Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы осуществления педагогического процесса в средней школе.



2018-07-06 463 Обсуждений (0)
Методы осуществления педагогического процесса в средней школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово "метод" в переводе с греческого ("methodos") означает путь к чему-либо. В настоящее время в педагогической науке существуют разные подходы к трактовке методов обучения. Одни специалисты рассматривали методы в качестве "совокупности ко­ординированных приемов преподавания" (С. А. Ананьев), другие как "путь, которые мы заранее намечаем для достижения целей образования" (Н. А. Шульман), третьи как "применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками" (М. А. Данилов). Достаточно распро­странено определение, согласно которому под методом обучения подразу­мевают способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности препода­вателя и учащихся, направленной на решение задач образования (Ю. К. Бабанский). В современной дидактике принято считать, что метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель, способ усвоения учебного материала, а также характер взаимодействия субъек­тов обучения.

С понятием "метод" связаны еще два понятия: "прием" и "средство". Считается, что прием — это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция — это метод обучения, а сообщение ее плана — это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала. Под средствами обучения понимаются приспособления, источники и носители учебной информации. К ним относятся учебники, учебные и наглядные пособия, карты, лабораторное оборудование, экранно-звуковые средства (диафильмы, кинофильмы, радио и телепере­дачи), компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, учебное оборудование на базе электронной техники.

Метод обучения — категория историческая. С изменением целей и содержания образования изменяются и методы обучения. Американский педагог К. Керр (1972) выделил четыре "революции" в области методов обучения. Первая состояла в том, что родители, обучавшие своих детей, уступили место профессиональным учителям, вторая заключалась в за­мене устного слова письменным, третья была ознаменована изобретением Книгопечатания. Сегодня, на наших глазах, происходит четвертая революция, которая связана с изобретением компьютера и его внедрение в процесс обучения (Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.1993. Т. 1. С. 566).

Самым древним методом обучения был репродуктивный метод, сущность которого заключалась в показе образца, многократного воспроизведения показанных действий и их усвоения в результате повторения. С появлением письменности, развитием книгопечатания получает развитие догматический или катехизный метод, когда преобладало механиче­ское заучивание наизусть тестов. Данный метод доминировал в школе в период средневековья. Поскольку учебная информация передавалась учителем с помощью устного, письменного, а позднее печатного слова (долгое время словесные методы были единственным способом передачи знаний учащихся). Позднее наряду со словесными методами получает распространение и другой способ познания: не с чужих слов, а через по­знание самих предметов, приобретение знаний на основе наблюдения. Методы обучения, основанные на наблюдении и познании самих предме­тов, стали называться обзорными. В конце XIX века кризис школы дал толчок поиску других методов обучения. Заметное место в обучении за­нял эвристический метод, который предполагал овладение школьниками под руководством учителя умениями самостоятельного поиска знаний. В первой трети XX века в отечественной (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий) и зарубежной школе (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) большое внимание уделяется "активным методам" обучения — исследовательскому, прак­тическому, лабораторному.

Структура метода.

Каждый метод как совокупная, целостная система приемов и способов организации обучающего познания, учебно-познаватель­ного взаимодействия педагогов и детей имеет свою структуру, состоящую из присущих ему компонентов. Вместе с тем сущест­вует идеальное представление о методе обучения, обобщенная тео­ретическая модель характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода. Суть этих характеристик в следующем:

· в педагогический и психологической целесообразности, функци­ональной определенности метода: рассказ используется в целях формирования в сознании детей последовательной цепи научных представлений; объяснение направлено на обработкулогических понятий; проблемная ситуация - на развитие мышления и т. д.;

· в направленности метода на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение взаимодействие в практической работе, слушание, воспроизведение, обсуждение, применение знаний;

· в соответствии методов возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жиз­ненного опыта;

· в соответствии методов индивидуальным возможностям, обще­
культурной, педагогической подготовке учителя, уровню его творческого методического развития;

· в соотнесении методов с характером содержания изучаемого материала: изучении, например, математических теорем, физиче­ских законов с помощью логического объяснения, а жизни живот­ных, растений путем эмпирических наблюдений;

· в соотнесении методов с этапом обучающего познания: исполь­зовании, например при восприятии новых знаний, прежде всего методов прямой иопосредованной передачи информации,

· в соотнесении методов с формой обучения: использовании,
например, на лабораторных занятиях кратких инструктажей, объяснений, а в организации самостоятельной работы - заданий по извлечению фактов, различных данных из книг и справочников;

· в соответствии методов своеобразию возникающей ситуации в
процессе обучения, когда, скажем, слабая подготовленность уча­щихся требует повторения рассказа или объяснения, а избыточная информированность позволяет воспользоваться собеседованием;

· во взаимосвязи и взаимодействии методов между собой, вклю­ченности их друг в друга: появлении в лекции элементов рассказа, иллюстраций, беседы, а в самостоятельной работе — конспектиро­вания, консультирования, творческих упражнений, самопроверки;

· в эффективности достижения качественных результатов в обу­чении и воспитании школьников в процессе обучения и творческого применения знаний, умений, навыков.

Все эти общие требования, характеризующие методы обучения, не исключают, а предполагают их индивидуальное своеобразие в живом, динамичном познавательно-обучающем процессе, которое будет раскрыто при их подробном описании

Функции методов.

Функции методов обучения обеспечивают обучающе-воспита­тельное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и свое­образие заключается в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми зна­ний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических но­вообразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллекту­альных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слу­ха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда — фундамента для осу­ществления непрерывного образования, для развития в них стрем­ления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях научно-технической революции. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях познавательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и вос­питания во многом зависит от того, насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с помощью методов обучения всех сущностных сил школьников про­буждает у них интерес к содержанию и проблемам учебной дея­тельности, обеспечивает успех в воспитании познавательной актив­ности.

Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействия учителя и учащихся коренятся в разнообразных методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно-педагогически преобразу­ются на основе предъявляемых к ним общих требований и явля­ются важнейшим механизмом осуществления процесса обучения, благодаря реализации их педагогических функций.



2018-07-06 463 Обсуждений (0)
Методы осуществления педагогического процесса в средней школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы осуществления педагогического процесса в средней школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)