Методы осуществления педагогического процесса в средней школе.
Слово "метод" в переводе с греческого ("methodos") означает путь к чему-либо. В настоящее время в педагогической науке существуют разные подходы к трактовке методов обучения. Одни специалисты рассматривали методы в качестве "совокупности координированных приемов преподавания" (С. А. Ананьев), другие как "путь, которые мы заранее намечаем для достижения целей образования" (Н. А. Шульман), третьи как "применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками" (М. А. Данилов). Достаточно распространено определение, согласно которому под методом обучения подразумевают способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования (Ю. К. Бабанский). В современной дидактике принято считать, что метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель, способ усвоения учебного материала, а также характер взаимодействия субъектов обучения. С понятием "метод" связаны еще два понятия: "прием" и "средство". Считается, что прием — это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция — это метод обучения, а сообщение ее плана — это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала. Под средствами обучения понимаются приспособления, источники и носители учебной информации. К ним относятся учебники, учебные и наглядные пособия, карты, лабораторное оборудование, экранно-звуковые средства (диафильмы, кинофильмы, радио и телепередачи), компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, учебное оборудование на базе электронной техники. Метод обучения — категория историческая. С изменением целей и содержания образования изменяются и методы обучения. Американский педагог К. Керр (1972) выделил четыре "революции" в области методов обучения. Первая состояла в том, что родители, обучавшие своих детей, уступили место профессиональным учителям, вторая заключалась в замене устного слова письменным, третья была ознаменована изобретением Книгопечатания. Сегодня, на наших глазах, происходит четвертая революция, которая связана с изобретением компьютера и его внедрение в процесс обучения (Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.1993. Т. 1. С. 566). Самым древним методом обучения был репродуктивный метод, сущность которого заключалась в показе образца, многократного воспроизведения показанных действий и их усвоения в результате повторения. С появлением письменности, развитием книгопечатания получает развитие догматический или катехизный метод, когда преобладало механическое заучивание наизусть тестов. Данный метод доминировал в школе в период средневековья. Поскольку учебная информация передавалась учителем с помощью устного, письменного, а позднее печатного слова (долгое время словесные методы были единственным способом передачи знаний учащихся). Позднее наряду со словесными методами получает распространение и другой способ познания: не с чужих слов, а через познание самих предметов, приобретение знаний на основе наблюдения. Методы обучения, основанные на наблюдении и познании самих предметов, стали называться обзорными. В конце XIX века кризис школы дал толчок поиску других методов обучения. Заметное место в обучении занял эвристический метод, который предполагал овладение школьниками под руководством учителя умениями самостоятельного поиска знаний. В первой трети XX века в отечественной (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий) и зарубежной школе (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) большое внимание уделяется "активным методам" обучения — исследовательскому, практическому, лабораторному. Структура метода. Каждый метод как совокупная, целостная система приемов и способов организации обучающего познания, учебно-познавательного взаимодействия педагогов и детей имеет свою структуру, состоящую из присущих ему компонентов. Вместе с тем существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода. Суть этих характеристик в следующем: · в педагогический и психологической целесообразности, функциональной определенности метода: рассказ используется в целях формирования в сознании детей последовательной цепи научных представлений; объяснение направлено на обработкулогических понятий; проблемная ситуация - на развитие мышления и т. д.; · в направленности метода на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение взаимодействие в практической работе, слушание, воспроизведение, обсуждение, применение знаний; · в соответствии методов возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; · в соответствии методов индивидуальным возможностям, обще · в соотнесении методов с характером содержания изучаемого материала: изучении, например, математических теорем, физических законов с помощью логического объяснения, а жизни животных, растений путем эмпирических наблюдений; · в соотнесении методов с этапом обучающего познания: использовании, например при восприятии новых знаний, прежде всего методов прямой иопосредованной передачи информации, · в соотнесении методов с формой обучения: использовании, · в соответствии методов своеобразию возникающей ситуации в · во взаимосвязи и взаимодействии методов между собой, включенности их друг в друга: появлении в лекции элементов рассказа, иллюстраций, беседы, а в самостоятельной работе — конспектирования, консультирования, творческих упражнений, самопроверки; · в эффективности достижения качественных результатов в обучении и воспитании школьников в процессе обучения и творческого применения знаний, умений, навыков. Все эти общие требования, характеризующие методы обучения, не исключают, а предполагают их индивидуальное своеобразие в живом, динамичном познавательно-обучающем процессе, которое будет раскрыто при их подробном описании Функции методов. Функции методов обучения обеспечивают обучающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключается в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических новообразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда — фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях научно-технической революции. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях познавательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с помощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у них интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в воспитании познавательной активности. Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействия учителя и учащихся коренятся в разнообразных методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления процесса обучения, благодаря реализации их педагогических функций.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |