Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третья подгруппа методов этапа усвоения-воспроизведения — диагностики и получения обратной информации.



2018-07-06 564 Обсуждений (0)
Третья подгруппа методов этапа усвоения-воспроизведения — диагностики и получения обратной информации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностика процесса обучения практически обеспечивается всей системой методов. Но существуют методы, главная цель ко­торых именно в диагностике. Извлечение обратной информации дает учителю сведения о состоянии знаний, умений, навыков уча­щихся, их развитии, позволяет корректировать их учение, уточнять и эффективно закреплять изученный материал.

Опросно-ответный методпредставляет собой способ обучающе­го обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Школьники в разнообразных формах учебной, трудовой, творче­ской деятельности специально воспроизводят свои знания, умения и навыки, качество которых анализируется и оценивается педаго­гом. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития школьников, закреплении их знаний. На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса обучения, организует систематический контроль за всей учебной деятельно­стью учащихся, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применя­ется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведе­ния фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Глубокий, с привлечением дополнитель­ного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается 5-ю баллами. Твердое знание материала в пределах программных требований — 4-мя. Неуверенное знание, с несуще­ственными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается 3-мя баллами. Наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оце­нивается отрицательно, отметкой 2. Наконец, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу. За активное учебно-познавательную деятельность на уроке, других формах занятий, а также за работу в течение дли­тельного времени на уроках ученик получает «поурочный балл», положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Обуча­ющее значение диагностики для учащихся заключается в создании обстановки, развивающей умственные силы, в углублении и од­новременном закреплении знаний в процессе их активного, особен­но творческого выражения. Опрос интенсивно совершенствует та­кие психические процессы, как память, воссоздающее и продук­тивное воображение, мышление, речь. Воспитательный результат диагностики проявляется в формировании важных качеств лично­сти: прилежания, самоконтроля, ответственности. Опросно-ответ- ный метод получения обратной информации, с учетом особенностей возрастного развития детей, используется на всех этапах обучения. Однако выражение оценки в отметках в работе с шестилетками нецелесообразно.

Метод контрольных проверочных работ позволяет диагностиро­вать состояние обученности учащихся на основе самостоятельного индивидуального, группового или коллективного выполнения ими устных, письменных, двигательных, трудовых и иных заданий по всем предметам учебного плана. Успех проверочной работы тесно связан с обязательным применением в ней суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом учителем. Полученная обратная ин­формация используется педагогом в целях коррекции собственной и учащихся обучающе-познавательной деятельности, обеспечения проверки и самопроверки. В контрольно-проверочных целях приме­няются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, из­ложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, черте­жей, подготовка докладов, рефератов. Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в богатстве обратной диагностической информации, дающей учи­телю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-про­верочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной, ответст­венной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Вос­питательное влияние метода выражается в формировании у школь­ников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-прове­рочные работы применимы в диагностике обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда глубоко осоз­нают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество исполнения ими работы.

Зачетно-экзаменационныйметод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся по заранее заготовленным вопро­сам, заданиям. Функции метода заключаются в том, чтобы уста­новить степень глубины и прочности усвоения изученного мате­риала, в организации интенсивной самостоятельной работы школь­ников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков. Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ: сбор дополнительной учебной информации по за­данной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, исполнение поделок в мастерских, написание реферата по прой­денному курсу. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным. Например, в зачет идет коллективная работа, когда урожай на учебно-опытном участке явился результатом группового или коллективного творчества.

Экзаменационный метод диагностики степени обученности ре­бят организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изучен­ного курса. Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что они дают возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации им всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мыш­ления, как систематизация, обобщение знаний, а также в со­вершенствовании устной и письменной речи. Воспитательное вли­яние зачетно-экзаменационной системы диагностики проявляется в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них доб­росовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, свое­временно мобилизовать свои силы, в пробуждении здорового са­молюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подрост­ками и старшеклассниками, находящимися на пороге зрелости интеллектуальных и нравственных сил.

Все рассмотренные подгруппы методов этапа усвоения-воспро­изведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способ­ностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего позна­ния и развития детской личности. Он подходит к своей высшей кульминационной точке — к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в учебную деятельность. К ме­тодам этапа воспроизведения-выражения относятся две подгруппы методов: учебно-творческие(самостоятельный поиск и оформление результатов, художественное исполнительство), учебно-критические(критический анализ результатов учебной деятельности, обучаю­щее рецензирование).

Методы учебно-творческого выражения.

Самостоятельный поискпредставляет собой метод обучения, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей ба­гаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультиро­вать их деятельность, оценивать и использовать в учебном про­цессе ее результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультатив­ных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о дли­тельных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому ос­мыслению исторических событий или литературно-критическим ис­точникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, ма­шин; вносят предложения по совершенствованию технологических процессов. Обучающий результат самостоятельного поиска прояв­ляется не только в приращении новых знаний, расширяющих об­щий и профильный кругозор школьников, но и в их взаимообучении за счет добывания каждым дополнительной информации, в овла­дении ими первичными исследовательскими навыками. Развиваю­щий эффект метода обнаруживается в активной любознательности, познавательном интересе ребят, в овладении исследовательскими методами мышления. Самостоятельный поиск успешно применя­ется в работе с учащимися среднего и старшего школьного воз­раста. Его огромное диагностическое значение состоит в том, что успех самостоятельного творческого поиска — наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Метод художественного исполнительстваорганизует совмест­ную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоцио­нального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения сво­его эстетического понимания, чувствования и отношения к дейст­вительности. Педагогическая функция этого метода состоит в том, чтобы углублять познание школьниками изучаемого материала, учить проникновению в эстетическую сущность явлений, выраже­нию своего идейно-эмоционального отношения к жизни, оформле­нию результатов деятельности «по законам красоты». Исполни­тельство как метод обучения применимо по всем предметам учеб­ного плана и проявляется в выразительном изложении мыслей, чтении наизусть, драматизации, декламации, грамотном пении, в использовании законов композиции и технических приемов рисо­вания, эстетическом выполнении письменных заданий в тетради, на доске; в изготовлении поделок в соответствии с современными эстетическими представлениями о формах предметов потребления; в культуре труда, эстетике движений и поведения. Обучающий результат художественного исполнительства проявляется в позна­нии детьми эстетической сущности изучаемых предметов и явлений, в умении сообразовать свою деятельность с художественно-эстети­ческими требованиями. Развивающий эффект обнаруживается в активизации у школьников эстетического восприятия, творческого воображения, эстетического чувства, способности художественно-образного мышления, в обогащении их личности способами худо­жественного выражения себя в поведении и труде. Воспитательное значение метода — в формировании у ребят художественного вку­са, иммунитета против безвкусицы и пошлости. Исполнительство воспитывает также такие качества, как дисциплинированность, прилежание, добросовестность и упорство. С учетом возрастных возможностей к художественному исполнительству должны приоб­щаться дети с самого раннего возраста. Однако в старших классах

- их необходимо подводить к пониманию требований исполнитель­ского мастерства в различных видах творческой деятельности. В диагностическом смысле в методе художественного исполнитель­ства для учителя на первый план выступает информация об уровне эстетического отношения ребят к учебному труду, необхо­димая в целях углубления гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Методы учебно-критического выражения.

Критический анализ результатов учебной деятельностиоргани­зует обучающее взаимодействие учителя и учащихся на основе совместного объективного анализа и оценки всеми участниками учебного процесса результатов учебной деятельности каждого школьника. Педагогическая функция коллективного анализа за­ключается в том, чтобы дополнить, углубить, исправить, скоррек­тировать, содержательно проконтролировать результат учебной де­ятельности детей. Это позволяет учащимся быть подлинными субъ­ектами обучения, превращает познание в творческий аналитиче­ский процесс, активизирует стимулирующую и контролирующую роль детского ученического коллектива. Критико-аналитическая оценка результатов учебной деятельности учащихся: их поделок, контрольных работ, рисунков, исполнения песен, физкультурных упражнений, поведения в обучающей игре — активно способствует усвоению всем коллективом изучаемого материала. Развивающий эффект метода — в интенсивном становлении критико-аналитического мышления учащихся. Систематическое участие ребенка в анализе деятельности своей и товарищей воспитывает у него такие нравственные качества, как прямота, критичность, решительность, принципиальность; стремление отстаивать свою точку зрения, про­являть наступательность в споре — все то, что формирует лич­ность. Критический анализ применим уже в работе с подростками, но в развитой форме педагогически наиболее эффективен при обучении старшеклассников. Диагностическое значение метода прежде всего в том, что он дает педагогу обильную информацию не только о состоянии обученности учащихся, но прежде всего о их становлении как личностей, способных жить и активно дейст­вовать в условиях демократии и гласности, критики и самокрити­ки.

Обучающее рецензированиепредставляет собой организацию учителем деятельности учащихся на высоком сложном уровне са­мостоятельного критического анализа и оценки работ товарищей, научно-популярной литературы, произведений искусства. Педаго­гическая функция рецензирования состоит в расширении источни­ков самостоятельного изучения детьми науки и искусства, в раз­витии у них умений и навыков самостоятельной оценки явлений общественного сознания. Метод реализуется с помощью заданий педагога школьникам по написанию рецензий на специально по­добранные статьи, произведения научно-популярной, а также дет­ской, юношеской, взрослой художественной литературы; передачи радио и телевидения; на кинофильмы, спектакли, художественные выставки. Широкого распространения заслуживают выступления учащихся с устными рецензиями на уроках, читательских кон­ференциях, факультативных занятиях. Обучающе-развивающий результат рецензирования проявляется не только в приращении у школьников новых знаний, но и в развитии сложного умения применять свои знания, убеждения в критическом анализе нового незнакомого материала, в совершенствовании способности критико-аналитического мышления. В воспитательном отношении метод способствует формированию в коллективе школьников обществен­ного мнения, гражданской ответственности за высказанные и от­стаиваемые взгляды и убеждения. Метод применим в работе с подростками и старшими школьниками. В диагностическом аспек­те рецензирование раскрывает учителю картину состояния лично­сти, наличия или отсутствия у нее убеждений, стремления ярко выразить себя. Оно также дает обильную информацию о ли­тературных способностях детей.

В заключение анализа методов обучения следует подчеркнуть, что:

— методы всех трех этапов обучающего познания (восприятия-ус­воения, усвоения-воспроизведения, воспроизведения-выражения)
взаимосвязаны между собой и в живом обучающем процессе всту­пают в активное, взаимодополняющее взаимодействие;

— общие методы обучения должны быть адаптированы, наполне­ны педагогическим содержанием в конкретных методиках обучения
тому или иному предмету;

— они обретают специфику в процессе преподавания науки, в изучении явлений искусства, в освоении трудовых процессов;

— эффективность методов возрастает, когда в методическом вза­имодействии учителей и учащихся используются технические
средства обучения, обучающие машины;

— в целях повышения обучающе-воспитательной эффективности методов обучения, их адаптации к собственной индивидуальности и особенностям детского коллектива каждый учитель создает из них свою, творческую, глубоко продуманную и прочувствованную
методическую систему.

Процессы обучения и воспитания представляют собою сложные системы взаимодействия: учитель — метод — знания, личный опыт общественных отношений — способы самовоспитания.

Учитель только тогда реально обучает и воспитывает, когда пробуждает внутренние силы ребенка, стимулирует его самодея­тельность. Для этого необходимо всю систему методов обучения и воспитания понимать и использовать как двуединство, обеспечи­вающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, разви­вающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию у ребенка. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель тщательно продумывают своюпедагогическую позицию, те методы преподавания и воспитатель­ного взаимодействия в единой системе, которыми он будет поль­зоваться в отношениях с детьми. При этом необходимо добиваться, Чтобы методы обучения, их система превращались для каждого школьника в систему методов самообучения, развития самостоятельной способности приобретения, переработки, анализа фактов, их обобщения, реализации непрерывного образования. Что каса­ется методов воспитания, то их система в ходе жизни должна трансформироваться для каждого школьника в надежные способы формирования, собственного нравственного сознания, форм пове­дения, развития способности нравственного мышления, анализа, обобщения, выбора и решения.

Педагог, какую бы работу он ни проводил с детьми, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обуче­ния и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педа­гогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих детей — один из важнейших каналов фор­мирования личности. Чем более четко работают эти каналы само­воспитания, тем более ребенок предрасположен к восприятию пе­дагогического воздействия. И чем менее ребенок присваивает пе­дагогические методы, переносит их в арсенал собственных спосо­бов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям.

Интересно знать:

По результатам американских исследований можно выявить “пирамиду обучаемости учащихся” и выявить эффективность отдельных её форм:

Лекция-монолог 5%

Чтение (самостоятельное) 10%

Аудио-видеообучение 20%

Показ (демонстрация) 30%

Дискуссионная группа

(обсуждение учебного

материала в малой группе) 50%

Практика в процессе деятельности 75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%



2018-07-06 564 Обсуждений (0)
Третья подгруппа методов этапа усвоения-воспроизведения — диагностики и получения обратной информации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третья подгруппа методов этапа усвоения-воспроизведения — диагностики и получения обратной информации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)