Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика принципов обучения



2018-07-06 825 Обсуждений (0)
Характеристика принципов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Научность и связь с практикой, с опытом учащихся. Содержание данного принципа структурируется следующим образом:

а) содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук, т.е. такие вопросы, без знания которых немыслим выпускник современной средней школы;
б) содержание образования соответствует современным научным представлениям, оно не фальсифицировано, не искажено;
в) в процессе обучения школьники знакомятся с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, постановка опыта, эксперимент, описание и др.);
г) теоретический материал в процессе обучения сочетается с различными видами практических занятий; учащиеся узнают, какое практическое приложение находят теоретические знания, разрабатываемые наукой;
д) в учебной работе учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на новый, более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.

2. Преемственность и перспективность в обучении. В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Этот принцип обеспечивает систематические знания, умения и навыки по различным учебным предметам. Осуществить этот принцип помогают некоторые правила, как то:
▪ не переходить к изучению нового материала, пока не будет хорошо усвоен предыдущий. Это правило в последние годы подверглось пересмотру: в ряде случаев возможно и желательно так называемое опережающее обучение (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов);
▪ изучать новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему.
3. Наглядность и отвлеченность. Наглядность выступает как принцип, и как средство обучения. Психологическим основанием ее является признание того, что окружающий мир человек узнает и познает через ощущения и восприятия, в которых участвуют разные органы чувств (анализаторы). Следовательно, в процессе обучения надо воздействовать на все эти анализаторы: зрительные слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, температурные, болевые. Потом эти первичные ощущения переходят в “факт сознания”, в восприятия и будут подвергнуты осмысленно и переработке. Исследованиями психологов, педагогов и дидактов 70-90-х XX в. годов (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г. Фройденталь, М.Б. Волович и др.) существенно уточнено представление о наглядном обучении. В частности, установлено, что необходима встречная активность обучающегося в процессе восприятия наглядного материала и организация его деятельности. Наглядность необходима человеку для формирования теоретического мышления. В этом плане наглядность и отвлеченность представляют единство противоречий. В.В. Давыдов противопоставляет принципу наглядности принцип предметности. Принцип предметности означает точное указание “тех специфических действий с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, с другой — изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей” (материальных, графических, буквенно-словесных).
4. Конкретность и абстрактность обучения уточняет принцип наглядности и отвлеченности. Речь идет о насыщении знаний учащихся конкретным материалом. Это обеспечивается через чувственное восприятие окружающего мира. Затем материал анализируется, обобщается и абстрагируется. Есть и другой путь: изученный абстрактный материал может быть приложен к конкретному случаю. Такой подход взял за основу В.В. Давыдов при разработке теории развивающего обучения.
5. Сознательность и активность учащихся в обучении при руководящей роли учителя. Школьники усваивают материал осмысленно и сознательно относятся к учению. Знания, усвоенные без понимания сути материала, приводят к формализму. Учитель руководит сознательным усвоением учащимися учебного материала и формирует активное отношение к учению. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная осмысленность любого из этапов учебной деятельности может сделать этот процесс неуправляемым, вызвать отключение от выполнения необходимых учебных действий, овладение которыми является базой для следующих.

Традиционно толкуемому принципу сознательности В.В. Давыдов противопоставляет принцип деятельности. Эти значит, что школьники получают знания не в готовом виде, а сами “выясняют условия их происхождения” посредством “специфических действий преобразования предметов”. При этом в учебной практике учащихся “моделируются и воссоздаются внутренние свойства объекта, они и становятся содержанием понятия”.

6. Доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности.Доступность означает возможность учащихся воспринять учебный материал на данном уровне, так как для этого они уже достаточно подготовлены. Этот принцип требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Кроме того, при предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей. Обучение, оставаясь доступным, должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические усилия.
7. Принцип единства группового и индивидуального обученияпредполагает их

оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. Это означает, что наряду с групповыми формами

обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать

оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

8. Принцип продуктивности и надежности обучения. Важнейшие принципиальные положения, обеспечивающие самостоятельную ориентировку обучаемых, должны быть усвоены прочно. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Главный признак основательности - это сознательное и прочное усвоение наиболее фундаментальных идей, положений, понятий, категорий, понимание сущности изучаемых предметов, связей и отношений внутри них и между ними.
9. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемыхпредполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им. Каждому возрастному этапу развития соответствуют определенные сдвиги в психическом и личностном развитии. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.

10. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность. Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности.

11. Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Данный принцип выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости; он предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности. Это принцип связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе государства, о психологических

особенностях этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.



2018-07-06 825 Обсуждений (0)
Характеристика принципов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика принципов обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)