Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА



2018-07-06 857 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




12.1. Государственная политика занятости:
содержание и инструментарий

Целевая функция государственной политики занятости состоит в содействии расширению спроса на рабочую силу и поддержке ее предложения с тем, чтобы:

• развивать трудовые ресурсы, приспосабливая их к структур­ным изменениям для улучшения возможностей экономиче­ского роста;

• содействовать социальному равенству путем улучшения как спо­собности к занятости, так и возможностей для занятости в пер­вую очередь групп населения, испытывающих трудности в поис­ке работы;

• стабилизировать занятость в период экономического спада и создавать условия для преодоления недостаточного предложе­ния рабочей силы на стадии экономического подъема.

К важнейшим задачамуказаннойполитики относятся:

• обеспечение рациональной структуры занятости, отвечающей общественным потребностям и требованиям рынка;

• достижение сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест;

• создание условий для развития трудового потенциала страны и его эффективного использования;

• минимизация социально-экономических издержек безработицы;

• формирование и развитие системы социального партнерства.

Различают пассивную и активную политику занятости.

Пассивная политика предполагает ответственность государства

за положение работников и работодателей на рынке труда. Ее основ­ная задача — предоставить безработным пособие, гарантирующее ми­нимальный уровень существования.

Активная политика нацелена на повышение конкурентоспособ­ности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, а государство — лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости. Такая политика не только и не столько под­держивает существование тех, кто потерял работу, сколько прежде всего поощряет активность каждого человека, направленную на поиск рабочего места. Это в свою очередь сокращает его зависимость от по­литики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает затраты государственного бюджета, снимает напряженность в обще­стве, увеличивает производительность труда, способствует структур­ной перестройке экономики. Данная политика включает: помощь при трудоустройстве; профориентацию; содействие в профессиональной переподготовке; развитие самозанятости; организацию общественных работ; профессиональное консультирование и др.

При проведении активной политики на рынке труда должно учи­тываться огромное разнообразие условий, существующих на нем. Для анализа причин напряженности на рынке труда, при разработке и осуществлении пакета мер активной политики занятости наиболее важной, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), является следующая информация:

• возрастно-половая структура занятых, незанятых, безработных;

• средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся;

• доля дохода семьи, получаемого от работы по найму, государ­ственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, дохода от недвижимости и т.п.;

• степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости и т.п.;

• распределение предприятий по их размерам и формам собствен­ности;

• открытость экономики для международной конкуренции, в частности доля торговли в национальном доходе и значение иностранных инвестиций;

• развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе ор­ганизаций предпринимателей и трудящихся;

• масштабы, охват и степень исполнения трудового законодатель­ства, защита трудящихся и социальное страхование.


 

Меры, осуществляемые государством в рамках политики занятости, можно дифференцировать по следующим признакам:

по объектам воздействия — население и его отдельные группы, ра­ботники и их отдельные группы, а также предприниматели и их груп­пы. В то же время в качестве объектов могут выступать элементы орга­низации труда: его оплата, продолжительность, условия и т.д.;

по направленности воздействия — меры увеличивающие (умень­шающие) предложение труда; увеличивающие (уменьшающие) спрос на труд; воздействующие на структуру предложения труда и структу­ру спроса на труд; направленные на увеличение степени соответствия спроса на рабочую силу и ее предложения;

по формам воздействия — прямые и косвенные меры, при этом как прямое, так и косвенное влияние наиболее эффективно при обяза­тельном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда;

по характеру воздействия — меры дифференцируют на поощри­тельные, ограничительные, запретительные, защитные;

по содержанию — меры экономического и административного ха­рактера. К экономическим относят: поддержку экономически целе­сообразных рабочих мест, организацию общественных работ, специ­ализированное инвестирование для создания новых рабочих мест, поддержку малого бизнеса и т.д. К административным — изменение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства и т.д.;

по уровню воздействия — меры общегосударственные, региональ­ные, отраслевые, внутрифирменные;

по источникам финансирования — меры, реализация которых обе­спечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, коммерческих организаций, внебюджетных фондов и т.д.

12.2. Регулирование занятости

и система социального партнерства в развитых странах

Анализ практики развитых стран позволяет выделить четыре основ­ных направления регулирования занятости:

1) стимулирование предложения труда;

2) поощрение спроса на труд;

3) социальное страхование безработицы;

4) организацию социально-трудовых отношений между работода­телями и наемными работниками.

В рамках первого направления государство осуществляет меры по обеспечению и повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы.

Профессиональная мобильность обеспечивается путем организа­ции повышения квалификации и переподготовки кадров. Для это­го могут быть использованы специально созданные государством учебные центры либо действующие системы внутрифирменного обучения. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором — на специфику компании (предприятия). Для безработных такое обучение бесплатное, для предпринимательских структур затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот и субсидий. Практику­ется предоставление государственных субсидий для разных видов переподготовки, например, для узких мест (для квалифицированной работы при нехватке квалифицированного персонала); структурных изменений (для занятых, чья прошлая подготовка морально устарела и работа будет настолько сильно изменена, что для них необходима переподготовка); потенциально лишних рабочих, которые иначе ри­скуют быть уволенными. Государственные субсидии, выплачиваемые отдельной компании, покрывают реальные издержки на курс пере­подготовки.

Для обеспечения географической мобильности рабочей силы госу­дарством могут предоставляться компенсации расходов по переезду, субсидии на обустройство на новом месте, суточные пособия, покры­вающие временные излишние расходы по двойному месту жительства.

Важное значение имеет государственное содействие найму рабочей силы, т.е. контактам между ищущими работу и потенциальными ра­ботодателями. Для этого предназначена система информации (банки информации) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нужда­ется. Информационные и консультационные услуги служб занятости предоставляются работодателям и ищущим работу бесплатно.

В рамках второго направления государством реализуются програм­мы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест. В качестве основных инструментов используются субсидии для сохранения уровня занятости или его роста в компаниях, а также орга­низация общественных работ. Последние имеют временный характер, применяются в периоды циклических и сезонных спадов деловой ак­тивности, связаны преимущественно со строительством, реализацией гражданских инженерных проектов.

Третье направление связано с реализацией программ социаль­ной помощи безработным, осуществляемой тремя альтернативны­ми путями.

Во-первых, выплачивается пособие по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь, составляющая, например, во Фран­ции в среднем 40% заработка, в США — 50%, в ФРГ — 63—68%. Ее получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и, кроме того, вносившие определенное время взносы в фонд по безработице. Этот фонд формируется по-разному. В ФРГ в его создании участвуют на паритетных началах наемные работни­ки и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов пред­принимателей выше — соответственно 70% и 60%, в США, Италии и некоторых других странах этот фонд полностью создается за счет средств работодателя.

Во-вторых, предоставляется помощь по безработице. В одних стра­нах она составляет твердую ставку, в других — долю заработка (на­пример, в ФРГ она составляет 56—58%). Общие сроки выплаты и той и другой помощи в разных странах различны. В США максимальный срок выплаты не превышает 7,5 месяца, в Японии — почти 11 месяцев, в ФРГ и Франции срок выдачи пособия 26 и 65 месяцев, а «помощь» бессрочна.

В-третьих, если тот или иной безработный не может по какой-ли­бо причине получать пособие или помощь, а работы по независящим от него обстоятельствам найти не удается, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает пользование от­дельными коммунальными услугами (например, общественным транс­портом, частично погашает квартплату и т.д.).

В рамках четвертого направления государство реализует систему взаимосвязанных правовых, организационных и финансовых мер, обеспечивающих формирование, функционирование и развитие си­стемы социального партнерства. Исключительная роль этой системы в организации социально-трудовых отношений определяет необходи­мость ее детального изучения.

В условиях рыночной экономики регулирование государством многообразных отношений между собственниками капитала и соб­ственниками рабочей силы осуществляется с помощью системы со­циального партнерства, участниками которой являются: объединения предпринимателей, профсоюзы наемных работников, правительство. Наличие развитого механизма социального партнерства — принци­пиальная характеристика современного варианта рыночного хозяй­ства — смешанной экономики.

Основные функции этой системы:

регулирование условий занятости и обеспечение определенного перечня гарантий наемному персоналу в сфере его трудовой де­ятельности (продолжительность рабочей недели, минимальная заработная плата, порядок ее индексации и др.)

согласование и защита социально-экономических интересов наемных работников и работодателей, обеспечение стабильности отношений между ними;

создание условий для участия производственного персонала в финансовой деятельности компаний (в доходах и собственно­сти) и управлении ими;

разрешение возникающих производственных и социальных конфликтов на общенациональном, региональном, отраслевом и микроэкономическом уровнях;

выравнивание условий хозяйствования разных предприниматель­ских структур на основе применения к ним единообразных требо­ваний к организации отношений между трудом и капиталом;

снижение риска предпринимательской деятельности посред­ством разработки и обеспечения действия унифицированных норм, регламентирующих отношения между работодателями и работниками.

Важнейшие принципы функционирования системы социального партнерства: равноправие ее участников; учет интересов сторон и пе­реговорный характер процесса их согласования; реальность обеспече­ния принимаемых участниками обязательств; ответственность сторон за невыполнение коллективных договоров и соглашений; активная роль государства в организации и развитии социального партнерства.

Главную роль в организации национальной системы социального партнерства играют конвенции и рекомендации Международной ор­ганизации труда, в которых определены уровень социальной защи­щенности работников, а также права и обязанности работодателей.

Роль государства в системе социального партнерства заключается в следующем.

1. Государство устанавливает нижние пороговые значения важней­ших социальных стандартов, с помощью которых реализуется полити­ка доходов и занятости (минимальная заработная плата, минимальная и максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная продолжительность отпуска и др.). Следует отметить, что ни одно предприятие и занятые на нем работники не имеют права подписы­вать соглашения на худших условиях, чем зафиксированы в названных стандартах.

2. Государство определяет структуру (состав обязательных поло­жений), условия и порядок заключения соглашений между профсоюзами и работодателями, а также уровни, на которых осуществляется пере­говорный процесс (отдельное предприятие, отрасль, регион, наци­ональная экономика). Например, соглашения, заключаемые на об­щенациональном уровне, как правило, содержат: общие принципы социально-экономической политики государства, размер минималь­ной заработной платы в масштабе народного хозяйства, общий по­рядок индексации заработной платы и др. Отраслевые (тарифные) соглашения регулируют: формы и системы заработной платы; мини­мальные тарифные ставки по основным профессионально-квалифи­кационным группам; отпуск и его оплату; срок для увольнения с ра­боты; содержание и формы труда, защиту работника от последствий рационализации и др.

3. Государство способно компенсировать ограниченный по сфере действия характер заключенных соглашений. Последние являются обя­зательными прежде всего для работников, состоящих членами про­фсоюзов, и для предприятий, входящих в союз предпринимателей. Однако правительство может объявить тарифное соглашение обяза­тельным к повсеместному соблюдению, в особенности в отраслях, где работает много мелких работодателей, которых трудно организовать и в которых по социально-политическим причинам желательно един­ство минимальных требований, предъявляемых к условиям труда. Та­кая мера используется им с целью выравнивания стартовых условий для борьбы с недобросовестной конкуренцией. Во многих западноев­ропейских странах (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерлан­ды и др.) разработан и применяется соответствующий правовой меха­низм. Обычно этим делом занимается национальное Министерство труда и социальных вопросов.

4. государство контролирует соблюдение участниками соглашений принятых на себя обязательств. Таким образом обеспечивается за­щита работников от возможного произвола со стороны предприятия и гарантия им минимального дохода. Для работодателя же создается надежная основа для планирования трудовых показателей, а также за­щита от забастовок на срок действия соглашений.

5. Государство инициирует и стимулирует процессы развития соци­ального партнерства посредством взаимосвязанных правовых, органи­зационных и экономических мер. Так, начиная с 1960-х гг. эти процес­сы связаны с внедрением организационных форм партисипативного управления и созданием акционерной собственности занятых.

В первом случае речь идет о принятых в большинстве развитых стран Европы законах, регламентирующих условия участия наемного производственного персонала в управлении. Так, в Германии Зако­ном о правовом режиме предприятий предусмотрено, что все частные предприятия с числом работающих из числа неруководящего соста­ва пять и более человек создают специальные орган — рабочий совет, представляющий интересы производственного персонала. В эконо­мических вопросах (финансовое положение фирмы, производствен­ная программа, условия сбыта, изменение организации производства, инвестиционная политика и др.) полномочия названного совета огра­ничены информационными и консультативными функциями. Напротив, решение вопросов социальной сферы (распределение ежедневного ра­бочего времени и перерывов, разработка общих принципов предостав­ления отпусков и их графика, предоставление работающим в аренду жилой площади и др.) предполагает соучастие совета и его согласие на то или иное решение.

Другой вариант организации партисипативного управления связан с вводом представителей трудового коллектива в действующие органы управления предприятием, фирмой. Так, в Норвегии в соответствии с законом не менее трети мест в правлениях фирм с числом занятых более 50 человек выделяется представителям трудовых коллективов. В Германии наблюдательные советы на предприятиях горнорудной, металлургической и сталелитейной промышленности формируются на паритетной основе из представителей работодателей и работников по найму, кроме того, последние, как правило, избирают члена прав­ления, занимающегося кадровыми и социальными вопросами. Зако­нодательство об обязательном участии рабочих в советах директоров компаний с правом совещательного голоса принято в Швеции, Ав­стрии, Дании, Голландии, Люксембурге.

Партисипативное управление позволяет повышать уровень пони­мания производственным персоналом основных проблем компании и путей их решения, создавать организационные условия для проявле­ния его социальных и экономических интересов и их балансирования с интересами собственников и менеджмента.

Во втором случае имеется в виду практика, впервые апробирован­ная в США в связи с реализацией «Планов участия работников в ак­ционерной собственности» (EmployeeStockOwnershipPlan, ESOP),рас­пространившаяся затем и в европейских странах. Важно подчеркнуть, что государство выступило катализатором принципиальных измене­ний в структуре акционерной собственности, стимулируя налоговыми

льготами изыскание и направление компаниями средств на покупку акций для работников.

Известны два способа реализации модели ESOP.В первом случае компания создает акционерный фонд персонала и перечисляет ему часть своей прибыли, используемую для выкупа акций у прежних вла­дельцев и передачи права собственности на них рабочим и служащим компании. При этом действует установленная государством льгота, позволяющая выводить эту прибыль из-под налогообложения. Во вто­ром случае акционерный фонд персонала получает банковский заем и сразу выкупает определенную часть акций. При этом из-под нало­гообложения выводятся годичные взносы компании в фонд акциони­рования, идущие на погашение основного долга и уплату процентов по нему.

В настоящее время в США более 1000 акционерных компаний от­крытого типа занимают ведущие позиции по размерам собственности наемного персонала. На них приходится 29% рыночной стоимости всего акционерного капитала, 27% продаж и 20% рабочих мест во всем негосударственном секторе американской экономики.

Обратим внимание на цели, реализуемые государством при под­держке процессов создания собственности занятых. Это прежде всего: децентрализация владения собственностью; расширение возможно­стей контроля за использованием прибыли; стимулирование самофи­нансирования частных предприятий; повышение разнообразия сфер участия наемных работников в деятельности компаний. Иногда такой целью становится противодействие инфляции, поскольку повышение благосостояния работников, связанное с их превращением в акционе­ров, не приводит к росту текущего спроса.

12.3. Регулирование занятости

в России. Становление системы социального партнерства

Государственная политика содействия занятости населения и ре­гулирования процессов на рынке труда определена ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I«О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения в РФ). Она на­правлена:

на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, за­щиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ незави­симо от национальности, пола, возраста, социального положе­ния, политических убеждений и отношения к религии в реализа­ции права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граж­дан, испытывающих трудности в поиске работы (в том числе ин­валиды; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионально­го образования, ищущие работу впервые и др.)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более од­ного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и созда­ющих новые рабочие места прежде всего для граждан, испыты­вающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию заня­тости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с дея­тельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профес­сиональных союзов, иных представительных органов работни­ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспече­нию занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельно­стью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение меж­дународных трудовых норм.

Государственное регулирование занятости обеспечивается государ­ственными органами исполнительной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.

ЛАНЬ®

К полномочиям федеральных органов государственной власти отно­сятся:

разработка и реализация государственной политики в сфере за­нятости населения;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения;

разработка и реализация федеральных программ в сфере занято­сти населения и контроль за их исполнением;

установление норм социальной поддержки безработных граж­дан;

разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за ис­ключением мер в области содействия занятости населения, ре­ализация которых отнесена к полномочиям органов государ­ственной власти субъектов РФ;

формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринима­тельства и самозанятости;

разработка прогноза баланса трудовых ресурсов РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государ­ственной политики содействия занятости населения с учетом наци­ональных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмо­тренных нормативными правовыми актами, определяющими государ­ственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в по­иске работы. К полномочиям органов государственной власти субъек­тов РФ в области содействия занятости населения относятся:

принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения;

обобщение практики применения, анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъектах РФ и под­готовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

разработка и реализация региональных программ, предусма­тривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящих­ся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся

в социальной защите и испытывающих трудности в поиске ра­боты;

• разработка и реализация мер активной политики занятости на­селения, дополнительных мероприятий в области содействия за­нятости населения;

• проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ;

• регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

• оказание в соответствии с законодательством о занятости на­селения государственных услуг (содействие гражданам в поис­ке подходящей работы, а работодателям — в подборе необходи­мых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ; организация ярмарок вакансий и учебных рабо­чих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустрой­ства, профессионального обучения; психологическая поддерж­ка безработных граждан; профессиональная подготовка, пере­подготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности);

• организация проведения оплачиваемых общественных работ;

• содействие самозанятости безработных граждан, включая ока­зание гражданам, признанным в установленном порядке безра­ботными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помо­щи при их государственной регистрации в качестве юридическо­го лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей госу­дарственной регистрации;

• содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

• организация и проведение специальных мероприятий по профи­лированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при со-

действии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

• определение перечня приоритетных профессий (специально­стей) для профессиональной подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации безработных граждан;

• формирование и ведение регистров получателей государствен­ных услуг в сфере занятости населения в субъектах РФ;

• формирование средств на финансовое обеспечение мероприя­тий по содействию занятости населения, материально-техни­ческое и финансовое обеспечение деятельности органов испол­нительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организа­ции и финансировании:

• проведения оплачиваемых общественных работ;

• временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граж­дан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образова­тельных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

• ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие ор­ганам службы занятости в получении достоверной информации о за­нятости граждан.

В современной российской практике государственного регулиро­вания занятости приоритетной является задача социальной защиты безработных. Ее решение связывается с поддержкой жизненных по­требностей безработного на достаточном уровне и его стимулирова­нием к активному самостоятельному поиску работы. В соответствии с Законом о занятости населения в РФ государство гарантирует без­работному, получившему соответствующий статус после регистрации в службе занятости:

• выплату пособия по безработице;

• выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

• возможность участия в общественных работах;

• компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

• оплату за счет средств фонда занятости периода временной не­трудоспособности в течение 12 месяцев.

Материальная поддержка безработных осуществляется в несколь­ких формах, основные из них — пособие по безработице, компенса­ционные выплаты работникам, доплаты на иждивенцев, материальная и иная помощь безработным с низкими доходами.

Пособие по безработице выплачивается из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Так, гражданам, уволенным по любым основаниям, оно устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы. Для лиц, впер­вые ищущих работу или возобновляющих поиск работы после дли­тельного перерыва, пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Компенсационные выплатыприменяются как чрезвычайная со­циальная мера и предназначены для сдерживания массовых уволь­нений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего дня. Эти выплаты стали производиться в соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 1993 г. № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граж­дан Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. № 116). Ряд компенсационных вы­плат установлен в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ). Они производятся из средств Государственного фонда занятости РФ. Преимущественным правом на их получение пользуются работники градообразующих и конверсионных предприятий, а также граждане, проживающие в кризисных регионах.

На региональном уровне получили широкое распространение про­граммы общественных работ. Задачи их организации связаны не толь­ко с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры ре­гионов и др. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

В характеристике политики занятости, реализуемой российским государством, следует обратить внимание на присущие ей недостатки:

• низкая активность в преодолении остатков нерыночных отно­шений, имеющих многообразные формы проявления (скрытая

безработица, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами и др.);

• неэффективность мер, препятствующих теневой занятости, ко­торая выводит значительную часть фонда оплаты труда из-под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и пенсионного обеспечения и ограничивая сферу дей­ствия общепринятых социальных гарантий для занятых;

• ограниченность и недостаточность усилий, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, повы­шение мобильности рабочей силы, уровня трудовой мотивации и доходов.

Приоритетными задачами государственного регулирования занято­сти выступают:

• содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда;

• активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости;

• обеспечение существенного роста цены труда;

• стимулирование предпринимателей, создающих или обновляю­щих рабочие места;

• совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики;

• наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

• предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Особого рассмотрения требует система социального партнерства, первые шаги по созданию которой были сделаны в России в ноябре 1991 г., когда была создана на федеральном уровне Трехсторонняя ко­миссия в сфере труда.

Важный шаг в развитии системы социального партнерства связан с вводом в действие в 2002 г. ТК РФ. В соответствии с ним в России в зависимости от сферы действия могут заключаться генеральное, ре­гиональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное соглаше­ния (ст. 45).

Генеральное и региональное соглашения устанавливают общие прин­ципы регулирования социально-трудовых отношений соответственно на федеральном и региональном уровнях. Отраслевое (межотраслевое) и территориальное соглашения определяют общие условия оплаты тру­да, трудовые гарантии и льготы работникам соответственно в отрасли (отраслях) и на территории муниципального образования.

Другим инструментом регулирования социально-трудовых от­ношений является коллективный договор. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в ор­ганизации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следую­щим вопросам:

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уров­ня инфляции;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха;

• улучшение условий и охраны труда работников;

• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обуче­нием;

• оздоровление и отдых работников и членов их семей;

• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий

коллективного договора.

Принципиальное значение имеет закрепление в ТК РФ права ра­ботников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы (ст. 52).

Контрольные вопросы

1. Что отличает активную политику занятости?

2. Каковы направления регулирования занятости в развитых странах?

3. К



2018-07-06 857 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)