Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Http://studbooks.net/519690/kulturologiya/vizualnaya_kulturaВведение



2018-06-29 540 Обсуждений (0)
Http://studbooks.net/519690/kulturologiya/vizualnaya_kulturaВведение 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время трудно представить отсутствие в жизни человека визуальной культуры. Действительно, на протяжении практически всей жизни человек сталкивается с произведениями визуальной культуры: кино, фото и т.д. И, как и другие виды искусства, визуальная культура, в зависимости от типа воздействия на зрителя, бывает массовой и элитарной.

Массовая культура - это культура, которая широко распространена среди всех слоев населения. Это то, с чем мы сталкиваемся эжедневно6 изобразительное искусство, музыка, литература.

Элитарная же культура в противовес массовой, если можно так сказать, является культурой «для избранных». Это высокая культура.

Естественно, эти виды культуры пересекаются: что-то из элитарного переходит со временем в массовую культуру, а что-то наоборот, из массового - в элитарное.

В связи со всеми выше перечисленным можно утверждать, что тема данной курсовой работы актуальна в наше время.

При написании работы мною была поставлена цель: рассмотреть и охарактеризовать массовое и элитарное в современной визуальной культуре.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- дать определение понятию «визуальная культура» и рассмотреть ее особенности

-дать характеристику массовому и элитарному, рассмотреть их особенности

Визуальная культура

Понятие «культура» имеет множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, характеризующих определенный уровень развития общества, а также уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.

Визуальная культура является одной из центральных тем в современной культурологии. Эта тема обсуждается на научных конференциях, ей посвящается большое количество книг и научных работ.

«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д. Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. - М.: Амфора,

2006. - 206с. [113c.]

Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации.

Визуальная культура связывает воедино несколько реальностей: реальность видимую, виртуальную (мыслимую и визуализированную) и интуитивную, которая еще не нашла определенного образного выражения.

Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.

По мнению антропологов, визуальная культура состоит из четырех элементов:

1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей (форма, цвет, вкус предметов).

2. Отношения. Визуальная культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

4. Правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями визуальной культуры. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и могут служить обоснованием. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и

понимает мир [Текст] / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 272с. [62c.]

Таким образом, визуальная культура - новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой».

На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.

При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.

Результатом освоения визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге [Текст] / С. Зеки // В мире науки. -- 1992. -- № 11. - С. 33-4

 

«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура» , развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, прочие изобразительные искусства, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, прочая визуальная реклама, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т. д.
Под визуальной (зрительной) культурой в разных источниках понимается:
--культура грамотного визуального восприятия;
--опыт распознавания визуальных кодов, навигация, опыт визуальных коммуникаций;
-медиакультура и экранные искусства;
-развитие эмоционально-ценностных отношений личности при познании пластических искусств в целом (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, графического дизайна) ;
--коммуникации с использованием визуального канала, касающиеся «любых аспектов культуры» (ТВ, видео, компьютерный интерфейс, Интернет и пр.) .

 

Визуальная культура-новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского» , «масс-медийного» , «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой» и охватывает столь различные по средствам выражения и по своей «идеологии» культурные феномены как кино, дизайн, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», реклама и т. д. Многообразию визуальных практик соответствует и множественность теоретических подходов, используемых для их анализа – от семиотики и психоанализа до критической теории и постструктуралистской философии.

Визуальная культура (англ. Visual culture) — это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Нужно отметить, что сама по себе визуальная культура постепенно становится доминирующий формой культуры как таковой.

Содержание

[скрыть]

· 1Обзор Визуальной культуры

· 2История Визуальной культуры

· 3Задачи Визуальной культуры

· 4Визуальный поворот

· 5Составляющие Визуальной культуры

· 6Технологии

· 7См. также

· 8Литература

· 9Ссылки

Обзор Визуальной культуры[править | править вики-текст]

В среде теоретиков, работающих в самых разных сферах современной культуры, визуальные исследования часто пересекается с киноведением, психоанализом, гендерными исследованиями и др. Они также могут включать в себя исследования видео игр, комиксов, рекламу, интернет и любую другую среду, которая содержит в себе визуальную составляющую. Гибкость и многогранность поля исследования начинается с ряда объектов, которые включают в себя термин «визуальной культуры», визуальное содержание которых само по себе стремится насытить зрителя, а также «визуальными технологиями», которые служат для того, чтобы увеличить потенциальные зрительные возможности. Визуальная культура, как некая повседневная среда жизни современного человека характеризуется Николасом Мирзоеффым следующим образом:

· Глобализацией

· Высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов

· Экранностью

· Доминированием визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни

· Ослабеванием критического мышления

История Визуальной культуры[править | править вики-текст]

Современная культура в настоящий момент преимущественно описывается как визуальная. Визуальная культура, известная также как визуальные исследования, являются новым полем для изучения культурного конструирования визуального в искусстве, медиа и повседневной жизни. История искусств 20-го века показала, что искусство тесно связано с идеологией, социальными мифами и экономикой, а вовсе не является некой «автономной сферой художественного творчества». Таким образом, понадобилось выработать новый механизм анализа «классического искусства», а также появления новых видов визуального. Так появилась наука, известная нам как Визуальные исследования. Это область исследований, где в фокусе находятся те процессы, с помощью которых создается значение в культурном контексте. Междисциплинарной наукой визуальные исследования стали в конце 1980-х, когда классические дисциплины, такие как: история искусств, теория кино, антропология и др, столкнулись с постструктурализмом и культурными исследованиями.

Задачи Визуальной культуры[править | править вики-текст]

Уильям Митчелл интерпретировал наплыв изображений, присущий современности, как «изобразительный поворот» и отметил, что уклон в сторону визуального, есть некоторое возвращение к мифологии технологически развитых культур. Ролан Барт, в свою очередь, считал, что мифология создается человеком для того, чтобы придать окружающему миру значение. Из этого можно сделать вывод о том, что насыщая нашу жизнь визуальным, мы преследуем некие цели. Визуальные исследования своей задачей видят попытку расшифровать этот способ коммуникации. Таким образом, визуальные исследования во многом отталкиваются от психоанализа, семиотики, культурологии и постструктурализма.

Визуальный поворот[править | править вики-текст]

Визуальный поворот пришел на смену лингвистическому повороту, благодаря переходу от вербального способа передачи информации в средствах массовой коммуникации к визуальным образам, и оказал мощнейшее влияние на формирование нового вида исследований и дал толчок к появлению нового междисциплинарного сообщества. Специалисты в сфере классического искусства, которые интерпретировали визуальные аспекты традиционно, отошли назад и вынуждены были дать возможность высказаться новым теоретикам, которые выстраивали свой анализ в ключе междисциплинарных исследований и пытались изучить и рассмотреть визуальные искусства со всех сторон. Чуть позже стало ясно, что ни историки искусства, столь долго владевшие правом анализа, ни эксперты в области масс-медиа, не могут обладать «визуальными искусствами» как собственностью, и никаких европейских «соглашений» на визуальную интерпретацию недостаточно. Киноведение, исследование тв-программ, массовой культуры и др. должны рассматриваться в контексте современных философских исследований и социальных теорий.

Составляющие Визуальной культуры[править | править вики-текст]

По мнению антропологов, визуальная культура состоит из 4 элементов:

· Понятия. Упорядочивает опыт, содержится главным образом в языке.

· Отношения. Помогает выяснить, как те или иные части мира связаны между собой: в пространстве, времени и тп.

· Ценности. Основа нравственных принципов, характеризуют цели, к которым человек должен стремиться, исходя из общепринятых убеждений.

· Правила. Некий регулятор поведения людей в соответствии с ценностями визуальной культуры.

Технологии[править | править вики-текст]

В связи с изменением технологических аспектов визуальной культуры, и желанием научного метода систематизировать то, что представляет собой «визуальное», множество аспектов визуальной культуры соединились вместе с научным методом и технологиями, включающими в себя цифровые медиа, когнитивную науку, неврологию, теорию образа и теорию мозга.

См. также[править | править вики-текст]

· Репрезентация

· Визуальная журналистика

· Визуальная социология

· Визуальный поворот

Литература[править | править вики-текст]

· Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство. 1974.

· Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат. 1973.

· Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН. 2010.

· Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С. 2007.

· Грегори Р. Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. М.: URSS. 2003.

· Гройс Б. Феноменология медиа. М.: Художественный журнал. 2006. С. 57-69.

· Диди-Юберман Ж. «То, что мы видим, то, что смотрит на нас». СПб.: Наука. 2001.

· Клодель П. Глаз слушает. М.: Б.С.Г.-Пресс. 2006. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М.: Наука. 1999.

· Деррида Ж. Призраки Маркса. М.: logos altera. 2006.

· Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука. 2004.

· Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос/Гнозис, lettera.org. 1999.

· Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 1998.

· Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, Эльга. 2004.

· Мэмфорд Л. Техника и природа человека. // Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание. 1986.

· Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технология и наши поиски смысла. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

· Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1985.

· Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1996.

· Бернштейн Б. М. От магии культа к магии эстетического взгляда. Аура утраченная и обретенная. // Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология. М.: Индрик. 2011.

· Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспент-пресс. 2004.

· Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: URSS. 2006.

· Маньковская Н. Б., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство. // Архетип. М., 1997.

· Даниэль С. М. Искусство видеть - М.: Амфора, 2006.

· Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге // В мире науки. —1992. — № 11.

· Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

· Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы // Обсерватория культуры. – 2008. - № 2.

· Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997

· Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия. Искусство кино, 1998, №1.

· Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. London, New York, 1999.

· Шустер О. Предпосылки становления визуальности в информационном обществе // Социология, №3, 2013

· Шустер О. Актуализация культурных ценностей социальной группы в символическом пространстве фотографии // Социологические исследования, №7, 2013

 

Ссылкиhttp://www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanieУсманова А. — Визуальные исследования как исследовательская парадигма. Лекция

· Андрущенко О.П. - К вопросу о визуальной культуре

· Полюдова Е.Н. - Актуальные тенденции в развитии художественного образования

Связать?

Категория:

· Культурология



2018-06-29 540 Обсуждений (0)
Http://studbooks.net/519690/kulturologiya/vizualnaya_kulturaВведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Http://studbooks.net/519690/kulturologiya/vizualnaya_kulturaВведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)