Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО СКУЛЬПТУР ГАДАЕВА



2018-07-06 333 Обсуждений (0)
ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО СКУЛЬПТУР ГАДАЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок




искусство Гадаева устремлено в будущее -- ОНО О ЧЕЛОВЕКЕ

Настоящий талант, он всегда парадоксален! И мы, спустя годы, десятилетия, столетия расшифровываем послание его дара нам... А он, сам, отдаёт ли отчёт в том, что оставляет наиболее ценного последующим поколениям, нам, своими художественными откровениями?

Несмотря на то, что Лазарь всегда меня ругал за метания, дёрганность, заимствования, отсутствие своей линии в искусстве, ненациональность, направляя на традиционную, национальную, изведанную, верную дорогу, связанную с родиной и родным языком, с жизнью и историей рода, земли и народа, из которого коренно происходишь душой, нутряно и чувством, сейчас в его творчестве мне видится самое ценное как раз иное, оно и завораживает.

Универсальное. То, что во всех нас одно, но сказано разным -- человеческое, Божиё... Общее. Как любовь, так и пустота при её отсутствии...

Почему? ...откуда эта профессиональная высота творчества, высказыванья? -- Лазарь отличный, отзывчивый ученик своих предшественников -- эта необыкновенная экспериментальность: мировая традиция и авангард, академия и новаторство, архаика и классика, народное и авторское, безымянное и подписное -- впитанное и пропущенное через себя вдумчиво и тактично! Нет, не по-крестьянски, а лабораторно, опытно, элитно, особо, алхимически, индивидуально, и неповторимо, как слог, лицо, росчерк автографа, резная печать, каллиграфия художника. Что тут, в этом факте, удивительного? Гадаев -- выделяется, это и так понятно. Уникален. Соединить своё с чужим? -- Язык подлинности, наречие будущего.

Я бы назвал именно такой род и сорт художников -- интеллектуалами, тем более, что знания, увлечения Лазаря были обширны, он понимал во всём, реагировал внутренне очень остро и строго и самостоятельно! Не скоро, не махом, не резко, но точно и определённо, не оставляя без ответа ничто, что попадалось. Обладая редчайшим даром -- мыслить, излагать складно свои измышления, он отлично говорил -- и лично, и тостами, и выступая на открытиях выставок коллег, которых чтил, даже как-то по-человечески преклоняясь... Писал -- восхитительно! Писал много...

Те, кто знали его /имели счастье! такое/, не уверен, заметили ли, как внимательно -- никогда никого не перебил -- слушал он, вглядываясь, будто делал портрет, лепил и слухом и глазами ощупывая -- вот же скульптор настоящий и певец, пел хорошо, и оперно и по-народному... Как чтил он, любил человека, который перед ним -- ко всякому с интересом, искренне, как ко главной встрече своей жизни! Вот оттого-то и люди чувствовали утрату, когда его потеряли. Он был очень наблюдательным и никогда никого не судил, понимая все глубины человека и жизни...

Такие люди -- редки не только у нас на Кавказе, но и вообще, -- во всех других остальных народностях и нациях. Широта и щедрость -- вот те качества, которые в одном из своих интервью отец Александр Мень выделяет, как самое им ценимое, в человеке! Поистине -- Лазарь был щедрый и широкий! Человек...

Крашеные деревянные скульптуры я и не припомню, чтобы выставлялись им, стояли как-то себе -- типа факультативно сделанные. Также и рисовал и писал красками! Также и роман писался... Заходишь, а он, если устанет, пишет -- в свою записную книжку; читал мне за чаем на двоих. Это было как бы начало... Из жизни деревенской, детской.

Много графики... В Мастерской у него -- тысячная стопка зеленоватой выцветшей бумаги, какой и не жаль, он щедро расходовал её! Я тоже по ней работал, когда оставался в его Мастерской. Не знаю, можно ли сосчитать его рисунки, акварель, тушь, угли?

Писал от души! Маслом... По картону, холсту. Он мой любимый живописец, не только скульптор, график, рассказчик, со-рОдник... И вот тот самый парадокс, о котором хочу непременно сказать, записав: если на холсте, по бумаге -- человеку без огромной и специальной цветовой подготовки и практики -- очень сложно добиться цветности, гаммы, колорита, то, занимаясь живописью -- именно что живописью, а не росписью, не окраской, не тоном -- работая по скульптурной, объёмной поверхности множеством слоёв /Лазарь практически всегда переделывал по многу раз вещь/, он добивался необыкновенного, парадоксального: поверхность его скульптур каким-то чудеснейшим образом оказывалась сложнейшей живописной, цвет по объёму он чувствовал как-то особо и чувственно живым!

В окружении других произведений живописи и цветной графики /даже собственных/ его живописные, написанные /а не крашеные или оттонировнные/ красками скульптуры смотрятся сияющими огнями, абсолютно точно угадан замес, количество и виды красок в нём, плотность, прозрачность, как это?.. И даже льняного масла, пинена, лака Лазарь брал в смесь верно. Живопись прозрачная, светится вся как...

К живописи я отношусь /очень предвзято/: мне видятся лишь единицы, овладевшие в недалёком прошлом этим видом искусства из-за его необыкновенной технологической и технической сложности, я имею в виду моногослойное письмо полного технологического и технического цикла и свойства с полным высыханием каждого из слоёв. А вот писаные Лазаревы деревяшки -- какой-то исключительный случай в истории искусств прямо!

Неудивительно, что показать отдельно цветного Гадаева хотелось... Что мы и сделали на вечере, ему посвящённом 19 01 2011 в клубе АРТ'ЭРИА Центрального Дома Работников Искусств, Москва, Пушечная 9\6\1. Выставка называлась «ЦВЕТНОЙ ГАДАЕВ». /Не знаю, что бы он сказал нам, разрешил бы? Думаю, в восторге бы он не был и по головке не погладил!/ Оказалась -- очень значимой, красивой выставкой. Тогда, когда его не стало с нами!

Вы знаете, -- профессиональное, -- а ведь вылепить форму цветом, не впутавшись в грязь, в неправильно, черно сделанный замес, очень и очень сложно! Мне думается, что без хорошего педагога, наставника, учителя -- невозможно! ничего... Самый наглядный пример? -- отец Александр Мень, в творчество которого я вглядываюсь с 90-х -- при таком самом ярчайшем даровании и множестве пройденных периодов в изобразительном искусстве -- две вершины -- полтора года у великого учителя, анималиста и философа, мистика Ватагина, будущего профессора Строгановки, и полтора года школы иконописи у Ведерниковой, замечательном иконописце. Несмотря на то, что талант юного Алика Меня -- громаден и он /редчайший случай/ удостаивается персональной выставки в одном из московских ДК, то, чему не учили -- остаётся всегда на любительском уровне, увы.

И те графические и живописные работы Лазаря, -- восхитительные без спора, любимые, -- но на стенах они составили прекрасную декорацию, сценографию тому по истине роману цвета, который разыграл Лазарь Гадаев живописными сценами, мизансценами скульптур. Причём, составленные в единую /не запланированную автором/ композицию они обрели звучание персонажей одного текста, может быть не романа, а крупнее и древнее формы, даже саги. Время стало вытянутым, вглубь и высь, словно в вечность, как будущую, так и канувшего!

Мой последний и очень долгий разговор с Лазарем -- о литературе как раз. Он звонил /уже из больницы/ и поздравлял меня с днём рождения. Рассказал, что перечитал всего Достоевского, Голсуорси, романы Фолкнера, Толстого... Мне кажется он создал НОВЫЙ НАРТСКИЙ ЭПОС ОСЕТИН своими скульптурами и композициями... С новыми персонажами, жителями не рядового горского села! Богатого на таланты. "Дигоры", откуда он родом!

Восхитительно Лазарь тонирует и одним цветом, иногда даже очень открытым, а иногда сложно составленным, сочинённым, и двумя и тремя.., выбирая то противоположные цвета -- тёплый и холодный, то очень близкие, а иногда берётся и за всю красочную палитру, устраивая ПИР ЦВЕТОВОЙ из объёма, целое живописное трепещущее полотно.

Выставляясь с живописцами он редко давал цвет, а вот на последней выставке в Музее Востока, которая всё ещё идёт, длится, оглядывая живописное сопровождение, хочется сказать: Гадаев само олицетворение живого, живописности! -- так смотрится его живописная группа скульптур в одном из примыкающих к центральному залу пространств, кстати, тоже, по заслугам отданному его же броне. Этому безусловно есть мощное объяснение: сделанное Лазарем разнообрАзно, разноОбразно, необъятно по масштабу \хоть и камерное\, настрою, эмоциям, подходам, впитанным мировым художественным явлениям и культурным ценностям, что даёт бесценнейший материал и безграничные пластические и эмоциональные, содержательные и формальные возможности экспозиционерам и устроителям выставок, уверен, люди смекалистые и опытные не раз этим воспользуются в будущем, как пользуемся этим теперь по праву художественных наследников мы.

Но отметим -- благодаря текущей сейчас выставке осетинского искусства в Музее Востока -- живописные скульптуры Лазаря Гадаева -- не тон, не роспись, не, тем более, раскраска, но живописное панно на объёме по форме опытного и талантливого мастера искусства живописи, владеющего как классическими, так и самобытными её приёмами, добившегося удивительного звучания в этом виде искусства на своих работах!

Мудрость -- это и битость /да, верно/, но ведь главное -- это Дар! Дар Божий ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ. Вот поэтому -- искусство Гадаева устремлено в будущее -- ОНО О ЧЕЛОВЕКЕ! О его боли, счастии, страхах, похоти и соблазнах, героизме, предательстве, слабости и силе, характере и его потере, о выстраданном, муках поисков и покое разделённой радости, низости или высоте, о Духе и самоистязании совести!

А друзей своих /искренне заблуждаясь/ он называл "гениальными"! Ну разве эти гении не заслужили той любви, которую им подарил Лазарь? Только Богу доступно видеть гениальность простоты...

...страсти изучал не по учебнику психологии! Люди что, дураки? -- они будут благодарить за прожитую в полноте творчества, им дарованного, жизнь! ЩЕДРЫЙ И ШИРОКИЙ ДАР -- Л а з а р ь Г а д а е в.

21 11 2017

 

АвтоТекст № 0394

Выставка ЦВЕТНОЙ ГАДАЕВ ЦДРИ АРТ'ЭРИА 19 01 2011

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/109014/

Выставка ЖИВОПИСЦЫ И СКУЛЬПТОРА ОСЕТИИ МУЗЕЙ ВОСТОКА 02 11 2011

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/168243/

 

 

 

Глава двадцатая шестая

02 11 2017 03 11 2017

 

 

ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА ПЛАСТИКИ ДРЕВНИХ МОЛОДЫХ АЛАН



2018-07-06 333 Обсуждений (0)
ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО СКУЛЬПТУР ГАДАЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО СКУЛЬПТУР ГАДАЕВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)