Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование ранних государств: империя Карла Великого, Арабский халифат, Русь.



2018-07-06 903 Обсуждений (0)
Образование ранних государств: империя Карла Великого, Арабский халифат, Русь. 0.00 из 5.00 0 оценок




Королевство франков. Военная реформа Карла Мартелла. 486г.-битва при Суассоне, сражение в которм франки короля Хлодвига 1 разбили гало-римлян. При сыновьях и внуках короля Хлодвига франки завоевали Бургундское королевство, подчинили многие германские племена к вос­току от Рейна. Основу войска франкских королей составляли сво­бодные крестьяне-общинники. Однако со временем общины у франков начали распадаться. Под влиянием римских обычаев зе­мельные участки переходили в собственность отдельных семей. Нередко обедневшие из-за участия в частых войнах франки отда­вали свои участки крупному землевладельцу или монастырю. Эти люди попадали в зависимость от владельцев земли, начинали на них работать. Такие франки уже не могли участвовать в ополчении. У них не было средств для приобретения оружия и доспехов, да и хозяин земли не желал отпускать на войну своих работников. Число воинов у королей резко сокращалось. Королевская власть ослабла, знать все меньше считалась с ней. С середины VII в. франк­ских правителей стали называть ленивыми королями. Один за дру­гим на престол всходили совершенно неспособные к управлению люди. Всем заправляли придворные. Особенно большую роль иг­рали майордомы (старшие по дому). В начале VIII в. майордом Карл Мартелд (Молот) сумел обуз­дать своеволие крупных землевладельцев. Некоторые из них были казнены, а их земли отошли к майордому. В это время над Запад­ной Европой нависла грозная опасность. В Галлию вторглись ара­бы. Карл Мартелл возглавил борьбу с завоевателями.

Раньше франки сражались в основном в пешем строю. Основой же арабского войска была кавалерия. К тому же у франков ополчение резко сократилось, Карл Мартелл принял меры по созданию бое­способной и надежной кавалерии. Воинам из всех свободных сло­ев населения он раздавал участки земли. Участок земли давался на время несения службы и не передавался по наследству. Размер участка опреде­лялся тем, чтобы с доходов от него воин мог содержать себя и своего коня. Позже такую землю стали передавать по наследству, но усло­вие несения службы сохранялось. Если наследник не желал слу­жить хозяину земли, то он не наследовал участок. Такое условное наследственное владение называли феодом или леном. Начинание Карла Мартелла имело большие последствия для развития всей Европы, но оно дало и немедленные результаты. В 732 г. войско майордома в битве у Пуатье разгромило арабов. Отражение мусульманской угрозы повысило авторитет Карла Мартелла в глазах всех христиан.

После смерти Карла Мартелла майордомом стал его сын Пипин Короткий. Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи. При сыне Пипина Карле (768—814) размеры Франкского государства увеличились в два раза. Но не только за свои завоевания Карл еще при жизни получил прозвище Великого. Само слово «ко­роль» в славянских языках произошло от его имени. В начале своего правления Карл окончательно разгромил лан­гобардов и присоединил Северную Италию. Затем была покорена Бавария. Самой тяжелой для Карла стала война с германским племенем саксов. Длилась она более 30 лет. Славяне также помогали Карлу в войнах с саксами. Результатом походов Карла Великого стало создание громад­ного государства. Центром управления империей был императорский двор. На местах большинство дел решали назначенные правителем графы, а также епископы. Карл Великий постоянно объезжал свои владе­ния, судил подданных и т.д. Император всюду насаждал христи­анскую веру.

Каролингское возрождение. Подъем культуры во времена Карла Великого и его первых преемников — каролингское возрождение — связан со стремлением использовать искусство и просвещение для создания идеального христианского государства. Карл хотел воз­родить ученость и образованность римских времен. Самым выдаю­щимся просветителем и близким другом Карла Великого стал Алкулин из Британии. Это был крупнейший ученый-богослов своего времени. Алкулин был и энергичным организатором дела просвещения. По всей империи он по поручению императора от­крывал школы, обеспечивал их учителями и всем необходимым. Количество грамотных людей во Франкском государстве значи­тельно возросло.

Распад империи. Причины раздробленности. В 814 г. Карл Вели­кий умер. Его сын и наследник Людовик отличался большой на­божностью, за что получил прозвище Благочестивый. Он, как и отец, покровительствовал просвещению. Однако в отличие от отца он имел слабый характер, легко подчинялся чужому влиянию. Графы-наместники постепенно вновь превращались в самостоя­тельных правителей. Людовик уже в 817 г. поделил империю меж­ду сыновьями. Вскоре начались усобицы. С новой силой борьба вспыхнула после смерти в 840 г. Людови­ка. Его старший сын император Лотарь потерпел жестокое пора­жение от младших братьев. В 843 г. в городе Вердене три внука Кар­ла Великого окончательно поделили империю. Лопарь, сохранив титул императора, получил лишь Италию. Карл Лысый стал королем Западно-Франкского государства, а Людовик Немецкий — королем Восточ­но-Франкского государства. Позже владения братьев превратились в государства, существующие до сих пор, — Францию, Германию и Италию.

В раннее Средневековье зародились и многие другие европей­ские государства. Так в Британии англо-саксонские королевства со временем объединились. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии (область на севере Франции) Вильгельм Завоеватель, ставший королем Англии. К востоку от Германии складывались славянские государства — Польша, Чехия, Русь. На среднем Дунае, куда пришли кочевники-венгры, со временем возникло Венгерское королевство. На севере Европы сложились королевства Дания, Норвегия, Швеция. Во всех этих странах после первоначального единства также наступал период феодальной раздробленности. Причиной распада раннесредневековых государств были не только усобицы правителей. Так, в империи Карла Великого разные народы, объединенные силой оружия, не желали больше жить под единой властью.

Наместники правителей в разных частях государств (герцоги, графы) переставали считаться с верховной властью. Мелким пра­вителям было гораздо проще управлять и защищать свои неболь­шие территории. Потомки владельцев феодов, получивших их когда-то от Карла Великого, его отца и деда, служили теперь тем правителям, на чьей земле находились их владения. Ведь только они могли защи­тить их или предоставить дополнительные земли за верную служ­бу. Однако владелец феода подчинялся графу или герцогу только во время войны, когда он в составе его войска выступал в поход. В мирное время в своем феоде он был полностью независим и управлял населявшими его земли людьми по своему усмотрению. В Европе укреплению феодальной раздробленности способствовало то, что жители отдельных областей и даже отдельных дере­вень мало нуждались в связях с другими областями или деревнями. Все, что было необходимо людям для жизни — еду, одежду, вещи, орудия труда, — они изготовляли сами, выменивали у своих од­носельчан или ближайших соседей. В Европе господствовало натуральное хозяйство. Торговля почти исчезла.

Арабские племена Родиной арабов является Аравийский полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались скотоводством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. В стену храма был вделан черный камень, упавший с неба. Каждое арабское племя имело своих богов, и поэтому племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять богоугодные дела. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину. Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которому мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульманство. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни. После смерти пророка (632 г.) арабы выбрали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда добычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавалерия (конное войско). Первый поход начался в 633 г. на Иран. арабы овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афганистана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вестготское королевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во главе с эмирами. Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешивались с местным населением. Завоеватели долгое время не закрывали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налогами. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Через несколько веков, такие, некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату территории. Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. В разных концах халифата происходили восстания, как против арабской власти, так и против Оменядов. В конце концов, Омейяды были свергнуты и почти все истреблены. В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в город Багдад. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком литературы и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие. В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему. С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

Вопрос о происхождении Русского государства получил особенную политическую остроту в 40-50-е годы XVIII в. во время немецкого засилья при русском дворе. Приглашённые в Россию из Германии учёные Байер, Миллер, Шлецер создали так называемую «норманскую теорию» происхождения Русского государства. Её политический смысл сводился к утверждению, что древнее восточное славянство было выведено из состояния дикости пришлыми варягами, ставшими создателями русской государственности.

С резкой критикой норманской теории происхождения Русского государства выступил русский учёный Ломоносов. В результате исследовательской работы он доказывал, что нет, никаких оснований начинать русскую историю с так называемого «призвания варягов» в лице Рюрика с братьями. Ещё до установления «самодержавства российского» (княжеской власти), в то время, когда славяне жили «семьями рассеянно» и не знали «общих государей», они уже имели свою историю. Русское государство и русская культура созданы не варяжскими дружинами, а славянами, представлявшими собой, по мнению Ломоносова, коренное население междуречья Дуная и Днестра.

Этот вывод великого русского учёного позволил начать полемику между норманистами и антинорманистами, в которой первые пытались доказать неполноценность славян, а вторые утверждали, что государство не может быть привнесено извне, а является результатом воздействия внутренних факторов, как экономических, так и социально-политических.

Развитие русской исторической мысли в XIX в. Происходило в борьбе трёх течений: дворянско-крепостнического (Щербатов, Карамзин, Болтин ), буржуазно-либерального (Соловьёв, Кавелин ) и революционно-демократического (Радищев, Белинский).

Норманисты. 1/2 XIX в. была периодом решительного перевеса сторонников норманской теории, что было вполне естественно при тогдашнем состоянии критики источников и представлений об историческом процессе как результате деятельности в первую очередь правителей. В роли главных идеологов норманской теории и постоянных её защитников выступили два историка, значительно отличающиеся методами своих исследований. Одним из них был Погодин, систематизировавший результаты своих многолетних изысканий в своём трёхтомном труде, первый том которого был посвящён критике источников, в первую очередь летописному сказанию Нестора. Этой летописи он полностью доверял, поскольку по его мнению, она опиралась на записи, которые велись в Киеве со времени принятия христианства. Отвергал Погодин только легенды, заимствованные из скандинавских саг и устных преданий. Сравнивая данные Нестора с местными и иностранными одновременными известиями в других источниках, учёный пришёл к выводу об их схожести.

Вторым крупным представителем норманистской школы в рассматриваемый период был Арист Куник. Он, в отличие от Погодина, применял совершенно иной исследовательский подход. Уклоняясь от обобщения, и даже систематизации своих выводов по норманнскому вопросу он довольствовался подробными комментариями, посвящённым отдельным аспектам проблемы. Он полагал, что при существующем состоянии исследований в спорах о норманской проблеме было бы разумнее полностью отказаться от киевской летописи и изучать начальную историю государства на Руси исключительно на основе иностранных источников.

Также сторонником норманской теории происхождения Русского государства является и ведущий дворянский историк Карамзин. Схему русского исторического процесса он изложил в многотомной «Истории государства Российского». Излагая события времени древней Руси, Карамзин считал, что княжеская власть образовалась от норманнов, и что славянские элементы её строя были восприняты «норманнским» государством.

Соловьёв считал «призвание» варягов начальным моментом в истории государства, придавая этому событию исключительно большое значение. Он считал, что норманские дружины сыграли решающую роль в образовании классов общества и княжеской власти.

Антинорманисты. антинорманизм XIX в. не имел сторонников среди ведущих историков. Он поддерживался не столько изысканиями, сколько славянофильскими настроениями. Боясь революции, славянофилы искали «особый» путь развития для России, идя по которому, она избежала бы появления революционного пролетариата, уже сложившегося в капиталистической Западной Европе. Представители антинорманизма Г. Эверс, Д.Щеглов выдвигали теорию, согласно которой в древней Руси было общественное, а именно общинное устройство. Славянофилы развили свой взгляд на общину как на «исконное начало», пронизывающее всю русскую историю. В связи с развитием славянофильства число антинорманистских работ в XIX в. возросло. Антинорманисты того времени не противопоставляли собственные концепции норманистским, не вводили в научный оборот новые источники, а лишь стремились к логическому опровержению основных положений норманистов. Исходя из тех же методологических предпосылок антинорманисты сосредоточили своё внимание на этносе варягов и их предводителей, поскольку у них не вызывала сомнений сама возможность основания государства кем либо одномоментно.

Во 2/2 19 в. проблематика исследований по большей части затрагивает экономическую историю Руси - торговлю, возникновение и развитие городов, формирование государственных учреждений и др. Отмечая значительный вклад скандинавов в развитии экономики, прежде всего торговли, и политических институтов Руси и признавая скандинавами Рюрика, русь, варягов.

В.О.Ключевский возникновение политической организации Руси связывал с внутренними потребностями общества: развитием торговли с каспийскими и черноморскими рынками в 8-10 вв., а также с необходимостью охраны дорог и торговых центров. Решающую роль в происходивших переменах сыграла, на его взгляд, военно-купеческая аристократия, состоявшая сначала из местных элементов, а потом также и из варягов, которые, со временем сами пришли к власти. Автор, по существу, не разделял мысли о завоевании извне, допуская захват власти изнутри.

Таким образом, к началу XX в. завершился этап «классического норманизма». В среде официальной науки сложилось мнение об окончательной победе норманистской концепции.

Новый этап антинорманизма начался со становления советской науки и марксистской методологии. Конкретное обоснование и детализация процессов становления восточнославянских государств были достигнуты в результате интенсивных археологических раскопок Арциховского, Третьякова, Рыбакова.

Арциховский, проделав огромную источниковедческую работу, показал, что центр производства многих вещей, считавшихся скандинавскими (например, мечей) лежал вне Скандинавии, что ряд предметов вооружения (например, кольчуга) в Скандинавии практически отсутствует, что большинство наконечников стрел и копий, а также шлемов русских воинов имеют русское происхождение. Это был по существу первый в советской литературе источниковедческий анализ археологических материалов эпохи образования Древнерусского государства. Не менее существенный вклад был внесён и трудами других советских археологов. Эти выводы археологов заложили прочную основу для конкретно-исторических исследований процесса образования Древнерусского государства, проведённого Грековым. Изучая экономические аспекты жизни восточных славян, обосновал земледельческий характер Русского государства, формировавшегося на протяжении нескольких веков, и оценил роль норманнов лишь как вспомогательную.

Труды 1930 - н.1950-х годов Грекова, Тихомирова, Арциховского, Рыбакова и многих других убедительно показали высокое развитие восточнославянского общества в период образования раннефеодального государства, выявили экономические и социальные предпосылки его возникновения. Переход от первобытнообщинного строя к раннефеодальному государству, начавшийся до появления скандинавов на территории Восточной Европы, сопровождался интенсивной славянской колонизацией обширных пространств, упрочением в зоне колонизации земледельческого хозяйства, социальной и имущественной дифференциацией, заменой родовых общин территориальными, возникновением раннегородских центров, развитием аппарата управления. В IX в. он привёл к формированию племенных конфедераций, представлявших к этому времени не просто этнические, а политические образования. Именно на этой основе в X в. завершается формирование единого Древнерусского государства с центром в Киеве, объединившего под своей властью огромную территорию от Ладожского и Белого озёр на севере до границы степной зоны на юге. Типологическое сходство процессов социально-экономического развития у других славянских народов (поляков, моравов, чехов и др.) подтвердило вывод о возникновении Древнерусского государства как итоге закономерного внутреннего развития восточнославянского общества.

Евразийская теория сформировалась окончательно к началу 30-ых годов XX века. Заключается в том, что основателями древнерусского государства являются хазары.

Христианская религия в обоих случаях (Каролингское государство и Древнерусское) явилась мощным инструментом централизации. Во-первых, единая религия объединяла относительно независимые племенные союзы, во-вторых, в христианстве большое значение придавалось власти правителя, он считался наместником Бога на земле. В случае Карла Великого поддержка церкви особенно ярко демонстрирует обоюдную выгоду: избавив папство от лангобардов и римской знати, Карл получил корону императора, стал правителем крупнейшего государственного объединения в Европе того времени, кроме того, насильственная христианизация была еще одним инструментом расширения государства (длительная борьба с саксами завершилась под эгидой христианизации).

Внешнеполитический фактор в образовании ранних государств выражался в том, что объединение проходило во многом в связи с необходимостью эффективной защиты от внешней угрозы.

Фактор личности правителя на примере Карла Великого и Владимира I также сыграл важную объединяющую роль. Оба правителя в источниках и в целом, в культуре, оставили впечатление сильнейших харизматичных и умных лидеров.

 

Кейс №1. Отбор методических приемов к уроку с учетом требований программы и возрастных особенностей школьников (на примере урока по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства»). Покажите специфику целей к теме «Владимир Святославович. Принятие христианства» для учащихся 6 класса. Отберите методические приемы устного слова для реализации целей урока. Ответ аргументируйте.

Планируемые результаты:Предметные - Определять основные направления политики князя Владимира; - Выделять основные причины принятия и выбора христианства; - Определять значение принятия христианства на Руси.

Для реализации целей урока можно использовать такие методические приемы устного слова, как сжатое сообщение, рассказ, объяснение, эвристическая и вводная беседа.

1) Сжатое сообщение о внутриполитической и внешнеполитической деятельности князя Владимира даст представление ученикам об основных направлениях деятельности киевского князя. Сжатое сообщение может сопровождаться вводной беседой, имеющей задачу подвести учеников к изучению нового материала путем мобилизации, систематизации и обобщения полученных знаний.

ПримерСжатое сообщение

Перед князьями стояли задачи:

1) укрепление обороны государства;

2) четкой организации сбора налогов;

3) усиление княжеской власти;

4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

- Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.

- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.

- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.

Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на ЗападнойДвине.

- После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.

В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Вводная беседа

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя?

- Какие религии основываются на единобожии?

2) Для реализации цели урока о причинах выбора христианства используется рассказ о том, как Владимир религию выбирал. Рассказ – это сюжетное повествование по законам литературного рассказа, где есть завязка, развитие, кульминация. Использование этого методического приема позволит создать точное историческое представление о причинах выбора христианства как основной религии на Руси.

После рассказа целесообразно ввести эвристическую беседу, чтобы сформулировать основные причины выбора Владимиром именно православия на Руси.

Для определения причин принятия христианства на Руси целесообразно использовать объяснение, позволяющее раскрыть внутренние связи, закономерности, смысл и сущности исторического события. В данном случае объяснение принимает характер рассуждения, ценность которого заключается в том, что учитель показывает школьникам образец того, как надо рассуждать.

Эвристическая беседа

Почему Владимир отказался от принятия иудаизма, католичества и ислама? В чем главное отличие язычества от этих религий? В чем состоят главные отличия православия и католичества?

Исходя из рассказа, назовите причину выбора православия.

Объяснение

Владимир первым понял, что удержать все земли восточных славян, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была и общая для всех вера.

Первая причина – необходимость объединить страну.

Еще в 980 г., едва заняв киевский престол, он попытался использовать язычество для укрепления своей власти. На высоком холме князь приказал поставить шесть деревянных идолов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди божеств, так же как киевский князь среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники.

Вторая причина – укрепление государственной власти, чего не могла сделать языческая религия.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Ведь многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как «варваров». Христианские государи не разрешали своим дочерям вступать в брак с князьями-язычниками. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

Третья причина – преодоление международной изоляции и повышение международного авторитета Руси.

3) Для реализации цели об определении значения принятия христианства используется прием эвристической беседы, которая поможет проанализировать и обобщить изученный материал и подвести школьников к новым выводам относительно прогрессивности крещения Руси. Целесообразно проводить беседу после ознакомления школьников с фрагментом учебника Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефановича П.С., Токарева А.Я. «История России. 6 класс» на стр. 53-54, где указаны результаты принятия христианства. Так, реализуется еще и метапредметные результаты – умение работать с учебной литературой, формулировать обобщающие выводы и давать оценку событиям.

Эвристическая беседа 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? 4. В чем же значение крещения Руси? (примерные вопросы)

 



2018-07-06 903 Обсуждений (0)
Образование ранних государств: империя Карла Великого, Арабский халифат, Русь. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование ранних государств: империя Карла Великого, Арабский халифат, Русь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)