумеруются арабскими цифрами последовательно (сквозная нумерация) или в пределах раздела (относительная нумерация), в приложении – в пределах приложения.

Каждый рисунок имеет порядковый номер и название, по­мещаемые под рисунком по центру строки, например:

 
 

 

 


Рис. 5. Название (или)

Рис. 1.5. Название

 

Если рисунок занимает более одной страницы, то на всех страницах (кроме первой) проставляется порядковый номер рисунка и слово «Продолжение», например:

 

1.5. Продолжение

 

 

Рисунки размещаются так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. В крайнем случае рисунок располагается так, чтобы для просмотра нужно было повернуть страницу по часовой стрелке. Расположение и размеры полей сохраняются.

Таблицы применяются в основном для оформления цифрового материала. Шрифт – Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14. В крайнем случае возможен размер шрифта – 10. Обозначения единиц физических величин необходимо применять в системе СИ. Номер таблицы размещается в правом верхнем углу над заголовком, например:

 

Таблица 1.2



2018-06-29 286 Обсуждений (0)
Учебно-методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое пособие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)