Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философское обобщение достижений науки



2018-06-29 404 Обсуждений (0)
Философское обобщение достижений науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Ревизионисты России и Западной Европы выдавали махизм за «новейшую философию естественных наук». Надо было разбить эту спекуляцию махизма на естествознании, дать философское обобщение новейшим открытиям науки. И Ленин великолепно сделал это в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

В конце XIX — начале XX века были сделаны великие открытия в науке. Вслед за рентгеновскими лучами (1895) были открыты явления естественной радиоактивности (1896), электрон (1897), радий (1898), возникла электронная теория материи, квантовая теория (1900), теория относительности (1905). Началась подлинная революция в естествознании. Наука открыла, что химические элементы обладают способностью превращаться друг в друга. При изучении свойств электрона обнаружилась изменчивость его массы в зависимости от скорости. Все эти фундаментальные научные открытия вызвали крутую, коренную ломку целого ряда установившихся ранее физических понятий и представлений, привели к кризису физики.

В. И. Ленин вскрыл причины и суть глубокого кризиса, который переживало тогда естествознание, особенно физика. «Суть кризиса современной физики, — писал он, — состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом».1

Назрела необходимость перехода физики со старых позиций стихийного, неосознанного и часто метафизического материализма на новые позиции диалектического материализма.

Достигнутым прогрессом науки и ее гносеологическими затруднениями немедленно воспользовалась философская реакция, поставившая своей целью навязать физике свое объяснение новых открытий в духе идеалистической теории познания, повернуть ученых от материализма на старый путь идеализма, на путь примирения науки и религии.

Признание в новой физике факта изменчивости массы электрона было использовано философами-идеалистами и идущими за ними отдельными физиками для утверждений о возможности мыслить движение и энергию без материи, об «исчезновении материи», об устарелости самого ее понятия. Возникло течение так называемого «физического идеализма».

В. И. Ленин вскрыл полную несостоятельность идеалистического истолкования новых физических открытий. Свихнувшимся в идеализм физикам-махистам он ставил в упор коренной вопрос: является ли электрон объективной реальностью, существует ли он вне и независимо от человеческого сознания или нет? «На этот вопрос, — говорит Ленин, — естествоиспытатели так же без колебания должны будут ответить и отвечают постоянно да, как они без колебаний признают существование природы до человека и до органической материи. И этим решается вопрос в пользу материализма».2

В. И. Ленин уверенно заявил, что и электрон не является конечной «неизменной сущностью вещей», последним «кирпичиком» мироздания. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна».3Ленин убедительно показал, что новые открытия в науке являются блестящими подтверждениями правоты диалектического материализма, ибо «разрушимость атома, неисчерпаемость его, изменчивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектического материализма».4

В. И. Ленин убеждал естествоиспытателей в необходимости и неизбежности их перехода к этому единственно верному методу и единственно верной философии. Только диалектический материализм по-настоящему внутренне связан с естествознанием и, проникая во все науки, правильно обобщает их достижения, указывает верный путь выхода из любых кризисов в науке. Но материализм, как научное мировоззрение, необходимо развивать дальше, обогащать новыми открытиями в области науки. Нельзя, учил Ленин, по-настоящему бороться за диалектический материализм, стоя на месте. Он призывал марксистов изучать современное естествознание и идущую в нем борьбу за материализм. Учение о материи и ее строении, говорил Ленин, является сильнейшим орудием борьбы науки против идеализма и агностицизма.

В свое время Энгельс высказал мысль, что «с каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму». В изменившихся исторических условиях, когда капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, когда началась революция в естествознании, именно Ленин придал материализму новый вид.

Книга Ленина — подлинный гимн могуществу человеческого разума. Она раскрыла неограниченные перспективы проникновения науки в сущность явлений бесконечной природы, «Ум человеческий, — писал В. И. Ленин, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней...»5Современная наука, демонстрируя могущество человеческого познания, обнаруживает закономерности «диковинных» внутриатомных и внутриядерных процессов, покоряет атом. Ее благородная задача состоит в том, чтобы поставить все открытия современной науки и раскрываемые ею громадные источники энергии на службу народу, человечеству, миру.

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин конкретизировал и на основе достижений науки новейшего времени углубил, развил дальше все коренные вопросы диалектического материализма. Книга «Материализм и эмпириокритицизм» знаменует собой новый, ленинский этап в развитии философии марксизма, начало которому положено в работах Владимира Ильича в 90-х годах прошлого века.

Развитие естествознания и науки в целом после Ленина — яркое свидетельство научной плодотворности и дальновидности его философских идей, прогнозирования науки. Высказанная Лениным мысль о неисчерпаемости материи стала общим принципом естественнонаучного познания. Современный диалектический материализм верен философским идеям Ленина. Он обогащает и конкретизирует ленинскую трактовку категорий «отражения», «причинности», «взаимодействия», «времени и пространства», «абсолютного» и «относительного», «общего, особенного и отдельного» и многих других. На основе признания «всеобщего принципа развития» в его единстве с «всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи»6 и всевозрастающего практического участия ученых в коммунистическом строительстве в СССР крепнет союз диалектико-материалистической философии и современного естествознания.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 272 — 273.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 270.

3 Там же, стр. 277.

4 Там же, стр. 298.

5 В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 298.

6 В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 229.

 



2018-06-29 404 Обсуждений (0)
Философское обобщение достижений науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философское обобщение достижений науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)