Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чем состоят преимущества малого бизнеса?



2018-07-06 661 Обсуждений (0)
В чем состоят преимущества малого бизнеса? 0.00 из 5.00 0 оценок




Каковы особенности управления малым бизнесом?

4. Почему государство должно оказывать поддержку малому пред­принимательству?

5. По каким критериям и показателям происходит выделение ма­лого бизнеса как особого объекта государственной поддержки в развитых странах?

6. По каким критериям и показателям происходит выделение ма­лого бизнеса как особого объекта государственной поддержки в России?

7. Каковы основные формы финансовой поддержки малого бизне­са в развитых странах?

Что включает инфраструктура малого бизнеса?

9. Поддержку какого вида малого предпринимательства обеспечи­вает венчурный капитал?

10. Дайте характеристику основных форм государственной под­держки малого бизнеса в России.


 


ГЛАВА 8

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

8.1. Основные направления и формы антимонопольного регулирования в развитых странах

Мировая практика борьбы с монополизмом имеет достаточно длительную историю. Целью появившейся в конце ХК в. анти­монопольной политики было достижение такого положения в эко­номике, которое было бы не хуже, чем при отсутствии монополии. Исходя из этой цели направлениями антимонопольного регулиро­вания являются развитие конкуренции и создание «уравновешива­ющих сил».

Развитие конкуренции связывается с созданием условий, ограничи­вающих власть монополий. При этом государство использует формы прямого и косвенного воздействия.

В первом случае государство осуществляет:

1) контроль за ценами, принимающий формы судебного преследо­вания «особо неразумных цен» и установление потолка максималь­но возможных цен. Эффективность контроля за ценами достига­ется такими методами, как:

денежный штраф за нарушение,

угроза конкуренции со стороны государства,

роспуск особо опасных монополистических объединений;

2) контроль за концентрацией производства и капитала — процес­сы укрупнения и слияния подвергаются тщательной экспертизе со стороны специальных государственных органов, которые вы­дают на них своеобразные лицензии.

Наиболее реально проследить юридически оформленные фор­мы концентрации, принимающие формы договоров. С этой точки зрения европейское законодательство особо следит за договорами об управлении, о передаче прибылей, создании единого фонда при­былей. В условиях развитого рынка зачастую достаточным средством


борьбы с монополизмом является публикация официальными орга­нами условий договоров, которые тем самым становятся известны конкурентам.

Конкуренция усиливается также посредством косвенного воздей­ствия, например, когда государство снижает налоги или предоставля­ет кредит для предпринимателей, инвестирующих капитал в монопо­лизированную отрасль.

Значительную роль в развитой рыночной структуре играют урав­новешивающие силы, нивелирующие отрицательные монополисти­ческие последствия. К ним относятся ассоциации покупателей на по­требительском рынке и профсоюзы на рынке труда. Они не только активно формируют негативное общественное отношение к монопо­лии, но и принимают участие в заключении тех или иных договоров, следя за их антимонопольной «чистотой».

В современном обществе различные государственные антимоно­польные мероприятия оформляются в виде соответствующего законо­дательства. Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и европейская. Согласно первой, все виды монополий объявляются противоправными. Европейская систе­ма объявляет противоправными лишь злоупотребления монополисти­ческого характера.

Американская система является более радикальной. Она возникла в конце ХК в., когда был принят Закон «О защите торговли и про­мышленности от незаконных ограничений и монополий» (Закон Шермана), запрещавший всякую монополизацию, наказывая за это в основном штрафами (до 5 тыс. дол.). В особых случаях для руковод­ства монополий было предусмотрено и тюремное заключение до од­ного года.

Суть закона Шермана сводилась не к действительному запрещению монополии, а к созданию в обществе правового сознания, негативно оценивающего монополизм. Этот закон содержал ряд радикальных положений, направленных против монополии. Например, государству предоставлялось право конфискации имущества монополистической фирмы, а потерпевшему от монополистической деятельности лицу возмещался ущерб в троекратном размере.

Американское законодательство получило дальнейшее развитие с принятием биллей Клейтона (1914). Важным шагом вперед стало введение в них понятия незаконной сделки. Отмечалось, что призна­ется незаконным действие любого лица, занимающегося коммерцией, если в ходе коммерции прямо или косвенно осуществляется дискри­минация в ценах между различными покупателями товаров, где ре-

зультатом такой дискриминации может быть существенное ослабле­ние конкуренции или же тенденция к образованию монополии.

В дальнейшем американское законодательство продолжало раз­виваться в сторону усиления наказания за монополистическую дея­тельность (штрафы поднялись до нескольких миллионов долларов, а уголовное наказание — до нескольких лет тюремного заключения). Действие закона было распространено на сферу услуг и информации.

В отличие от американского европейское законодательство запре­щает лишь злоупотребление монополистической властью. Примером такого подхода является английское право, в котором существуют За­кон о справедливой торговле и Закон об ограничительной торговой практике. Законодательство разрешает соглашения, ограничивающие конкуренцию, но они регистрируются в специальном органе — Гене­ральном директорате по справедливой торговле. Тем самым условия договоров становятся известными всем конкурентам. Комиссия по мо­нополиям при Министерстве торговли анализирует слияния компа­ний, в результате которых может возникнуть монополистическая си­туация. Подобной признается ситуация, если У3 продукции или услуг концентрируется в руках одного лица или (и) сумма приобретенных активов превышает 5 млн фунтов стерлингов. Однако и в этом случае комиссия признает подобное слияние незаконным, если оно противо­речит общественным интересам.

В настоящее время особый интерес представляет практика анти­монопольного законодательства в ЕС. Закон о конкуренции приме­ним ко всякой ограничительной практике, действующей в торговле между членами Сообщества. Одно из направлений данного закона — контроль за концентрацией, введенный в действие в 1990 г. Другая его сторона регулирует такие проявления ограничения конкуренции, как установление единых цен и условий продаж, ограничение производ­ства, сбыта, контроль за техническим прогрессом, применение раз­личных условий к эквивалентным сделкам с другими лицами, заклю­чение договоров при условии принятия контрагентом обязательств, не связанных с договором.

Показателен опыт антимонопольного регулирования в Герма­нии. Важнейшим документом, который зафиксировал принцип от­ветственности государства за обеспечение конкуренции через про­ведение активной политики в ее защиту, является принятый в 1957 г. Закон против ограничения конкуренции (Закон о картелях). Его цель — поддержание конкуренции как экономического институ­та. Кроме того, существуют положения, направленные на пресече­ние недопустимого поведения предприятия в конкурентной борьбе.

Здесь следует назвать прежде всего Закон о борьбе с недобросовест­ной конкуренцией 1990 г.

Данный закон имеет следующие основные области регулирования:

запрет договоренностей, согласованного поведения и односторон­них мероприятий, направленных на ограничение конкуренции;

надзор за возможными злоупотреблениями предприятий, го­сподствующими на рынке;

контроль за объединением предприятий;

сферы действия особых положений.

В Законе против ограничения конкуренции объявлены принципи­ально недействительными договоры между предприятиями или объ­единениями предприятий, направленные на достижение общей цели, использующие для этого введение ограничений в сфере производства или на рынке определенных товаров или услуг (картельные договоры). Такие договоры могут касаться, например, цен, количества реализуе­мой продукции или районов сбыта (картели по ценам, квотам или тер­риториям).

Создав надзор за господствующими на рынке компаниями, зако­нодатель получил в руки инструмент на случай, когда конкуренция как средство регулирования оказывается недостаточно эффективной и когда предприниматели не могут добиться своих целей, действуя автономно. Объектом надзора служат компании, господствующие на рынке. Предприятие является таковым, когда оно, будучи продав­цом или покупателем определенного товара или услуги, или не имеет конкурента, или не испытывает существенной конкуренции, или же имеет позицию на рынке, значительно превосходящую позицию кон­курентов. В соответствии с приводимой в законе классификацией зло­употребление имеет место прежде всего тогда, когда господствующее на рынке предприятие:

без серьезной и обоснованной фактическим положением дел причины серьезно ухудшает конкурентное положение других ра­ботающих на этом рынке компаний (снижение цен в целях кон­курентной борьбы, направленное на вытеснение конкурентов с рынка);

требует вознаграждения или соблюдения иных условий заключе­ния сделки, которые отличаются от тех, которые вероятнее всего сложились бы при наличии эффективной конкуренции (требо­вание завышенных цен);

требует заниженного вознаграждения или иных условий заклю­чения сделки по сравнению с теми, которые оно требует как го­сподствующее предприятие на сравнимых рынках от аналогич-



2018-07-06 661 Обсуждений (0)
В чем состоят преимущества малого бизнеса? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чем состоят преимущества малого бизнеса?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)