Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции проверки и оценки знаний и основные требования к контролю.



2018-07-06 3961 Обсуждений (0)
Функции проверки и оценки знаний и основные требования к контролю. 4.67 из 5.00 6 оценок




Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет четыре функции проверки и оценки знаний учащихся: контролирующую (диагностическая), обучающую, воспитывающую и развивающую. Главная функция контроля диагностическая, которая конкретизируется в зависимости от вида контроля

Контролирующая (диагностическая)функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащихся для определения возможностей их дальнейшего продвижения в изучении программного материала и служит средством контроля эффективности обучения методов и приёмов, применяемых учителем.

Обучающая функция требует такой организации проверки знаний, при которой осуществлялось бы самообучение и самоконтроль школьников, повторение ими материала при ответах одноклассников. Учитель и ученик должны получить качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель глубже понимает и оценивает программный материал с точки зрения познавательных возможностей учащихся

Воспитывающая функция заключается в приучении школьников к систематической, регулярной работе, выработке у них воли, дисциплинированности, ответственности. У учащихся формируется отношение к учёбе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности.

Развивающая функция подразумевает развитие мышления, памяти, воспитание нравственных и волевых качеств личности. Ученик получает возможность совершенствовать свой стиль работы в школе и дома, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы, класса), и наоборот.

2. Системность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

4. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя.

7. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

8. Оптимальность контроля, заключающаяся в такой его организации, при которой за небольшое время можно было бы выявить и оценить уровень знания у всех школьников.

Это обеспечит надёжность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Система проверки знаний в школе.

Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся. Очень важно, чтобы контроль, как это нередко наблюдается в практике работы школ, не сводился исключительно к проверке знаний учащихся путём простого воспроизведения полученной школьниками от учителя или из учебников информации. Должна происходить комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, проверка динамики его общего развития и – как результат – формирование общенаучных и специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.

Во второй половине ХХ века в отечественной школе закрепилась следующие виды системы контроля и проверки знаний:

Система контроля

виды

       
   
 

 


предварительный текущий повторный периодический итоговый

               
       

 

 


формы

фронтальный индивидуальный фронтальный контрольные р-ты контрольные р-ты

индивидуальный фронтальный наблюдение тест тест

письменные р-ты комбинированный зачёт зачёт

комплексный коллоквиум экзамен

письменные работы

Предварительная проверка знаний и умений используется учителем в начале учебного года в целях выявления опорных знаний и умений учащихся на момент начала занятий, которые им будут необходимы при изучении учебного предмета в текущем году. Это, например, проверка знаний учеников в начале учебного года после летних каникул. Предварительную проверку проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся

Текущая проверка знаний и умений проводится на каждом уроке, тем самым обеспечивается её систематичность и регулярность. Этот вид проверки является необходимым компонентом учебного процесса при объяснении, закреплении, повторении материала. Преподавательская деятельность может быть успешной в том случае, если учитель опирается на имеющиеся у школьников знания. Текущая проверка позволяет выявить эти знания и на их основе строить учебный процесс. Многие трудности объясняются отсутствием достаточной связи между новыми знаниями и теми, которые ученик имеет.

Текущая проверка проводится в форме опроса в специально отведённое время, проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы. Иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения или закрепления для воспроизведения имеющихся знаний. В других случаях в форме наблюдения за познавательной активностью учащихся, их желанием работать на уроке, их работоспособностью, за проявлением самостоятельности в умственных действиях и в поведении или избирательной проверке качества выполняемых упражнений и другой учебной работы у отдельных учащихся.

Сочетание различных форм текущей проверки позволяет активизировать воспроизводящую познавательную деятельность учащихся.

Параллельно с изучением нового материала может проводиться повторнаяпроверка. А вот контроль за усвоение всей темы обеспечивает периодическаяпроверка, которая проводится после изучения логически завершённой части, раздела программы или периода обучения. Этот вид проверки имеет большое значение для систематизации материала. На уроке за короткий промежуток времени нужно задать такие вопросы или предложить такое задание, в которых учащийся увидел бы основное содержание темы, основные идеи. В этом смысл периодической проверки.

Итоговая проверка проводится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень. Её значение в том, чтобы дать правильную объективную оценку достигнутым успехам ученика, уровню его развития. Учитываются все аспекты учебной деятельности. Если текущая и периодическая проверки знаний сосредотачивали внимание на овладении отдельным учебным предметом, то итоговая проверка представляет собой в совокупности результаты всех учебных дисциплин.

Преимущества и недостатки усвоения отдельного предмета глубже выявляются с точки зрения общих итогов успеваемости школьника. Становится очевидным, какие стороны в учении школьников требуют дополнительных усилий учителя. Однако итоговая оценка – не среднее арифметическое всех отметок, полученных учеником за этот период. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения школьником знаниями, видеть неудачи и промахи, замечать успехи и достижения.

Главное в итоговой оценке знания – поверить логику усвоения материала, зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Ученик может не вспомнить отдельные события, явления, но он должен видеть систему в содержании учебного предмета, понимать взаимосвязь идей, понятий, фактов.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учеников. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, постольку требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии ученика может быть разной по форме.

В связи с этим различают устную, письменную и практическую формы проверки учебных достижений учащихся.

В зависимости от дидактических условий определяются методы, с помощью которых та или иная форма проверки позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве процесса и результатах обучения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, контрольные работы, дидактические тесты, лабораторные работы и другие методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля).

Наибольшее распространение в отечественной школьной практике получил устныйконтроль знаний, который широко применяется на протяжении всего периода обучения в школе (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы сообщения об опыте и пр.). Он помогает поддерживать контакт с учениками, следить за их мыслями и действиями, корректировать их ответы.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно. В лексике учителей это называется опросом. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства. В. Шаталов ввёл ответ учащихся в магнитофон с последующим прослушиванием и оценкой учителя.

Вместе с тем это наиболее трудная форма проверки знаний и умений. Успешность его проведения во многом зависит от подготовки учителем формулировок вопросов и от того, как ученики подготовили домашнее задание. Вопросы можно уточнять. При этом желательно ставить вопрос таким образом, чтобы ответ на него не исчерпывался ответом одного ученика, а вызывал хотя бы краткую дискуссию, обсуждение, спор.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, письменные ответы на вопросы, эссе, реферат и пр.) более экономичен во времени, даёт возможность за относительно небольшой отрезок времени выявить глубину и всесторонность уровня подготовки всего класса и отдельного ученика, однако требует много времени на проверку. В письменных работах ученику нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно выстраивать свой текст и излагать его, давать оценку произведению, проблеме, эксперименту.

В школах стран Запада предпочтение отдаётся письменным формам контроля знаний, которые являются основными как при текущей, так и при итоговой проверке. Наибольший удельный вес занимают работы творческого характера – рефераты, сочинения, темы, эссе проекты, очерки. Эти работы пишутся на экзаменах по предметам гуманитарного и общественного цикла (история, география, обществоведение и др.). Устная проверка знаний считается вспомогательным средством проверки знаний, и оценки в ходе проверки не ставятся. Считается, что устный контроль не обеспечивает должной объективности и беспристрастности.

В рамках каждого вида проверки знаний и умений могут быть использованы разнообразные формы. Основными формами проверки знаний и умений учащихся являются индивидуальный (опрос одного ученика), фронтальный (опрос нескольких учеников), комбинированный (один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на карточке и т. п.) опрос, контрольная и проверочная работа, самостоятельная работа, практическая работа, тестовый контроль, зачёты, экзамены, итоговые конференции и др. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но даёт более поверхностное представление об усвоении ими знаний. В школьной практике широко используется комплексная проверка (общая оценка, выводимая по результатам выполнения различных видов работы: ответы на вопросы, дополнения к ответам товарищей, домашнее задание т. п.).

В отечественной школьной практике наибольшее распространение получили следующие формы проверки и оценки усвоенных знаний: контрольная работа, зачёт, экзамен, коллоквиум, тест.

Контрольные работы отличаются большим разнообразием. Они бывают классные и домашние, письменные (диктант, сочинение, изложение), графические (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, таблицы), и практические (лабораторные опыты, исследования, измерения, трудовые операции в мастерских), текущие и экзаменационные.

Существует ряд требований к проведению контрольных работ. Наиболее важные:

1. Проведение контрольной работы при условии, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися.

2. Необходимо предупредить заранее учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку (подготовительный этап, инструктаж, время на выполнение).

3. В школе должно быть наличие специального графика проведения контрольных работ в отдельном классе с целью недопустимости проведения в день в одном классе нескольких контрольных работ, а также проведения их на последнем уроке или в конце недели.

4. Обеспечение самостоятельного выполнения учащимися работы: подбор различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами.

5. Посильная и разумная степень сложности, а также включение таких вопросов, которые требуют от учащегося проявления сообразительности и творчества.

6. Работы должны быть объективно оценены, должен быть проведён анализ качества их выполнения, классификация допущенных учениками ошибок с последующей работой по устранению пробелов.

 

Выполнение практических контрольных работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду прежде всего проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и пр. Указанный метод чаще используется в профессиональной школе, где применяются практически ориентированные контрольные задания.

В советской школе в 1959 году была введена такая форма итогового и периодического контроля как зачёт.Зачёт может проводиться как индивидуальное или групповое собеседование и является наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определённый период обучения с целью закрепления и обобщения полученных теоретических знаний и практических навыков. Оценка после зачёта может выставляться либо дифференцировано (дифференцированный зачёт), либо унифицировано (традиционный зачёт), когда все учащиеся оцениваются единой отметкой «зачтено».

Экзамены в практику работы советской школы были введены в 1932 году. С тех пор порядок проведения экзаменов в школе и их количество неоднократно менялись. В 1956 году было принято решение об отмене переводных экзаменов в 4 – 9 классах, о сокращении количества экзаменов в 8-ом классе. В 80-е годы в советской школе экзамены проводились в 8-ом (русский язык устно и письменно, математика устно и письменно) и в 10-ом классах. В 10-ом сдавались семь экзаменов: по литературе (письменно и устно), алгебре, физике, химии, истории и обществоведению, иностранному языку. В аттестат вносилась итоговая оценка, выводимая после сдачи экзаменов с учётом годовой. Сегодня школьники сдают четыре экзамена в 9-мо классе и четыре - в 11-ом классе.

Экзамен как способ проверки знаний вызывает неоднозначную оценку как педагогов, так и учеников. Отмечаются два главных недостатка экзамена с традиционным выбором экзаменационных билетов учащимися. В «вытягивании «удачного/неудачного билета есть элемент случайности («экзаменатор-лотерея»). Сгладить этот недостаток даёт возможность спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. Кроме того, в отечественных школах в настоящее время по желанию ученика используется экзамен не только по билетам, но и по реферату, написанному заранее и защищаемому учеником, а также свободная беседа по всему курсу. Второе – экзамен является в известной степени стрессовой ситуацией для экзаменующегося, часто блокирующей его интеллектуальные возможности. Однако человек всю жизнь в процессе своей деятельности подвергается проверке и оценке, поэтому и учащиеся должны быть готовы к контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную, что и свойственно большинству экзаменующихся. Поэтому экзамен остаётся эффективной формой проверки знаний, умений, развития мышления, сформированности взглядов, отношений, оценок.

В учебном процессе используются и такие формы контроля как коллоквиумы.(лат., - разговор, беседа). Они проводятся как собеседования по некоторым вопросам учебного курса. Круг вопросов для собеседования определяется преподавателем заранее, учащимся сообщается основная и дополнительная литература. Коллоквиум призван выявить, как работают учащиеся по изучению вопросов, что прочитали, как поняли, какие трудности встретили при изучении поставленных вопросов.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Учитель практически наблюдает ученика всегда во многих ситуациях. Ситуация текущей и периодической проверки позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учёбе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдения не фиксируются в специальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

Сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения являются дидактические тесты. Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизованных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Согласно классификации по различным компонентам развития и формирования личности различают тесты для определения:

o умственного развития;

o специальных способностей в различных областях действительности;

o различных качеств (черт) личности (память, мышление и т. д.);

o уровня воспитания (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

 

Самые первые образцы тестов появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов XX-ого столетия. В школе стран Запада тесты традиционно являются основной формой контроля знаний. В США тесты используются в начальной и средней школе. Особое значение имеют тесты, предлагаемые в выпускных классах (11-12) американской школы. В большинстве штатов США используется тест SAT-1, выполняющий роль школьного выпускного экзамена. Данный тест включает вопросы по математике (60) и вопросы вербального характера (75). Время на тестирование строго ограничено (в среднем три часа). При неудовлетворительных результатах тест можно сдать повторно. При этом число попыток не ограничивается, но все они скрупулезно фиксируются компьютером. Рассматривая заявки абитуриентов на поступление, престижный университет берёт во внимание не только результаты тестирования, но и число предпринятых попыток. Не очень высокий результат тестирования и неоднократная сдача тестов немедленно влечёт за собой отказ в поступлении в престижный университет, который не заинтересован в слабых абитуриентах. Помимо теста SAT-1 в США используются и другие тесты, например, ACT, который оценивает уровень подготовленности к поступлению в университет. В 1994 году для учащихся выпускного класса школы в США был введён тест SAT-2, включающий тестовые вопросы по дисциплинам общественного, естественно-математического циклов и иностранным языкам (испанский, немецкий, китайский, японский, иврит, латынь). Его прохождение – дело сугубо добровольное, но ряд вузов требует сертификат о его прохождении. Сдача данного теста добавляет выпускнику шансов на поступление в университет.

В СССР тесты получили распространение в 20-30 годы XX века. На основе американских тестов тестовая комиссия Института методов школьной работы в 1925 году разработала и выпустила стандартизованные школьные тесты для измерения умственного развития школьников, определения степени владения ими навыков чтения, письма, счёта. Постановлением ЦК ВКП(б) 30-х годов наложили официальный запрет на использование тестов в школе и исследовательская работа в этом направлении была прекращена. Тестирование считалось вредным, так как на его основе происходит селекция учащихся и ограничение возможностей его развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта (IQ). К применению тестирования в отечественной школьной практике вновь вернулись в 90-е годы. Особенно широко тесты использовались при определении степени готовности ребёнка к школе с целью определения типа учебного заведения, профиля обучения. Некорректное использование тестов приводило к ошибочным выводам и прогнозам.

В Республике Беларусь централизованное тестирование стало проводиться с весны 2001 года. В 2005 году централизованное тестирование проводится по восьми предметам. Причём, при поступлении в вузы в 2005 году все абитуриенты сдают два обязательных экзамена в форме централизованного тестирования, а некоторые вузы и факультеты БГУ на первый курс будут зачислять абитуриентов только по результатам централизованного тестирования.

В целях возможности использования результатов тестов в учебных заведениях с различными шкалами оценок специалистами были разработаны шкалы перевода тестовых баллов в пяти-, шести-, десятибалльные шкалы отметок.

Разработка тестов – дело специалистов. Если вначале за основу брались российские тесты, то сейчас тестовые задания разрабатываются в республике.

Требования к тестам:

§ относительная краткосрочность (не требуется много времени на ответы);

§ однозначность;

§ правильность;

§ относительная краткость;

§ информационность;

§ удобство для математической обработки;

§ стандартность.

Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Необходимо, чтобы тест отвечал следующим критериям: действенность, надёжность, дифференцированность. Действенность(валидность, показательность) означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Это полная, всесторонняя проверка, в ней пропорционально представлены все элементы изучаемых знаний, умений и навыков. Надёжность теста означает, что он показывает стабильно устойчивые результаты неоднократно, в сходных условиях. Дифференцированность (различимость)– возможность выявления степени усвоения знаний. умений и навыков различными категориями учащихся.

 

Любые контрольно-проверочные задания (вопросы, тесты, задачи и т. д.) позволяют выявить полноту, глубину, действенность и гибкость усвоенных знаний по контрольной теме. В книге Казимирской И.И. и Торховой А.В. «Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике» приведена следующая таблица, которая может оказать существенную помощь в ходе составления (проектирования) контрольно-проверочных заданий:

Критерии усвоения знаний Содержание критерия Контрольно-проверочные задания
Полнота Способность наиболее полно представлять все существенные характеристики изучаемого вопроса что такое...? как называется...? каков состав...? дай определение... опиши то-то и то-то... охарактеризуй... допиши... выбери все, что... и т. д.
Глубина Способность выявить причины, проследить следствия, обосновать истинность знания, выстроить признаки знания в иерархии почему…? какова связь…? в чём причина..? опиши следствие того-то… опиши обратные следствия... представь в иерархии от существенного - к менее существенному... выстрой признаки от более общего - к менее... и т. д.
Действенность Способность применять в заданных условиях объясни… обоснуй, докажи... опровергни... выбери правильное решение... реши... построй, предложи... продемонстрируй... примени… создай... пронаблюдай... и т.д.
Гибкость Способность подвести теорию под факты; конкретизировать теорию примерами; сравнивать по сходству и различию; применять в нестандартных условиях. приведи свои примеры... подведи под эти факты теорию... сравни то-то и то-то (выдели основание)... реши проблемную задачу... найди... предложи свое оригинальное... модифицируй... предскажи... упрости... и т. д.

 



2018-07-06 3961 Обсуждений (0)
Функции проверки и оценки знаний и основные требования к контролю. 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Функции проверки и оценки знаний и основные требования к контролю.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)