Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Междисциплинарные связи культурологии.



2018-07-06 487 Обсуждений (0)
Междисциплинарные связи культурологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Культурология как наука, ее становление и развитие. Культурологический «бум» в России 90-х годов 20 века: оценка российским научным сообществом содержания и функций новой гуманитарной дисциплины.

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют не такую уж долгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в XVII в. английским философомТ. Гоббсоми немецким просветителем и правоведом С. Пуффендорфом.Они высказали идею, что человек может прибывать в двух состояниях: естественном или природном (statusnaturalis) и культурном (statusculturalis). Природное состояние – низшая ступень развития человека, т.к. оно творчески пассивно. Культурное состояние творчески продуктивно, и именно поэтому оно является более высокой ступенью развития человека. Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме существования человека. С этого времени мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре как предмете научного познания.

Существенные успехи в изучении культуры были достигнуты к началу XIX века в трудах немецкого философа и просветителя И.Г.Гердера. Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. Развитие культуры – это содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура – это раскрытие сущности человека в историческом движении. В соответствии с этими идеями сложились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и народах. Утвердилось представление о том, что ядром культуры является духовная жизнь человека.

Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной единственной форме – европейской. Весь мир вне Европы находиться во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. По мнению её сторонников, перспектива войти в культуру открывается перед народами других континентов только с момента их открытия европейцами и приобщения к ценностям и достижениям европейской культуры. Эта позиция стала оправданием колониальной экспансии европейских стран и способствовала поддержанию их колониального господства.

Развитие науки и просвещения постепенно дискредитировали идею европоцентризма. К началу XX века утвердилось понимание человечества, как совокупности народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие -низшие», «развитые - неразвитые» и т.д. Мир поликультурен. Таким образом, наряду с историческим подходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов культуры, сложилось представление о единовременном сосуществовании многих культур. Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и своеобразия стали мощным импульсом, стимулировавшим развитие гуманитарного знания, в том числе и культурологии.

Культурология начала оформляться в самостоятельную гуманитарную дисциплину в XX веке. Предложил создать особую «науку о культуре» Э.Б.Тайлор1. Название «культурология» ей первым дал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Освальд.В своей работе «Система наук» (1915) он предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией», подчеркнув, что это наука о специфически человеческих способах деятельности. Однако, широко использоваться термин стал благодаря Л.А.Уайту2. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил её общетеоретические основы. Уайт считал, что предметом новой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология и предсказывал культурологии большое будущее, считая её новой качественно более высокой ступенью в постижении человека и мира.

Становление культурологии приходится на весьма сложный и противоречивый период времени. В результате развития науки и техники происходит изменение баланса между естественной и искусственной средой, изменяются представления о возможностях человека. Но, несмотря на успехи в развитии науки и техники, намечается кризис культуры. Кризис культуры –кардинальное качественное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей. Ценностные ориентации –основные духовные ориентиры, определяющие, что есть добро и зло, что хорошо, а что плохо, что прекрасно, а что безобразно в жизни человека. Ценностные ориентации – залог стабильности общества, они делают возможной преемственность поколений, накопление и передачу опыта и т.п. Но бывают эпохи, когда происходит разрушение долго существовавших ценностей. Это и есть эпохи кризиса культуры.

Причины кризиса культуры.Главная причина кризисов культуры – качественное изменение условий жизни людей. В 20 веке происходит целый ряд социальных потрясений (две мировые войны, революции, гражданские войны, НТР, урбанизация – рост городов и т.д.).

Итак, можно выделить следующие предпосылки формирования культурологии:

1)гносеологическая3 предпосылка связана с развитием научного знания, интенсивным ростом гуманитарных наук во второй половине XIX века. В результате новых данных происходит изменение представление о культуре. Появляется потребность в обобщении накопленной информации о различных сферах культуры и в формировании новых теоретических представлений. Нуждалась в пересмотре основная теоретическая установка предшествующего периода – европоцентризм.4

2) Социальная предпосылкасвязана с состоянием общества, его культурной жизнью, с кризисом культуры. Возникший в этот период кризис культуры, требовал объяснения и нахождения способов его преодоления. Культурология была призвана решить эти задачи. Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры об её научном статусе продолжаются до сих пор. В нашей стране термин "культурология" утвердился лишь в нач. 90-х годов 20 века, тогда же культурология стала учебной дисциплиной в вузах. Но традиция изучения проблем культуры в России имеет глубокие корни.

Особенности развития культурологической мысли в России:

1) Зародилась в недрах философии и художественной литературы.

2)Понимание культуры связано с религиозным видением мира.

3)Патриотический характер, переплетение с политикой.

4)Сильное влияние резких социальных сдвигов и революционных потрясений.

5) Ключевые вопросы: в чем неповторимость русской духовной истории и куда мы идем?

Междисциплинарные связи культурологии.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.

Культурология и философия.

Выделившись из философии, культурология имеет неразрывную связь с философией культуры. Философия выполняет методологическую роль, определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объяснят сущность культуры.

Культурология и социология.

Культура - продукт общественной жизни человека и вне человеческого общества невозможна. Она – социальное явление и поэтому является предметом изучения для социологии. Эта наука помогает изучить особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе. Социальные процессы рассматриваются как существенный фактор культурных изменений.

Культурология и история.

Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры, помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы её исторического развития.

Культурология и культурная антропология. Данная наука изучает человека как субъект культуры, описывает жизнь различных обществ, находящихся на разных этапах развития, их быт, нравы, обычаи и т.д. Это важно для культурологии, т.к. раскрывает, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают её конкретно исторические, социальные или личностные формы.

Таким образом, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Её междисциплинарный характер выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Появление культурологии отражает общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре.

В системе гуманитарного знания культурология выполняет следующие функции:

1. Обобщающая.

2. Познавательная.

3. Мировоззренческая.

4. Методологическая.

5. Прогностическая.

2. Реальное содержание курса культурологии в период становления как учебного предмета в российских вузах.

Учебная дисциплина культурология изучается на гуманитарных кафедрах западных вузов с 80-х годов ХХ века, а во всех высших учебных заведениях Украины с 2003 года. С чем связана необходимость ее внедрения в вузы? Почему она занимает особое место в гуманитарной подготовке специалистов?

Причины обостренного внимания к культуре кроются в особенностях жизни современного общества. Первая особенность эпохи связана с процессами индивидуализации, когда не целое, а личность все более приобретает приоритетное значение. Вторая особенность – социальная обусловленность культуры, ее неразрывная связь с обществом и человеком.

Каждый человек считается самоценен, следовательно, имеет право доступа к высшим достижениям человеческого разума. В условиях глобализации информационного простора и его беспрерывного расширения современный специалист высокой квалификации не может быть специалистом только узкого профиля. Современная личность должна иметь представление о национальных приоритетах и общечеловеческих ценностях, ориентироваться в мировом социокультурном просторе, формировать гуманистическое мировоззрение на основах универсализма. Приобщение к миру этих ценностей должно быть связано с собственной корреляцией поведения на общечеловеческие, гуманные ценности.

Проблема культуры приобрела в современном мире глобальный характер. В ХХ веке угрозой культуре были тиранические режимы в мире: в Европе - Гитлер, в СССР - Сталин, в Румынии – Чаушеску, в Чили – Пиночет, в Камбодже - Полпот; в ХХIвеке страшной угрозой человечеству стал международный терроризм. В прошлом столетии игнорировался тот факт, что многие социальные изменения опосредуются культуросозидающей деятельностью: трансформацией системы ценностей, изменением мировоззренческих ориентиров, перестройкой менталитета, выработкой новых духовных практик. В итоге общество оказалось слабо подготовленными к проводимым сегодня реформам во всех сферах общественной жизни, что привело к дегуманизации общественных отношений, нигилизму и нравственной дезориентации.

Именно от культуры, уровня ее формирования и развития зависит сегодня будущее человечества. Сознательная жизнь наших современников выпала на начало IIIтысячелетия. В XXI веке главной проблемой человечества стал сам человек, его будущее и его сущность. Сущность человека сегодня определяется прежде всего его знаниями, освоенными, добытыми и реализованными в течение его жизни, и его нравственной сущностью, а не материальной собственностью. Идеологией будущего будет идеология гуманизма. Глобальный переход к новому подлинно человеческому обществу, которое определяется как цивилизация социального гуманизма, предполагает создание условий для творческого развития личности, прежде всего выход человека из технологического процесса, в котором он формировался как частичная личность. Восстановлению гуманистического смысла существования должна предшествовать работа мысли по пониманию и осознанию значения и ценности культуры.

Актуальность изучения курса связана с тем, что без учета социальных и культурных перемен сегодня невозможно решать современные мировые и национальные проблемы во всех сферах общественной жизни. Главная концептуальная идея курса «культурологии» -показать гуманистический, поступательный характер развития мировой и украинской культуры.

Цель курса культурологии -формирование современной личности инженера-интеллигента, представителя новой цивилизации - цивилизации социального гуманизма, носителя передовой культуры человечества, развитие его нравственного и эстетического сознания.

Задачи курса:

1. Формирование высокой духовной культуры современной личности – инженера.

2. Утверждение гуманистических ценностей современного мира.

3. Приобщение студентов к достижениям мировой и национальной культуры.

4. Воспитание художественного вкуса личности и понимания произведений искусства.

5. Содействие преобразованиям, направленным на преодоление духовного кризиса, на возрождение культуры украинской нации и формирование современных ценностей в условиях становления демократического правового государства.

Вывод.Культурология утверждает гуманистические ценности современного мира и приоритет культуры в общественном развитии. Как наука культурология вырабатывает системное видение современных процессов мирового развития и дает практические рекомендации для решения сложных проблем ХХIвека.



2018-07-06 487 Обсуждений (0)
Междисциплинарные связи культурологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Междисциплинарные связи культурологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)