Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет. Симфоническая сюита.



2018-07-06 2651 Обсуждений (0)
Билет. Симфоническая сюита. 4.75 из 5.00 4 оценки




Симфоническая сюита - это несколько музыкальных пьес, объединённых в один цикл общей идеей, темой произведений. Отдельные произведения соединяются в единое целое музыкальное творение, которое характерно предаёт идейный смысл автора, тема проходит от начала до конца и одно вытекает из другого, логически продолжая и дополняя смысл всего произведения. Симфонические сюиты создаются для целого оркестра, в отличии от инструментальных, для одного инструмента.

Сюита - одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Части С., как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами.

Гл. принцип формообразования Сюиты - создание единого композиц. целого на основе чередования контрастных частей – это отличает Сюиту от таких циклич. форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Сравнительно с сонатой и симфонией С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая упорядоченность структуры цикла (количество частей, их характер, порядок, соотношение друг с другом могут быть различными в самых широких пределах), тенденция к сохранению во всех или неск. частях единой тональности, а также более непосредств. связь с жанрами танца, песни и др.

Противоположность Сюиты и сонаты особенно чётко выявилась к сер. 18 в., когда сюита достигла своего расцвета, а сонатный цикл окончательно сложился. Однако эта противоположность не абсолютна.

Соната и С. возникли почти одновременно, и их пути, особенно на раннем этапе, временами пересекались. Так, С. оказала заметное влияние на сонату, особенно в области тематизма. Результатом этого влияния было также включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танц. ритмов и образов в финальное рондо.

ИСТОРИЯ Франц. Сюиты отличалась большей свободой построения (от 5 танцев у Ж. Б. Люлли в оркестровых сюитах до 23 в одной из клавесинных сюит Ф. Куперена),

Франц. композиторы Ж. Ш. Шамбоньер, Л. Куперен, Л. Маршан, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо ввели в сюиты и новые для неё типы танцев: мюзет, ригодон, чакона, пассакалья, лур .

В сюитах вводились и нетанцевальные части, особенно различного роды арий.

Люлли впервые ввёл в С. в качестве вступит. части увертюру. Позднее это нововведение было воспринято нем. композиторами И. К. Ф. Фишером, Г. Ф. Телеманом и И. С. Бахом.

Г. Пёрселл часто открывал свои сюиты прелюдией; эту традицию воспринял и Бах в своих английских сюитах (в его франц. С. прелюдий нет).

Помимо оркестровых и клавесинных С. во Франции были распространены С. для лютни.

Из итал. композиторов важный вклад в развитие С. внёс Д. Фрескобальди, разрабатывавший вариационную сюиту.

Нем. композиторы творчески соединили франц. и итал. влияние (оркестровая "Музыка на воде" Генделя своей программностью сближаются с франц. + вариац. техники отмечена сюита Букстехуде на тему хорала "AufmeinenliebenGott")

И. С. Бах, возведший жанр С. на высшую ступень развития. В сюитах Баха (6 англ. и 6 франц., 6 партит, "Французская увертюра" для клавира, 4 оркестровые С., названные увертюрами, партиты для скрипки соло, С. для виолончели соло) завершается процесс освобождения танц. пьесы от связи с её бытовым первоисточником. В танц. частях своих сюит Бах сохраняет лишь типические для данного танца формы движения и нек-рые особенности ритмич. рисунка; на этой основе он создаёт пьесы, заключающие в себе глубокое лирико-драм. содержание.

В каждом типе С. у Баха выдержан свой план построения цикла; так, англ. С. и С. для виолончели всегда начинаются с прелюдии, между сарабандой и жигой в них всегда стоят 2 сходных танца и т. д.

В баховские увертюры неизменно входит фуга.

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, сюита утрачивает прежнее значение.

Ведущими муз. жанрами становятся соната и симфония, а сюита продолжает существовать в виде серенад и дивертисментов.

В XIX и первой половине XX веков жанр сюиты продолжает развиваться, но образная сфера и многие композиционные закономерности меняются.

Под влиянием романтической эстетики, сюита, в большинстве случаев, представляет собой программное сочинение. Из танцевальных жанров теперь чаще всего встречается вальс, чей ритм проникает не только в камерные произведения, но и в симфоническую и оперную музыку этого времени. Однако большое внимание уделяется и пьесам нетанцевального характера. В отличие от сюиты предыдущих эпох, пьесы новой сюиты могут быть написаны в л ю б ы х тональностях. Главная тональность в этом случае определяется по первой части (иногда в ней же пишется и последняя часть). В новой сюите может быть любое количество частей, построенных в различных классических формах. Большинство произведений написано для фортепиано, а также для оркестра. Можно выделить несколько разновидностей новой сюиты.

1) сюита, составленная композитором из собственной музыки к театральным постановкам: драматическим спектаклям, балетам, операм, а в ХХ веке – и к кинофильмам.

В такую сюиту обычно входят самые яркие музыкальные фрагменты. Так, в две сюиты Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» вошло только девять из двадцати трёх номеров. Эти фрагменты располагаются по принципу темпового контраста и, как правило, не связаны между собой ни сюжетно, ни тонально. Однако встречаются сюиты, в которых количество и темповое соотношение частей создаёт сходство с сонатно-симфоническим циклом. Например, сюита Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» включает в себя Увертюру в сонатной форме (Allegrovivace Ми мажор), созданную композитором в юности, и три из двенадцати номеров, написанных позже: Скерцо (Allegromoltovivace соль минор), Ноктюрн (Andantetranquillo Ми мажор) и Свадебный марш (Allegrovivaceдо мажор).

Кроме этих произведений, - две сюиты Бизе к драме Доде «Арлезианка»; две сюиты Равеля из музыки к балету «Дафнис и Хлоя»; сюиты Прокофьева к балетам «Ала и Лоллий» («Скифская сюита»), «Блудный сын», «Шут», «Ромео и Джульетта», «Золушка»; сюиту Римского-Корсакова из музыки к опере «Сказка о царе Салтане»; сюиту Шостаковича из музыки к кинофильму «Гамлет»; сюиту Свиридова из музыки к кинофильмам «Метель», «Время, вперёд!»; сюиту Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Гоголя.

2) сюита, основанная на обработках песен и танцев разных народов или сочинений других композиторов (то есть не на авторском тематическом материале).

Это, например, «Чешская сюита» Дворжака, «Алжирская сюита» Сен-Санса, «Восемь русских народных песен для оркестра» Лядова, «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова, «Молдавская сюита» Пейко. Сюда же можно отнести «Кармен-сюиту» Щедрина, основанную на тематизме оперы Бизе, а также Четвёртую сюиту Чайковского, которая называется «Моцартиана» и представляет собой мастерски сделанное оркестровое переложение редко исполняемых сочинений Моцарта – трёх фортепианных и одного хорового.

Григ «Пер Гюнт». 1. ПЕРВОИСТОЧНИК "Пер Гюнт" - пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена. Имя Генрика Ибсена (1828—1906) стало широко известно в 70-е годы XIX века. К этому времени появились его философские пьесы «Бранд» и «Пер Гюнт». В этих произведениях писатель, после ранних исторических драм, обратился к социальной, общественной проблематике, остро поставил вопросы о роли личности в обществе, о жизненном призвании человека. В пьесе «Пер Гюнт» (1867) тема как бы выворачивается наизнанку: герой стремится не найти себя и осуществить свое предназначение, а увильнуть от него, «обойти сторонкой» все сложности жизни.Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.

Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо продумал, где и что она должна иллюстрировать или заменять. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она

сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.Партитура была закончена в Лейпциге 16 апреля 1875 года, премьера пьесы с музыкой Грига состоялась в Кристиании 24 февраля 1876 года. Уже в первый сезон «Пер Гюнт» выдержал 36 представлений, причем громадный успех Ибсен по праву делил с Григом: норвежская театральная критика говорила о нем, как о полноправном создателе спектакля. Через десять лет, в январе 1886 года, «Пер Гюнт» был поставлен в Копенгагене. Для этой постановки Григ переработал музыку, в частности, почти все переоркестровал. Последним обращением композитора к этой музыке стало создание двух сюит, в которые вошли по четыре номера из написанных двадцати трех.

Первая сюита была составлена в 1888 году и получила ор. 46, вторая появилась в 1891 году под ор. 55. В сюиты Григ включил те номера из музыки к драме, которые носили самостоятельный, завершенный характер, не следуя их порядку в спектакле.

Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме "Пер Гюнт".

ОБРАЗЫ.

- природа (бурная, и спокойная норвежская)

- фольклорная фантастика («В пещере горного короля», « Танец дочерей горного короля»)

- женские образы (добрая Озе, пылкая несчастная Ингрид, чистая нежная Сольвейг, изящная капризная Анитра)

3. ОТЛИЧИЕ.У Мендельсона - большая увертюра в которой обобщались все образы

У Бизе – старался раскрыть основные конфликты.

Григ – не стремиться следовать сюжету, не дает симфонических обобщений, не раскрывает конфликт.

Составляет сюиту – пьесы по принципу образного контраста, цепочка пьес – признаки симф. цикла обнаружить практически невозможно ,хотя если рассматривать каждую сюиту по отдельности то : «СмертьОзе» - это медленная 2 часть, «Танец Анитры» - скерцо, «В пещере горного короля» - массовая народная сцена



2018-07-06 2651 Обсуждений (0)
Билет. Симфоническая сюита. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Билет. Симфоническая сюита.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)