В чем состоят преимущества малого бизнеса?
Каковы особенности управления малым бизнесом? 4. Почему государство должно оказывать поддержку малому предпринимательству? 5. По каким критериям и показателям происходит выделение малого бизнеса как особого объекта государственной поддержки в развитых странах? 6. По каким критериям и показателям происходит выделение малого бизнеса как особого объекта государственной поддержки в России? 7. Каковы основные формы финансовой поддержки малого бизнеса в развитых странах? Что включает инфраструктура малого бизнеса? 9. Поддержку какого вида малого предпринимательства обеспечивает венчурный капитал? 10. Дайте характеристику основных форм государственной поддержки малого бизнеса в России.
ГЛАВА 8 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8.1. Основные направления и формы антимонопольного регулирования в развитых странах Мировая практика борьбы с монополизмом имеет достаточно длительную историю. Целью появившейся в конце ХК в. антимонопольной политики было достижение такого положения в экономике, которое было бы не хуже, чем при отсутствии монополии. Исходя из этой цели направлениями антимонопольного регулирования являются развитие конкуренции и создание «уравновешивающих сил». Развитие конкуренции связывается с созданием условий, ограничивающих власть монополий. При этом государство использует формы прямого и косвенного воздействия. В первом случае государство осуществляет: 1) контроль за ценами, принимающий формы судебного преследования «особо неразумных цен» и установление потолка максимально возможных цен. Эффективность контроля за ценами достигается такими методами, как: — денежный штраф за нарушение, — угроза конкуренции со стороны государства, — роспуск особо опасных монополистических объединений; 2) контроль за концентрацией производства и капитала — процессы укрупнения и слияния подвергаются тщательной экспертизе со стороны специальных государственных органов, которые выдают на них своеобразные лицензии. Наиболее реально проследить юридически оформленные формы концентрации, принимающие формы договоров. С этой точки зрения европейское законодательство особо следит за договорами об управлении, о передаче прибылей, создании единого фонда прибылей. В условиях развитого рынка зачастую достаточным средством борьбы с монополизмом является публикация официальными органами условий договоров, которые тем самым становятся известны конкурентам. Конкуренция усиливается также посредством косвенного воздействия, например, когда государство снижает налоги или предоставляет кредит для предпринимателей, инвестирующих капитал в монополизированную отрасль. Значительную роль в развитой рыночной структуре играют уравновешивающие силы, нивелирующие отрицательные монополистические последствия. К ним относятся ассоциации покупателей на потребительском рынке и профсоюзы на рынке труда. Они не только активно формируют негативное общественное отношение к монополии, но и принимают участие в заключении тех или иных договоров, следя за их антимонопольной «чистотой». В современном обществе различные государственные антимонопольные мероприятия оформляются в виде соответствующего законодательства. Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и европейская. Согласно первой, все виды монополий объявляются противоправными. Европейская система объявляет противоправными лишь злоупотребления монополистического характера. Американская система является более радикальной. Она возникла в конце ХК в., когда был принят Закон «О защите торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» (Закон Шермана), запрещавший всякую монополизацию, наказывая за это в основном штрафами (до 5 тыс. дол.). В особых случаях для руководства монополий было предусмотрено и тюремное заключение до одного года. Суть закона Шермана сводилась не к действительному запрещению монополии, а к созданию в обществе правового сознания, негативно оценивающего монополизм. Этот закон содержал ряд радикальных положений, направленных против монополии. Например, государству предоставлялось право конфискации имущества монополистической фирмы, а потерпевшему от монополистической деятельности лицу возмещался ущерб в троекратном размере. Американское законодательство получило дальнейшее развитие с принятием биллей Клейтона (1914). Важным шагом вперед стало введение в них понятия незаконной сделки. Отмечалось, что признается незаконным действие любого лица, занимающегося коммерцией, если в ходе коммерции прямо или косвенно осуществляется дискриминация в ценах между различными покупателями товаров, где ре- зультатом такой дискриминации может быть существенное ослабление конкуренции или же тенденция к образованию монополии. В дальнейшем американское законодательство продолжало развиваться в сторону усиления наказания за монополистическую деятельность (штрафы поднялись до нескольких миллионов долларов, а уголовное наказание — до нескольких лет тюремного заключения). Действие закона было распространено на сферу услуг и информации. В отличие от американского европейское законодательство запрещает лишь злоупотребление монополистической властью. Примером такого подхода является английское право, в котором существуют Закон о справедливой торговле и Закон об ограничительной торговой практике. Законодательство разрешает соглашения, ограничивающие конкуренцию, но они регистрируются в специальном органе — Генеральном директорате по справедливой торговле. Тем самым условия договоров становятся известными всем конкурентам. Комиссия по монополиям при Министерстве торговли анализирует слияния компаний, в результате которых может возникнуть монополистическая ситуация. Подобной признается ситуация, если У3 продукции или услуг концентрируется в руках одного лица или (и) сумма приобретенных активов превышает 5 млн фунтов стерлингов. Однако и в этом случае комиссия признает подобное слияние незаконным, если оно противоречит общественным интересам. В настоящее время особый интерес представляет практика антимонопольного законодательства в ЕС. Закон о конкуренции применим ко всякой ограничительной практике, действующей в торговле между членами Сообщества. Одно из направлений данного закона — контроль за концентрацией, введенный в действие в 1990 г. Другая его сторона регулирует такие проявления ограничения конкуренции, как установление единых цен и условий продаж, ограничение производства, сбыта, контроль за техническим прогрессом, применение различных условий к эквивалентным сделкам с другими лицами, заключение договоров при условии принятия контрагентом обязательств, не связанных с договором. Показателен опыт антимонопольного регулирования в Германии. Важнейшим документом, который зафиксировал принцип ответственности государства за обеспечение конкуренции через проведение активной политики в ее защиту, является принятый в 1957 г. Закон против ограничения конкуренции (Закон о картелях). Его цель — поддержание конкуренции как экономического института. Кроме того, существуют положения, направленные на пресечение недопустимого поведения предприятия в конкурентной борьбе. Здесь следует назвать прежде всего Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией 1990 г. Данный закон имеет следующие основные области регулирования: • запрет договоренностей, согласованного поведения и односторонних мероприятий, направленных на ограничение конкуренции; • надзор за возможными злоупотреблениями предприятий, господствующими на рынке; • контроль за объединением предприятий; • сферы действия особых положений. В Законе против ограничения конкуренции объявлены принципиально недействительными договоры между предприятиями или объединениями предприятий, направленные на достижение общей цели, использующие для этого введение ограничений в сфере производства или на рынке определенных товаров или услуг (картельные договоры). Такие договоры могут касаться, например, цен, количества реализуемой продукции или районов сбыта (картели по ценам, квотам или территориям). Создав надзор за господствующими на рынке компаниями, законодатель получил в руки инструмент на случай, когда конкуренция как средство регулирования оказывается недостаточно эффективной и когда предприниматели не могут добиться своих целей, действуя автономно. Объектом надзора служат компании, господствующие на рынке. Предприятие является таковым, когда оно, будучи продавцом или покупателем определенного товара или услуги, или не имеет конкурента, или не испытывает существенной конкуренции, или же имеет позицию на рынке, значительно превосходящую позицию конкурентов. В соответствии с приводимой в законе классификацией злоупотребление имеет место прежде всего тогда, когда господствующее на рынке предприятие: • без серьезной и обоснованной фактическим положением дел причины серьезно ухудшает конкурентное положение других работающих на этом рынке компаний (снижение цен в целях конкурентной борьбы, направленное на вытеснение конкурентов с рынка); • требует вознаграждения или соблюдения иных условий заключения сделки, которые отличаются от тех, которые вероятнее всего сложились бы при наличии эффективной конкуренции (требование завышенных цен); • требует заниженного вознаграждения или иных условий заключения сделки по сравнению с теми, которые оно требует как господствующее предприятие на сравнимых рынках от аналогич-
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |