Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль церкви в жизни населения в XVI – первой половине XVII вв.



2018-07-06 455 Обсуждений (0)
Роль церкви в жизни населения в XVI – первой половине XVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выражения национальных чувств и борьба за собственную народность в условиях власти католической Литвы и Польши происходили для украинского в форме защиты религии отцов и дедов - православия. Национальное сознание, пронизанное духом русской веры - православия, a значит, и русской народности, особенно бурно проявило себя после Люблинской унии, когда Речь Посполитая начала наступление на украинские земли.

В то время, когда национально-религиозный вопрос приобрел особую остроту, украинская православная церковь переживала состояние глубокого упадка. Не выдержав татарского надругательства, бежал из Киева в Москву украинский митрополит. Великие литовские князья возобновили митрополичью кафедру в Киеве, но взяли ее под свою власть. Теперь православной церковью занимался князь-католик, который за деньги раздавал под управление православные округа - епархии. Каждый мог купить должность - от священника до епископа.

В Украине распространялись идеи Реформации: появились протестантские общины кальвинистов, лютеран, последователи социниан и гуситов. Особенно много протестантов-социниан было на Волыни, где они имели даже собственные школы. Но под ударами контрреформации и благодаря деятельности ордена иезуитов реформационные процессы в Польше и Литве были остановлены. Одержав победу, католики перешли к обращению силой в свою веру и православных.

Православные украинские не смогли в это время ни противопоставить воинствующим католикам хорошо организованную церковь, ни интеллектуально защищать веру, ибо образованная и богатая прослойка украинского народа на конец XVI в. почти вся приняла католичество, верно служила королю и костелу, на бедных братьев украинских смотрела как на мужиков, а на их веру - как на мужицкую. Только единицы из украинских князей и магнатов остались верны православию. Это князья Григорий Ходкевич и Константин Острожский, которые приложили много усилий к защите украинской культуры, к развитию образованности среди православных. Князь Константин Острожский, «некоронованный король Украины», в замке в Остроге открыл типографию и основал школу, получившую признание академии. Но когда в 1608 г. он умер, его внучка Анна, ревностная католичка, передала все учреждения деда иезуитам.

Когда украинская духовная и светская элита перешла на сторону врагов, в оборону национальных прав народа стали мещане, мелкая шляхта и казаки. Они начали создавать и распространять общественную деятельность братств. Сначала мещане организовывали цеховые ремисничибратства, помогавших церквям материально - покупали иконы, книги, свечи. Позже стали создаваться церковные братства, уже вели борьбу за православие как русскую веру. К братству вступали более отважные, самые смелые и образованные граждане украинского народа

Одним из первых организовалось братство при львовском Успенском соборе, от которого и получил название Успенского братства. Вокруг собирались деятели культуры, которые выступали против национального и религиозного преследования, против притеснений всех православных. Вскоре после львовского основывается луцкое Христовоздвиженське братство.

Состав братств был разный. В Луцке преобладали шляхтичи и духовенство, в Киеве - мещане и казаки, во Львове - ремесленники и торговцы. Ocновными заботами братчиков было сохранение и распространение православия, строительство и поддержка церквей, книгопечатания, организация просвещения. Львовское и Киевское братства имели собственные школы и типографии, оказывали помощь в борьбе против иезуитов-католиков, в развитии образования и культуры народа. Именно во львовской братской типографии впервые опубликована старославянская грамматика, сборники стихов. Образовательная и культурная деятельность братств и их школ превратилась в значительную интеллектуальную силу в борьбе украинского народа против социального и национально-религиозного гнета, за освобождение Украины от чужеземного порабощения. Братства несли в массы чувство украинского достоинства, непримиримости к врагам.

Однако в деятельности братств были и недостатки. Главные из них - разобщенность, отсутствие единого координирующего центра, постоянные финансовые затруднения, малочисленность организаций и их зависимость от отдельных ведущих лиц, со смертью которых деятельность братств на длительное время прекращалась. Вредили православным и споры между братствами и епископами по делам управления церковью.

Иезуиты начали призывать к унии - объединению католической и православной церквей в одну. В 1577 г. ректор иезуитского коллегиума (школы) в Варшаве, блестящий проповедник Петр Скарга напечатал трактат «О единстве церкви Божьей», в котором убеждал православных в необходимости единения церквей.

Но инициаторами унии выступили православные иерархи - епископы Львова Гедеон Балабан, Луцка - Кирилл Терлецкий, Владимира - Игнатий Потий. Они считали, что сильная власть Рима наведет порядок в слабой деморализованной украинской церкви, а также не даст польскому костелу поглотить ее. В конце 1595 Терлецкий и Потей поехали в Рим и заключили с папой Климентом VIII унию на условиях гарантии сохранения православных обрядов, календаря, догм, обычаев.

Узнав об этой акции, православные взорвались негодованием, что грозило перерасти в религиозную войну. Гедеон Балабан быстро отрекся от униатов. Чтобы избежать кровопролития, в 1596 г. в Берестти (Бресте) король созвал собор - съезд сторонников и противников унии. Несмотря на протесты большинства участников собора, князь и король Сигизмунд III признал унию и предоставил униатам все права, которыми ранее пользовались православные.

Православную церковь постепенно ликвидировали. Ее иерархи (руководители) перешли в унию. Так вместо одной христианской церкви в Украине того времени существует три - католическая, униатская (или греко-католическая) и православная. Этот губительный разделение внесло раздор, неприязнь и вражду в украинское общество на все последующие века, включая и до сегодняшнего дня.

Простой народ в большинстве своем сначала не принял униатства, в котором справедливо усматривал усиление гнета польских властей. Украинские ученые-богословы остро критиковали униатов, их предательство веры прадедов. Предоставляя льготы греко-католикам, польские чиновники преследовали православных, которых называли еретиками (отступниками). Им запрещали вступать в цехи, вести торговлю, жить в городах.

Защитить национальные интересы украинского народа и прежде всего его веру могла только вооруженная сила. Такой силой стало казачество. Под его опекой и защитой верующие восстановили православную иерархию. В октябре 1620 p., во время пребывания в Киеве иерусалимского патриарха, православные созвали церковный собор, который охраняли казаки Сагайдачного. Патриарх рукоположил на киевского митрополита Иова Борецкого и нескольких епископов, восстановив тем самым православную церковь в Украине. Этим было подтверждено, что Киев становится духовной столицей Украины, а защитником православия - казачество. Преемника М. Рогозы, униатского митрополита Ипатия Потия, казаки не впустили в Киев.

Между православными и униатами началась острая словесная полемика (спор) и откровенная силовая борьба: восхищались, разрушались и грабились монастыри, церкви, устраивались кровавые драки. Это разъединяло украинский народ, усугубляло раздор перед угрозой геноцида со стороны Речи Посполитой и Османской империи.

Чтобы укрепить униатскую церковь, ее митрополит Иосиф Рутский провел ряд реформ. Униатам запрещалось переходить в католическую веру, богослужение мало вестись на церковнославянском языке, для подготовки клира (служителей) были открыты семинарии, а также укреплена дисциплина среди монахов и священников.

В православной церкви, которую король признал лишь 1632 г., реформы и укрепления порядка связаны с именем Петра Могилы, который 1634 стал киевским митрополитом. Он происходил из знатного рода молдавских господарей (князей), последовательных защитников православной веры.

Возглавив украинскую православную церковь, Петр Могила упорядочил несколько служебных книг: «Литургиярон» (о службе литургии), «Требник» (как осуществлять обряды - требы) и «Православное исповедание веры» (об основах православия), по которым церковь и сегодня совершает богослужение.

 



2018-07-06 455 Обсуждений (0)
Роль церкви в жизни населения в XVI – первой половине XVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль церкви в жизни населения в XVI – первой половине XVII вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)