ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
12.1. Государственная политика занятости: Целевая функция государственной политики занятости состоит в содействии расширению спроса на рабочую силу и поддержке ее предложения с тем, чтобы: • развивать трудовые ресурсы, приспосабливая их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; • содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь групп населения, испытывающих трудности в поиске работы; • стабилизировать занятость в период экономического спада и создавать условия для преодоления недостаточного предложения рабочей силы на стадии экономического подъема. К важнейшим задачамуказаннойполитики относятся: • обеспечение рациональной структуры занятости, отвечающей общественным потребностям и требованиям рынка; • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест; • создание условий для развития трудового потенциала страны и его эффективного использования; • минимизация социально-экономических издержек безработицы; • формирование и развитие системы социального партнерства. Различают пассивную и активную политику занятости. Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда. Ее основная задача — предоставить безработным пособие, гарантирующее минимальный уровень существования. Активная политика нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, а государство — лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости. Такая политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, сколько прежде всего поощряет активность каждого человека, направленную на поиск рабочего места. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает затраты государственного бюджета, снимает напряженность в обществе, увеличивает производительность труда, способствует структурной перестройке экономики. Данная политика включает: помощь при трудоустройстве; профориентацию; содействие в профессиональной переподготовке; развитие самозанятости; организацию общественных работ; профессиональное консультирование и др. При проведении активной политики на рынке труда должно учитываться огромное разнообразие условий, существующих на нем. Для анализа причин напряженности на рынке труда, при разработке и осуществлении пакета мер активной политики занятости наиболее важной, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), является следующая информация: • возрастно-половая структура занятых, незанятых, безработных; • средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся; • доля дохода семьи, получаемого от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, дохода от недвижимости и т.п.; • степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости и т.п.; • распределение предприятий по их размерам и формам собственности; • открытость экономики для международной конкуренции, в частности доля торговли в национальном доходе и значение иностранных инвестиций; • развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; • масштабы, охват и степень исполнения трудового законодательства, защита трудящихся и социальное страхование.
Меры, осуществляемые государством в рамках политики занятости, можно дифференцировать по следующим признакам: по объектам воздействия — население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов могут выступать элементы организации труда: его оплата, продолжительность, условия и т.д.; по направленности воздействия — меры увеличивающие (уменьшающие) предложение труда; увеличивающие (уменьшающие) спрос на труд; воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; направленные на увеличение степени соответствия спроса на рабочую силу и ее предложения; по формам воздействия — прямые и косвенные меры, при этом как прямое, так и косвенное влияние наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда; по характеру воздействия — меры дифференцируют на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные; по содержанию — меры экономического и административного характера. К экономическим относят: поддержку экономически целесообразных рабочих мест, организацию общественных работ, специализированное инвестирование для создания новых рабочих мест, поддержку малого бизнеса и т.д. К административным — изменение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства и т.д.; по уровню воздействия — меры общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные; по источникам финансирования — меры, реализация которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, коммерческих организаций, внебюджетных фондов и т.д. 12.2. Регулирование занятости и система социального партнерства в развитых странах Анализ практики развитых стран позволяет выделить четыре основных направления регулирования занятости: 1) стимулирование предложения труда; 2) поощрение спроса на труд; 3) социальное страхование безработицы; 4) организацию социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками. В рамках первого направления государство осуществляет меры по обеспечению и повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы. Профессиональная мобильность обеспечивается путем организации повышения квалификации и переподготовки кадров. Для этого могут быть использованы специально созданные государством учебные центры либо действующие системы внутрифирменного обучения. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором — на специфику компании (предприятия). Для безработных такое обучение бесплатное, для предпринимательских структур затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот и субсидий. Практикуется предоставление государственных субсидий для разных видов переподготовки, например, для узких мест (для квалифицированной работы при нехватке квалифицированного персонала); структурных изменений (для занятых, чья прошлая подготовка морально устарела и работа будет настолько сильно изменена, что для них необходима переподготовка); потенциально лишних рабочих, которые иначе рискуют быть уволенными. Государственные субсидии, выплачиваемые отдельной компании, покрывают реальные издержки на курс переподготовки. Для обеспечения географической мобильности рабочей силы государством могут предоставляться компенсации расходов по переезду, субсидии на обустройство на новом месте, суточные пособия, покрывающие временные излишние расходы по двойному месту жительства. Важное значение имеет государственное содействие найму рабочей силы, т.е. контактам между ищущими работу и потенциальными работодателями. Для этого предназначена система информации (банки информации) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Информационные и консультационные услуги служб занятости предоставляются работодателям и ищущим работу бесплатно. В рамках второго направления государством реализуются программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест. В качестве основных инструментов используются субсидии для сохранения уровня занятости или его роста в компаниях, а также организация общественных работ. Последние имеют временный характер, применяются в периоды циклических и сезонных спадов деловой активности, связаны преимущественно со строительством, реализацией гражданских инженерных проектов. Третье направление связано с реализацией программ социальной помощи безработным, осуществляемой тремя альтернативными путями. Во-первых, выплачивается пособие по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь, составляющая, например, во Франции в среднем 40% заработка, в США — 50%, в ФРГ — 63—68%. Ее получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и, кроме того, вносившие определенное время взносы в фонд по безработице. Этот фонд формируется по-разному. В ФРГ в его создании участвуют на паритетных началах наемные работники и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше — соответственно 70% и 60%, в США, Италии и некоторых других странах этот фонд полностью создается за счет средств работодателя. Во-вторых, предоставляется помощь по безработице. В одних странах она составляет твердую ставку, в других — долю заработка (например, в ФРГ она составляет 56—58%). Общие сроки выплаты и той и другой помощи в разных странах различны. В США максимальный срок выплаты не превышает 7,5 месяца, в Японии — почти 11 месяцев, в ФРГ и Франции срок выдачи пособия 26 и 65 месяцев, а «помощь» бессрочна. В-третьих, если тот или иной безработный не может по какой-либо причине получать пособие или помощь, а работы по независящим от него обстоятельствам найти не удается, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает пользование отдельными коммунальными услугами (например, общественным транспортом, частично погашает квартплату и т.д.). В рамках четвертого направления государство реализует систему взаимосвязанных правовых, организационных и финансовых мер, обеспечивающих формирование, функционирование и развитие системы социального партнерства. Исключительная роль этой системы в организации социально-трудовых отношений определяет необходимость ее детального изучения. В условиях рыночной экономики регулирование государством многообразных отношений между собственниками капитала и собственниками рабочей силы осуществляется с помощью системы социального партнерства, участниками которой являются: объединения предпринимателей, профсоюзы наемных работников, правительство. Наличие развитого механизма социального партнерства — принципиальная характеристика современного варианта рыночного хозяйства — смешанной экономики. Основные функции этой системы: • регулирование условий занятости и обеспечение определенного перечня гарантий наемному персоналу в сфере его трудовой деятельности (продолжительность рабочей недели, минимальная заработная плата, порядок ее индексации и др.) • согласование и защита социально-экономических интересов наемных работников и работодателей, обеспечение стабильности отношений между ними; • создание условий для участия производственного персонала в финансовой деятельности компаний (в доходах и собственности) и управлении ими; • разрешение возникающих производственных и социальных конфликтов на общенациональном, региональном, отраслевом и микроэкономическом уровнях; • выравнивание условий хозяйствования разных предпринимательских структур на основе применения к ним единообразных требований к организации отношений между трудом и капиталом; • снижение риска предпринимательской деятельности посредством разработки и обеспечения действия унифицированных норм, регламентирующих отношения между работодателями и работниками. Важнейшие принципы функционирования системы социального партнерства: равноправие ее участников; учет интересов сторон и переговорный характер процесса их согласования; реальность обеспечения принимаемых участниками обязательств; ответственность сторон за невыполнение коллективных договоров и соглашений; активная роль государства в организации и развитии социального партнерства. Главную роль в организации национальной системы социального партнерства играют конвенции и рекомендации Международной организации труда, в которых определены уровень социальной защищенности работников, а также права и обязанности работодателей. Роль государства в системе социального партнерства заключается в следующем. 1. Государство устанавливает нижние пороговые значения важнейших социальных стандартов, с помощью которых реализуется политика доходов и занятости (минимальная заработная плата, минимальная и максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная продолжительность отпуска и др.). Следует отметить, что ни одно предприятие и занятые на нем работники не имеют права подписывать соглашения на худших условиях, чем зафиксированы в названных стандартах. 2. Государство определяет структуру (состав обязательных положений), условия и порядок заключения соглашений между профсоюзами и работодателями, а также уровни, на которых осуществляется переговорный процесс (отдельное предприятие, отрасль, регион, национальная экономика). Например, соглашения, заключаемые на общенациональном уровне, как правило, содержат: общие принципы социально-экономической политики государства, размер минимальной заработной платы в масштабе народного хозяйства, общий порядок индексации заработной платы и др. Отраслевые (тарифные) соглашения регулируют: формы и системы заработной платы; минимальные тарифные ставки по основным профессионально-квалификационным группам; отпуск и его оплату; срок для увольнения с работы; содержание и формы труда, защиту работника от последствий рационализации и др. 3. Государство способно компенсировать ограниченный по сфере действия характер заключенных соглашений. Последние являются обязательными прежде всего для работников, состоящих членами профсоюзов, и для предприятий, входящих в союз предпринимателей. Однако правительство может объявить тарифное соглашение обязательным к повсеместному соблюдению, в особенности в отраслях, где работает много мелких работодателей, которых трудно организовать и в которых по социально-политическим причинам желательно единство минимальных требований, предъявляемых к условиям труда. Такая мера используется им с целью выравнивания стартовых условий для борьбы с недобросовестной конкуренцией. Во многих западноевропейских странах (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и др.) разработан и применяется соответствующий правовой механизм. Обычно этим делом занимается национальное Министерство труда и социальных вопросов. 4. государство контролирует соблюдение участниками соглашений принятых на себя обязательств. Таким образом обеспечивается защита работников от возможного произвола со стороны предприятия и гарантия им минимального дохода. Для работодателя же создается надежная основа для планирования трудовых показателей, а также защита от забастовок на срок действия соглашений. 5. Государство инициирует и стимулирует процессы развития социального партнерства посредством взаимосвязанных правовых, организационных и экономических мер. Так, начиная с 1960-х гг. эти процессы связаны с внедрением организационных форм партисипативного управления и созданием акционерной собственности занятых. В первом случае речь идет о принятых в большинстве развитых стран Европы законах, регламентирующих условия участия наемного производственного персонала в управлении. Так, в Германии Законом о правовом режиме предприятий предусмотрено, что все частные предприятия с числом работающих из числа неруководящего состава пять и более человек создают специальные орган — рабочий совет, представляющий интересы производственного персонала. В экономических вопросах (финансовое положение фирмы, производственная программа, условия сбыта, изменение организации производства, инвестиционная политика и др.) полномочия названного совета ограничены информационными и консультативными функциями. Напротив, решение вопросов социальной сферы (распределение ежедневного рабочего времени и перерывов, разработка общих принципов предоставления отпусков и их графика, предоставление работающим в аренду жилой площади и др.) предполагает соучастие совета и его согласие на то или иное решение. Другой вариант организации партисипативного управления связан с вводом представителей трудового коллектива в действующие органы управления предприятием, фирмой. Так, в Норвегии в соответствии с законом не менее трети мест в правлениях фирм с числом занятых более 50 человек выделяется представителям трудовых коллективов. В Германии наблюдательные советы на предприятиях горнорудной, металлургической и сталелитейной промышленности формируются на паритетной основе из представителей работодателей и работников по найму, кроме того, последние, как правило, избирают члена правления, занимающегося кадровыми и социальными вопросами. Законодательство об обязательном участии рабочих в советах директоров компаний с правом совещательного голоса принято в Швеции, Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге. Партисипативное управление позволяет повышать уровень понимания производственным персоналом основных проблем компании и путей их решения, создавать организационные условия для проявления его социальных и экономических интересов и их балансирования с интересами собственников и менеджмента. Во втором случае имеется в виду практика, впервые апробированная в США в связи с реализацией «Планов участия работников в акционерной собственности» (EmployeeStockOwnershipPlan, ESOP),распространившаяся затем и в европейских странах. Важно подчеркнуть, что государство выступило катализатором принципиальных изменений в структуре акционерной собственности, стимулируя налоговыми льготами изыскание и направление компаниями средств на покупку акций для работников. Известны два способа реализации модели ESOP.В первом случае компания создает акционерный фонд персонала и перечисляет ему часть своей прибыли, используемую для выкупа акций у прежних владельцев и передачи права собственности на них рабочим и служащим компании. При этом действует установленная государством льгота, позволяющая выводить эту прибыль из-под налогообложения. Во втором случае акционерный фонд персонала получает банковский заем и сразу выкупает определенную часть акций. При этом из-под налогообложения выводятся годичные взносы компании в фонд акционирования, идущие на погашение основного долга и уплату процентов по нему. В настоящее время в США более 1000 акционерных компаний открытого типа занимают ведущие позиции по размерам собственности наемного персонала. На них приходится 29% рыночной стоимости всего акционерного капитала, 27% продаж и 20% рабочих мест во всем негосударственном секторе американской экономики. Обратим внимание на цели, реализуемые государством при поддержке процессов создания собственности занятых. Это прежде всего: децентрализация владения собственностью; расширение возможностей контроля за использованием прибыли; стимулирование самофинансирования частных предприятий; повышение разнообразия сфер участия наемных работников в деятельности компаний. Иногда такой целью становится противодействие инфляции, поскольку повышение благосостояния работников, связанное с их превращением в акционеров, не приводит к росту текущего спроса. 12.3. Регулирование занятости в России. Становление системы социального партнерства Государственная политика содействия занятости населения и регулирования процессов на рынке труда определена ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I«О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения в РФ). Она направлена: • на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в том числе инвалиды; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые и др.) • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм. Государственное регулирование занятости обеспечивается государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. ЛАНЬ® К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: • разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения; • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения; • разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения и контроль за их исполнением; • установление норм социальной поддержки безработных граждан; • разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; • формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием; • координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости; • разработка прогноза баланса трудовых ресурсов РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения относятся: • принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; • обобщение практики применения, анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъектах РФ и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области; • разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; • разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; • проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ; • регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; • оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг (содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологическая поддержка безработных граждан; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности); • организация проведения оплачиваемых общественных работ; • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; • организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при со- действии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда); • определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; • формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах РФ; • формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании: • проведения оплачиваемых общественных работ; • временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; • ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. В современной российской практике государственного регулирования занятости приоритетной является задача социальной защиты безработных. Ее решение связывается с поддержкой жизненных потребностей безработного на достаточном уровне и его стимулированием к активному самостоятельному поиску работы. В соответствии с Законом о занятости населения в РФ государство гарантирует безработному, получившему соответствующий статус после регистрации в службе занятости: • выплату пособия по безработице; • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; • возможность участия в общественных работах; • компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; • оплату за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев. Материальная поддержка безработных осуществляется в нескольких формах, основные из них — пособие по безработице, компенсационные выплаты работникам, доплаты на иждивенцев, материальная и иная помощь безработным с низкими доходами. Пособие по безработице выплачивается из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Так, гражданам, уволенным по любым основаниям, оно устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы. Для лиц, впервые ищущих работу или возобновляющих поиск работы после длительного перерыва, пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Компенсационные выплатыприменяются как чрезвычайная социальная мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего дня. Эти выплаты стали производиться в соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 1993 г. № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. № 116). Ряд компенсационных выплат установлен в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ). Они производятся из средств Государственного фонда занятости РФ. Преимущественным правом на их получение пользуются работники градообразующих и конверсионных предприятий, а также граждане, проживающие в кризисных регионах. На региональном уровне получили широкое распространение программы общественных работ. Задачи их организации связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и др. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. В характеристике политики занятости, реализуемой российским государством, следует обратить внимание на присущие ей недостатки: • низкая активность в преодолении остатков нерыночных отношений, имеющих многообразные формы проявления (скрытая безработица, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами и др.); • неэффективность мер, препятствующих теневой занятости, которая выводит значительную часть фонда оплаты труда из-под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и пенсионного обеспечения и ограничивая сферу действия общепринятых социальных гарантий для занятых; • ограниченность и недостаточность усилий, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, повышение мобильности рабочей силы, уровня трудовой мотивации и доходов. Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают: • содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда; • активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости; • обеспечение существенного роста цены труда; • стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места; • совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики; • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; • предоставление работы каждому, кто ее ищет. Особого рассмотрения требует система социального партнерства, первые шаги по созданию которой были сделаны в России в ноябре 1991 г., когда была создана на федеральном уровне Трехсторонняя комиссия в сфере труда. Важный шаг в развитии системы социального партнерства связан с вводом в действие в 2002 г. ТК РФ. В соответствии с ним в России в зависимости от сферы действия могут заключаться генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное соглашения (ст. 45). Генеральное и региональное соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений соответственно на федеральном и региональном уровнях. Отраслевое (межотраслевое) и территориальное соглашения определяют общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам соответственно в отрасли (отраслях) и на территории муниципального образования. Другим инструментом регулирования социально-трудовых отношений является коллективный договор. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: • формы, системы и размеры оплаты труда; • выплата пособий, компенсаций; • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции; • занятость, переобучение, условия высвобождения работников; • рабочее время и время отдыха; • улучшение условий и охраны труда работников; • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; • оздоровление и отдых работников и членов их семей; • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений; • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора. Принципиальное значение имеет закрепление в ТК РФ права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы (ст. 52). Контрольные вопросы 1. Что отличает активную политику занятости? 2. Каковы направления регулирования занятости в развитых странах? 3. К
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |