Регламенты Европейского Союза: понятие и юридические свойства.
Источниками права Европейского Союза, выступают: - учредительные документы ЕС и документы, вносящие в них изменения или дополнения ("первичное право"), - законодательство и иные акты институтов и органов Союза ("вторичное", или "производное" право). Правотворческую роль в ЕС играет также судебная практика, формулируемая в решениях Суда Европейских сообществ и подчиненных ему трибуналов ЕС. Лиссабонский договор 2007 г. подтверждает и сохраняет эту систему источников в целом. В то же время, он подвергает реформированию ее отдельные элементы: - ядром первичного права "нового" Союза будут выступать два учредительных документа - Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза - в содержание которых включено большинство положений проекта Европейской конституции 2004 г - судебная практика (прецедентное право) ЕС отныне будет формироваться Судом Европейского Союза при сохранении преемственности в отношении старых прецедентов, сформулированных за истекшие полвека Судом Европейских сообществ; - ранее изданные правовые акты институтов Европейского Союза, в которых сосредоточена наибольшая часть норм права ЕС, также останутся в силе. Система правовых актов, которые будут издаваться институтами ЕС "нового" Союза станет более простой и логичной, упрощение произойдет благодаря ликвидации "структуры трех опор", характерной для "старого" ЕС, и исчезновению специфических правовых инструментов, которыми ранее оформлялись мероприятия Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере ("общая стратегия", "общая позиция", "общая акция", "рамочное решение" и др.) В качестве правовых актов "нового" Европейского Союза будут выступать пять видов документов, которые ранее издавались в рамках первой опоры "старого" Союза (от лица Европейского сообщества и Евратома). К ним относятся: - регламент - нормативный акт, который имеет общее действие, является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах. Посредством регламентов институты Союза производят унификацию национального права (то есть введение единых правил поведения в конкретной сфере жизни или по отдельным вопросам), а сами регламенты фактически выступают как "законы" ЕС в материальном смысле этого слова; - директива имеет обязательную силу для каждого государства-члена, кому она адресована (в подавляющем большинстве случаев директивы адресуются сразу всем государствам-членам), в отношении результата, которого требуется достичь. При этом за национальными инстанциями сохраняется компетенция в отношении формы и способов достижения результата, предписанного директивой. Директива ЕС служит инструментом гармонизации национального права. Трансформация директивы представляет собой приведение государствами-членами своего законодательства в соответствие с ее нормами путем принятия, изменения или отмены национальных законов и подзаконных актов. О принятых мерах в обязательном порядке извещается Комиссия. Процесс трансформации директивы должен быть завершен в течение зафиксированного в ней срока, который определяется в каждом подобном акте путем указания на календарную дату. В свою очередь, граждане и юридические лица, которых директива наделяет правами, могут в подобном случае отстаивать их в судебных спорах с государственными органами и учреждениями, а также требовать от государства-нарушителя (государства, не исполнившего свою обязанность по трансформации директивы) компенсации причиненного вреда - решение также выступает юридически обязательным актом институтов ЕС, однако оно имеет иное предназначение, чем регламент или директива (не предназначено служить инструментом унификации или гармонизации национального права). С учетом практики "старого" ЕС, а также ввиду ликвидации "структуры трех опор" в "новом" Союзе Лиссабонский договор 2007 г. несколько расширил определение рассматриваемого вида правовых актов по сравнению с характеристикой "решения", которая содержалась в первоначальной редакции Римского договора 1957 г. (в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества, затем в Договоре об учреждении Европейского сообщества). С одной стороны, как и ранее в Сообществе, решения могут издаваться в качестве индивидуальных актов, то есть источников предписаний, адресуемых конкретным субъектам - государствам-членам или частным лицам. С другой стороны, - могут оформляться иные юридически обязательные предписания (в том числе нормативные), не направленные на унификацию или гармонизацию национального права. В частности, на основе подобных решений в "новом" Союзе должны осуществляться все меры в сфере общей внешней политики и политики безопасности (вместо издававшихся в "старом" ЕС общих стратегий, позиций, акций). В решениях также могут содержаться положения о финансовых или иных практических мероприятиях ЕС. Наконец, посредством решений должны регулироваться некоторые организационные вопросы, включая уточнение или изменение отдельных положений учредительных документов - рекомендация и заключение ЕС, в отличие от вышеперечисленных актов, не обладают юридически обязательной силой. Рекомендация служит инструментом для выдвижения предложений, заключение для изложения официальных позиций институтов ЕС по определенным вопросам. Совет и Комиссия обладают неограниченным правом издания рекомендаций; другие институты могут издавать их в случаях, предусмотренных учредительными документами. Регламент, директива или решение, то есть акты, имеющие юридически обязательную силу. Принимать могут: Европейский парламент и Совет. Если документ издан в форме регламента, директивы или решения, но каким-либо другим институтом (например, Европейским советом, Комиссией или Европейским центральным банком), то он не считается законодательным актом. Рекомендации и заключения как документы, не имеющие подобной силы, законодательными актами ЕС не признаются; Правотворческая процедура: "обычная законодательная процедура" или "специальная законодательная процедура". Первая состоит в совместном принятии документов Европейским парламентом и Советом Европейского Союза. Вторая имеет несколько разновидностей и предполагает издание актов единолично Европарламентом после консультации или с одобрения Совета либо, чаще, Советом после консультации или с одобрения Европарламента. Среди незаконодательных актов дополнительно выделяют две специальные подкатегории документов, принимаемых на основании, в дополнение или во исполнение законодательных актов: - "делегированные акты": юридически обязательные акты общего действия (регламенты, директивы или решения, не указывающие адресатов), издаваемые Комиссией на основании полномочий, которые предоставлены (делегированы) ей в законодательном акте Европейского парламента и/или Совета. Подобные акты могут дополнять и даже изменять отдельные положения законодательного акта, но лишь на условиях и пределах, зафиксированных в его тексте; - "исполнительные акты": акты, принимаемые Комиссией или, в отдельных случаях, Советом в целях обеспечения единых условий претворения в жизнь (исполнения) регламентов, директив, решений ЕС. Полномочия по изданию таких документов должны быть определены в акте, во исполнение которого они принимаются (в "базовом" регламенте, "базовой" директиве, "базовом" решении). Кроме того, Европарламент и Совет в форме регламента должны установить общие принципы осуществления подобных исполнительных полномочий Комиссией.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |