Примеры практических заданий
1. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ЦЕЛИ: выработка умений анализировать педагогическую ситуацию, формулировать воспитательную проблему и ставить задачу, определять средства и методы решения, определять критерии и показатели эффективности решения и способы их обнаружения. ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: индивидуальная работа каждого студента с представлением отчета - «защиты» в устном или письменном виде; работа в паре, мини-группе, в групповой дискуссии с элементами мозгового штурма. «Защита» решения - это рассказ, обоснование решения, которое обсуждается в группе. Решение задачи осуществляется по алгоритму из двух блоков: 1. Анализ педситуации, куда входит осмысление поступков, мотивов, целей, состояния участников, определение проблемы, постановка воспитательных задач. 2. Проектирование воспитательных воздействий, то есть дел с учащимися, методов, форм, прогнозирование результатов в виде показателей воспитанности (описание желаемого поведения), указание способов их проверки. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТА: понимает поступки, мотивы, цели учеников, формулирует проблему и ставит задачи, предлагает средства и методы решения, предвидит результаты и способы их решения, опирается в решении на психолого-педагогические знания. ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. Описание ситуации: Пятый класс. В свободном общении ученики грубы друг с другом, толкаются, ставят подножки, дерутся, обращаются по фамилии или кличке, не слышат друг друга в разговоре. Некоторые возмущаются, но часто капризным жалующимся тоном. На уроках часто шум безделья или тишина непонимания. Анализ и решение. Поступки учеников носят ситуативный характер. Свое поведение они не регулируют. Основная потребность - движение и игра, но играют и общаются бессодержательно, потому что низок уровень интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферы, деловых и межличностных отношений. Главный мотив поведения - удовольствие от игры, не требующей напряжения ума или чувств. В учении они не видят для себя смысла, поэтому учатся под нажимом или бездельничают. Проблемы могут быть названы такие: не сформирована культура общения, не развиты познавательные интересы. Главные задачи можно сформулировать так: 1. Формировать самосознание, представление о себе как о члене группы и уважение к личности другого. 2.Вырабатывать умение играть, учиться вместе, взаимодействовать. 3. Формировать познавательные интересы, любознательность, умение видеть, удивляться, думать. Пути решения. Используется комплекс методов и форм. Ряд бесед о навыках общения, тренинг общения, организация совместных походов, экскурсий, праздников, игр. Предполагаемые результаты: ученики содержательно общаются, умеют слушать друг друга, взаимодействовать, интересуются не только учебными предметами, но и историей, литературой, искусством, современной жизнью общества. Способы обнаружения: наблюдение, беседы и другие диагностические методики (проективные тесты).
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТНРАТУРЫ Задание для осуществления самостоятельной творческой работы даем на самом первом занятии - рекомендуем выполнить педагогический анализ детской литературы. Для прочтения и педагогического анализа предлагается детская художественная литература, произведение, где описывается взаимодействие детей и взрослых (по выбору студента). Цель работы: выработка умений анализировать педагогическую ситуацию, формулировать воспитательную проблему и ставить задачу, определять средства и методы решения, определять критерии и показатели эффективности решения и способы их обнаружения, через художественную литературу познакомить студентов с миром детства, анализируя ситуации осознать и пережить различные эмоциональные состояния ребенка и взрослого, дать им свою оценку. Суть и содержание работы: студентам предлагается выписать из выбранной ими книги по несколько цитат, раскрывающих или иллюстрирующих каждое заданное вопросом направление рассуждения и написать свои комментарии описанной ситуации. Важно, чтобы студенты, анализируя ситуации из книги, описали свое отношение, эмоционально-чувственную реакцию и осознанную оценку поступков детей и взрослых. Это способствует пониманию мира ребенка, взаимопониманию взрослых и детей, косвенно накапливается опыт решения сложных педагогических ситуаций и интерес к педагогической деятельности, развиваются умения в работе по анализу литературы. Эта работа позволяет увидеть студентам взаимодействие взрослых и детей с точки зрения ребенка, а оценить с позиции взрослого, помогает понять детские впечатления, переживания, их оценку происходящего, подумать над своим выходом из описанной ситуации. Примеры педагогических ситуаций (положительных и отрицательных) и их анализ способствует возврату к переосмыслению теоретических знаний – общепедагогических и нравственных, и подключению эмоционально-чувственной сферы. Источники и вопросы для выполнения работы. Произведение для анализа из предложенного списка или по выбору студента: М.Твен «Приключения Тома Сойера и Г. Финна» В. Драгунский Денискины рассказы Н.Носов Рассказы Вл. Крапивин Всадники на станции Роса. Мальчик со шпагой. Оруженосец Кашка. Журавленок и молния. Колыбельная для брата. и др. В. Распутин Уроки французского А.де-Сент Экзюпери Маленький принц А. Гайдар Тимур и его команда. и др. Ю.Дружников Подожди до 16. Пощечина. Уроки молчания. Учитель влюбился. Как избавиться от клички. Каникулы по-человечески. и др. Парр Мария Вафельное сердце. Пеннак Даниэль Собака Пес. Санаев Павел Похороните меня за плинтусом. Вопросы (направления) для анализа: 1.Проявление особого детского восприятия жизни. 2.Детские хитрости, шалости непредсказуемые повороты в поведении детей и причины их вызывающие. 3.Моральные ценности в детском понимании (чем дорожат, что ценят в людях, на чем основывается дружба и т.д.). 4.О чем и как дети спорят. 5.Что дети ценят во взрослых. 6.Что детям не нравится во взрослых, за что обижаются. 7.Педагогически верные поступки взрослых. 8. Педагогические ошибки взрослых по отношению к детям.
Для анализа можно предложить как эти, так и другие вопросы по выбору преподавателя. По минимуму – вопросы № 1, 3, 7, 8. Выдав задание, необходимо сразу определить срок сдачи работ и объем. Объем не должен быть слишком большой – 3-5 цитат по каждому разделу и краткий комментарий (0.3-0.5 страницы). Время для выполнения задания – 1месяц. При необходимости можно обращаться к преподавателю на консультацию. Работа выполняется письменно и сдается преподаватель в назначенный срок.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |