Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность технологического процесса обучения



2018-07-06 456 Обсуждений (0)
Сущность технологического процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

 

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

 

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

 

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

В настоящее время под педагогической технологией можно понимать последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий). Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий

специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый

практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с

целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и

учащихся.

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то

педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и

внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих

принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность

педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики

преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения

(дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет

наиболее существенные признаки таких технологий:

 

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее

лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно

различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций

выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму

конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на

договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации,

оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического

общения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны,

воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых

результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические

процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения

результатов деятельности.

Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Г. К. Селевко выделяет следующие критерии технологичности учебного процесса в средней школе:

1) Концептуальность (обоснованность технологии на какой-либо теории: философской, психологической, педагогической ).

2) Системность (которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов учебного процесса, структурированностью учебного материала).

3) Управляемость (возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся).

4) Эффективность (предполагающая достижение запланированного результата с оптимально затраченными средствами и временем на обучение)

5) Воспроизводимость (передача и заимствование технологий другими педагогами)

 

 

Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочивания и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как, целостную полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложная самоорганизующая система, то целесообразнее вести речь а педагогических технологиях как о технологии профессиональной деятельности педагога. В связ с этим выделяют три основания, по оторым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:

1) реализация базовых процессов образования (обучение, воспитание, подгатовка);

2) управление деятельностью; (организация пед. деятельности и процесса обучения)

3) профессиональные функции педагога. (трансляция, исследовательская, коммуникативная и т. д.)

Тогда педагогические технологии – это технологии профессиональной деятельности педагога.

Личностно-ориентированное развивающее обучение.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконинаи В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

 



2018-07-06 456 Обсуждений (0)
Сущность технологического процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность технологического процесса обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)