Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ.



2018-07-06 821 Обсуждений (0)
ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащегося , для чего применяется многократное повторение. На самом же деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали лишь основные понятия, фундаментальные, ключевые, а имея навыки рассудочной деятельности, они смогут самостоятельно обосновать новые понятия, объяснить факты и т.п.

Приведем пример. В четвертом классе учащимся был задан вопрос: «Чему равна длина окружности земного шара?» Никто никогда им ни о чем подобном не говорил. «Лес» рук и соответствующие ответы: миллион километров, сто миллионов, миллиард километров и т.п. Назывались самые большие числа, известные учащимся. Но один дал конкретный ответ 11000 км. На вопрос, почему он так считает, он ответил что когда-то учительница говорила, что протяженность нашей страны составляет 2200 км, он представил глобус и решил, что эта длина может уложиться пять раз, поэтому 2200 км он умножил на 5.Ответ совершенно неверный, но он ценен своими логическими рассуждениями для учащегося данного возраста.

Правила принципа доступности

1. Необходимо дать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать. Например учитель говорит: «это надо запомнить хорошо», «это надо запомнить навсегда» и пр. Такими установками как бы активизируется внимание учащихся и вызывает у них стремление запомнить соответствующую информацию.

2. Необходимо уметь «предотвращать забывание». Огромную роль при этом играют опорные сигналы (схемы). Например, при изучении Куликовской битвы на уроках истории учитель на доске чертит схему в форме щита, на котором слева схематически изображается войско орды в виде буквы «О», справа – основное русское войско как бы буквой «С» только наоборот, а над ней еще такая же буква «С» тоже наоборот) только меньших размеров (запасное русское войско). Вместе эти две буквы «С» будут изображать как бы цифру «3». В верхней части щита стрелка, направленная вниз (Дмитрий Донской), в нижней части щита изображение монгольской меховой шапки, которая изображает как бы цифру «8». Если учащиеся внимательно посмотрят на данную схему, то из нее видно, что битва происходила в 1380г. И эту цифру они никогда не забудут.

3. Более прочному запоминанию способствует и запись учащимися важнейшей информации, получаемой в процессе обучения. Даже, если все формулы, определения, даты и пр. есть в соответствующих учебниках, их желательно еще и записать, что позволяет осуществить дополнительную мыслительную операцию, лучше понять и осмыслить изучаемую информацию, а значит и лучше ее запомнить.

4. Прочности в овладении информацией в значительной мере способствует систематическое повторение («повторение – мать учения) Однако не всякое повторение дает соответствующий положительный результат. Оно не должно рассматриваться лишь только кК копирование пройденного. Повторять – это значит воспроизводить изученное с позиций новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями и т.п. Такое повторение будет способствовать формированию интереса к процессу обучения в целом.

5. Прочности в овладении информацией во многом способствуют различные формы самостоятельной работы учащихся.

Содержание образования в современной школе. Его основные компоненты.

 

Познавать, не размышляя – бесполезно.
Размышлять, не познавая, опасно.
Конфуций

1) Содержание образования - центральное понятие дидактики. Понятие образования. Основные подходы к определению понятия образования, обусловленные теорией содержания образования: материальная, формалистская, утилитаристская, личностно ориентированная

 

Содержание образования - один из компонентов процесса обучения, его понимают как систему научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьника и студента, формирование мировоззрения, морали и поведения, подготовка к общественной жизни. К труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. В зависимости от целей и характера подготовки учащегося различают общее, политехническое и профессиональное образование. Содержание образования в школах и других учебно-воспитательных учреждениях определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам. Содержание образования – это не только раздел дидактики, представляющий педагогически адаптированный социальный опыт, хотя в узком смысле дают именно такое определение. Содержание образования имеет более широкую интерпретацию - культуросообразная модель жизнедеятельности общества, которая не тождественна социальному опыту. Культура не есть то, что ждет своего усвоения и применения Содержание образования сопряжено с понятием образования.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем смысле - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. В понятие образования включены не только знания, умения и навыки как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобным. Таким образом, под понятием образования человека понимается следующее:

Образование -это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование можно представить в качестве целенаправленного триединого процесса, в котором выделяют три стороны: усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Таким образом, интересно отметить, что образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, а его содержание выступает в качестве средства развития личности и формирования ее базовой культуры.

 

Содержание образования -система знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Знания- результат познания наукой объективной действительности.

Умения- готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний.

Навыки – доведенные до автоматизма компоненты практических действий.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образованияопределяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы».

Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.



2018-07-06 821 Обсуждений (0)
ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (821)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)