Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты повторной диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание»



2018-06-29 627 Обсуждений (0)
Результаты повторной диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание» 0.00 из 5.00 0 оценок




(по Лурия А.Р., Выготскому Л.С., Леонтьеву А.Н.)

№ п\п Имя, фамилия ребенка Количество слов Количество баллов Уровень
Айнур К.   - - низкий
Наташа М.   средний
Алина К.   средний
Данил Г.   средний
Федор Б.   средний
Артур Г.   средний
Алсу О.   средний
Ксения Н.   - - низкий
Анастасия М.   средний

 

Из таблицы видно, что в целом у детей данной группы произвольная память развита на среднем уровне и поэтому они испытывали незначительные трудности при выполнении задания.

7 (77%) детей показали средний результат, они назвали 3 слова, 2 (22%)детей показали низкий результат.

Анализируя повторное проведение методики № 2 «Покажи такие же» (по Урунтаевой Г.А.) можно сделать следующий качественный анализ: детей заинтересовало задание. Они внимательно слушали задание, но лучше указывали на те слова, которые были более знакомы детям. Результаты были лучше у детей, которые не отвлекались во время называния слов.

Количественный анализ успешности выполнения задания представлен в таблице 8.

 

Таблица 8

Результаты повторной диагностики изучения уровня

Развития произвольной образной памяти

 

№ п\п Имя, фамилия ребенка Количество картинок Количество баллов Уровни
Айнур К.   - - низкий
Наташа М.   средний
Алина К.   средний
Данил Г.   средний
Федор Б.   средний
Артур Г.   средний
Алсу О.   средний
Ксения Н.   - - низкий
Анастасия М.   средний

 

Качественный анализ: из таблицы видно, что у основной части детей -7 (77%) уровень развития произвольной памяти повысился с низкого уровня до среднего, а у Анастасии и Алсу произвольная память осталась на низком уровне развития, это связано со слабо развитым целенаправленным вниманием и постоянной отвлекаемостью.

Количественный анализ выполнения задания по исследованию кратковременной произвольной памяти представлен ниже в таблице 9.

 

 

Таблица 9

Результаты повторной диагностики исследования

Кратковременной произвольной памяти

Имя ребёнка Слова   Коли-чество слов Уровни
год   слон   мяч   мыло соль   дом   рука   пол   весна   сын      
Айнур К.   + - - + - + - - - - С
Наташа М.   - - - + + + - - - - С
Алина К.   - - - + - + + - - - С
Данил Г.   + - - + - + - - - - С
Федор Б.   + - - - + - - + - - С
Артур Г.   + - - - - - + + - - С
Алсу О.   + - - + - + - - - - С
Ксения Н.   - - - - - + + + - - С
Настя М.   - -   + + - + - - - С
                                 

 

Качественный анализ: Анализ повторного проведения методики «Повторение слов» (по А.Р. Лурия, Л.С. Выготскому, Леонтьеву А.Н.) показал, что развитие кратковременной слуховой произвольной памяти у большинства детей повысилось до среднего уровня развития. Таким образом, видно, что после проведенных занятий с детьми уровень развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы (ЭГ-1) стал выше.

Выводы по III главе

 

После проведения диагностических методик выяснилось, что в старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР произвольная словесно-логическая память развита недостаточно. 78% детей, участвующих в исследовании, имеют низкий уровень развития произвольной памяти, 22% - средний уровень, высокого уровня – нет. Все дети старшей группы составили экспериментальную группу.

Содержанием формирующего эксперимента явились занятия с использованием игровых приемов, направленные на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. После реализации программы формирующего эксперимента было проведено исследование, которое показало изменения в уровне развития произвольной словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Результаты контрольной диагностики выявляют положительную динамику коррекционно-развивающего работы. Дети с ЗПР стали лучше ориентироваться в заданиях, проявлять интерес, доводить задание до логического завершения, проявлять адекватные реакции на успех, продуктивно принимать помощь взрослого. Из 9 (100%) детей старшего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень развития произвольной памяти – осталось только 2 (22%), на среднем уровне – 7 (78%) детей, что говорит об улучшении показателей развития.

Таким образом, игровая деятельность позволила наиболее эффективно вести коррекционно-развивающее обучение и добиться положительных результатов в развитии произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

Заключение

 

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Развитие познавательных процессов при отсутствии патологии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития.

Познавательную сферу детей с ЗПР характеризуют: неустойчивость внимания, сниженная концентрация и избирательность, снижение объема внимания, повышенная отвлекаемость; недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающем мире, замедление процесса переработки информации, пассивность восприятия; низкий уровень продуктивности памяти, сниженный объем запоминания; отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности; задержка темпа развития отдельных сторон речи, бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения и др.

Поэтому с такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу, выражающуюся в систематическом восполнении пробелов в элементарных знаниях, в практическом опыте детей, а также в формировании у них готовности к усвоению основ научных знаний в школе.

Дошкольное детство – это возраст, который наиболее восприимчив для формирования познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Игра, как ведущий вид деятельности, у дошкольников с задержкой психического развития развивается со значительным опозданием, поэтому педагог в коррекционном процессе не только опирается на ведущий вид деятельности, но и формирует его.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень развития всех познавательных процессов, поэтому детям с задержкой психического развития требуется ранняя коррекция всех видов деятельности, в том числе и познавательной. Разработанная нами программа коррекционно-развивающего обучения предполагает развитие произвольной словесно-логической памяти в процессе игровой деятельности, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

Для развития и коррекции познавательных процессов у детей с задержкой психического развития используются развивающие игры и игровые приемы.

Развивающие игры, рекомендованные в нашей работе педагогам и родителям, должны творчески использоваться взрослыми. Важно варьировать игры по степени сложности, по видам анализаторов, по видам познавательной деятельности, в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями детей.

Данная исследовательская работа была проведена с целью выявления эффективности использования игровой деятельности для развития произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены и систематизированы знания по проблеме использования игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, как средства развития произвольной памяти, выявлены особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определена эффективность применения игровых приемов для развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и разработана программа коррекционно-развивающей работы с использованием игр для развития произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Теоретическое исследование было выполнено на основе работ таких авторов, труды которых посвящены памяти человека - Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., и многих других. Была раскрыта сущность понятия «произвольное запоминание» - запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.

В процессе выполнения обучающего эксперимента было выявлено, что использование игр и игровых приемов действительно является одним из эффективных средств развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это подтверждают результаты сравнительного анализа опытно-практической работы, а именно повышение уровня развития произвольной памяти в экспериментальной группе (ЭГ-1) на 78 %.

Полученные результаты дают нам основание считать, что систематическое использование игр и игровых приемов на занятиях и во время выполнения режимных моментов действительно способствует развитию произвольной словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития

детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Просвещение, 2002. - 198 с.

2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. - // Коррекционная педагогика, - 2006. - № 2.- С.12-16.

3. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка / Е. А. Бондаренко. – Минск, 2006. – 128 с.

4. Волковская Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического

развития // Коррекционная педагогика, 2003 - № 2.- С. 22-28.

5. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. - М.: Просвещение, 2008.- 268 с.

6. Венгер Л.А. Психология: учебник для студ. высших учеб. заведений / Венгер Л.А., Мухина В.С. ; под общ. ред. Венгер Л.А. – М. : Издат.центр «Академия», 2008. – 332 с.

7. Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах. / Б.С.Волков, Н.В. Волкова; под общ.ред. Б.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 284 с.

8. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии: учеб. пособие для пед.институтов и училищ /Б.С. Волков, Н.В.Волкова; М.: Просвещение, - 2004. – 144 с.

9. Волков Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. / Б.С.Волков, Н.В.Волкова; под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 343 с.

10. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии /Л.С. Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 108 с.

11. Гамезо М.В. Атлас по психологии: 3-е издание /М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: 2002, - 373 с.

12. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

13. Грибанова А.Д. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.: Под ред. Петровского В.А. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 152 с.

14. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джеймс. - М., 2005. – 192 с.

15. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан ; под общ. ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия»,- 2008. – 464 с.

16. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан ; под общ. ред. И.В.Дубровиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 464 с.

17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.

18. Ильин Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений / Е.П. Ильин СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

19. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / З.М. Истомина. - Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 2001.

20. Катаева А. А. Дидактические игры и упражненияв обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.

21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

22. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2006. - 289 с.

23. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

24. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – С.-Пб.: Питер, 2009. – 583 с.

25. Мижерикова В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под общ. ред. П.И. Пидкасистого ; Ростов - н/Д. : Издательство «Феникс». - 2008. – 544 с.

26. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия». – 2000. - 432 с.

27. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студентов образов. учрежд. сред. проф. образования / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, - 2008. – 400 с.

28. Немов Р.С. Психология: учеб.для студ. высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн.2: Психология образования. – 640 с.

29. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 512 с.

30. Пидкасистый П.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - / П. Н. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 470 с.

31. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. - / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М.: Школа–Пресс, 2008. – 512 с.

32. Стрекалова Т.А. Особенности наглядно-образного мышления старших

дошкольников с ЗПР // Дефектология. -2007. - № 1.- С.16-20.

33. Рогов Е.И. Общая психология. / Е.И. Рогов. - М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2008. – 328 с.

34. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон; под.ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 2007. – 216 с.

35. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь–справочник. - / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. –203 с.

36. Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста. - /Г.А.

Урунтаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 280 с.

37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического

развития. - М.: Просвещение, 1990.- 168 с.

38. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: Просвещение, 2005.- 188 с.



2018-06-29 627 Обсуждений (0)
Результаты повторной диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты повторной диагностики уровня развития произвольной памяти «Опосредованное запоминание»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)