Объект и предмет дидактики
МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ БЛОК «ДИДАКТИКА» 1. Жук О.Л. Педагогика. УМК. Минск, 2003. 2. Педагогика. /Под ред.П.И. Пидкасистого. –М, 2004. 3. Подласый И.П. Педагогика –М, 2003. 4. Конспект. 22.Дидактика как наука. Предмет и задачи дидактики. Дидактика (греч. didaktiko's — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: - чему учить? -как учить? -когда учить? -зачем учить? -кого учить? -где учить? История Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Каменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить. Объект и предмет дидактики Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение. Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д. Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: — Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; — Разработать более современные: — организация учебного процесса; — новые обучающие системы; — Новые технологии обучения. Актуальные проблемы современной дидактики. Проблемы теории обучения 1. Разработка объективных, доступных для учителя критериев и способов оценки процесса и результатов обучения 2. Эффективные способы усиления роли образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. 3. Дифференция обучения 4. Методы и новые организационные формы обучения 5. Критерии отбора содержания базового образования. 6. Понятийно-терминологический аппарат. 7. Мотодолические проблемы повышения эффективности дидактических исследований.
Основные направления корректировки современного образовательного процесса. 1. Повышение целенаправленности урока, обеспечение комплексного решения задач образования и развития школьников; 2. Усиление мотивации учения, развитие познавательного интереса, чувства долга и ответственности в учении; 3. Увеличение информативности уроков при сохранении их доступности для учеников, выделение в материале главного, его изложение крупными блоками с последующей проработкой с помощью опорных схем и сигналов; 4. Ускорение темпа выполнения учебных операций, формирование навыков организации труда; 5. Применение форм обучения, активизирующих учебную работу школьников (семинары, учебные конференции, межпредметные экскурсии и т. п.) 6. Создание положительного морально-психологического климата при обучении, педагогический такт в общении с учащимися, устранение авторитарного стиля в обучении. Поскольку одним из вопросов дидактики является вопрос, зачем учить? есть смысл порассуждать о целях обучения. Процесс обучения – это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) – это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, которые определяют характер ее жизнедеятельности. Цели обучения имеют два аспекта: предметный и личностный. Предметный аспект – это овладение обучающими основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера. Кроме того здесь должно происходить формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей. Двойственный характер целей процесса обучения вызван самой структурой личности. В нашей отечественной дидактике, вплоть до конца 50-х гг., при определении целей в процессе обучения учителя ориентировались в основном только на пересказ содержания учебников. Процесс в большинстве случаев носил догматический характер, а знания учащихся ограничивались определенным уровнем представлений об изучаемых явлениях. Известный философ Ильенков в свое время отмечал, что то, что мы называем знаниями, знаниями в буквальном смысле не являются. Не меньшее внимание проблеме целей обучения уделялось и в начале 80-х гг. В этот период появилась плеяда известных педагогов-новаторов, как В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, Е.Н.Ильин, А.Ф.Иванов и др. В результате в конце 80-х начале 90-х гг. в дидактике наметилось четыре основных типа целей обучения (М.В.Кларин): 1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но она не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию. 2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т.п. 3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальнее, эмоциональное, личностное и т.п.) сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать. 4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируются на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат. Проблема постановки целей в дидактике получила название таксономия, что означает как бы систему целей по иерархии. Данное слово происходит от греческих слов taxis (расположение по порядку) и nomos (закон). Это понятие заимствовано из биологии, где одной из важнейших проблем является классификация растительного и животного мира (классы, виды, подвиды и пр.) Таким образом, для управления познавательной деятельностью обучающий должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащийся ясно и четко понимал их смысл. Необходимость такого характера постановки целей обучения объясняется особенностями познавательной деятельности, которая состоит из трех основных этапов: мотивационный, организационный и контрольно-оценочный. Каждый из этих этапов состоит, в свою очередь, из трех элементов. Мотивационный этап включает в себя потребности, мотивы и цели; организационный – объект, образец и операции; контрольно- оценочный – результаты, оценку и коррекцию. Постановка целей в процессе обучения должна вызвать потребность достижения этой цели. Но для этого должен возникнуть мотив – ради чего обучаемый должен стремится к этой цели. Этот этап многими педагогами (по мнению некоторых специалистов около 90% учителей) как бы игнорируется. Процесс обучения начинается, как правило, со второго этапа: обучающий сразу предлагает тему занятия, дает образец, и учащиеся по образцу овладевают соответствующими операциями. Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных действий (анализ, сравнение, составление, классификация, сравнение, выделение главного, систематизация фактов и т.п.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |