Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальность темы исследования.



2018-06-29 436 Обсуждений (0)
Актуальность темы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

· 1Обзор Визуальной культуры

· 2История Визуальной культуры

· 3Задачи Визуальной культуры

· 4Визуальный поворот

· 5Составляющие Визуальной культуры

· 6Технологии

· 7См. также

· 8Литература

· 9Ссылки

Обзор Визуальной культуры

В среде теоретиков, работающих в самых разных сферах современной культуры, визуальные исследования часто пересекается с киноведением, психоанализом, гендерными исследованиями и др. Они также могут включать в себя исследования видео игр, комиксов, рекламу, интернет и любую другую среду, которая содержит в себе визуальную составляющую. Гибкость и многогранность поля исследования начинается с ряда объектов, которые включают в себя термин «визуальной культуры», визуальное содержание которых само по себе стремится насытить зрителя, а также «визуальными технологиями», которые служат для того, чтобы увеличить потенциальные зрительные возможности. Визуальная культура, как некая повседневная среда жизни современного человека характеризуется Николасом Мирзоеффым следующим образом:

· Глобализацией

· Высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов

· Экранностью

· Доминированием визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни

· Ослабеванием критического мышления

История Визуальной культуры

Современная культура в настоящий момент преимущественно описывается как визуальная. Визуальная культура, известная также как визуальные исследования, являются новым полем для изучения культурного конструирования визуального в искусстве, медиа и повседневной жизни. История искусств 20-го века показала, что искусство тесно связано с идеологией, социальными мифами и экономикой, а вовсе не является некой «автономной сферой художественного творчества». Таким образом, понадобилось выработать новый механизм анализа «классического искусства», а также появления новых видов визуального. Так появилась наука, известная нам как Визуальные исследования. Это область исследований, где в фокусе находятся те процессы, с помощью которых создается значение в культурном контексте. Междисциплинарной наукой визуальные исследования стали в конце 1980-х, когда классические дисциплины, такие как: история искусств, теория кино, антропология и др, столкнулись с постструктурализмом и культурными исследованиями.

Задачи Визуальной культуры

Уильям Митчелл интерпретировал наплыв изображений, присущий современности, как «изобразительный поворот» и отметил, что уклон в сторону визуального, есть некоторое возвращение к мифологии технологически развитых культур. Ролан Барт, в свою очередь, считал, что мифология создается человеком для того, чтобы придать окружающему миру значение. Из этого можно сделать вывод о том, что насыщая нашу жизнь визуальным, мы преследуем некие цели. Визуальные исследования своей задачей видят попытку расшифровать этот способ коммуникации. Таким образом, визуальные исследования во многом отталкиваются от психоанализа, семиотики, культурологии и постструктурализма.

Визуальный поворот

Визуальный поворот пришел на смену лингвистическому повороту, благодаря переходу от вербального способа передачи информации в средствах массовой коммуникации к визуальным образам, и оказал мощнейшее влияние на формирование нового вида исследований и дал толчок к появлению нового междисциплинарного сообщества. Специалисты в сфере классического искусства, которые интерпретировали визуальные аспекты традиционно, отошли назад и вынуждены были дать возможность высказаться новым теоретикам, которые выстраивали свой анализ в ключе междисциплинарных исследований и пытались изучить и рассмотреть визуальные искусства со всех сторон. Чуть позже стало ясно, что ни историки искусства, столь долго владевшие правом анализа, ни эксперты в области масс-медиа, не могут обладать «визуальными искусствами» как собственностью, и никаких европейских «соглашений» на визуальную интерпретацию недостаточно. Киноведение, исследование тв-программ, массовой культуры и др. должны рассматриваться в контексте современных философских исследований и социальных теорий.

Составляющие Визуальной культуры

По мнению антропологов, визуальная культура состоит из 4 элементов:

· Понятия. Упорядочивает опыт, содержится главным образом в языке.

· Отношения. Помогает выяснить, как те или иные части мира связаны между собой: в пространстве, времени и тп.

· Ценности. Основа нравственных принципов, характеризуют цели, к которым человек должен стремиться, исходя из общепринятых убеждений.

· Правила. Некий регулятор поведения людей в соответствии с ценностями визуальной культуры.

Технологии

В связи с изменением технологических аспектов визуальной культуры, и желанием научного метода систематизировать то, что представляет собой «визуальное», множество аспектов визуальной культуры соединились вместе с научным методом и технологиями, включающими в себя цифровые медиа, когнитивную науку, неврологию, теорию образа и теорию мозга.

См. такжеРепрезентация

· Визуальная журналистика

· Визуальная социология

· Визуальный поворот

ЛитератураКракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство. 1974.

· Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат. 1973.

· Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН. 2010.

· Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С. 2007.

· Грегори Р. Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. М.: URSS. 2003.

· Гройс Б. Феноменология медиа. М.: Художественный журнал. 2006. С. 57-69.

· Диди-Юберман Ж. «То, что мы видим, то, что смотрит на нас». СПб.: Наука. 2001.

· Клодель П. Глаз слушает. М.: Б.С.Г.-Пресс. 2006. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М.: Наука. 1999.

· Деррида Ж. Призраки Маркса. М.: logos altera. 2006.

· Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука. 2004.

· Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос/Гнозис, lettera.org. 1999.

· Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 1998.

· Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, Эльга. 2004.

· Мэмфорд Л. Техника и природа человека. // Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание. 1986.

· Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технология и наши поиски смысла. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

· Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1985.

· Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1996.

· Бернштейн Б. М. От магии культа к магии эстетического взгляда. Аура утраченная и обретенная. // Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология. М.: Индрик. 2011.

· Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспент-пресс. 2004.

· Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: URSS. 2006.

· Маньковская Н. Б., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство. // Архетип. М., 1997.

· Даниэль С. М. Искусство видеть - М.: Амфора, 2006.

· Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге // В мире науки. —1992. — № 11.

· Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

· Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы // Обсерватория культуры. – 2008. - № 2.

· Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997

· Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия. Искусство кино, 1998, №1.

· Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. London, New York, 1999.

· Шустер О. Предпосылки становления визуальности в информационном обществе // Социология, №3, 2013

· Шустер О. Актуализация культурных ценностей социальной группы в символическом пространстве фотографии // Социологические исследования, №7, 2013

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=723677ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ І.І.МЕЧНИКОВА

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Культурологическое отделение

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Восприятие образов визуальной культуры современности»

 


Автор - Зозуля Оксана

Студентка 4-го курса

дневного обучения

культурологического отделения

философского факультета

Руководитель - кандидат философских наук,

доцент Савченко В.В.

 


ОДЕССА - 2014

 


План


Введение

Глава 1. Понятие визуальной культуры

.1 Образы и их роль в визуализации культуры

.2 Визуальная репрезентация в культуре и ее онтологическая модель контексте эволюции образной системы культуры

Глава 2. Визуальная культура в контексте современности

.1 Производство присутствия по Х.У Гумбрехту

.2 Визуальное измерение культуры глобализации

Выводы

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования.

Роль средств трансляции, запечатления и моделирования визуальной информации нарастала, начиная с появления фотокамеры в XIX столетии. В последние два-три десятилетия произошел новый стремительный рывок технического прогресса. В конце 1980-х начинается массовое приобретение и освоение персональных домашних компьютеров, сотовой связи, в начале 1990-х - интернета. Сегодня общество переживает цифровой бум. Мир вступает в эпоху индивидуального участия масс не только в восприятии визуальной информации, но и в ее созидании, моделировании, превращении в неотъемлемую часть работы, досуга, повседневного приватного общения, бытовых операций. Визуальная информация становится мощным фактором современных политических практик, коммерческой активности, наконец, повседневного приватного бытия. Данное обстоятельство нашей современности нуждается в осмыслении, так как принципиально меняет формы коммуникаций, методы создания и распространения информационных блоков, бытование различных общественных институтов и саму общественную атмосферу.

Степень исследования проблемы.

Проблематика визуализации нынешнего культурного состояния глибоко рассмотрена висследованна П. Вирильо [7], который исследрвал визуальный аспект социального развития; А.Гениса [9], [10] который рассматривал проблему визуального с точки зрения анализа причин примата образного восприятия над вербальным, И. Полуехтов [26], что уделял пристальное внимание влиянию визуальной культуры, а, прежде всего, кино, на формирование личности современной молодежи, В. Розина [32], что основной акцент делал на особенности философского рефлекссирования визуальной культуры; А. Усманова [35], [36], что анализировала визуальность с позиции гендерных исследований, а также ряда других исследователей. Специфику восприятия визуального рассматривали Р. Арнхейм [1], [2] и Ю. М. Лотман [22], [23] (на примере воздействия кинематографа на зрителя) А. Боленков [3] (в ключе развития медиа - арта); А. Ю. Дроздов [12], Ж. Лакан [21] и Н. Соколов [33], которые проводили социально - психологический анализ воздействия телевидения.Особенно интересен для данного исследования вклад Х.У. Гумбрехта[11], автор предлагает оригинальный взгляд на интеллектуальную практику гуманитарных наук, сочетающий ревизию теоретического наследия последних тридцати лет с прогнозом будущего развития гуманитарного знания. Основной эпистемологический пафос книги направлен на реабилитацию эффектов чувственного, телесного присутствия, игнорирование которых делает наш опыт восприятия культуры в лучшем случае неполным, а в худшем - несостоятельным. Данные исследования проблемы визуального выполнены преимущественно в философско - культурологическом ключе.

Объект исследования - формы визуального в культуре в единстве их внутренних и внешних аспектов.

Предмет исследования - виды визуализации в культуре, их развитие и эволюция.

Цель курсового исследования заключается в культурологическом анализе явления визуальной репрезентации культуры, определении и изучении элементов культуры, которые относятся к ее визуальной звена.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

. Определить сущность понятия «визуальное в культуре».

. Проанализировать формообразующие составляющие современного визуального образа в контексте эволюции образной системы культуры.

. Выяснить визуальные элементы культуры в контексте культурно - исторического подхода.

. Исследовать визуальный измерение культуры глобализации.

Методы исследования. При определении принципов и методов культурологического исследования был использован комплексный научный подход. Соответствии с поставленными задачами в курсовой работе были применены специально-исторические, культурологические и искусствоведческие подходы и методы изучения культурно - исторического процесса, а именно: хронологический анализ и синтез, системный метод - для анализа культурологических аспектов эволюции визуальных элементов в культуре, исторический - в реконструкции трансформационных процессов в украинской культуре ХХ - начала ХХI в.; искусствоведческий - для изучения художественных направлений и школ и отдельных произведений.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования, логикой изложения научного материала. Работа состоит из введения, двух глав (пять подразделов), заключения и списка использованных источников (38 наименований).


Глава 1. Понятие визуальной культуры


Термин «визуальная культура» далеко не однозначен. Прежде всего, потому, что это частичная область понятия «культура». Слово «культура» многогранное. Понимание культуры как поэтапного развития искусств и наук, как художественно - эстетической образованности личности, как области социальных взаимодействий, а также другие многочисленные осмысления «культуры как системы» дают нам право уточнить угол зрения на культуру «визуальную».

Главная общепризнанная функция культуры - «поддерживать единство и целостность общества, интегрировать, сближать, примирять». Из-за трансляции содержания культуры человек входит в социокультурное пространство. Ценности культуры в опыте конкретного человека передаются, во многом, через зрение. По разным данным, 70-90 % информации поступает в мозг человека через визуальный канал. И здесь важную роль играют визуальные элементы культуры человека, которая воспринимает и творит. Живопись, графика, архитектура, искусство книги, дизайн - все пластические искусства требуют от тех, кто постигает их основы, наличия определенного уровня визуальной культуры.

Во визуальной культурой в различных источниках понимается:

культура грамотного визуального восприятия ;

опыт распознавания визуальных кодов, навигация, опыт визуальных коммуникаций ;

медиакультура и экранные искусства ;

развитие эмоционально-ценностных отношений личности при познании пластических искусств в целом (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, полиграфии и графического дизайна, ТВ и видео, компьютерного интерфейса и Интернета, фото, моды и др.)

коммуникации с использованием визуального канала, касающиеся «любых аспектов культуры». [32, с.54]

Итак, результатом освоения визуальной культуры мы видим развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности».

Особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Идя через лакановськи («органы зрения есть даже в устриц») и маклюенивськи («глаз как ухо») прочтения процесса видения, современные теоретики визуальности в искусстве и культуре говорят об учебной и развивающую силу визуальных образов: «... точность и визуальность, что делает видение тем же самым что и язык». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.

При рассмотрении произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренний эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассмотрения он многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображение сами по себе гораздо менее сильные, чем полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытия способностей к созданию собственных зримых объектов.

В профессиональной деятельности художника и художника важная основа, направленная на раскрытие, осмысление художественных образов. Она включает в себя составление ценностного отношения к какому-то художественного образа, причем моделирование и собственное представление, и отношение других к этой художественной идеи. «...Чем бы ни представлялась нам визуальная культура, ее объект не может быть определен или создан без какого-либо отношения к видимому... Визуальность - объект визуальной культуры - провозглашена как диалектика между процессами автоматическими и произвольными, рефлексивными и наработанными, запрограммированными и свободно изменяемыми». [6,с. 127]

Задачей художника является, в первую очередь, научить «искусству видеть». Овладение этим искусством в процессе обучения вызывает появление у человека собственной визуальной культуры как составляющей социально - гуманитарного развития. Искусство понимать художественный образ, видеть красоту, гармонию, открывает человеку возможность принять, проанализировать, вдохновиться - и создать собственные уникальные работы, «выйти на сверхзадачу творчества». [6,с. 135]


.1 Образы и их роль в визуализации культуры


Наряду с языком, одно из основных направлений культурологического исследования задают образы. В начале этого интереса стоит вопрос «Что такое образ?». Отправная точка - наличие образов всюду, в метафорах языка, в произведениях искусства, в новых медиа. Образы достигли своей повсеместного присутствия. Возникает новое понимание: «образ как культурная конфигурация». [8,с. 194]

Внутренние образы в значительной мере следствием внешних образов, которые передаются человеку. Как продукт нашей культуры они ее выражения и отличаются от внешних образов других культур и других исторических эпох. Многие из этих образов коллективного образного мира - это продукты (внутренних) образов людей, имеющих возможность сделать свои внутренние образы предметами или формами внешнего мира или передать их в медиа и распространить. [8,с.195]

Овеществленные образы существуют посредством медианосителей. Это верно и для раннего пещерной живописи, для которого посредником (медиумом) выступает камень, благодаря которому оно существует. То же самое происходит с посмертными масками Античности, в которых лик бренного тела как образ переводился на другой носитель и таким образом смертное тело сохранялось в живых. Соответственно оно ведет и при фотографировании, кино- и видеосъемке. При фотографировании световой отпечаток человеческого тела переходит в негатив, затем переводится на фотобумагу, на этом посреднику (медиуме) оно сохраняется и как образ может иметь совершенно другую историю, чем тело, от которого он происходил.

В медиуме образов заложена двойная связь с телом. Телесная аналогия осуществляется в первом смысле из-за того, что мы понимаем медианосители как символическое или виртуальное тело образов. А во втором смысле связь в том, что медиа вписывают себя в наше телесное восприятие и изменяют его. Они в той мере управляют нашим телесным опытом через акт рассматривания, в который мы практикуем по их модели свое собственное восприятие точно так же как отдаем им свое тело. Это положение дел подчеркивает Маклюэн в главе «Средство коммуникации сообщения». Меди, в которых образы догоняют нас, существенно определяют наш образный опыт. Как средства коммуникации они, независимо от того или иного образа, влияют на наш способ восприятия образа, что они несут. Есть качественная разница в том, воспринимаем мы образ в живописном, фотографическом или цифровом виде; эту разницу упускает семиотика образов, когда сводит образы к знакам. [8,с. 197]

В общем, пользования средствами коммуникации растет и медийнистъ человеческого отношения к миру вместе с сопроводительным ее самовыражением медиа играет все большую роль. Частью этой тенденции являются методы, создающие изображения (рентгеновские снимки, электронные микроскопы, компьютерная томография), без которых уже невозможно представить себе науку, но культурологическое значение которых только начинают осмысливать. [8,с. 198]

Издавна люди создавали подобия человеческого тела. Эти образы тела - это образы человека, также как представление человека - всегда представление тела. Образы по- разному представляют тело, с биологической точки зрения оставалось неизменным в историческом времени человечества. История этих изображений представляет нам историю человеческого тела. Она является одновременно история представлений человека и история образов человека. Из этого можно сделать вывод, что человек такой, какой она появляется в теле. Само тело есть образ, еще до того, как оно воспроизводится в образах. Изображения - это не то, чем оно думает быть, а именно воспроизведения тела. Треугольник человек- тело -образ невозможно решить, если не учитывать все три величины. [8, с. 208]

Сегодня все имеет тенденцию становиться изображением: трансформируется даже непрозрачное тело, оно теряет свою непроницаемость и пространственность, становится прозрачным и мимолетным. Процессы абстрагирования выливаются в образы и визуальные знаки. Их встречаешь везде: ничто уже не является более далеким и угнетающим.


1.2 Визуальная репрезентация в культуре и ее онтологическая модель

визуальный репрезентация культура глобализация

В античности визуальность представлена - «вещественной копией» постепенно приобретает личностных черт, но не порывает связи с перцептивным полем. Смысловая динамика образа совпадает с сущностью вещей. Видение детерминировано факторами извне: вещью или ее идеальным прообразом. Мир открывается непосредственно в пассивном созерцании Души, Разума и в средневековье - Света - Блага.

Понимание деятельности созерцания в средние века как untas legere (различение изнутри) в эпоху Возрождения превращается в сакрализации самой деятельности, в которой человек - центр Вселенной, а человеческий глаз - центр этого центра (Леонардо да Винчи). Зародыши новой онтологии представлены в Н. Кузанского и Дж. Бруно, в концепциях которых исчезает иерархически упорядоченный Космос субстанций. Пространственный образ мира и, соответственно, оптический центр становятся относительными. Одухотворенный Вселенная еще «идет навстречу», духовная непосредственность зримости раскрывается в искусстве созерцания, но психическое континуум уже включает внутреннее время, в развертывании которого материя превращается в целостность деятельностью визуального мышления. Субъективность развивается с усложнением форм опосредования, что обусловливает появление дихотомической модели визуальной репрезентации. [28,с. 138]

Визуальность культуры в немецкой классической эстетике.

«Кризис Великой теории» (В. Татаркевич) постепенно приводит к пониманию канонов репрезентации визуального как «окаменелых структур», а не способа выражения Абсолюта. Предчувствие появления новых способов постижения действительности демонстрирует концепция пластического мышления представителя эстетики Просвещения Г. Лессинга, по мнению которого «поэтическая иллюзия» может «оживить» механический мир. [28,с. 139]

Важными достижениями немецкой классики есть понимание зрения как продукта реальности, саморазвивающейся и порождает способы своего отражения, и внутренней сущности вещи как процесса ее создания. У Гете конкретная зримость лишена статичности, соединена со временем, развитием, становлением, историей. Сохраняется образность и непосредственность визуального мышления, «видимость» чередуется с «слепотой» погружения предмета во внутренний мир души.

Средствами духовно-чувственного связи Человека с Миром в дихотомической модели является Воображение и Разум. Синтез немецкой классики рассмотрен в контексте исследования как интегральные способы миропонимания, учитывающие всю специфику таинства общения с искусством, подчеркивая не только его визуально - образную природу, но и ценностную иерархичность и глубинную подлинность.

Но проблема человека становится предметом положительных наук, является поводом для дальнейших трактовок взглядов Канта и Гегеля в смысловом поле позитивизма и семиотики, как предтеч разделения оптического и касательного в художественном звезды, его абстрактного понимания. Происходит переориентация на наиболее развитую модель естественнонаучного познания.

Визуальная репрезентация как модельное отношение и способ деятельности.

Неотъемлемыми чертами новой эстетической методологии становятся психологизм и онтологизм. Время окончательно отрицает «статический эквивалент внутренней жизни» (А. Бергсон). В конце ХХ в. «Лингвистический империализм» философских концепций изменяется утверждением гаптических процессуальности. Нарушение режима презентации в течение ХХ в. создает условия для понимания визуальной репрезентации как «подпорки для воображения» и «вычислительного устройства», или приводит к ее растворения в в нерефлексований сфере объекта. Опосредования исчезает как возможность, что требует поиска новых путей восстановления духовно - чувственного связи Человека с Миром. [28,с. 140]

Постижение бытия во всей его полноте включает понимание визуального и как реактуализации присутствия и как смыслового выражения, отображения и изображения, знаковости и символичности.

Исследования визуальных аспектов культуры и репрезентации как динамического явления, связанного с историческими изменениями в формах или способах человеческой деятельности, дает возможность говорить не о устоявшиеся модели механического отражения, а о взаимоотображения Человека и Мира в способах репрезентации, которые включают как материальный репрезентант, так и схему действия с ним.

 



2018-06-29 436 Обсуждений (0)
Актуальность темы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальность темы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.044 сек.)