Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СКУЛЬПТУРА «МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ НА СВИРЕЛИ» ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА УКРАСИЛА «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД» БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ НА ПРОСПЕКТЕ МИРА



2018-07-06 332 Обсуждений (0)
СКУЛЬПТУРА «МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ НА СВИРЕЛИ» ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА УКРАСИЛА «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД» БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ НА ПРОСПЕКТЕ МИРА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Есть чудный филиал **Ботанического сада** Московского государственного университета на ‘’Проспекте Мира‘’ под названием «Аптекарский огород». Вот там и встал – в небольшом озерце – «Мальчик, играющий на свирели» Лазаря ГАДАЕВА (1999, бронза) – скульптура лирическая, личная, певческая, наполненная детскостью восприятия. Лазарь и сам – вечный ребёнок, удивляющийся жизни, живущий и смотрящий на жизнь как бы из детских лет наива и первозданности. В нём искушённость – с первородностью. Лазарь бы был доволен, увидев такое…

Своё!

Лазарь ГАДАЕВ (1938 ~ ~ 2008).

При жизни мало что удалось ‘поставить’, всё больше “петров” ставили “первых” Зураба. И других – монстров: Бурганова, Рукавишникова, Клыкова… Но времена меняются. И Ресин (нынче `врио` мэра Москвы), “бывший” “лужковский” “друг”, уже миллиард (по-срочному) рублей ищет/даёт – на снос и перенос (подальше отсюда) – “бессмертного” “шедевра” Церетели. (“Хороша” же их себе“дружба” так сказать?!)

А Лазаря ‘ставят’, открывают, выставляют. И это будет… НАСТОЯЩЕЕ себе пролагает ДОРОГУ. Долго, трудно, тяжело, не просто, но основательно и навсегда! Это будет, как будет всё, всё на Этом Свете – Лучшем из Существующих…

В Ботаническом саду, что называется так замечательно – «Аптекарский переулок» на Проспекте Мира (Филиал Ботанического Сада МГУ на `Ленинских Горах`) – @Фестиваль Ландшафтной Архитектуры@: молодые авторы представили свои неординарные проекты. Люблю молодых! – если они молоды по-настоящему, а не по датам. Пусть будут краски их ярки, а души – светлы. Дерзновенны!.. – усилья! Дух! – прям и свеж! Такие работы мы можем видеть… И среди них – как бы ‘классика’ – «Мальчик…» ...Лазаря, Лазаря Гадаева, человека с библейским именем тысячелетий… Ну а «Мальчик, играющий на свирели» Лазаря ГАДАЕВА – будто тут был всегда! И открывал Фестиваль и Скульптуру Сергей Викторович КАЧАНОВ, вице-президент Союза Архитекторов РОССИИ. (Нынче уже «вице-президент»…) Когда-то в юности (1980, после смерти Володи Высоцкого) делавший архитектурную часть проекта Лазаря Памятника Владимиру Семёновичу ВЫСОЦКОМУ. Быстро летит время. Быстро. Летит. Время. И главное – чтобы не зря, нет: не зря – мы жили, “топтали эту землю” (выражение Лазаря). Если нет денег (вход стоит 100 рублей), то в понедельник с 10:00 до 12:00 можно будет пройти и посетить ^*‘Сад’*^ бесплатно. «Мальчик, играющий на свирели» – встретит вас! Искусство! – вечно. Труд и усилия, помноженные на природные качества Человека и Творца…

А осень… Это так красиво! Будто счастливо и плодотворно свершённая жизнь. Это какое-то чудо! – завершение года… И «Мальчик, играющий на свирели» Лазаря ГАДАЕВА – слеза! упавшая случайно! – с неба. С Неба!

 

 

05 октябрь, вторник 2010 ~ осень ** ** осень ~ 2010 среда , октябрь 06

+++ осень 1980 ~~ ** ~~ 2010 осень +++

 

 

Глава четырнадцатая

01.07.2011 01.07.2011

 

 

ГАДАЕВ – РАССКАЗЧИК!

 

 

Помимо яркого горского впечатления – сурового, настоящего и живого, чего-то стОящего и подлинного, Лазарь оставил у меня впечатления СКАЗИТЕЛЯ, МИФОТВОРЦА, легендоизобретателя. Он – и актёр и писатель. Неспешный… Лихой! Вдумчивый. Слова его внятны, хорошо ложатся друг к другу. Слушал (его); и любил это делать с самого детства (лет с десяти!). Пересказать все истории его невозможно! Часы проходили за этим занятием. Лазарь любил, когда его слушали. Любовались и им! И он сам – собою! (– И этого не отнять! что ж...) Никуда не спешил. Любил `сидеть`, говорить… Серьёзно и медлительно, `напару`, о самом глубинном, потаённом. С чаем, хлебом-сыром, зеленью-маслом… (Всё какИ – положено!...) Поистине – он был и остаётся РОМАНИСТОМ. Написавшим (и рассказавшим нам) МОЩНУЮ Сагу! Как Толстой, Фолкнер, Голсуорси, Бальзак… Слово «мощный» – это ЕГО! Он произносил его, это слово, с неисчезающим дигорским акцентом: “ МОШ^ ъ ^НЫЙ ”. И ВЗМАХИВАЛ руками, продолжая лепить. “ЛЭПИТ! МОШНЫЙ!” – мы до сих пор подшучиваем над Лазарем с супругой Леной – любим Лазаря, любил и он нас. Последний наш – ПРЕДЕЛЬНО ДОЛГИЙ РАЗГОВОР: – он из больницы поздравлял меня с днём моего рождения (15 июля);и говорил о том, что с восторгом перечитал всего Толстого, – гений… Говорили, пока не позвали Лазаря на процедуры какие-то, по мобильному…

Всегда помню его, Лазаря, ПИШУШИМ. Он читал мне – по записям – свои прозаические начинания наедине… Они и сейчас ждут редактора и издателя. (Как, собственно, и внимательного СЛУШАТЕЛЯ.) Меня восхищала ИСКРЕННОСТЬ, пронзительность, неподдельность. Жизнь и люди – С ЗЕМЛИ!.. Почвенность!.. (Русских ПОЧВЕННИКОВ, – современников, – он тоже ЧТИЛ, и читал…) Детство и Осетия, его родная Дигора!.. – Писал он о детстве, о своей Дигоре, писал сельские сцены, становящиеся в его словах – символами, каменными рельефами смыслов, писал поэтически, притчеобразно и эпосно! Писал и дневники, писал и на русском… Писал и короткие, ‘’замкнутые‘’, вещи, писал и главы ЧЕГО-ТО большого, что читал мне – рабочими отрывками. Слово его – всегда РИСУЮЩЕЕ! образное! Пластифицирующее, вырубающее. Лепящее, наращивающее слоями, как глина ЛОЖИТСЯ на каркас – ПРОВОЛОКУ, гнутую СТАЛЬНО.

Когда уставал рубить дерево, камень, – Лазарь брал ручку, писал, рисовал. И радио играло, и не мешало вовсе. За этим можно было его застать… Это дело любил. Может быть, и НЕ родилось связного единого текста, который можно было бы назвать ‘романом’, но я уверен, что мы, – ПО ОПУБЛИКОВАНИИ его записок, – увидим СТРОЙНЫЙ, ГЛУБОКИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, сагу о народе, его нехитрые, но красивые истории, невыдуманные, но не примитивно реальные, а густо-архаичные, как изначальные геометрические орнаменты, что имеются в любой изобразительной традиции любого древнего этноса Земли. И ведь все ЭТИ ИСТОРИИ, как и ПРИТЧИ! как и национальное искусство – с х о ж и

…Он так ОТДЫХАЛ! Читал всегда артистично (чтение – ЭТО точно ЕГО! и восторженные взгляды слушателей, женщин…тоже его! точно его), но за всем СТОЯЛО знание!– не поза, не эффект. Лазарь чётко и ревностно следил за тем, чтобы не было рисовки. Меня часто упрекал… Вообще `ДОЛБАЛ` (и словечко тоже его, ``древнесоветское``) меня сплеча и за всё! – и спасибо ему за это: после его критики мне – ВСЁ РАВНО – всё остальное!.. Пижонства, “эстетства” не переваривал! Слово “эстет” произносил всегда с негативным оттенком. По отношению ко мне – часто. (Ну а “пижон” – клеймо надолго уже! От него так просто потом НЕ ОТДЕЛАЕШЬСЯ…) Однако откровенное художественное противостояние с Лазарем, с моим учителем, с самых первых моих творческих шагов шло на пользу мне. Ученик не должен идти ДОРОГОЮ УЧИТЕЛЯ СВОЕГО – ВПРЯМУЮ. Учительство – это что-то СОВСЕМ ОСОБОЕ! – редкий ДАР! И у Лазаря он был. Он – великий ПЕДАГОГ! (Хотя, озираясь, скажу, что – единственный его ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ученик такого сорта и срока, в ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКА ЛЕТ, – я! я!) Позже понимаешь, что ИЩЕШЬ СВОЁ, отталкиваясь… Так я пришёл к полному отрицанию всякого народного творчества, уклада, философии и прочего… : народ `скушает` того, кто живёт не так, как “он так решил”, “что надо”, и “должно быть ТАК”! Давят и раздавят; и об этом много сказано и рассказано В ДОСТАТКЕ. Да и сам Лазарь стал жертвой ТАКОГО отношения. Осетия не поняла и не приняла своего родного сына! – скульптора мирового уровня, признанного в культурном мире России и далее... Народ? – о нём сказано много! И на что он способен, мы знаем! Отлично! Знаем: видели и видим... (А не только ЧИТАЛИ…то рубить головы царям, а токровавым тиранам – костьми миллионов ложиться во славу! И всё те же “великие” – “герои” “истории”, телеэкранов и романов: фюреры и наполеоны, генералиссимусы и полпоты.) Однако это увлечение короткое народной жизнью, как способ НАЙТИ СВОЁ, предложенный Лазарем, – незаменим, – и дал мне лично ПОЧВУ ПОД НОГАМИ, ЗЕМЛЮ РОДИНЫ! которую я топтал. “А зачем ты тогда землю топчешь? – это его выражение, Лазаря, – Зря… Живёшь… На земле…” И, вероятно, для меня ЭТОТ ОПЫТ, обретённый в горах Дилижана и Зангезура,тоже остался (и до сих пор является? – я – армянский художник) БАЗОЙ. Я открыл РОДИНУ! Истоптал её ногами! Потом уж – душою! сердцем! Знанием… Ну уж потом и стал кусаться и царапаться… И защищаться – `скушают` они. Эти – кто народ. И недобрые… Да и вообще! – всю жизнь будешь ЧТО-ТО (там) доказывать… И ничего не докажешь. Только САМЫЕ ШАБЛОННЫЕ (телевизионные) шкалы и критерии РАБОТАЮТ и сработают. Лазарь так и домучился – НА ЭТОМ. Теперь вот – сын будет… мы. Доказывая, что он – хороший, ЛУЧШИЙ. Скульптор… А ведь дело – безнадёжное. И дело – в том самом народе. В полном отсутствие КУЛЬТУРЫ,интуиции и желании. В отсутствии образования, уклада, ВОСПИТАНИЯ, развинченности ВСЕХ ГАЕК, что должны быть СВИНЧЕНЫ. Спрашиваю своих студентов из Осетии, слышали они о Лазаре ГАДАЕВЕ что-то? – кто-то что-то слышал, отвечают, а кто-то и не… Его соседи по селу слышали о его племяннице Юле БИТАРОВОЙ, что лучший в Осетии детский врач (ПРИЗНАНА ОФИЦИАЛЬНО).

(Кстати, именно Юля – огромный ПОКЛОННИК Лазаря! Её перу принадлежат ПЕРВЫЕ И ПОКА ЕДИНСТВЕННЫЕ переводы текстов Лазаря на русский. Костя, сын, не показал мне их, считая НЕ ПОДСТРОЧНЫМИ, а плохими литературными, и ХОДУ ИМ НЕ ДАЛ. Сейчас взялся САМ. Моя агрессия в этом направлении СРАБОТАЛА! Ну а верной Юле – ПОКЛОН. Она трудилась ни один год. С искренней и истинно ЖЕНСКОЙ любовью – врач, племянница, мать, художник, дигорка, сельчанка…)

Сейчас не можем `поставить` то (скульптура, памятник), что Лазарь подарил своей родине, а родина Сталина `ставит`. Вот и ориентиры. Вернее то, что показывает, что вектора НЕТУ! – ни в политике! ни в быту! ни в культуре! И борется Осетия с Грузией за право Сталина считать осетином, а не грузином. Смешно. Не грустно. Вот он – народ. И всё его отношение к тем, кем ему гордиться, и тем, кого ему надо стыдиться. (И) Это касается НАС ВСЕХ! – Россия, Осетия, Грузия, Армения…

Я мечтаю читать Лазаря. Знаю, мне БУДЕТ ЭТО БЛИЗКО!Понимаю, что ЧУДЕС не бывает. Но вот как-то открыл для себя я ПРОЗУ моего педагога ЩЕТИНИНА Георгия Александровича. Открыл… И там было всё так тяжело, самобытно, необычно, правдиво. И НЕ ПОХОЖЕ на Солженицына, Шаламова – так МРАЧНО И СТРАШНО о нашей жизни тех сталинских лет, что читать невозможно! И так беспросветно глухо, но ПРАВДИВО. Без веры в Человека, БЕЗ ВЕРЫ в Бога. Отталкиваешься, и обретаешь СВОЁ! И за это СПАСИБО, моим УЧИТЕЛЯМ! И Лазарь – ПЕРВЫЙ!

Какая-то ЧИСТО ПРИРОДНАЯ исключительность! Талантливость! Лазаря делает совершенно ОСОБЫМ! Явлением, отстоящим от всего, что ‘под руками’, что ОБЫЧНО, с нами всегда! И МИР его – НЕ СЕЛЬСКИЙ, как ему представлялось, а населён был библейскими прототипами, ПЕРСОНАЖАМИ, что излучали ВЕЧНОЕ… В нём самом, не только в имени “ЛАЗАРЬ”, было и жило, живо ВЕЧНОЕ, пред-БИБЛЕЙСКОЕ… Лазарь – древний СКАЗИТЕЛЬ. Несмотря на то, что мы пока не читаем его на русском, но все мы знаем, что когда мы это УСЛЫШИМ (ПОХОЖЕ, ЧТО ЭТО ВСЁ ЖЕ – УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ… как-то ТАК, что ли, или БЛИЗКО к тому, типа «ашуг», былинник, поэт-слагатель-импровизатор) в достойных (да ХОТЬ в любых) переводах, что-то ИСТИННОЕ и ДРЕВНЕЕ сойдёт на нас. И держа книги на дигорском, все мы, те, кто знали и знаем Лазаря, ощущаем это, глядя в знакомые буквы (кириллица), составляющие незнакомые слова незнакомого нам языка. Раскроется нам проза, дополняющая его замечательную архаическую и актуальную всегда ПЛАСТИКУ. Ибо пластика – это МОРЕ, которое соединяет Материки ОДНОЙ ДУШИ, Единой – БОГА и ЧЕЛОВЕКА!

Я заслушивался и засматривался с детства Лазарем. И заслушался в тот последний раз, когда он говорил о народной жизни, о знании людей, о Толстом в гениальности владения СЛОВОМ и СМЫСЛОМ. Это был последний разговор, прерванный…

Вот! – наверное и я, вопреки установки самого Лазаря, что надо быть «КЕМ-ТО И ЧЕМ-ТО ОДНИМ», медленно слагаю (и много, ежедневно и упорно, пишу! пишу! пишу!) СВОЮ САГУ о тех и о том, кого знаю, и что люблю! И тут он мне тоже УЧИТЕЛЬ! – Лазарь РАССКАЗЧИК.

 

 

01 июль , пятница , 07:27 , 2011 ~ лето ** ** лето ~ 2011 , 07:59 , понедельник , июль 04

+++ осень 1980 ~~ ** ~~ 2010 осень +++

 

 

Глава пятнадцатая

19.07.2011 19.07.2011

 

 

ЛАЗАРЬ – ПЕДАГОГ

 

 

Странно!..

Что? – что отличает Лазаря-художника, Лазаря-педагога от остальных, которые `пачками` преподают в наших академиях, вузах, училищах, школах, студиях, кружках, частно?

Нет, не ответишь просто.

У меня были замечательные педагоги! Которые (и до сих пор я пользуюсь этой системой) учили меня – ф ` о ` р ` м ` а ` л ` ь ` н ` оИ ХОРОШО! (Но однажды, я сказал им: “Вы НИЧЕГО не понимаете В ИСКУССТВЕ!”) Но никто ИЗ НИХ не говорил ОБ ИСКУССТВЕ, о недосягаемо ВЫСОКОМ! О праве ХУДОЖНИКА жить О ~ С ~ О ~ Б ~ О! Не как ВСЕ! Сопротивляться В-С-Е-О-Б-Щ-И-М: пошлостии глупости! Не как ВСЕ. А самое густонепроходимое стадо – “художники” (якобы), затравливающие творчество ‘инородцев’ в искусстве ДО СМЕРТИ (настоящей) и исчезновения (полнейшего). Лазарь! – он КАМЕНЬ. Он так любил этот материал. Зачем все перешли на БРОНЗУ..?

Чему и как он учил? Что я запомнил? Как это было?

А ведь он относился к этому и ко мне очень серьёзно. И вообще – к ЛЮДЯМ!

Совершенно вот не помню, чтобы он мне говорил о каких-то формальных или внешних вещах. Только О СУТИ! О смысле. О том, что ЛЕЖИТ п-о-д ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. И о том – `схалтурил` или нет, и где, и в чём. Сам – ЗАРЯЖЕННЫЙ – как горящий УГОЛЬ…

И нет, НЕ ПРИМЕРОМ. (Как говорят, `собственным`.) Он – не пример – он никогда не чувствовал СЕБЯ ТАК, – и таким.

Лазарь – скорее – своим ЯВЛЕНИЕМ: нет, не учил, нет, не вдохновлял, – он ВОЗНЁС Планку Искусства В Жизни ТАК ВЫСОКО! – что других способов жить НЕ представлялось БОЛЬШЕ! Он ЯВЛЯЛ! СОБОЮ! – Смысл ОБРЕТАЛСЯ. Ему были ЧУЖДЫ – РЕВЕРАНСЫ, ‘’значки‘’ и ‘’марки‘’ той педагогики, где пишутся `программы` и строятся `учебные планы` и пишутся не нужные никому, даже тем, кто их пишет, `методические пособия`. Любовь к людям и искренний интерес к тому, что с ними В ЖИЗНИ. Ты как бы попадал В КРУГ его ЛЮБВИ. Он следил за тобою, за твоим ходом, РАЗВИТИЕМ. – А ведь это И ЕСТЬ САМЫЙ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ МОМЕНТ педагогики: НЕ ОТПУСКАТЬ ЧЕЛОКА ИЗ ВИДА… Ведь часто, чему-то научив, мы совершенно упускаем из ВИДУ, что происходит… С ЧЕЛОВЕКОМ. С его душою: чем живёт, чем дышит, что и кого любит. Поэтому и при внешней благополучности того или иного нашего студента мы имеем сейчас очередную жертву необъяснимого и жестокого для всех нас самоубийства, а ведь ставили +пятёрки+ – как всегда… Что произошло? Никогда никто уже не получит ответа – ребёнка нашего нету с нами (сын друзей, замечательных художников: Коли КОРОТКОВА и Вероники СУКОЯН; Коля сейчас у нас преподаёт в Институте) – Пётр (Николаевич) КОРОТКОВ (1989 – 2011).

Долбал Лазарь сплеча! – как и камень, как и дерево РУБИЛ! Не оставит камня на камне. И он не беспокоился: обиделись или нет. Через какой-то срок – человек приходил В СЕБЯ. Лазарь был очень, – предельно, – СТРОГ! – …Только самая ВЫСОКАЯ ПЛАНКА.

Помимо меня у него был ученик, которому он помогал, как мог, – мой друг, юго-осетинский скульптор Дима ТОМАЕВ (из Гори). Дима – талантливый. Я был у него в гостях. Разыскал его подвал крохотный в Гори (непросто было, просто спрашивал, телефона не было). Дима, впитав Лазаря, нашёл Себя. Лазарь сам отправил его, сказав: “Дима, тебе пора определяться и искать свой путь в искусстве”. Дима нашёл его. Он – рано умер. К горю нашему. Вещи его есть в Московском государственном музее искусства народов Востока. Светлая память таланту Диме ТОМАЕВУ! Он рано завершил свой путь, только нащупав что-то своё, похожее на египетское, кубовое, монолитное. Его творчество – достойно ИССЛЕДОВАНИЯ.

К Лазарю заходили бывало разные люди молодые, он часто смотрел работы и как Председатель Молодёжной секции московского Союза художников. Никогда не рубил работ и автора, даже, если было очень плохо, высказывал своё мнение, но подписывал то, что его просили. Он помогал…

И Костя МАЛАХОВ заходил, и БИЛАР. Однажды я привёл Машу ОРЛОВУ! – Лазарь написал ей восторженный отзыв: помимо красивых, интересных показанных работ, Маша – интересная, красивая ЖЕНЩИНА. Но…

Сверхчетырёхдесятилетным опытом общения, как ученик и как человек, никто кроме меня похвастать не может. Я продолжаю ЭТОТ ПУТЬ и сейчас, когда уже семь лет (помимо других неформальных опытов) – руковожу педагогическим процессом и являюсь преподавателем сам, организуя учебную и творческую жизнь наших младших друзей, а Лазарь… Лазарь уже НА ВЕРШИНАХ! – и_н_ы_х .

Вся разница ВИДНА, вся разница НАЛИЦО. Потому я не могу смотреть на то, что пишем мы, ‘учителя’, и они ‘ученики’. Нет, конечно же, нет: мы – педагоги, они – студенты. НО – никто из нас НЕ ХУДОЖНИК! Никто из нас не УЧИТЕЛЬ, не УЧЕНИК. Доценты, профессора, члены-корреспонденты и члены действительные… – какая (и) полная дребедень!

Звания «ХУДОЖНИК» достоин Лазарь. И оно ВЫСОКО. Очень! (И) Ни к чему отсутствующая приставка, которая так и не приросла за его жизнь: “заслуженный”, “народный”, “академик”. Ему это НЕ ПОДХОДИТ. Имени достаточно: ЛАЗАРЬ!

Художнический” – его СЛОВО! излюбленное! Часто говорил притчами, случаями из детства, рассказами О ЛЮДЯХ, которых знал ОТЛИЧНО, которых и любил и ненавидел. Он ВСЕГДА БЫЛ В МАСТЕРСКОЙ, он всегда работал, БЫЛ НА МЕСТЕ. Его можно было застать – работающим ВСЕГДА! Вот ГЛАВНЫЙ УРОК: РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! упорно, горько, не надеясь НИ НА ЧТО, не требуя НИЧЕГО! взамен потраченным СИЛАМ! жизни.

Создавать… Создавать СВОЙ МИР! – вот это САМОЕ главное…” – запомнил я его слова, сокровенные ДЛЯ МЕНЯ. А он продолжал лепить, когда говорил мне, не останавливаясь…

Создавать!.. Создавать СВОЙ МИР!

 

 

19 июль , вторник , 07:38 , 2011 ~ лето ** ** лето ~ 2011 , 06:09 , среда , июль 20

 

 

Глава шестнадцатая

23.07.2011 05.10.2012

 

 

ЖОРА (ГЕОРГИЙ ВАРТАНОВИЧ ФРАНГУЛЯН) – ДРУГ! И НОВАЯ МАСТЕРСКАЯ

 

 

О Георгии Вартановиче ФРАНГУЛЯНЕ нужно сказать ОСОБО! Ныне – это едва ли не самый известный, перспективный и востребованный официальный скульптор современной России, потеснивший узкий круг приближённых к Власти: Церетели, Рукавишникова, Бурганова, Орехова, Клыкова, Баранова, иных. Он, конечно, много лучше тех, кого оттеснил. И законно это сделал, заслуженно!

Жора, — а именно так его всегда называли в семье: Лазарь и другие, — был (при жизни) и остаётся (после кончины) ВЕРНЫМ товарищем, надёжнейшим партнёром, другом, соратником по мастерской Лазарю и всей его семье. На Костиных (детских ещё) днях рождениях он и появился впервые в нашей семье. А славная дочь Жоры и Догмары Катя (жутко, трагически погибшая) танцевала так, что оторваться от её движений мы не могли. Жора — говорил такие тосты, что я учился, учился, учился не только словам, но и отношениям, которые сложились между Жорой (Георгием Вартановичем) и Лазарем: доверия, надёжности, взаимной поддержки. Жора — не просто сосед по мастерской (хотя, для художника — это ОСОБО!), он ПОНИМАЕТ! что делает Лазарь! ценит ЭТО!

...Всегда хорошо! нет — отлично говорил Жора, Георгий Вартанович. При жизни Лазаря: в самом начале ещё, когда они вместе с Лазарем только затевали строительство общей просторной, новой мастерской — на двоих, на Юбилеях — его речь выделялась лаконичной и выпуклой образностью, стройной логикой, ясностью, я запомнил, как на 70-летии Лазаря он +всенародно+ , под одобрения и улюлюкания поддержки друзей присвоил Лазарю звание «НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК» (неформально, естественно: Лазарь был и умер без всяких наград, отличий, званий и почестей, хотя, как мне кажется, как и всякий достойный, а тем более, аксакал-кавказец, желал этого втайне и втройне, не признаваясь в этом), и позже — когда Лазаря не стало... Он говорил так! — лучше всех, одним словом. Это было на памятном нам всем Вечере (ставшем посмертном), в Третьяковской галерее. Назвал «гением». Мы понимаем, что это преувеличение, Георгий Вартанович, Жора! умеет! но слёзы на глазах, в глазах...

А о мелочах писать не хочется.

 

 

лето прошлое ~ ~ осень эта

День Учителя

5 октября

2012

 

 

Глава семнадцатая

02.10.2012 01.10.2012

 

 

НАТАША (НЕСТЕРОВА)

 

 

С юности видел на стенах квартиры Гадаевых в Чертаново картины Наташи, на которых, собственно (ранних), воспитался. До сих пор мне больше всего — ранние! И среди них всех та, что была подарена Лазарю — композиция, посвящённая Северной Осетии (похоже на Пиросмани и Шевченко). Присутствовал на всех их совместных выставках. На стенах — Наташа, по полу на стойках — Лазарь, от эпохальной, первой — На Вавилова (), до постоянной экспозиции в ГТГ, то же — Лазарь, на стене — Наташа. Так вместе и идут... Шли! Пока Лазарь! был!

Наташа — всегда молчит! в улыбке!

У каждого есть свой спутник. У Лазаря была Наташа. Творческий. Она? — одна из тех, кем будут ИЗМЕРЯТЬ ВРЕМЯ! Наташа — одна из лучших художников (мира? страны? — а! всё! равно!). Мы следили весь драматизм этого, развития. Но — люди и их отношения — всегда ТАЙНА, заканчивающаяся с...

 

 

Глава восемнадцатая

29.11.2012 03.12.2012

 

 



2018-07-06 332 Обсуждений (0)
СКУЛЬПТУРА «МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ НА СВИРЕЛИ» ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА УКРАСИЛА «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД» БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ НА ПРОСПЕКТЕ МИРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СКУЛЬПТУРА «МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ НА СВИРЕЛИ» ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА УКРАСИЛА «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД» БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ НА ПРОСПЕКТЕ МИРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)