Ных покупателей, за исключением тех случаев, когда различие оправдано фактической ситуацией (применение неодинаковых цен и условий).
Контроль за объединениями включает превентивный (касается планируемых объединений) и последующий контроль за объединениями. Об объединении предприятий Ведомству по надзору за картелями должно быть заявлено немедленно (т.е. сразу после того, как объединение произошло), если участвующие в объединении предприятия в совокупности получили в последний хозяйственный год доход от оборота, составивший минимум 500 тыс. марок. Контролируются самые разнообразные формы, в которых осуществляется объединение: • полное или частичное приобретение имущества другого предприятия через слияние или преобразование; • приобретение долевого участия в другой компании, когда приобретенные паи или в сумме с уже принадлежащими предприятию другими паями составляют 25% и выше. 8.2. Российская практика антимонопольного регулирования В России антимонопольное регулирование было введено в 1991 г. Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Для практической реализации этого закона были созданы Антимонопольный комитет, входящий в состав Правительства России, а также его территориальные управления. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована и функционирует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России), руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ. Развитие антимонопольного законодательства связано с принятием Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В соответствии с логикой европейского антитрестовского права российский антимонопольный закон запрещает не саму монополистическую деятельность, а только злоупотребления доминирующим положением на рынке. Определяя ключевое понятие «доминирующее положение», закон указывает, что это — положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке
определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о защите конкуренции содержит признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) наличие у хозяйствующего субъекта доли на рынке определенного товара более 50%, за исключением случаев, когда будет установлено, что, несмотря на наличие такой доли, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) наличие у хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара доли менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок; 3) каждый хозяйствующий субъект из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: — совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%), — в течение длительного периода (не менее одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, — реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретении этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц. Для контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%. Закон о защи - те конкуренции рассматривает также в качестве доминирующего положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%, но при этом он может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке Закон о защите конкуренции относит: • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; • изъятие товаров из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; • экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; • экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договоров с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара; • экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено законом; • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; • создание дискриминационных условий; • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; • нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Другим направлением преследуемой монополистической деятельности являются соглашения или осуществляемые согласованно действия, если они приводят или могут привести в том числе: • к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок; • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей; • навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия хозяйствующих субъектов распространяются также на действия группы лиц. Группой лиц в антимонопольном законодательстве признаются: 1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если таковое имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве), либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого общества (товарищества, хозяйственного партнерства); 2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если таковое осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); 3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если таковое на основании учредительных документов этого общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания; 4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица; 5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если по предложению такового назначен или избран единоличный исполнительный орган этого общества (хозяйственного партнерства); 6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такового избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; 7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры; 8) физическое лицо, его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в п. 1—7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в п. 1—7 признаку; 9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в п. 1—8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются: 1) реорганизация коммерческих организаций в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость их активов превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год превышает 6 млрд руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%; 2) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации и создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) права распоряжаться более чем 25% голосующих акций или более Уз долей в уставном капитале и (или) право распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 25% основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта в случаях, когда выполняется хотя бы одно из следующих условий: — суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации и лиц, акции (доли) или имущество которых вносится в качестве вклада в уставный капитал, превышает 3 млрд руб., — суммарная выручка учредителей создаваемой организации и лиц, акции (доли) или имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб., — организация, акции (доли) или имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Важным направлением преследуемой законом деятельности является ограничение конкуренции, вызванное действиями и актами органов власти и управления. Структуры власти не должны: • устанавливать запреты на деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренным законом; • запрещать обмен товаров из одного региона России в другой; • давать указания о первоочередности поставок, выполнения работ, услуг определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров; • необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в любой сфере деятельности; • необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые или иные льготы. Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решения общим собранием участников; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Российское антимонопольное законодательство направлено на борьбу не только с доминирующим положением на рынке, но и с недобросовестной конкуренцией. К ее формам относятся: • распространение ложных или неточных сведений, способных принести убытки или ущерб репутации хозяйствующему субъекту; • введение в заблуждение потребителя относительно способа и места изготовления и потребительских свойств товара; • некорректное сравнение конкурентов в ходе рекламной деятельности; • самовольное использование товарного знака, наименования, маркировки товара, копирование упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; • получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца. Контрольные вопросы 1. По каким направлениям государство осуществляет антимонопольное регулирование? 2. Что относится к формам прямого антимонопольного регулирования? 3. Что относится к формам косвенного антимонопольного регулирования? 4. Что относится к инструментам прямого антимонопольного воздействия? 5. Что относится к инструментам косвенного антимонопольного регулирования? 6. Каковы основные черты американской системы антимонопольного регулирования? 7. Каковы основные черты немецкой системы антимонопольного регулирования? 8. Как российское законодательство определяет «доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке»? 9. Что российское законодательство относит к злоупотреблениям доминирующим положением на рынке? 10. Что по российскому законодательству относится к формам недобросовестной конкуренции? ГЛАВА 9 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |