Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Острейшее теоретическое оружие партии



2018-06-29 413 Обсуждений (0)
Острейшее теоретическое оружие партии 0.00 из 5.00 0 оценок




Выход в свет книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» имел важнейшее значение для деятельности нашей партии. Она вызвала жаркие философские дискуссии среди российской социал-демократической эмиграции во многих городах Европы. Особенно частыми они были в Париже, где действовал большевистский клуб газеты «Пролетарий», обслуживавший сотни русских социалистов-рабочих, проживавших в рабочих кварталах Парижа. Позицию Ленина во время философских диспутов за границей еще до выхода книги Владимира Ильича активно поддерживал член Большевистского центра и член редакции газеты «Пролетарий» И. Ф. Дубровинский. Последний сделал на основе ленинских «Десяти вопросов референту» замечательное выступление против Богданова на реферате в Женеве летом 1908 года.

С большим интересом была встречена книга Владимира Ильича большевиками и в России. Она произвела глубокое впечатление на партийные кадры, изучалась политзаключенными в царских тюрьмах и ссылках. Нередко происходили настоящие идейные сражения учеников и последователей Ленина с махистами и отзовистами.

В июне 1909 года В. В. Воровскому удалось опубликовать в газете «Одесское Обозрение» рецензию на книгу В. И. Ленина. Воровский сообщал читателям, что против махизма «выступил недавно один из виднейших теоретиков русского марксизма Ленин с подробной работой «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии», в которой подвергает самой бичующей критике учение, являющееся реакционным не только по отношению к научной философии и гносеологии Маркса — Энгельса, но даже Канта, чья «вещь в себе» совершенно отрицается Авенариусом и др. и подменивается «комплексом ощущений»».

Критика Лениным махизма, писал далее Воровский, «представляет особую ценность для России, где целая серия гг. Богдановых, Базаровых, Юшкевичей, Берманов и Комп., ушедших от исторического материализма, вносит хаос в умы читателей, давая под видом марксизма «нечто невероятно сбивчивое, путаное и реакционное», и, выступая якобы против Плеханова, в сущности, выступает против Маркса и Энгельса».1

Еще ранее, 19 мая 1909 года, в газете «Бакинские Вести» была опубликована рецензия на «Материализм и эмпириокритицизм» за подписью «Т — н» (под таким псевдонимом выступал в печати П. А. Джапаридзе).2 В рецензии говорится, что книга Ленина посвящена прежде всего критике учения Маха и Авенариуса и их русских учеников, что ее автор, «обладающий солидной эрудицией в философской литературе последних двух веков, достаточно знакомый и с современным состоянием естествознания», раскрывает самым неопровержимым образом реакционный характер махистского направления в философии, ее возврат к субъективному идеализму Беркли.

Вместе с тем, в отличие от ряда последующих откликов на работу Ленина, констатировавших лишь ее критические аспекты, бакинский рецензент справедливо подчеркнул, что «наряду с убийственной, редкой по ясности изложения критикой автор развивает параллельно и взгляды диалектического материализма на разбираемые вопросы, останавливая все свое внимание на коренном вопросе, пропастью лежащем между идеализмом и материализмом, на вопросе об отношении бытия к сознанию»3. Рецензент выражает свою солидарность с ленинской оценкой взглядов русских эмпириокритиков как философского ревизионизма.

С большим интересом слушал Ленин рассказы приезжавших к нему товарищей о том, как была принята его книга в России, и в частности в Петербурге, где махисты имели сильное влияние. Ее появление положило начало широкому продвижению в партийные массы философских идей марксизма, помогло партийному активу, передовым рабочим в овладении диалектическим и историческим материализмом.

Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» явилась мощным оружием партии в ее борьбе против всех форм и разновидностей оппортунизма, всех и всяких фальсификаторов марксизма в рабочем движении России. Она сыграла выдающуюся роль в идейном вооружении большевиков, в теоретическом обосновании принципов марксистской партии нового типа, в ее сплочении и укреплении.

Вот уже в течение нескольких десятилетий гениальное ленинское произведение служит Коммунистической партии Советского Союза в качестве надежного руководства в формировании научного мировоззрения народа, в борьбе против реакционной идеологии. Борьба Ленина, большевиков против ревизионистов в области марксистской философии имела огромное международное значение. В ходе этой борьбы были разбиты утверждения оппортунистических лидеров II Интернационала о том, что философия якобы не связана с политикой, что философские взгляды каждого члена партии являются его частным делом, что можно быть марксистом, не будучи диалектическим материалистом в философии.

Ленинский труд помог прогрессивным ученым найти правильную дорогу в своих областях знания, порвать с идеалистической философией, перейти на позиции научного, материалистического мировоззрения. Для ряда лучших представителей прогрессивной интеллигенции знакомство с теорией марксизма-ленинизма и опытом освободительной борьбы трудящихся послужило решающим толчком к переходу на позиции рабочего класса, на позиции коммунизма.

Так пришли в ряды Коммунистической партии выдающиеся французские ученые — борцы за мир Поль Ланжевен и Фредерик Жолио-Кюри. Гениальный труд Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и в наши дни продолжает служить делу борьбы против современной буржуазной философии, философского ревизионизма и догматизма, делу познания и революционного преобразования мира.

Примечание:

1 Учитывая цензурные условия, В. В. Воровский посвятил свою рецензию книге М. Ферворна «Естествознание и миросозерцание. Проблема жизни», однако в этой рецензии речь шла о книге В. И. Ленина. См. «Одесское Обозрение», 1909, № 439, 5 июня, стр. 3, Перепечатано: «Вопросы философии», 1957, № 3, стр. 123.

2 «Вопросы истории КПСС», 1969, № 8, стр. 113.

3 «Вопросы истории КПСС», 1969, № 8, стр. 113. (Курсив наш, — Авт.) 192

 

В Париже

В конце 1908 года издание «Пролетария» было перенесено в Париж — тогдашний центр русской эмиграции. В связи с этим Ленин и Крупская переехали из Швейцарии в столицу Франции. На первых порах пребывания в Париже не ладилось с жильем: сняли дорогую четырехкомнатную квартиру. Неуютно было в этих комнатах. Мебели, привезенной из Женевы, было очень мало, да и вид ее не соответствовал квартире с зеркалами над каминами. Привратница с удивлением смотрела, как новые жильцы вносили в дом свои скромные вещи. А домовладелец даже отказал Надежде Константиновне в поручительстве, необходимом для получения книг из коммунальной библиотеки. Когда немного обжились и осмотрелись в Париже, нашли более подходящую двухкомнатную квартиру на улице Мари-Роз, 4.1

Громадное большинство эмигрантов в те годы очень бедствовало. Многие, не имея постоянного заработка, голодали. Владимир Ильич, сам живший очень скромно (по признанию Надежды Константиновны, за границей приходилось рассчитывать каждую копейку, экономить на трамвае, на еде и т. д.), всячески помогал эмигрантской кассе взаимопомощи. Он выступал с платными докладами, деньги от которых шли в кассу на помощь товарищам. Если Владимир Ильич видел, что кому-нибудь живется особенно тяжело, он принимал все меры, чтобы подыскать для него более подходящую работу.

Как и в Женеве, семью Ленина постоянно навещали товарищи, каждый чувствовал себя в ней как дома. У «Ильичей» всегда было исключительное согласие во всем, царил дух чуткости и нежной заботы друг о друге. Товарищи отмечали, как неизменно внимателен был Владимир Ильич не только к Надежде Константиновне, но и к ее старушке-матери, как охотно он выполнял все ее просьбы и хозяйственные поручения. Дружественная и сердечная атмосфера в этой семье особенно притягивала к себе людей, очутившихся в те трудные годы на чужбине.

Все, кто близко знал Владимира Ильича, отмечали, что и в эти тяжелые годы он сохранял жизнерадостность, оптимизм, многогранность интересов. Несмотря на огромную занятость, он находил время, чтобы послушать лекцию о Шекспире, а в Антверпене сходить в музей и порт, сыграть с товарищем в шахматы (мать прислала ему в Париж шахматы, которые еще Илья Николаевич сам выточил на токарном станке), посмотреть новую пьесу, побывать на выставке, посвященной революции 1848 года, внимательно изучить каждый ее экспонат, ибо для него эта выставка была частью живой борьбы, интересоваться стихами В. Гюго, посвященными революции 1848 года; бессонными ночами он зачитывался Э. Верхарном. Владимир Ильич любил бывать в театре на окраине города, где зрителями были парижские рабочие и где ставились пьесы на революционные темы, запрещенные в центре. Нравились ему выступления Монтегюса — сына парижского коммунара, любимца рабочих окраин, в песнях которого звучали революционные мотивы. Он познакомился с Монтегюсом и долго беседовал с ним. Владимира Ильича очень интересовала авиация; он любил наблюдать за полетами первых аэропланов, для чего специально ездил в Жювизи, городок недалеко от Парижа, где был аэродром.

В Париже Ленин изучал французское рабочее движение. Однажды он вместе с Надеждой Константиновной навестил Поля Лафарга и его жену Лауру — дочь Карла Маркса, проживавших в Дравейле, в двух десятках километров от Парижа. Лафарги встретили прибывших очень любезно. Владимир Ильич, знакомый с Лафаргом с 1895 года, оживленно беседовал с ним по философским вопросам, о своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Лаура пригласила Надежду Константиновну в парк; во время прогулки они говорили об участии женщин в революционном движении, о России. Посещение Лафаргов произвело на Владимира Ильича и Надежду Константиновну неизгладимое впечатление.

В. И. Ленин по-прежнему живо откликается на все политические события. В январе — марте 1909 года он принимает энергичные меры для оказания материальной помощи бастующим кожевникам Вильны. Он направляет секретарю Международного социалистического бюро К. Гюисмансу письмо, в котором просит помочь забастовщикам. После беседы с прибывшим из Литвы социал-демократом П. В. Эйдукявичусом (Марцели) — уполномоченным по сбору денег для бастующих — Владимир Ильич написал К. Гюисмансу письмо, подтверждавшее полномочия Марцели. Через некоторое время он вновь обратился к Гюисмансу с просьбой об оказании помощи бастующим рабочим.

Примечание:

1 Ныне там создан Музей В. И. Ленина.

 



2018-06-29 413 Обсуждений (0)
Острейшее теоретическое оружие партии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Острейшее теоретическое оружие партии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)