Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Военная организация Донского казачества



2018-07-06 1900 Обсуждений (0)
Военная организация Донского казачества 0.00 из 5.00 0 оценок




Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Донское казачье войско — первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времен Донское войско делится: казаки "верховые" и "низовые".

Донское войско размещается на территории, называвшейся Областью Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкой областей Украины.

Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).

В системе казачьего самоуправления рациональным образом сочетались традиции славянского веча с заимствованными у кочевников-степняков формами военной организации, основанной на приоритете принципа единоначалия. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, сложилось на традициях самоорганизации и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении неписаных норм казачьей жизни. У казаков в отличие от русских общин дальнейшее развитие получают демократические принципы самоуправления, складываются законодательные и исполнительные органы власти, разделенные по вертикали.

В этот период складывается и система военной организации казаков, которая включает атамана, куренной штаб войска: помощников-есаулов и старшин. Войско делилось на морское (судовое), конное и пешее. Казачьи подразделения делились на десятки, полусотни и сотни, познее - на полки. При этом возникла традиция: в состав полусотни и сотни включать казаков из одного городка или станицы, хорошо знавших друг друга или являвшихся «односумами», т.е. входивших в группы по 6 - 10 - 20 человек и живших единой артелью - «сумой». Из 4 - 5-ти сотен складывалось полковое объединение. Данная военная организация, имевшая традиции заимствования военной системы восточноазиатских кочевников и элементы славяно-русской модели в основе своей просуществовала до конца XVIII века.

Войсковые атаманы выбирались из числа наиболее уважаемых казаков и заслуженных воинов. На Дону атаман жил в главном городке Войска. В конце XVI в. - в «Стыдном имени» - главном городке низового Войска Донского, после Смуты до 1637 г. - в Монастырском городке - главном во всем Войске, с 1637 по 1642 г. - в Азове, с 1642 по 1644 г. - в Раздорах, с 1644 г. - в Черкасском. В Терском же войске главным городком в XVII в. считался тот, где жил избранный атаман. Власть войскового атамана была не слишком велика, и он мог быть в любое время смещен Войсковым Кругом. Но, как правило, войсковые атаманы умели выражать казачьи интересы и поэтому пребывали на своем посту довольно долгое время. Они возглавляли казаков в отдельных сухопутных и морских походах, созывали Войсковые Круги, принимали на них московских посланников и посланцев других государств.

На Войсковом Круге избирали также помощника войскового атамана - войскового есаула и войскового дьяка. Войсковой есаул помогал атаману в созыве кругов и замещал во время его отсутствия. Войсковой дьяк властью не располагал, но влияние его было весьма значительным, поскольку он из числа самых грамотных и опытных казаков, руководил войсковой канцелярией и ведал всей перепиской войска, из которой наибольшее значение имела переписка с Москвой и соседними государствами.

Поэтому в отдельных случаях они могли в этой переписке выражать свое личное мнение, иногда не полностью совпадавшее с мнением большинства казаков. Так, в период пребывания Войска Донского в Азове, войсковой дьяк Федор Порошин в переписке с русскими властями высказывал мысль о необходимости присылки в Азов на помощь Войску царских ратных людей, с чем решительно не были согласны многие казаки. Но, как правило, войсковые дьяки не выражали своего особого мнения и выполняли волю Круга.

Войсковой Круг на Дону играл одновременно и роль высшего судебного органа. Суд руководствовался нормами войскового права, которое было неписаным и признавалось русским правительством. Оно отличалось суровостью даже по сравнению с русским правом ХVI - ХVII в.в.

Войсковое право было одним из важных признаков суверенитета казачества в XVII в. и одним из средств регулирования отношений в казачьей среде.

Так вырабатывалась система казачьего Войскового присуда, который в широком смысле предполагал наличие правомочий Войска Донского, его протогосударственного, административного статуса, а в узком смысле - реальное осуществление судопроизводства на основе норм обычного права и вырабатывавшихся в ходе работы круга прецедентов. Именно поэтому в Войске со временем формируется структура исполнительной «казачьей номенклатуры» старшин (бывших есаулов, атаманов, войсковых дьяков, писарей, толмачей) и Совета стариков, чётко определявших и фиксировавших нормы обычного, договорного и прецедентного права в ходе деятельности Войсковых Кругов.

Во взаимодействиях с Российским государством важнейшим правовым источником были жалованные грамоты московских царей Войску Донскому, а также «разменные» грамоты казаков с азовскими турками. Так шло формирование Войскового права, которое явилось результатом длительной эволюции казачьей общины, служило интересам каждого члена общины и Войска.

Судебная власть находилась в подчинении Войскового Круга, станицы, хутора. Здесь широко применялись и примирительные досудебные процедуры. Примирением занимались местные атаманы, старшины или авторитетные старики. Своеобразной формой был - самосуд, особенно над ворами и конокрадами. Суд станичного Круга рассматривал гражданские дела и часть уголовных дел, относящихся к его компетенции. Частная судебная власть осуществлялась на Дону в двух видах: в виде традиционного станичного суда стариков, и, позднее, в виде семейного суда. Подобная практика сложилась в начале XVII-го века, до этого времени казаки практически вели безбрачный образ жизни.

Таким образом, своеобразная военно-патриархальная «казачья демократия» ХVI-XVII вв. была всё же более широкой, чем демократия русских северо-западных городов - Новгорода и Пскова, где весьма значимой оставалась роль боярской аристократии, а в вечевых собраниях могли участвовать только жители главных городов, но не «пригородов» всей обширной Новгородской земли и небольшой земли Псковской.

Однако следует констатировать, что казачья военно-демократическая модель управления была при этом весьма неустойчива: она не выработала механизмов своей защиты и могла существовать лишь при отсутствии острых внутренних антагонизмов в казачьей среде, и внешних ограничений со стороны более сильных государств-соседей. Когда, после принятия Соборного уложения 1649 г., усилился приток беглых в казачьи городки, и увеличилось в связи с этим количество казачьей и неказачьей голытьбы, казачья круговая демократия, вступила в полосу своего кризиса.

 



2018-07-06 1900 Обсуждений (0)
Военная организация Донского казачества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Военная организация Донского казачества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1900)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)