Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект и предмет дидактики



2018-07-06 941 Обсуждений (0)
Объект и предмет дидактики 0.00 из 5.00 0 оценок




МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

БЛОК «ДИДАКТИКА»

1. Жук О.Л. Педагогика. УМК. Минск, 2003.

2. Педагогика. /Под ред.П.И. Пидкасистого. –М, 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика –М, 2003.

4. Конспект.

22.Дидактика как наука. Предмет и задачи дидактики.

Дидактика (греч. didaktiko's — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: - чему учить? -как учить? -когда учить? -зачем учить? -кого учить? -где учить?

История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Каменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

— Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации;

— Разработать более современные:

— организация учебного процесса;

— новые обучающие системы;

— Новые технологии обучения.

Актуальные проблемы современной дидактики.

Проблемы теории обучения

1. Разработка объективных, доступных для учителя критериев и способов оценки процесса и результатов обучения

2. Эффективные способы усиления роли образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения.

3. Дифференция обучения

4. Методы и новые организационные формы обучения

5. Критерии отбора содержания базового образования.

6. Понятийно-терминологический аппарат.

7. Мотодолические проблемы повышения эффективности дидактических исследований.

 

Основные направления корректировки современного образовательного процесса.

1. Повышение целенаправленности урока, обеспечение комплексного решения задач образования и развития школьников;

2. Усиление мотивации учения, развитие познавательного интереса, чувства долга и ответственности в учении;

3. Увеличение информативности уроков при сохранении их доступности для учеников, выделение в материале главного, его изложение крупными блоками с последующей проработкой с помощью опорных схем и сигналов;

4. Ускорение темпа выполнения учебных операций, формирование навыков организации труда;

5. Применение форм обучения, активизирующих учебную работу школьников (семинары, учебные конференции, межпредметные экскурсии и т. п.)

6. Создание положительного морально-психологического климата при обучении, педагогический такт в общении с учащимися, устранение авторитарного стиля в обучении.

Поскольку одним из вопросов дидактики является вопрос, зачем учить? есть смысл порассуждать о целях обучения.

Процесс обучения – это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) – это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, которые определяют характер ее жизнедеятельности.

Цели обучения имеют два аспекта: предметный и личностный. Предметный аспект – это овладение обучающими основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера. Кроме того здесь должно происходить формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Двойственный характер целей процесса обучения вызван самой структурой личности.

В нашей отечественной дидактике, вплоть до конца 50-х гг., при определении целей в процессе обучения учителя ориентировались в основном только на пересказ содержания учебников. Процесс в большинстве случаев носил догматический характер, а знания учащихся ограничивались определенным уровнем представлений об изучаемых явлениях. Известный философ Ильенков в свое время отмечал, что то, что мы называем знаниями, знаниями в буквальном смысле не являются.

Не меньшее внимание проблеме целей обучения уделялось и в начале 80-х гг. В этот период появилась плеяда известных педагогов-новаторов, как В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, Е.Н.Ильин, А.Ф.Иванов и др.

В результате в конце 80-х начале 90-х гг. в дидактике наметилось четыре основных типа целей обучения (М.В.Кларин):

1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но она не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию.

2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т.п.

3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальнее, эмоциональное, личностное и т.п.) сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать.

4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируются на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат.

Проблема постановки целей в дидактике получила название таксономия, что означает как бы систему целей по иерархии. Данное слово происходит от греческих слов taxis (расположение по порядку) и nomos (закон). Это понятие заимствовано из биологии, где одной из важнейших проблем является классификация растительного и животного мира (классы, виды, подвиды и пр.)

Таким образом, для управления познавательной деятельностью обучающий должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащийся ясно и четко понимал их смысл.

Необходимость такого характера постановки целей обучения объясняется особенностями познавательной деятельности, которая состоит из трех основных этапов: мотивационный, организационный и контрольно-оценочный. Каждый из этих этапов состоит, в свою очередь, из трех элементов. Мотивационный этап включает в себя потребности, мотивы и цели; организационный – объект, образец и операции; контрольно- оценочный – результаты, оценку и коррекцию.

Постановка целей в процессе обучения должна вызвать потребность достижения этой цели. Но для этого должен возникнуть мотив – ради чего обучаемый должен стремится к этой цели. Этот этап многими педагогами (по мнению некоторых специалистов около 90% учителей) как бы игнорируется. Процесс обучения начинается, как правило, со второго этапа: обучающий сразу предлагает тему занятия, дает образец, и учащиеся по образцу овладевают соответствующими операциями.

Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных действий (анализ, сравнение, составление, классификация, сравнение, выделение главного, систематизация фактов и т.п.

 



2018-07-06 941 Обсуждений (0)
Объект и предмет дидактики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект и предмет дидактики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)