Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание»



2018-06-29 1908 Обсуждений (0)
Результаты диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание» 0.00 из 5.00 0 оценок




(по Лурия А.Р., Выготскому Л.С., Леонтьеву А.Н.)

№ п\п Имя, фамилия ребенка Количество слов Количество баллов Уровень
Айнур К.   - - низкий
Наташа М.   низкий
Алина К.   низкий
Данил Г.   низкий
Федор Б.   низкий
Артур Г.   низкий
Алсу О.   низкий
Ксения Н.   - - низкий
Анастасия М. низкий

 

Качественный анализ: из таблицы видно, что даже при помощи картинок дети не в состоянии запомнить слова и воспроизвести их. Алсу О. и Настя М.

не поняли задания и не назвали ни одного слова даже после повторного подробного объяснения задания. А Алина К., Наташа М., Артур Г., Данил Г.

назвали только 2 слова, которые им больше всего знакомы. Таким образом, у всех детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (100%) произвольная память находится на низком уровне развития.

 

Методика № 2. «Покажи такие же» (Урунтаева Г.А.).

Цель: изучить уровень развития произвольной образной памяти.

Критерий оценки:

высокий уровень – ребенок находит все картинки (буквы, цифры) – 5 баллов;

средний уровень – ребенок находит 4 картинки – 4 балла;

низкий уровень – ребенок находит 3 и менее картинок – 3 балла.

Количественный анализ успешности выполнения задания представлен в

таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня

Развития произвольной образной памяти

№ п\п Имя, фамилия ребенка Количество картинок Количество баллов Уровни
Айнур К.   - - низкий
Наташа М.   низкий
Алина К.   низкий
Данил Г.   низкий
Федор Б..   низкий
Артур Г.   низкий
Алсу О.   низкий
Ксения Н.   - - низкий
Анастасия М.   низкий

 

Качественный анализ: из таблицы видно, что у всех детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (100%) произвольная образная память находится на низком уровне развития, что связано со слабо развитым целенаправленным вниманием и постоянной отвлекаемостью.

 

Методика № 3. «Повторение слов» (по А.Р. Лурия, Л.С. Выготскому, Леонтьеву А.Н.)

Цель: выявить уровень развития кратковременной и долговременной произвольной памяти.

Критерии оценки:

высокий уровень - воспроизведение 6-7 слов – 5 баллов;

средний уровень – воспроизведение 4-5 слов – 4 балла;

низкий уровень – воспроизведение 3 слов и ниже – 3 балла.

Количественный анализ выполнения задания представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики

Кратковременной произвольной памяти

Имя ребёнка Слова   Коли-чество слов Уровни  
год   слон   мяч   мыло соль   дом   рука   пол   весна   сын      
Айнур К.   + - - + - + - - - - н
Наташа М..   - - - + + + - - - - н
Алина К.   - - - + - + + - - - н
Данил Г.   + - - + - + - - - - н
Федор Б.   + - - - + - - + - - н
Артур Г.   + - - - - - + + - - н
Алсу О.   + - - + - + - - - - н
Ксения Н.   - - - - - + + + - - н
Настя М. - -   + + - + - - - н
                                 

 

Качественный анализ: из таблицы видно, что развитие кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти у всех детей находится на низком уровне развития, вследствие недоразвития целенаправленного внимания. При выполнении задания дети были не внимательны, постоянно отвлекались на посторонние предметы. Изначально, Ксения Н. отказалась выполнять задание, мотивировав это усталостью, но затем втянулась в работу совместно со всеми ребятами. Ни один ребенок не смог повторить слова через 1 час.

По результатам проведения первичной диагностики по всем методикам была составлена сводная таблица 5.

Таблица 5

Сводная таблица результатов первичной диагностики

 

№ п\п Имя ребенка Методика 1 Методика 2 Методика 3 Баллы Уровни
Айнур К.   - - низкий
Наташа М.   низкий
Алина К.   низкий
Данил Г.   низкий
Федор Б.   низкий
Артур Г.   низкий
Алсу О.   низкий
Ксения Н.   - - низкий
Настя М.   низкий

 

Качественный анализ: после проведения первичной диагностики можно подвести следующий итог, что у 9 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (100%) произвольная память развита недостаточно. По результатам проведённых методик всех 9 детей (100%) мы определили в экспериментальную группу (ЭГ-1), у которых произвольная память развита недостаточно и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по развитию данного вида памяти.

 

 

Выводы по II главе

Существенное место в структуре дефекта умственной деятельности детей с задержкой психического развития принадлежит нарушениям развития произвольной памяти.

В процессе исследовательской работы был проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровня развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Диагностический комплекс включает в себя следующие методики:

«Опосредованное запоминание» (по А.Р. Лурия, Л.С. Выготскому, Леонтьеву А.Н.), «Покажи такие же» (Урунтаева Г.А.), «Повторение слов» (Лурия А.Р.).

В процессе изучения уровня сформированности произвольной словесно-логической памяти дети с задержкой психического развития показали низкий уровень развития, поэтому все дети определены в экспериментальную группу (ЭГ-1), с которой необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по развитию словесно-логической памяти в процессе игровой деятельности.

 

 

 

 

Глава III. Коррекционно-развивающая работа по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

3.1 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

 

 

На основе анализа результатов констатирующего эксперимента, перед нами встала задача разработать систему занятий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию памяти в процессе игровой деятельности и провести формирующий эксперимент.

Цель формирующего (обучающего) эксперимента: развитие произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

Задачи:
1. Разработать программу коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности.

2. Провести коррекционно-развивающую работу по развитию произвольной словесно-логической памяти.

Для достижения поставленной цели и реализации задач была разработана программа по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности с помощью развивающих игр и игровых упражнений.

Занятия проводились как в индивидуальной, так и подгрупповой форме.
При разработке программы и проведении обучающего эксперимента мы опирались на принципы, разработанные ведущими отечественными учеными специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Н.А. Никашина, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина):

- при обучении детей необходимо соблюдать принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого;

- предполагается «пошаговый» принцип построения обучающего материала с отработкой необходимых умственных и практических действий во всех видах деятельности;
- необходимо учитывать повышенную утомляемость детей, не перегружать занятия большим объемом материала, выдерживать умеренный темп занятия, преподносить материал небольшими дозами, более развернуто, с постепенным усложнением;
- необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей и проводить занятия в достаточно интересной, игровой форме.

Программа по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности с помощью развивающих игр и игровых упражнений представлена в таблице 6.

Таблица 6

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

 

№№ п/п Содержание работы Цель
Занятие № 1: Упражнения: Повтори за мной. Запоминай порядок. Запомни движения. Запомни свое место. Запомни свою позу. Путанка.   Развитие зрительной памяти
Занятие № 2: Игры на развитие слуховой памяти: Слушай и исполняй. Вот так позы. Тень. Сосчитай. Пары слов. Человечки. Развитие слуховой памяти
Занятие № 3: Флажок. Запретный номер. Стоп. Замри. Что изменилось? 4 стихии. Посмотри и нарисуй. Развитие Зрительно-двигательнойй памяти
Занятие № 4: Игры на развитие зрительной памяти: Повторение слов. Покажи такую же. Недостающие картинки. Добрые слова. Развитие зрительной памяти
Занятие № 5: Положи, как было. Запомни, повтори. Где я? Развитие зрительной памяти
Занятие № 6: Узнавание запахов. Нос повара. Нос врача. Развитие вкусовой (обонятельной) памяти
Занятие № 7: Покажи такую же фигуру. Задачи Петрушки: Какой фигуры не достает в каждом ряду; Чем отличаются рисунки. Развитие зрительной памяти
Занятие № 8: Что круглое, а что овальное. Летает – не летает. Съедобное–не съедобное. Развитие зрительной памяти
Занятие № 9: Что бывает внизу, а что наверху. Что бывает сладким. Чем похожи. Развитие зрительной памяти
Занятие № 10: Найди пару. Лото. Посмотри и повтори. Поиск закономерностей. Развитие зрительной памяти

 

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной словесно-логической памяти состоит из серии занятий, насыщенных играми и игровыми упражнениями.

Индивидуальные занятия длились 15-20 минут, групповые - 20-30 минут.
Необходимость данной программы объясняется тем, что у детей с ЗПР нарушения познавательной сферы можно корригировать с помощью игр, игровых упражнений, игровых методов и приемов, проведения занятий в игровой форме.

Качественный анализ проведенной коррекционно-развивающей работы:

С детьми старшего дошкольного возраста, которые входили в экспериментальную группу (ЭГ-1), в условиях ГБОУУчалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) группа VII вида была проведена коррекционно-развивающая работа по развитию произвольной памяти в процессе игровой деятельности.

Было решено построить процесс развития произвольной памяти на серии занятий с использованием игр, упражнений и игровых приемов.

В процессе проведения занятий было замечено, что у двоих детей (22%) (Алина К. и Ксения Н.) наблюдалось положительное, заинтересованное отношение к занятиям, они старались правильно выполнить игровое задание.

Один из детей (11%) - Федор Б., проявлял избирательный интерес к занятиям, у него наблюдалась повышенная отвлекаемость, он проявлял нежелание и прекращал работу, столкнувшись с трудностями.

Остальные дети (6 человек - 66%) на групповых занятиях были невнимательны, самостоятельно не вызывались отвечать, но во время индивидуальных занятий были старательны и пытались выполнить игровое задание правильно.

На первых индивидуальных занятиях основной целью являлось установление положительного контакта, доброжелательного взаимоотношения с ребёнком, а также развитие произвольной памяти. На занятиях обращалось внимание на то, как ребёнок относится к предлагаемым заданиям, какие задания предпочитает, какие трудности испытывает. Было выявлено, что дети предпочитают игры с использованием наглядного дидактического материала. Поэтому в работе с этими детьми было решено использовать больше наглядного материала, сюжетных картинок для запоминания.

При проведении игры «Запомни картинки» оказалось, что не все дети пытались сосредоточить внимание и постараться запомнить как можно больше картинок, часто отвлекались. Из предложенных 12 картинок двое детей (22%) вспомнили только 5 из предложенных для запоминания картинок. Один ребёнок – Айнур К. (11%) запомнил 1 картинку, которая ему больше понравилась.

В ходе дидактической игры «Что изменилось» у детей не возникло затруднений при выполнении игрового задания. В основном, все дети эмоционально подошли к решению игровой задачи.

Также интересно прошла дидактическая игра «Только весёлые слова», в процессе игры отмечались малейшие успехи детей, поддерживалась постоянная ситуация успеха, для запоминания детям были даны лёгкие и знакомые слова. Все дети справились с заданием игры.

После реализации большей части запланированной работы у части детей были заметны сдвиги в развитии произвольной памяти. При объяснении задания игры дети меньше отвлекались, старались показать наилучший результат.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми мы использовали следующие методы и приемы: многократное повторение, замедленный темп обучения, показ образца, словесное сопровождение действий; осуществляли направляющую и стимулирующую помощь; создавали игровые обучающие ситуации. Все задания предлагались детям в виде игр, игровых упражнений и заданий. Для детей мы создавали постоянную ситуацию успеха, в которой они себя чувствовали более непринужденно, увереннее.

Дети стали лучше использовать помощь, начали осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Дошкольники стали проявлять адекватные эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи.

Таким образом, коррекционно-развивающее обучение в процессе игровой деятельности помогло значительно повысить уровень развития произвольной словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента

 

Цель: определить результативность проведенной коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для реализации поставленный цели была проведена повторная диагностика, в которой детям предлагались те же задания, что и при первичной диагностике.

Результаты по выявлению уровня развития произвольной памяти представлены в таблице 7.

 

 

Таблица 7



2018-06-29 1908 Обсуждений (0)
Результаты диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)