Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что может быть отнесено к достижениям современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ирландии, Китае, США, Японии?



2018-07-06 660 Обсуждений (0)
Что может быть отнесено к достижениям современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ирландии, Китае, США, Японии? 0.00 из 5.00 0 оценок




7. Дайте характеристику основных инструментов государственно­го регулирования инвестиционной деятельности в России.

 

 

ГЛАВА 7

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

7.1.Роль малого бизнеса в современной рыночной экономике

Современная рыночная экономика отличается быстрым ростом и повышением роли малого бизнеса. Такой процесс обусловлен дей­ствием объективных общемировых тенденций экономического раз­вития.

Обратим внимание прежде всего на существенное усложнение производственных и личных потребностей. Они становятся не только более разнообразными и динамичными, но и специализированны­ми, отражающими запросы отдельных групп потребителей. Поэто­му закономерным является переход к гибкому, все более индиви­дуализированному производству, ориентированному на небольшие по емкости рынки, их отдельные сегменты и ниши. Материальной основой его осуществления становится крупномасштабное внедре­ние новой техники и новейших, прежде всего информационных технологий.

Научно-технический прогресс обусловливает также опережающий рост сферы услуг, появление новых их видов: обработка информации на базе ЭВМ, программное обеспечение, инжиниринг, консалтинг. Такие услуги не требуют значительной концентрации ресурсов и мо­гут успешно осуществляться малыми фирмами. НТП к тому же зна­чительно повысил их конкурентоспособность, обеспечив появление и широкое применение сравнительно малокапиталоемких технологий и оборудования.

Изменились общие условия предпринимательской деятельности. Вместо обособленного функционирования крупного и малого бизнеса происходит налаживание между ними взаимовыгодных связей, осу­ществляемых на контрактной и бесконтрактной основе.

В первом случае используются такие формы, как консалтинговое и инжиниринговое обслуживание, субконтракты.Последние, например, предусматривают изготовление и поставку малыми предприяти­ями комплектующих изделий и деталей крупным корпорациям. Для крупных фирм выгода состоит в сокращении издержек и повышении качества конечной продукции. Мелкие фирмы, специализируясь на производстве ограниченного перечня изделий, получают по су­ществу гарантированный рынок сбыта. В 1970— 1980-е годы произ­водственный субконтракт стал все более сближаться и объединяться с научно-производственным подрядом, наиболее широко распростра­нившимся в таких наукоемких сферах, как производство электронных компонентов, авиакосмической техники и др.

Во втором случае речь идет прежде всего о стратегическом альян­се, обеспечивающем координацию на долгосрочной основе произ­водственной и рыночной деятельности двух или трех компаний. Он объединяет фирмы разных отраслей. Достигаемая с его помощью цель состоит в том, чтобы покупка изделия одной фирмы стимулировала сбыт продукции другой. Например, покупка компьютера у какой-либо компании влечет за собой приобретение у стратегического партнера программного обеспечения.

Важно учесть еще один принципиальный момент: предпочтение в современной экономике отдается не экономическому росту как та­ковому, а эффективности, достигаемой прежде всего благодаря гибко­сти и быстрому приспособлению к изменениям внешней среды.

В числе факторов, определяющих высокую жизнеспособность малых предприятий, выделяются:

более гибкая реакция на изменения рыночной конъюнктуры;

умение широко использовать близость к местным рынкам;

хорошее знание клиентуры;

относительная дешевизна продукции (услуг) за счет узкой спе­циализации, применения более дешевых средств производства.

Малое предпринимательство играет существенную роль в решении важных социально-экономических задач, в том числе:

развития конкурентной среды и обеспечения роста занятости. Сле­дует учесть, что в развитых странах преобладающая часть субъектов предпринимательской деятельности это — малый и средний бизнес. Его доля в общей численности занятых в Великобритании и Германии составляет около 50%, Италии — более 70%, Японии — почти 80%. Количество малых и средних предприятий, приходящееся на 1000 жи­телей, составляет в странах ЕС — 45, в Японии — 50, в США — 75 че­ловек;

ускорения наукоемких процессов и обновления структуры произ­водства. Такой результат достигается тем, что малые предприятия


берут на себя освоение принципиально новых технологий, видов продукции и услуг, получая поддержку «венчурного» (рискового) капитала;

приближения производства товаров и услуг к потребителям. Речь идет об освоении малыми предприятиями «своих» региональных рын­ков, о возможностях оперативного отслеживания ими конъюнктуры на определенном географическом сегменте рынков товаров (услуг) и принятия маркетинговых решений, расширении сферы привлече­ния сбережений населения и капиталов в бизнес, отличающийся от­носительно большей информационной «прозрачностью». Немало­важное значение имеет и увеличение налоговой базы региональных и местных бюджетов.

О значении малого бизнеса в экономике развитых стран свидетель­ствуют следующие статистические данные: в США доля малого биз­неса составляет в объеме производства около 25%, Великобритании — 30%, Японии — свыше 50%. В США малый бизнес обеспечивает более 20% экспорта, в Японии — около 35%.

Основными сферами деятельности малых предприятий являются: бытовое обслуживание населения, торговля, общественное питание, промышленное производство узкоспециализированной продукции (малорентабельной для крупных компаний), программное обеспече­ние и консалтинговые услуги, брокерские операции на рынке ценных бумаг, операции с недвижимостью, научные исследования и опытно­конструкторские разработки.

К особенностям управления малым бизнесом следует отнести:

неразделенность функций собственника и управляющего — в боль­шинстве малых предприятий собственник сам контролирует свой биз­нес, принимая активное участие в управлении;

осуществление ряда задач управления (например, налогового пла­нирования, части маркетинговых, кадровых и др.) сторонними специ­ализированными компаниями, что в сочетании с ограниченностью сфер деятельности малого предприятия сокращает численность управлен­ческого персонала и определяет относительно простую организацион­ную структуру управления;

быстроту принятия управленческих решений, обусловленную ролью собственника в управлении, динамизмом процессов сбора информа­ции, отражающей состояние спроса и предложения на местных рын­ках товаров и услуг.

Для выделения малого бизнеса государством используются определен­ные показатели. Наиболее часто применяемыми являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, величина его активов. Так, в Японии по действующему законодательству к малым относятся юридически самостоятельные предприятия с числом работников до 300 человек в отраслях промышленности, строительства, транспорта, связи, кре­дита, коммунального хозяйства, до 100 — в оптовой торговле, до 50 — в розничной торговле и сфере услуг. В США Федеральное статисти­ческое бюро относит к малым предприятиям все те, где количество работников не превышает 500 человек. Управление по делам малого бизнеса в той же стране использует свои критерии, которым должен удовлетворять малый бизнес, а именно:

1) он не может занимать доминирующего положения в своей об­ласти;

2) он должен принадлежать независимым владельцам и находить­ся под их управлением, а не быть филиалом более крупного биз­неса;

3) он должен удовлетворять стандартам по числу занятых (не более 500 наемных работников) или объему годовых денежных посту­плений.

В России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос­сийской Федерации» (далее — Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и инди­видуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В соответствии с Законом о развитии малого и среднего пред­принимательства к субъектам малого и среднего предприниматель­ства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринима­телей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предпринимате­ли), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следу­ющим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных ор­ганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных

юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых па­евых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не долж­на превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, де­ятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (про­грамм для электронных вычислительныхмашин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микро­схем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том чис­ле совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными уч­реждениями);

2) средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъек­тов малого и среднего предпринимательства:

от 101 до 250 человек включительно для средних предпри­ятий,

до 100 человек включительно для малых предприятий; сре­ди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек,

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета на­лога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нема­териальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических на­блюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предприни­мательства.

7.2. Формы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах

Малым предприятиям присущ ряд недостатков. В первую оче­редь — это минимальный стартовый капитал, ограниченные возмож­ности привлечения внешних финансовых ресурсов, невозможность самостоятельного решения капиталоемких задач, более высокий уро­вень риска, отсутствие или недостаток управленческого опыта у боль­шинства собственников-организаторов бизнеса. Не случайно, напри­мер, в США 65% компаний с числом занятых до 20 человек исчезает в первые четыре года своего существования (за это время разоряется только 37% компаний с числом занятых более 500 человек), почти каждая четвертая компания разоряется на первом году функциониро­вания.

Для нейтрализации этих и других негативных сторон необходи­ма государственная поддержка малого бизнеса. Именно государство должно создать такие экономические, социальные и правовые усло­вия, при которых реализуемый положительный потенциал малого предпринимательства перекрывает его негативные свойства. Сложи­лось достаточное разнообразие форм государственной поддержки малого бизнеса. Рассмотрим их содержание.

Финансовая поддержка малого бизнеса государством связана с ис­пользованием:

стимулирующей функции налогов, которая на практике выражается:

в реализации предприятиями прав на прямой вычет суммы рас­ходов (или ее части) целевого характера из суммы налоговых обязательств. Это могут быть, например, налоговые инвестици­онные кредиты на исследования и разработки. В США с их по­мощью возмещается до 20% затрат на создание новой техноло­гии, в том числе на выплату заработной платы,

использовании компаниями ускоренной амортизации основно­го капитала;

субсидий (например, в Великобритании мелкие компании могут по­лучать от государства возмещение от 50 до 65% издержек на консульта­ционные услуги, а также инвестиционные субсидии в размере до 15% капиталовложений, но не свыше 15 тыс. фунтов стерлингов на одно вводимое рабочее место и 50%-ную субсидию на обновление произ­водства (суммой не более 25 тыс. фунтов стерлингов); в США в рамках реализации государственной Программы содействия инновационным исследованиям, проводимым малым бизнесом, предусматриваются

гранты в сумме от 50 до 500 тыс. дол.для разработки наиболее пер­спективных идей);

гарантированных кредитов — ссуды предоставляются частными заимодавцами, а участие государства заключается в гарантии, и его средства используются только в случае невыполнения должником обязательств по погашению ссуды. Виды деятельности, на которые могут предоставляться ссуды, отличаются разнообразием: приоб­ретение недвижимости, находящейся у заемщика, но ему не при­надлежащей; приобретение машин и оборудования; образование оборотного капитала (например, в США в рамках государственной Программы кредитования Управления по делам малого бизнеса объ­ем покрываемой части ссуды составляет до 500 тыс. дол.). При до­левом участии роль государства сравнима с ролью любого другого кредитора, хотя имеются правила, регламентирующие долю перво­го от общего объема финансирования (почти всегда она ниже 50%). Обычно предпочтение отдается первопроходческим или инноваци­онным объектам;

финансовыхресурсов государства для обучения кадров, необходимых при расширении, переоснащении действующих или создании новых малых предприятий (например, предоставление фирме прямой фи­нансовой помощи на покрытие части издержек на обучение или повы­шение квалификации работников без отрыва от производства);

финансовых ресурсов для оказания государственной поддержки ма­лых компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (например, в США Управление по делам малого бизнеса осуществляет ряд программ содействия компаниям в покрытии их финансовых по­требностей, связанных с международными сделками, предоставляет гарантии по ссудам на международную торговлю в размере до 1 млн дол., причем полученные средства можно использовать на приобре­тение, строительство, реконструкцию, модернизацию, улучшение или расширение производственных мощностей в США, предназначенных для производства товаров или услуг для внешнего рынка).

Важную роль в системе государственной поддержки малого бизне­са играет формирование инфраструктуры, обеспечивающей его функ­ционирование и развитие. Ее ключевыми компонентами выступают: бизнес-инкубаторы и другие виды инновационных центров, агентства по трансферту технологий, разнообразные формы нетрадиционного финансирования бизнеса.

Бизнес-инкубаторы (БИ) дают возможность малым предприяти­ям пользоваться помещениями и услугами (телефон, e-mail,факс, ксерокс, охрана и др.) с существенными льготами по размеру оплаты

или с освобождением от нее на определенный срок. Степень выжива­емости малых предприятий в БИ в целом по странам ЕС составляет 75%, тогда как предприятия, работающие вне этой сферы, выживают, по различным оценкам, в 25—50% случаев по истечении пяти лет с мо­мента создания. Необходимыми источниками финансирования БИ являются региональные и местные бюджеты.

Так, в США большинство бизнес-инкубаторов (90%) учреждено как бесприбыльные организации. Результаты опросов, проведенных национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов США, показывают следующие направления (цели) их деятельности (% ответов): эконо­мическое развитие региона и расширение занятости — 91,3; дивер­сификация местной экономики — 60,9; коммерциализация научных исследований — 32,6; внедрение новых технологий в местную про­мышленность — 23,2; улучшение возможностей для трудоустройства национальных меньшинств и женщин — 20,3; улучшение условий проживания в регионе — 11,6; прочее — 13,8.

Широко используемыми нетрадиционными источниками финанси­рования являются лизинг, франчайзинг, фонды венчурного капитала.

Для выяснения роли лизинга представим такую ситуацию. Малое предприятие нуждается в новом оборудовании, которое имеется у определенного производителя (поставщика). Проблема заклю­чается в том, что у предприятия нет денежных средств для покупки оборудования. Возможным вариантом ее решения может оказаться лизинговая сделка. Ее осуществление предполагает, что предприятие обращается в лизинговую компанию, которая специально приоб­ретает это оборудование в свою собственность, а затем передает его предприятию в аренду (во временное платное пользование). Таким образом, лизинг выступает формой не просто аренды, но и целевого финансирования.

Заинтересованность малого предприятия как лизингополучателя:

1) не прибегая к заемным средствам и не увеличивая свой капитал, предприятие может приводить в движение большее количество факторов производства;

2) появляется возможность технического перевооружения на ос­нове использования прогрессивной и дорогостоящей техники без больших начальных капиталовложений, что играет важную роль при необходимости структурной перестройки производ­ства;

3) машины и оборудование, полученные по лизингу, не фиксиру­ются на балансе арендатора, следовательно, последний может экономить суммы, равные налогу на имущество;

4) варьируя состав и сроки лизингового договора, предпринима­тель может успешно бороться с моральным износом техниче­ских средств;

5) при стабильных лизинговых платежах предприниматель может уменьшить неблагоприятное воздействие инфляции и роста ве­личины банковского процента;



2018-07-06 660 Обсуждений (0)
Что может быть отнесено к достижениям современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ирландии, Китае, США, Японии? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что может быть отнесено к достижениям современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ирландии, Китае, США, Японии?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)