Институциональная структура общества. Взаимодействие формальных и неформальных институтов.(24/1)
В обществе постоянно возникают, функционируют и развиваются различные связи и взаимодействия. Среди них, с одной стороны, выделяют случайные, спонтанные, хаотические, поверхностные, неорганизованные, с другой - стали, устойчивые, организованные, которые являются или могут быть регулируемыми, упорядоченными основном, важнейшие, глубинные конституируются в социальные институты или относятся к уже существующих. Социальный институт - это общественно-историческая, устойчивая форма организации и осуществления совместной деятельности людей. Это сложные социально-исторические феномены, включающие в себя как совокупности лиц, учреждений, организаций, которые обеспечены необходимыми материальными средствами существования, функционирования и реализации социальных функций, так и определенным набором ценностей, норм, стандартов, образцов ей деятельности, регулирующие поведение социальных субъектов. Часто эти институты связанные с упорядочением, формализацией и стандартизацией социальных связей и отношений, а процесс их организационного и нормативного оформления и укрепления квалифицируется как социальная институционализация (или просто институционализация). Институционализация - процесс утверждения предполагаемой и ожидаемого поведения, которую можно смоделировать и регулировать путем определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, которая направляется на удовлетворение разных потребностей или интересов. Социальный институт - это содержательно структурированная организация для осуществления совместной деятельности и социальных отношений. Это система устойчивых и целесообразных, ориентированных стандартов поведения субъектов в конкретного ситуациях и различных видах деятельности. Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. К формальным социальным институтам относятся: · . экономические институты- банки, производственные учреждения; · . политические институты- парламент, милиция, правительство; · . воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. · учебные заведения, школа, художественные учреждения. Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты - спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений. Примеры неформальных институтов: · - национализм, организации по интересам · - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные · общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Вопросы взаимодействия формальных и неформальных институтов достаточно часто рассматриваются в современной экономической литературе. Большинство авторов сходится во мнении, что формальные и неформальные институты могут создавать однонаправленные и разнонаправленные стимулы . Оптимальной с точки зрения реализации мотивационной функции является ситуация, когда неформальные институты подкрепляют реализацию формальных, то есть принятые в обществе модели и образцы поведения соответствуют формальным правилам. Обратная ситуация, когда действия формальных и неформальных институтов развития не согласованы, характеризуется институциональным риском инновационной деятельности. Интересной с данной точки зрения представляется модель взаимодействия формализованных и неформализованных институтов, предложенная в работах Цветковой Г.С. Модель описывает диалектику данных институтов с точки зрения соответствия скорости и направления их изменений. Модель иллюстрирует четыре типа взаимодействия формальных и неформальных институтов развития: 1. функционирование формальных институтов развития инновационной активности подкрепляется неформальными механизмами мотивации и внутренними стимулами экономических субъектов к инновационной деятельности; 2. действия формальных институтов развития нивелируются отставанием или дефектами неформальных институтов. Результатом такого взаимодействия являются коррупция, неэффективное расходование средств, поддержка псевдо-инновационных проектов и другие отрицательные последствия, провоцирующие появление институциональных рисков; 3. отставание развития формальных институтов препятствует инновационной активности экономических субъектов. В отсутствие необходимых условий ведения инновационного бизнеса неформальные мотивы и стимулы к инновационной деятельности угасают, происходит искажение неформальных институтов развития. Возможно возникновение явления массовой «утечки мозгов»; 4. неэффективность формальных и неформальных институтов развития снижает инновационную активность экономических субъектов. Наблюдается преимущественно экстенсивный тип развития, перспективы «технологического пата» в отраслях экономики, высокий уровень институционального риска. Такая ситуация была и продолжает оставаться характерной для ряда стран постсоветского пространства.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1301)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |