Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О сочетании борьбы за демократию и за социализм



2018-06-29 566 Обсуждений (0)
О сочетании борьбы за демократию и за социализм 0.00 из 5.00 0 оценок




Лето 1916 года Ленин и Крупская провели в местечке Флумс, недалеко от Цюриха, в доме отдыха «Чудивизе», куда они переехали в связи с обострением болезни Надежды Константиновны. Дом отдыха был высокогорным, что было важно для лечения, и вместе с тем дешевым, вероятно самым дешевым во всей Швейцарии, что было также важно для Ленина и Крупской, так как они во время войны очень нуждались. Их нужда особенно обострилась во второй половине 1916 года.

Когда время и погода позволяли, Ленин и Крупская бродили по горным тропам. В этот период, как вспоминала впоследствии Надежда Константиновна, Владимир Ильич много рассказывал ей о волновавших его вопросах, особенно о роли демократии в развитии классовой борьбы пролетариата в условиях империализма. В горах Ленин и Крупская пробыли до конца августа. В начале сентября 1916 года они были в Цюрихе и поселились у прежних хозяев.

В это время многие из левых социалистов, выступавших против права наций на самоопределение, стали отвергать необходимость борьбы за демократию при империализме. Раз империализм есть отрицание демократии, значит, говорили они, демократия «неосуществима» при империализме, ни к чему разговоры о демократических правах и о республике. Борьба за демократию отвлекает рабочих от борьбы за социализм, так «архиреволюционно» рассуждали левые, взгляды которых разделяла группа Пятакова — Бухарина, поддержанная Радеком. Ленин решительно выступил против этих взглядов, назвав их «империалистическим экономизмом», то есть такой же уродливой карикатурой на марксизм, какой был «экономизм» 1894 — 1902 годов. Он характеризовал «империалистический экономизм» как яркое проявление догматизма и сектантства в международном социалистическом движении.

В своих статьях «О рождающемся направлении «империалистического экономизма»», «Ответ П. Киевскому (Ю. Пятакову)», «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»», написанных осенью 1916 года, Ленин обстоятельно разъяснял, что, хотя в области политической империализм и означает резкий поворот от демократии к реакции, стремится ликвидировать демократические свободы и учреждения, он в то же время неизбежно порождает и усиливает демократические стремления в массах. Для пролетариата и трудящихся масс вообще не безразлично, в каком государстве они живут. Чем демократичнее государственный строй, тем легче пролетариату вести широкую, открытую, организованную и сплоченную борьбу против капитализма и буржуазии.

Социалистический пролетариат должен стать во главе народных масс, отстаивающих свои свободы и права, должен использовать все и всякие демократические учреждения и движения в целях подготовки своей победы над буржуазией. В единый мировой революционный процесс, подрывающий и разрушающий империализм и всевластие монополий, вливаются социалистические революции, национально-освободительные антиимпериалистические движения, народно-демократические революции, широкие крестьянские движения, различные общедемократические (студенческие и прочие) движения. «Думать, что мыслима социальная революция без восстаний маленьких наций в колониях и в Европе, без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками, без движения несознательных пролетарских и полупролетарских масс против помещичьего, церковного, монархического, национального и т. п. гнета, — думать так, — писал Ленин, — значит отрекаться от социальной революции... Кто ждет «чистой» социальной революции, тот никогда ее не дождется. Тот революционер на словах, не понимающий действительной революции»1.

Подчеркивая важность борьбы за демократические требования, Владимир Ильич в то же время подверг критике ошибочное утверждение Зиновьева, будто осуществление требований программы-минимум «в сумме дают переход к принципиально иному общественному строю». Думать так, писал Ленин, значит принципиально перейти на позицию реформизма и покинуть точку зрения социалистической революции. «Программа-минимум есть такая программа, которая принципиально совместима с капитализмом, не выходит из его рамок»2. Для перехода к социализму необходимо осуществить социалистическую революцию и диктатуру пролетариата. Но рабочий класс не может совершить социалистическую революцию, если он не подготовляется к ней всесторонней, последовательной и революционной борьбой за демократию. Борьба за демократию — составная часть борьбы за социализм. «Надо уметь соединить борьбу за демократию и борьбу за социалистическую революцию, подчиняя первую второй. В этом вся трудность; в этом вся суть», — писал Ленин в декабре 1916 года.

Владимир Ильич резко критиковал Зиновьева не только за его отход от революционного марксизма в ряде теоретических вопросов, но и за непоследовательное, примиренческое отношение к группе Бухарина — Пятакова — Бош, за его беспринципность. Говоря о поведении Зиновьева, Владимир Ильич писал в 1916 году: «Это уже не только колебания, это такие колебания в кубе, которые превращаются в нечто гораздо худшее ».3

В статьях, написанных в 1916 году, Ленин последовательно отстаивает и развивает важнейший принцип революционного марксизма: установление диктатуры пролетариата есть общая объективная закономерность развития всех стран, переходящих от капитализма к социализму. «...Тот не социалист, кто ждет осуществления социализма помимо социальной революции и диктатуры пролетариата».4

В. И. Ленин выдвинул и обосновал гениальное положение о многообразии путей перехода различных наций к диктатуре рабочего класса и к социализму, получившее блестящее подтверждение в общественной жизни ряда стран после второй мировой воины. «Все нации придут к социализму, это неизбежно, — писал он, — но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни»5.

В. И. Ленин подверг резкой критике полуанархические взгляды Бухарина, согласно которым государство необходимо «взорвать», так как пролетариат якобы враждебен всякой государственности. Ленин показал, что Бухарин извратил учение марксизма о государстве. В отличие от анархистов, марксисты стоят за использование государства и его учреждений в борьбе за освобождение рабочего класса, а главное выступают за «слом» старой, буржуазной государственной машины в ходе пролетарской революции, за создание пролетарского государства (диктатуры пролетариата). Для революционного марксизма характерно «признание государства вплоть до перерастания победившего социализма в полный коммунизм».6

В конце 1916 — начале 1917 года Ленин специально изучал труды К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве, сделал из них многочисленные выписки, написал к ним важные комментарии, показал прежде всего, что в этом вопросе оппортунисты II Интернационала открыто отреклись от взглядов основоположников научного коммунизма.

Перечитав в то время еще раз произведение Ф. Энгельса «К жилищному вопросу», Ленин писал И. Арманд, что никаких нападок на Маркса и Энгельса он выносить спокойно не может. «Нет, это — настоящие люди! У них надо учиться. С этой почвы мы не должны сходить. С этой почвы сошли и социал-шовинисты и каутскианцы».7Владимир Ильич бережно собрал свои материалы в «тетрадке в синем переплете» под названием «Марксизм о государстве». Впоследствии на основе этих материалов он написал свой гениальный труд «Государство и революция».

В связи с тем, что в Европе возникла революционная ситуация и капиталисты, боясь революции, стали делать попытки заключить империалистический мир, все социал-шовинисты и каутскианцы стали социал-пацифистами, утешая народы возможностью получения демократического мира из рук империалистических правительств. Вскоре после Кинтальской конференции вся циммервальдская правая скатилась в крупнейших странах Европы — во Франции, Германии, Италии — к социал-пацифизму, отвергнутому на конференции. На почве социал-пацифизма правые циммервальдисты вступили в открытый союз с социал-шовинистами и реформистами, направленный против революционных интернационалистов — сторонников Циммервальдской левой. На сторону социал-патриотов своей страны перешел и председатель конференций в Циммервальде и Кинтале и избранной на этих конференциях Интернациональной социалистической комиссии (ИСК), один из руководителей социалистической партии Швейцарии Р. Гримм. Свой переход в лагерь швейцарских социал-патриотов Гримм прикрывал бранью против социал-патриотов других стран.

В. И. Ленин публично заклеймил переход центристского большинства Циммервальдского объединения к социал-шовинизму, до конца разоблачив подленькую «тактику» Гримма. Указав на то, что «Циммервалъд» явно обанкротился и хорошее слово стало снова служить для прикрытия гнили в европейском социализме, Ленин призвал левых интернационалистов еще активнее вести дело к организации подлинного революционного Интернационала рабочих, к созданию во всех странах пролетарских партий нового типа, способных порвать не только с социал-шовинистами, но и с центристами и возглавить революционную борьбу рабочего класса за социализм.

1 В. И. Ленин. Соч., т. 30, стр. 54.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 30, стр. 386.

3 В. И. Ленин. Соч., т. 49, стр. 230.

4 В. И. Ленин. Соч., т. 30, стр. 152.

5 В. И. Ленин. Соч., т. 30, стр. 123.

6 Там же, стр. 20.

7 В. И. Ленин. Соч., т. 49, стр. 378.

 

Февральская революция

Находясь в Швейцарии, Владимир Ильич уделял большое внимание местному рабочему движению, особенно швейцарской социалистической молодежи. Все большевики, в том числе и Ленин, были членами швейцарской социал-демократической партии. Швейцарские рабочие слушали выступления Ленина на своих митингах и собраниях. Он поддерживал непосредственный контакт с Фрицем Платтеном и другими левыми швейцарскими социалистами, неоднократно участвовал в их совещаниях, оказывал им помощь в борьбе против социал-шовинистов и центристов. Владимир Ильич написал специальные тезисы «Задачи левых циммервальдистов в швейцарской с.-д. партии». 22 октября (4 ноября) Ленин произнес приветственную речь от имени ЦК РСДРП на съезде швейцарской социал-демократии в Цюрихе.

9(22) января 1917 года Ленин выступил с докладом о русской революции 1905 года на собрании рабочей молодежи в цюрихском Народном доме. В конце доклада он заявил: «Нас не должна обманывать теперешняя гробовая тишина в Европе. Европа чревата революцией».

Прошло несколько недель после того, как Ленин произнес эти слова, и в России разразилась революция — в феврале 1917 года царское самодержавие было низвергнуто. Революция победила потому, что ее главной движущей силой и гегемоном был рабочий класс, который, восстав против царя с оружием в руках, увлек за собой миллионные массы крестьян, одетых в солдатские шинели. Подлинным вдохновителем и организатором боевого объединения рабочих и крестьян в революции была руководимая Лениным большевистская партия, не знавшая страха в борьбе с царизмом.

О революции в Петрограде Ленин узнал из швейцарских газет 2(15) марта. Его ликованию не было конца. Вместе со всеми большевиками-эмигрантами он бурно разделял восторг но поводу победы рабочих и солдат России, гордясь тем, что именно они первыми начали прорыв фронта мирового империализма. Революция взволновала весь мир. Ленин немедленно приступил к ее оценке и определению новых задач пролетариата и большевистской партии.

3 и 4 (16 и 17) марта Ленин в письмах А. М. Коллонтай, которая находилась в Осло и через которую осуществлялась связь заграничной части ЦК партии с большевиками в России, дает ответ на вопрос, что должны делать большевики в связи с образованием в стране буржуазного Временного правительства и Советов рабочих депутатов. Главное теперь, советовал Ленин, дальнейшее укрепление революционной партии рабочего класса. Было бы величайшим несчастьем, если бы большевики пошли на «единство» с меньшевиками. «Ни за что снова по типу второго Интернационала! Ни за что с Каутским! Непременно более революционная программа и тактика...»1 Сейчас на очереди — расширение работы, организация масс, пробуждение новых слоев для подготовки завоевания власти Советами рабочих депутатов. Добивать реакцию, — ни тени доверия и поддержки новому, буржуазному правительству, подготовка более широкой базы для более высокого этапа революции.

Важное значение для выработки Лениным основ нового политического курса большевистской партии имели его «Письма из далека». В них Владимир Ильич дал ответы на вопросы, вставшие перед рабочим классом, трудящимися России после Февральской революции: о движущих силах, характере и направлении второй русской революции, о государственной власти, о воине и мире, об отношении к буржуазному Временному правительству, о Советах, как новой форме политической организации трудящихся, о переходе от буржуазно-демократического этапа революции к социалистическому и другие.

В «Письмах из далека» сформулированы основы тон программы и тактики, которые Владимир Ильич развернул и обосновал по возвращении в Россию в Апрельских тезисах, в «Письмах о тактике» и других работах.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 49, стр. 400.

 



2018-06-29 566 Обсуждений (0)
О сочетании борьбы за демократию и за социализм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О сочетании борьбы за демократию и за социализм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)