Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О Костиных Днях Рождениях



2018-07-06 290 Обсуждений (0)
О Костиных Днях Рождениях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Отступает в далёкое прошлое – наше счастливое советское сытое детство. Полное благополучия, беззаботности, любви взрослых, защищённости, слаженности всех частей организма жизни. Наши взрослые вложились в нас всем, чем смогли. Ничего подобного (ни в каком приближении) мы не дали – своим…

Одними из таких вот `оплотов` нашего стабильного детского счастья были дни рождения Кости. Как и все наши детские дни рождения – устраивались регулярно, ежегодно. Все праздники того времени впечатались! И теперь понимаю: как значимо для детей – делать это из года в год, с некоторым повторением `сюжета`, `репертуара`, `меню`, `программы`.

Белое блочное Чертаново! – тогда самая окраина Москвы. Трёхкомнатная кооперативная квартира – мечта, купленная навырост! Кухня – с круглящимися сиденьями из тёмного дерева и красивой обивки производства какой-то из братских социалистических стран. (Такую так просто тогда не купить в мебельном, надо `записываться`!) Очень вкусно всё!..

Всегда красивые – во главе стола: Лазарь и Алла! Георгий Вартанович Франгулян (ныне популярный и востребованный автор) и Догмара! Лазарь и Жора – соседи и друзья, скульпторы, прошли всю жизнь вместе, несмотря на всю разность творческих подходов к искусству пластики.

Для меня попасть к ним в дом к Гадаевым, Алле и Лазарю, – всегда празднично и поучительно: у Лазаря весь `набор` лучших и дорогих книг-альбомов по искусству, на стенах картины его друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Дюков… (Сейчас все – известные!..) Висят и Костины работы. Как входишь: тебя встречает Костина роспись. Лазарь всегда гордился сыном: и стихами, и рисунками, позже – съёмками, режиссёрскими работами. Мне говорил: “А Костя будет скульптором – вот увидишь, а я знаю!..” И вправду! – сейчас Костя, – уже`после` Лазаря доделывает: тонирует, чистит, ведёт переговоры, делает экспозиции Лазаревых выставок. “Для чего мы работаем? Для того, чтобы на наше место пришли наши дети. И вот я опять вижу свет в окне соседа, я не могу уже без него, знаю: там Костя – работает. Вместо Лазаря”.

Жизнь сплетает так, что не расплетёшь потом! Так и нас: я уже не могу даже перечислить сколькими делами, людьми, связями – внутренними и внешними – связаны мы, наши родители, наши дети, наши друзья, знакомые… – сплелось! И так пусть и…

На днях рождениях, свадьбах, крупных выставках, отпеваньях и похоронах и ведётся этот отсчёт – старенью и летам. А жизнь закручивает круто! Иногда – и очень! `Уходят` не только те, что старше, но часто и те, кто младше: Катя, пролежавшая несколько лет бездвижно в коме, дочь Догмары и Жоры, попавшая в жуткую автоаварию.

На Костиных днях рожденьях – не только мы, дети, но и друзья Лазаря: известные и способные мастера. А ведь как важно: видеть перед собою пример отношений! Отношение Лазаря к коллегам – пример. Он всегда отзывался о них высоко, о тех, с кем дружил и общался. Искренне восхищаясь их творчеством. Пил за них! И хвалил их, не стесняясь! открыто! от души! даже с завистью некоторой! И друзья осиротели: а кто кроме Лазаря скажет такие слова о них? Это – ценно! Иметь перед глазами взрослых, на которых можно смотреть, не стыдясь.

У Аллы и Лазаря дом – красивый, ухоженный, уютный, интеллигентный, осетинский, творческий, открытый. Атмосфера тех квартир брежневизма мне запомнилась – она была какой-то успокоенной, стабильной. Вроде, всё что могли…

Центр – всегда Лазарь с его рассказами о людях, о Осетии, о искусстве; смеялся! пел! шутил! Он был у нас самым любимым `армянским` родственником. А наши армянские женщины (молодые и не) всегда были под обаянием горца-Лазаря!

Потом – детский концерт. Гитары! Стихи, фортепиано, пение!

Так: от дня рожденья – к дню рождения, пока Костя не вырос, и мы – неожиданно – попали на его проводы в армию: ему уже стало восемнадцать. И мы читали уже передаваемый по кругу напечатанный на машинке первый его стихотворный сборник «СВЕТОТЕНИ».

Так кончилось детство последнего и самого младшего из моих братьев. И мы все сели за один большой обеденный стол рядом со взрослыми. До этого, поскольку посадочных мест было не много, меня сажали за отдельный маленький стол, «детский», вместе с ними, моими младшими братьями и сёстрами, хотя я был намного старше их. На проводах мы сидели уже все вместе, и, кажется, никто не веселился, за исключением меня, рассказывающего байки про «СА» (Советская Армия) и Михи Кукина, рвавшего гитару, подвыпившего нового Костиного друга – поэта, педагога, журналиста, с кем Костю и Лазаря с Аллой свяжут годы будущего.

Взрослая жизнь…

 

 

Глава восьмая

12.05.2009 03.07.2009

 

«71» – без Лазаря!

 

 

20-го июня мы его искали по обыкновению… как-то ещё не привыкли… Были звонки! Переговоры! Что-то само собою мерещилось типа: “Поздравляю!

Всё в этой жизни приходит вовремя. И это, последнее: вздох! Слишком много всего сошлось тут: и юбилей («Семьдесят»), и выставка («Третьяковка»: персональная, юбилейная), и памятник («Мандельштам» в Воронеже), награждение (медаль «Святого Георгия»), последний цикл скульптур («Крестный путь»)… для Лазаря!”, – сказал мне Георгий Вартанович Франгулян… Пустота, не заполненная ничем, пустота, не заполняемая ничем. Пусто – от человека, его отсутствия…

Лазарь.

ГАДАЕВ.

У тех, у кого дни рождения летом, празднества получаются не пышные! Скромные: народ в разъездах, отпусках, на дачах, курортах, отдыхе. У Лазаря – обычно были такие… Приходили друзья: Наталья НЕСТЕРОВА, Андрей Дилендрф, Приходил я. Это было в мастерской. Лазарь всегда был рад. По суровому как-то… Но оттаивал. Эти небольшие сборища – его самые дорогие встречи. Я сидел не долго – не вклинивался в их отношения. Можно сказать, я ни разу не нарушил этих встреч тем, что задержался, беседовал, выпивал с ними. Мои отношения с Лазарем были – с дистанцией его потрясающего и недосягаемого превосходства! Никогда не скрывал – отношения к нему! Выражать своё почтение тоже не уставал. Мне всегда казалось – что Лазарь настолько ВЫШЕ нас, тех, кто с ним общались, что я не навязывал своего общества. Он был мне рад – всегда! И я это ценю! И ценил! Мне нравится, что в отношениях столь высоких, как учитель и ученик, нету ни родственной, ни хозяйской, ни панибратской, ни какой другой `фальшблизости`.

Мысли об искусстве, разговор об этом – всё, составляющее время общения. И вот спустя – время… замечаешь: исчезли эти сокровенные беседы. На этих беседах я рос… без них не стать художником. Без них нету ни атмосферы, ни роста! Без слов об искусстве – не будет и искусства! Лазарь – умел и любил говорить об искусстве. И мы любили слушать его. Говорил он часто о себе. О своём искусстве, о том, как он (лично) понимает ту или иную вещь. Это всегда – прочувствованно! цельно! умно! самобытно! Тихий голос… Лазарю была дарована некая проникновенность в речи! Он владел словами, их смыслами… Слушали его, ожидая продолжения… И никогда он не говорил пустого, не взвешенного, не ценного. Это одна из его граней – речь. А нам было даровано – наслажденье ею.

20-го июня по обыкновению ищешь… Магомед, художник, друг Лазаря звонил мне трижды!.. Не так-то легко привыкнуть! – что его больше нет – Лазаря. Как-то всё одно к одному: юбилей, выставка, памятник, награждение, болезнь… отпевание…

 

 

Глава девятая

21.09.2009 21.09.2009

 

Рождество Пресвятой Богородицы! Год без ЛАЗАРЯ

 

 

За этот год многое произошло. Идёт работа и со скульптурой, и с документами на мастерскую, и с самой мастерской: чинятся: крыша, стены, свет… идут выставки… Будто и не прекращалась никогда… А скульптор только начинает… Скульптура – вещь вечная!

Мастерскую обживает Костя, сын. Тоже художник. Рисует, пишет красками, пишет сценарии, стихи, дорабатывает то, что не закончил отец. Готовит памятник, памятник на могилу. Отца. Играющий, лежащий мальчик. Когда-то вырубленный из камня. Известняк. С него. Белый известняк. Тонированный.

Камень пропитают, чтобы стоял долго, долго под осадками. Это уже – работа реставратора. (Вот ты и дожил, Лазарь, до рук реставратора-мастера!)

Жизнь – не один день.

Скульптура живёт годы, десятилетия, столетия, тысячелетья, вечно…

А скульптуры маэстро мастера-ЛАЗАРЯ, те, что сделались его талантом, любовью, упорством, трудолюбием, вдохновением будут жить ещё дольше.

Сегодня соплеменники по племени искусств вознесут венки слов высоких его благословенному имени, его светлому и святому имени, которое он оправдал, библейскому «ЛАЗАРЬ».

А душа человека много сокровеннее и величественнее, чем любой памятник! Лазарь, ты сплёл такой венок за жизнь, что он украсил и украсит многие жизни тех, кто знал тебя, и тех, кто ещё узнает тебя, как скульптора и человека, – по воспоминаниям, монографиям, каталогам… Культурное сообщество, теряя, плачет горько… (И не так уж и много достойных среди нас. Лазарь был исключительным! Исключением среди самых-самых… Его талант светил дорогу многим, ищущим, идущим вслед…) И, не щадя высоких слов, оплакивает. И воздаёт должное – умению быть отзывчивым, добрым, другом, родственником, коллегой, партнёром… быть ВЕЛИКИМ. И простым – как вода и хлеб, солнце и вино, горы и то, что на них. Осетия… Северная… Страна-Дигория…

А помимо всего, над всем – талант.

Талант – карта, что кроет всё.

Опустим слово гений, что произносили коллеги нередко.

Искусство только начинает свой бег, обгоняя то, что только называлось так.

Библейские имена просто так не даются, просто так не носят…

Велик народ, родивший, давший нам ЛАЗАРЯ, осетины. Мы полюбили их, узнали их, прочитали их – сердцем, словами, руками мастера, мастера-Лазаря.

В мастерской на Земледельческом теперь всегда горит свет. Это идёт, продолжается работа мастера, мастера-Кости, сына Лазаря…

И только особо Отмеченные – `уходят` в день Рождества!

 

 

Глава десятая

21.09.2009 21.09.2009

 

Белый Мальчик На Могиле! Годовщина смерти ЛАЗАРЯ

 

 

Нет, не ставьте мне надгробий. Нет! не ставьте.

Не надо ничего, не хочу.

Волей-неволей, а примеряешь всё к себе, на себя.

Нет! – я не! …а мне – не надо!

Я буду жить ВЕЧНО! вечно.

 

Горят ярко свечи. Горят жарко… Горит ярко солнце – в ветвях сентябрьских дерев.

Нет, для горя нету больше места…

Белый памятник – надгробие самому себе, известняк, светлый, хрупкий… с пропитками против «осадков». Стоит памятник. Среди всего этого кошмарного сна соревнования в тщеславии покойничков и их семей (и их кошельков). Стоит скромно, разрушая своею скорбью все эти мраморные и гранитные заменители из чёрной краски. Смерть – белого цвета, правильно. Белого известняка… камень! – памятник!.. самому себе!

 

Нет, не плачут тучи небес в такие дни! В такие дни – жарко! И – празднично! И – “слава Богу звучит на каждом опадающем листе крон, пунцовых от радости завершенья. Не кровь, нет: созревание… Красный – спелости цвет! И как хорош он этим сентябрём! этой осени порою! Слёзы растворяются от радости, что жил Лазарь, был Лазарь, были мы, его современники.

 

Все пути ведут наверх. Если ты – Лазарь.

 

Догорела жизнь.

 

Надгробие из хрупкого белого камня – венец, «постоянная экспозиция» Мастера! Это то, с чем он шагнёт в века, как с визитной карточкой. Скорбь! в этих схватках грусти. Лазарь – грустный человек. Лазарь – лирик, романтик. И – сентиментален, как всякий провинциал.

 

А рядом с ним шли всегда армяне, сопровождая в жизни и по жизни: жена, учителя, друзья, родня, коллеги… Можно гордиться, что у нас был такой сосед по жизни, такой друг, такой собеседник, такой родственник. И мы – что-то успели для него.

 

Пусть горят ярко свечи! Пусть красное вино! – горячит слова! – любви и благодарности этому великому человеку – Лазарю. Пусть солнце сушит наши слёзы. Это: ПРАЗДНИК – приход человека в жизнь, это ПРАЗДНИК – уход человека…

 

Год – это срок окончательного прощания! окончательного! Прощай. Лазарь. Гадаев.

 

И – до встречи.

 

Рождество Пресвятой Богородицы.

 

Годовщина смерти.

 

 

Глава одиннадцатая

09.09.1990 22.01.2010

 

 

Января 2010-го года в Сергиевом Посаде Московской области в день семидесятипятилетия священника Александра МЕНЯ в выставочных залах Культурно-просветительского центра «ДУБРАВА», названного в честь его имени, открылась выставка «ИСКУРДИАДА/МОЛЬБА» скульптур Лазаря ГАДАЕВА

 

Встреча великих! – волнующа! всегда. И они должны были встретиться: выдающийся пастырь, богослов… и – выдающийся ваятель, скульптор… Есть в мире – МАЯКИ! Маяки… по которым мы – живём: маяки – это люди! святые! вершины нашего духа. Глядя на которые, мы взбираемся быстрее на свои местные `препятствия=холмики`. Великие – благородны и снисходительны – всегда! В тени их – светло! И радостно. Талант согревает. И – светлеешь, наслаждаясь. Просветление. Скульптуры Лазаря – всегда пронзительно, необыкновенно человечны, значимы, значительны, просты, как древняя дорога, ведущая к храму, как стол, накрытый для гостя, беседа в неспешных тонах глубинного ритма, старая ветхая постройка, что узнаёшь через много лет, возвращаясь в родные места. Отец Александр – пронзительно! пронзительно! – кровью пролитой среди этих мест этих дубов – открыт, беззащитно открыт – нам. Встреча…

Лепка – как первые схватки человеческого таланта – страстна! И обуглена верою! Человек страдающий, человек страждущий, человек мятущийся, человек веры, верный, человек гонимый, преследуемый, сомневающийся. О ЧЕЛОВЕКЕ всё искусство! К человеку! – ВЕРА его. Господь – в человеческих страданьях! РАСПЯТЬЯ; мольба! мольба! его! «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ» – вечно центральная работа творчества Мастера, символ!

Ряд встреч – не внешний…

Ряд черт – единящих…

Ряд – поэтический…

Величие духа.

Талант – свидетельства БОГА; его отсутствие – свидетельство другого.

Выставка, которая должна была состояться – в залах этого Музея, что совсем рядом с местом гибели… убийства… среди дубов, роскоши их крон и стволов. Маяки должны гореть… Светить и гореть! Нам – плыть – по ним – к гавани! Свечи!.. Свечи – любимым! Лазарю и Александру. Господи! Упокой их – в вечных селеньях Твоих праведных – со всеми святыми Твоими, Упокой! Царство Небесное! Царство!.. Небесное…

 

Глава двенадцатая

07.09.2010 16.09.2010

 

 



2018-07-06 290 Обсуждений (0)
О Костиных Днях Рождениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О Костиных Днях Рождениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)