Актуальность исследования
Содержание Введение.……………………………………………………………………….…3 Глава I. Теоретические основы развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1 Понятие, сущность и особенности развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………8 1.2 Методы и приемы использования игры как средства развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ……………………..…………………….……………21 Выводы по главе I………………………………………................................31 Глава II. Экспериментальное исследование развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 2.1 Цель и задачи опытно-практической работы. Организация и содержание констатирующего эксперимента………………………………………………32 Анализ и оценка результатов диагностики словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34 Выводы по главе II…………………………………………………………….40 Глава III. Коррекционно-развивающая работа по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности 3.1 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы……………………41 3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента…………………………46 Выводы по главе III……………………………………….………………….51 Заключение…………………………………………………………………….52 Список литературы…………………………………………………………..55 Приложение…………………………………………………………………....59 Введение
Актуальность исследования Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и отечественной науке лишь в середине ХХ века, когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Спецификой подхода к изучению этих детей в разных странах определяется своеобразием терминологии: так, в США эта группа детей первоначально изучалась врачами и определялась как «дети с минимальными повреждениями мозга», в Германии такие дети были включены в педагогическую категорию «дети с нарушениями поведения». Отечественные психологи (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, У. В. Ульенкова) при изучении этой группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью» или «отстающие в учении». Лишь позднее специфические особенности развития были квалифицированы как «задержка психического развития». Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР: - памяти (Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.Г. Лутонян, Ю.Г. Демьянова, В.Л. Подобед); - восприятия (Л.И. Переслени, П.Б. Шошин, С.Г. Шевченко, З.М. Дунаева); - мышления (Т.В. Егорова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенкова и др.); - речи (В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, Н.Ю. Борякова, Г.Х. Юсупова и др.). Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития. Порою взрослым кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии - при выполнении задания учебного типа. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с нормой. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития, когда закладывается «образный фундамент» интеллекта, складываются наиболее благоприятные условия для развития словесно-логической памяти. Роль её в жизни и деятельности людей не уменьшается и на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования Н.А.Никашиной, В.И. Лубовского, Т.В. Егоровой, Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпиной, Г.И. Жаренковой, Г.М. Капустиной, А.И Липкиной, С.Я.Рубинштейн и других. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития суть развития памяти сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания начинают превращаться в сложные, социальные по своему строению «высшие психологические процессы» (Л.С. Выготский). Они, приобретая произвольный характер, становятся целенаправленными умственными действиями, занимающими новое место в системе интеллектуальной деятельности (А.Н Леонтьев). Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: игры и игровые приемы можно приспосабливать к разным целям и задачам обучения, в том числе и в развитии словесно-логической памяти. Актуальность исследуемой проблемы объясняется противоречием между достаточной разработанностью вопросов развития словесно-логической памяти у детей с задержкой психического развития в теории специального образования и недостаточным использованием игровой деятельности в развитии данного процесса в практике дошкольных учреждений, а вместе с тем, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития игровая деятельность должна стать ведущей, а обогащение знаний и представлений об окружающей действительности и развитие умственных способностей возможно только с помощью игр, игровых упражнений, игровых методов и приемов, проведения мероприятий в игровой форме. Учитель-дефектолог, развивая словесно-логическую память детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, должен знать существенные особенности игровой деятельности, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи использования игры в процессе развития словесно-логической памяти. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, определена тема выпускной аттестационной работы: «Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности». Цельисследования: выявить возможности игровой деятельности как средства развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и апробировать программу коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логической памяти. Объектисследования: процесс развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметисследования:игровая деятельность как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Гипотезаисследования: развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет проходить более успешно, если в воспитательно-образовательной работе использовать игровую деятельность. Задачиисследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Охарактеризовать особенности развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Определить эффективность игровой деятельностикак средства развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4. Разработать и реализовать программу коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для решения поставленных задач были определены и использованы следующие методы исследования: - теоретический (изучение литературы, анализ, синтез); -экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного исследования); - количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования:ГБОУУчалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Республики Башкортостан, специальная (коррекционная) группа VII вида. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Практическая значимость: исследовательская работа может быть использована в работе учителей-дефектологов и воспитателей на общеобразовательных занятиях в ходе реализации программы коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Структура исследования: выпускная аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 38источников и приложения. Во введении определены актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза. Первая глава содержит теоретические аспекты, литературные данные. Во второй главе определены задачи и содержание констатирующего эксперимента, анализируются данные о состоянии словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В третьей главе рассматривается методика развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игры. Заключение содержит итоги констатирующего и формирующего исследования и выводы по проблеме. В приложении представлены протоколы исследования, содержание исследования, перечень дидактических игр по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |