Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения.



2018-07-06 396 Обсуждений (0)
Стиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие методологии педагогической науки.

Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

Воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.

Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

Решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

 

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;

Система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Стили педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения.

Стиль педагогической деятельности в зависимости от ее характера выделили Никонова, Маркова:

1. Содержательные характеристики стиля — поведение на уроке, методы преподнесения материала и так далее. Преимущественная ориентация на процесс и содержание педагогического труда.

2. Динамические характеристики стиля. Устойчивость. Переключаемость внимания.

3. Результативность— уровень знаний, умений и навыков школьников. Интерес учеников к предмету.

Четыре типа индивидуальных стилей деятельности учителя по Марковой и Никоновой:

1. Эмоционально-импровизационный (ЭИС) — ориентация преимущественно на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, но часто отсутствует обратная связь с учениками.

Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном сильных, которые интересуют его. Опрашивает их в быстром темпе, задает не формальные вопросы, но мало дает им говорить. Не дожидается, пока они сформулируют ответ сами.

Для учителя этого стиля характерно недостаточно адекватное планирование урока. Он не любит закреплять пройденный материал, проверять письменные работы. Недостаточно контролирует знания учащихся.

Высокая оперативность, большое разнообразие методов обучения. Практикует коллективные обсуждения. Интуитивность и неумение анализировать результаты своей деятельности.

2. Эмоционально-методичный (ЭМС) — ориентация и на процесс, и на результат обучения. Адекватно планирует процесс обучения, высокооперативен, поэтапно отрабатывает весь учебный материал. Работает и с сильными, и со слабыми учащимися.

Умеет контролировать знания учащихся. Закрепление и повторение осуществляется регулярно. Часто меняет виды работы на уроке, зачастую проводит коллективные обсуждения. Стремиться заинтересовать детей особенностями самого предмета, а не развлечениями.

Преобладает интуиция.

3. Рассуждающий-импровизационный (РИС) — ориентация и на процесс, и на результат обучения. Представляем типичного флегматика. Для него характерно очень тщательно планирование материала до урока. Менее изобретателен в методах обучения, не всегда обеспечивает высокий темп работы, редко практикует коллективные обсуждения. Меньше говорит сам, предпочитая слушать учащихся. Менее чувствителен к изменениям ситуации на уроке.

4. Рассуждающий-методичный (РМС) — меланхолический — ориентация на результат обучения. Адекватное планирование материала, консервативность в использовании методов обучения, высокая методичность. Очень малый набор методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности. Редкое проведение коллективных обсуждений. Ориентация на слабых учеников. Для этого стиля характерна рефлексивность.

Стили педагогического общения:

1. Авторитарный — ученик рассматривается как объект воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, демонстрирует свои права перед детьми. В итоге учащиеся теряют активность (без учителя — они от него зависимы), обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные приемы такого учителя: приказ и поучение.

2. Демократический — ученик рассматривается как полноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний. Учитель коллективно принимает решения вместе с детьми, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение, совет, просьба. У учащихся наблюдается высокая самооценка, удовлетворенность.Для учителей характерна большая удовлетворенность своей профессией.

3. Либерально-попустительствующий — учитель уходит от принятия решений, передает инициативу ученикам, не имеет собственной позиции. Организация деятельности такого педагога бессистемна. Характерны нерешительность, неустойчивость.В классе у такого педагога обнаруживаются скрытые конфликты между детьми.

 

 



2018-07-06 396 Обсуждений (0)
Стиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)