Аристотель о добродетели, правосудии и совести в контексте идеи естественного права
«Государственное устройство - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления, а последний и есть государственное устройство»70. Стоит отметить, что в Аристотелевском понимании «устройство» есть не территориальная структура, а именно модель управления полисом (как мы уже говорили, «полис» и «государство» в древнегреческой философии есть понятия тождественные). Аристотель, ставя себе цель определить что-либо в политике, затем делает это, но исходя в первую очередь из фактического, проанализированного им исторического материала. То есть, он не определяет каким должно быть что-либо, но определяет что оно есть само по себе, подкрепляя это фактами из известной ему политической жизни и истории. Хорошим примером здесь как раз может служить его классификация форм государственного устройства - не смотря на кажущуюся искусственность, всё указанное в схеме имело место в реальном полисном устройстве Эллады, более того - данная классификация есть и в работах других исследователей, в том числе у Платона, а значит в этом вопросе Стагирит, по большому счету, не открыл ничего нового и главная его заслуга в более подробном разборе плюсов и минусов этих устройств. Он выделял несколько таких форм, и, в зависимости от целей правящего класса, разделял их на правильные и неправильные (искаженные)[7]. При правильной форме государственного устройства целью является справедливость, вопрос о которой мы рассматривали выше, то есть деятельность правителя направлена на общественную пользу, справедливое распределение ресурсов среди граждан с целью достижения счастья; в основании распределения лежат принципы равноправия и равенства граждан. Аристотель пишет о так называемых «началах», осуществление которых зависит от типа «народной массы» - это монархическое начало, предполагающее народ, который «по природе» расположен к отдаче власти благородному представителю; аристократическое начало, предполагающее массу, которая « спо соб на, не по ступаясь своим до стоинством свободнорожденных людей, отдать правление государства людям, призванным к тому благодаря их добродетели» ; народная масса, которая может и подчиняться, и властвовать, есть осуществление начала политии. Из этих начал и вытекают приведенные ниже правильные формы правления: Монархия - власть принадлежит одному наиболее добродетельному человеку, монарху (царю); Аристократия - власть принадлежит немногим лучшим, так как преуспеть во всех добродетелях человеку не всегда удается, значит, возможно собрать выдающихся своими добродетелями людей в качестве правителей и доверить им управление. Чаще всего ими оказываются люди военные, так как военную доблесть найти и проявить легче остальных; Полития - власть принадлежит состоятельному среднему классу; Остановимся подробнее на некоторых из них. Рассмотрим сначала монархию, или царскую власть. Видов царской власти, согласно «Политике», всего существует четыре (включая неправильные): Добровольные монархии - Аристотель пишет о них, как о пережитке героических времен, когда все монарх признавался добровольно гражданами и, к тому же, имел законное право на трон. Как правило, эти правители являлись благодетелями для народной массы - героями, внесшими ощутимый и незаменимый вклад в настоящую и будущую жизнь полиса. В их ведомстве были военные кампании, отправление религиозного культа, а также разбирательство судебных дел; Пожизненная стратегия - наследственная или выборная. Она основана на законе, как в Спарте, не являясь верховной в политическом смысле - т.е. царь является верховным вождем военных сил только за пределами страны и казнить может только во время военных кампаний. Кроме этого, он является главой религиозного культа; Наследственная тираническая власть у варваров; Эсимнетия - выборная тирания. Тиран может быть выбран пожизненно или временно. Кроме того, Аристотель упоминает еще и о пятом случае, когда монарх имеет неограниченную власть, сравнивая её с властью домохозяина - ибо, в сущности, это домоправительство над полисом. И здесь автор в некотором смысле рассматривает крайности, считая, что это наиболее адекватно отразит суть монархической формы правления, а остальные лишь смешение следующих двух форм - т.е. он рассматривает последнюю, «домоправительственную» форму монархии, и пожизненную или выборную стратегию. Говоря о разновидностях стратегии, Аристотель пишет, что пожизненная относится к области законодательства, а поэтому не представляет интереса, в отличие от выборной - ибо она, в свою очередь, является формой государственного устройства в искомом понимании. Так как характерной чертой этого устройства является точное следование законов, а законы не всегда совершенны, то это нельзя назвать лучшим устройством - кроме случая, когда царь является и законодателем, или закон теряет свою силу в результате исключительных обстоятельств или его извращения и восстанавливает ее после окончания кризиса [8]. Кроме того, в монархиях острым является вопрос наследования власти - ведь не всегда дети так же добродетельны, как их родители, а родитель, видя это, не всегда может отказать своему чаду в передаче полномочий в силу субъективных причин. Всеобъемлющая царская власть не согласуется с идеей справедливости, ибо несправедливым является полная и безраздельная власть над равными по природе гражданами, то есть такая власть, которая ограничивается не законами, но только волей одного человека, ведь справедливость требует, что бы все управляли и подчинялись в равной степени. Аристократия сходна с олигархией, но, помимо имущественного ценза, присутствует так же и некий ценз нравственный - это первый тип аристократии. Помимо него, есть еще и другой - где учитывается добродетель граждан и народ, т.е. имущественного ценза нет - это демократический строй, учитывающий добродетель, но тоже являющийся, по сути, аристократическим. Третьим видом аристократии Аристотель называет политию, как некое смешение олигархии и демократии, хотя в тексте ниже он выносит ее как отдельный тип государственного устройства - возможно включение ее в список аристократий есть дань иным исследователям, не выделявшим политию в отдельный пункт. Рассуждая об аристократии, философ говорит, что она предпочтительнее царской власти в силу того, что «лучше несколько хороших людей, чем один». Аристократы отличительной чертой являют свое стремление к добродетели, но когда аристократия, в силу нравственной порчи, вырождается, то строй становится олигархическим, но об этом ниже. О политии Аристотель пишет, что данный вид государственного устройства встречается довольно редко, но многие пытаются настаивать на том, что их порядок - именно она. Полития, как смешение демократии и олигархии, возможна только в том случае, если в государстве есть хорошие законы и правители-олигархи отличаются в некоторой степени добродетелью, а решения принимаются большинством. Исходя также из того, что полития вобрала в себя лучшие стороны трех форм правления - добродетель аристократии, богатство олигархии и свободу демократии, можем сделать вывод, что полития есть некая золотая середина между этими формами, ведь именно эти стороны, как правило, считаются наиболее важными во всяком государстве [9]. Кроме вышеперечисленных, есть и неправильные формы, которые характеризуются направленностью властителей на свою собственную выгоду в ущерб гражданам полиса - они стремятся как можно дольше сохранять своё положение и пользоваться привилегиями, которые сопутствуют высокому положению, распределяя ресурсы по своему усмотрению и к своей пользе, не считаясь с идеями справедливости. Неправильные формы есть отклонение от соответствующих им правильных форм по основанию, оговоренному выше. Тирания - деспотичное отклонение от монархии; Олигархия - отклонение от аристократии, при котором верховная власть принадлежит крупнейшим собственникам; Демократия - власть большинства, отклонение от политии, при котором, в противовес олигархии, верховная власть принадлежит малоимущим слоям населения; Охлократия (крайнее отклонение от политии, вырождение демократии) - является крайне нежелательным развитием государственного устройства, так как основана на меняющихся настроениях толпы, которой руководят демагоги. Она характерна для революционных и кризисных ситуаций. Немаловажным фактом при определении формы государственного устройства является также и имущественные факторы - к примеру, главное различие между олигархией и демократией есть как раз богатство и бедность. Как мы видим, помимо целей правителей, главным фактом при определении формы государственного устройства является также и имущественные фактор - к примеру, главное различие между олигархией и демократией есть как раз богатство и бедность, и Аристотель подчеркивает важность именно этого - «тот признак, что в первом случае мы имеем дело с меньшинством, а во втором - с большинством, есть признак случайный». Кроме того, Бертраном Расселом в «Истории Западной философии» подчеркивается разница между правлениями аристократов и олигархов, так как, в первом случае правят лучшие по своим этическим качествам, а во втором - просто богатейшие; кроме того, есть, помимо этической, разница и между демократией и политией, так как последняя сохраняет в некоторой степени элементы олигархии; а между тиранией и монархией разница только этическая. Таким образом, олигархия есть форма государственного устройства, где правят богачи, не считаясь с бедняками, демократия же - власть в руках неимущих, пренебрегающих интересами богачей. Существует так же несколько видов демократии: 1) Первый тип демократии основан на идее всеобщего равенства - и богач, и малоимущий пользуются равными правами и ни у кого нет преимуществ в управлении государством, участвуют же в нем все. Второй тип - в котором установлен хотя бы небольшой имущественный ценз на занятие определенных должностей. Третий - все несомненные граждане имеют право занимать должности, но главенствующей силой в государстве является закон. Четвертый тип - каждый гражданин (в том числе тот, у которого только один родитель был или есть гражданин полиса) пользуется правом занимать должности, но властвует закон. В пятом случае все условия имеют место - всеобщее равенство, имущественный ценз, право занимать должности и так далее - но главным отличием есть главенство власти верховного собрания над законом, то есть власть народа выше власти закона. Подобное устройство часто является следствием деятельности демагогов, действующих в своих корыстных целях. Демагоги, отдавая верховенство власти народу, фактически управляют государством, имея большое влияние на мнение народа. Возникает ситуация, сходная с тираническим устройством - в роли тирана предстает сам народ, управляемый хитрым демагогом [10]. Олигархии, как одной из «неправильных» форм государственного устройства, как и демократии, существует несколько отличных друг от друга форм: 1) Главным отличительным признаком первого типа олигархии является высокий имущественный ценз, который делает невозможным претендовать малоимущему большинству на занятие правящих должностей; Второй тип - когда, при таком же высоком имущественном цензе, как в первом случае, есть возможность кооптации - добора недостающих чинов без дополнительных выборов: при выборе из всех олигархия принимает аристократический характер, если же выбор ведется из узкого круга - строго олигархически; Третий тип олигархии предполагает наследование должностей от отца к сыну; 11) Четвертый - власть полностью в руках должностных лиц, которые наследуют свою власть и стоят выше закона. Данный тип государственного устройства именуют династией. Если говорить о справедливости в неправильных формах государственного устройства (действительно, ведь и здесь мы можем говорить о ней, ибо «все опирается на некую справедливость»), то Аристотель пишет, что и в них она имеет место быть в виде равенства, но не для всех, а для равных - так же и со справедливым неравенством. 2.2.Аристотель о демографических аспектах идеального государства
Период древнегреческой философии ознаменован нахождением идеального устройства государственных территорий. В трактах Аристотеля определено направление на поиск оптимального состояния государства, одним из аспектов данной идеи является нахождение «совершенной» численности граждан. Аристотель в тракте «Политика» обосновывает стандарты, выполнение которых должно определить создание совершенного государственного строя. Необходимым условием существования идеального государства выступает оптимальное количество населения. Соответственно, возникает вопрос, «как велико должно быть их количество, какие они должны иметь природные качества». Сопоставление количественных характеристик населения и государства предполагает, что они не имеют непосредственную зависимость, поэтому Аристотель пишет: «ведь не одно и то же - большое государство и многонаселенное». Он считает, что идеализация государства заключается в способности благоприятным образом реализовать свои задачи и цели. Философ в тракте «Политика» определяет следующие задачи государства: ремесло, пропитание, запас денежных средств, оружие, попечение о религиозном культе, решение о том, что полезно и справедливо в отношениях граждан между собой. Удовлетворение поставленных задач обеспечивает народонаселение средствами реализации физиологических и душевных потребностей, предметами поддержания власти и отражения врагов. Получается, что государство, которое сможет справиться с поставленными задачами, и будет являться самодовлеющим[11]. Создание наилучшего государственного устройства, по мнению философа, обусловлено недопущением чрезмерного увеличения населения. Основа государственности - это законы, их соблюдение ведет к порядку в обществе, а большое количество народонаселения не допускает порядка. В любом случае отклонение от оптимума приведет к невозможной реализации поставленных целей и задач государства. В результате государство может прийти к двум крайностям «либо в одном случае совершенно утратит свои естественные возможности, в другом - придет в плохое состояние». Одной из главных характеристик наилучшего государственного строя является то, что государство должно быть самодовлеющим в отношении удовлетворения насущных потребностей. Границы (пределы) численности населения заключаются в способности государства поддерживать свою самодостаточность и способность самостоятельно удовлетворять собственные потребности, поскольку при переизбытке населения обозначится дефицит ресурсов как средств удовлетворения насущных потребностей. Поскольку одним из условий обеспечения существования идеального государства является количество его граждан, то Аристотель задается следующим вопросом: «какого размера должна быть территория и каковы должны быть ее свойства». Цель деятельности как гражданина, так и государства в целом - это удовлетворение постоянно возникающих потребностей, поэтому оптимальный государственный строй должен являться самодовлеющим, а территория должна быть настолько обширной, чтобы приносить различного рода продукты, как средство удовлетворения потребностей. То есть самодовление предполагает обеспечение достаточности средств существования - такого мнение философ. Соответственно, можно сделать выводы, что ограничивающим фактором для роста численности населения является площадь территории с ее свойством приносить определенные размеры продукта. Значит, многонаселенное государство достаточно тяжело будет оберегать от вторжений. Законодатель должен управлять демографическими процессами таким образом, чтобы граждане физически достигали совершенства, а численность народонаселения приобрела оптимальное состояние. Для решения данных вопросов Аристотель предлагает устанавливать законы относительно вступления в брачное сожительство, физических свойств рождаемых детей и их количества. Философ наделяет законодателя полномочиями о брачном соединении, таким образом, брак становится объектом регулирования государства. Объектом законодательства становится возраст вступающих в брак, физическое состояние рождаемых и количество детей. Все это делается для того, чтобы граждане государства были совершенны физически и морально. По мнению Аристотеля «качественных» детей можно воспроизводить только, находясь в определенном возрасте, в специально отведенное время года и относительно преобладающих направлений ветра. Предельный срок деторождения у женщин находятся в интервале 18-50 лет, для мужчин - 37-70 лет. Закон об определении количества детей предписывает, что при рождении у супругов детей больше положенного числа, необходимо прибегать к аборту [12]. В целом о позиции Аристотеля относительно оптимального количества народонаселения для создания идеального государственного устройства можно сделать следующие выводы: необходимо устанавливать законом необходимое количество граждан, их деятельность осуществляется только в интересах государства под строгим давлением законов. Оптимизация численности населения направлена на установление самодовлеющего устройства государства. В с я V книга «Политики» посвящена государственным переворотам, известным Аристотелю из истории или произошедших при его жизни. «В Греции революции были столь же часты, как недавно в Латинской Америке». Именно эта часть интересует нас в нашей работе - ибо любая смена форм правления есть конфликт - прежней власти и власти, приходящей на смену. Теперь нам необходимо исследовать непосредственно первопричины (как их называет автор) возникновения самих конфликтов, коих, как известно по Аристотелю, ровно три: 1) настроение людей, поднимающих мятеж, причины; цель мятежа (то, ради чего); повод, с чего начинаются распри (предконфликтная ситуация); Говоря о первом пункте, необходимо пояснить, что, по существу, Аристотель говорит не столько о настроении, сколько задает вопрос «Почему, по какой причине это произошло?». А ответ на него уже был дан выше - из-за несправедливого, по мнению зачинщиков, распределения благ. Вообще, говоря о конфликтах, Аристотель говорит, что их причиной являются различия - между богатыми и бедными, добродетельными и порочными. Кроме того, властные конфликты являются естественными, так как никто не может претендовать на власть, опираясь на безусловное право77, будь то исключительная добродетель или исключительное богатство - ведь, количественно, народная масса может быть более добродетельна или богата, чем претендент на власть. В следующем, после трех причин конфликтов месте «Политики» он разбирает этот вопрос более подробно, здесь причиной является уже не общее понятие «несправедливость», но указаны более конкретные явления в жизни полиса, которые и представляют эту несправедливость: 1) Невозможность получить в свое распоряжение некие блага (прибыль и почет) при том, что другие в это время справедливо или несправедливо ими владеют и пользуются. Наглость и корыстолюбие наделенных властью (коррупция), что приводит к негативной оценке их деятельности и государственного строя, при котором это возможно. Почет, т.е. статусность как причина внутренних неурядиц - неравное распределение приводит к недовольству тех, кто не может ей пользоваться, причем не учитывается достоинство обеих сторон конфликта. То есть, аристотелевская объективность, согласно которой почет справедливо должен распределяться, места в таком конфликте не имеет, что и является его причиной[13]. Неравное распределение власти - превосходство одних над другими, что не согласуется с характером государства или правительства. Здесь следует отметить, что в тексте есть несколько фрагментов об этом: a. В первом случае говорится о конкретных людях. В Афинах в b. Следующая ситуация - чрезмерное усиление влияния разных c. Помимо этого, причиной государственного переворота может Из этих пунктов Аристотель делает отдельный важный вывод - те, благодаря кому государство возвышается, потенциально могут претендовать на власть и тем самым расшатывать сложившуюся политическую систему. 5) Презрение в результате неэффективного управления полисом - здесь автор приводит в пример олигархию, где большинство населения не участвует в политических процессах, но осознает свою потенциальную силу, или же беспорядочный и анархичный характер демократии, вызывающий недовольство у состоятельных классов - в пример приводятся павшие демократии Фив, Мегар, Родоса и Сиракуз. Аристотель говорит и об изменении государственного строя в результате происков или недочетов системы. Это изменение в меньшей степени конфликтно и если оно произошло в результате мягкого вмешательства (происков), то возможно провести аналогию с «бархатными» революциями современности. Если же имеются недоработки в политической системе, то это потенциально может привести к большим бедам или, наоборот, к некоторым позитивным изменениям - все зависит от тех, кто этим воспользуется. Так, из-за этого в Орее Гераклеодор преобразовал олигархию в политию и демократию, а в Амбракии из-за низкого имущественного ценза при избрании на государственные должности его и вовсе перестали учитывать. Заключение Учение Аристотеля о государстве основано на понятиях естественной потребности. С точки зрения знаменитого философа, человек создан для общественной жизни, он является «политическим животным». Им движут не только физиологические, но и социальные инстинкты. Поэтому люди создают общества, ведь только там они могут коммуницировать с себе подобными, а также регулировать свою жизнь с помощью законов и правил. Поэтому государство – это естественный этап развития социума. Учение Аристотеля об идеальном государстве Философ рассматривает несколько видов общественных объединений людей. Самое базовое – это семья. Затем круг общения расширяется до деревни или поселения («хоры»), то есть уже распространяется не только на кровнородственные связи, но и на людей, живущих на определенной территории. Но наступает момент, когда человека и это не удовлетворяет. Он хочет больше благ и безопасности. К тому же необходимо разделение труда, ведь людям выгоднее что-то произвести и обменять (продать), чем делать все нужное самим. Такой уровень благосостояния может обеспечить только полис. Учение Аристотеля о государстве ставит эту стадию развития общества на высшую ступень. Это наиболее совершенный вид социума, который может обеспечить не только экономические блага, но и «эвдемонию» - счастье граждан, практикующих добродетели. Учение аристотеля об идеальном государстве Полис у Аристотеля Конечно, города-государства под таким названием существовали и до великого философа. Но они представляли собой небольшие объединения, раздираемые внутренними противоречиями и вступающие друг с другом в бесконечные войны. Поэтому учение Аристотеля о государстве предполагает наличие в полисе одного правителя и признанной всеми конституции, гарантирующей целостность территории. Его граждане свободны и по возможности равны между собой. Они разумны, рациональны и управляют своими действиями. Им принадлежит право голоса. Они являются основой социума. При этом для Аристотеля такое государство стоит выше индивидуумов и их семей. Оно является целым, а все остальное по отношению к нему – только частями. Оно не должно быть слишком большим, чтобы им было удобно управлять. Да и благо общности граждан является добром для государства. Поэтому и политика становится высшей наукой по сравнению с остальными. Критика Платона Вопросы, связанные с государством и правом, описаны у Аристотеля не в одном труде. Много раз он высказывался на эти темы. Но что же разделяет учение Платона и Аристотеля о государстве? Кратко эти отличия можно охарактеризовать так: разные представления о единстве. Государство, с точки зрения Аристотеля, конечно, является целостностью, но оно при этом состоит из многих членов. Все они имеют неодинаковые интересы. Государство, спаянное единством, которое описывает Платон, невозможно. Если же таковое воплотить в жизнь, то оно станет невиданной тиранией. Проповедуемый Платоном государственный коммунизм должен ликвидировать семью и другие институции, к которым человек привязан. Тем самым он демотивирует гражданина, забирая источник радости, а также лишает общество нравственных факторов и необходимых личных отношений. Но не только за стремление к тоталитарному единству критикует Аристотель Платона. Коммуна, которую пропагандирует последний, основана на общественной собственности. Но ведь при этом вовсе не ликвидируется источник всяческих войн и конфликтов, как полагает Платон. Наоборот, он только переходит на другой уровень, а его последствия становятся более разрушительными. Учение Платона и Аристотеля о государстве наиболее различается именно в этом пункте. Эгоизм является движущей силой человека, и, удовлетворяя его в определенных пределах, люди приносят пользу и социуму. Так считал Аристотель. Общее же имущество противоестественно. Оно все равно что ничье. При наличии такого рода институции люди не будут работать, а только пытаться пользоваться плодами трудов других. Экономика, основанная на такой форме собственности, поощряет лень, управлять ею чрезвычайно трудно. О формах правления Аристотель проанализировал также разные виды государственного устройства и конституции многих народов. В качестве критерия оценки философ берет количество (или группы) людей, участвующих в управлении. Учение Аристотеля о государстве различает три вида разумных типов правления и столько же дурных. К первым относятся монархия, аристократия и полития. К дурным видам принадлежат тирания, демократия и олигархия. Каждый из этих типов может перерасти в свою противоположность, в зависимости от политических обстоятельств. Кроме того, многие факторы влияют на качество власти, а самый важный – это личность ее носителя. Дурные и хорошие виды власти: характеристика Учение Аристотеля о государстве кратко выражено в его теории о формах правления. Философ тщательно рассматривает их, пытаясь понять, каким образом они возникают и какие средства надо употребить, чтобы избежать негативных последствий дурной власти. Тирания – это наиболее несовершенный вид правления. Если уж государь один, предпочтительнее монархия. Но она может выродиться, а правитель – узурпировать всю полноту власти. К тому же этот вид правления очень зависит от личных качеств монарха. При олигархии власть сосредоточена в руках определенной группы людей, а остальные от нее «отодвинуты». Это часто приводит к недовольству и переворотам. Лучшей формой такого типа правления является аристократия, поскольку в этом сословии представлены благородные люди. Список литературы: 1. Александровский Р.А. Власть и оппозиция в философии Аристотеля // Конфликтология, № 4, 2015. - с. 274-278 2. Алексеева, Т.А. История политических учений: Учебное пособие / А.И. Демидов, А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; Отв. ред. А.И. Демидов. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c 3. Аристотель. Афинская полития. 2-е изд. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. — С. 7 4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Пер. с древнегреч.; общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Издательство «Мысль», 1983. - 550 с. 5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. / Пер. с древнегреч.; общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Издательство «Мысль», 1983. - 830 с. 6. Античная культура и современная наука. Сб. статей. М.: Издательство «Наука», 1985. - 344 с. 7. Античность как тип культуры / А.Ф. Лосев, Н.А. Чистяков, Т.Ю. Бородай и др. / М.: Наука, 1988. - 336 с. 8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.:ЭКСМО, 2010. С. 254. 9. Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Издательство «Высшая школа», 1965. - 320 с. 10. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 11. Василик М.А. Политология., М.: Гардарики, 2016 -578с. 12. Валлон А. История рабства в античном мире. Смоленск: «Русич», 2005. -640 с. 13. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, 2013. - 736 c. 14. Гусейнов, А.А. История этических учений: Учебник для вызов / А.А. Гусейнов. - М.: Академический проект, 2015. - 879 c. 15. Зотов, В.Д. История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 656 c. 16. Земцов, Б.Н. История политических и правовых учений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Земцов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 c. 17. Ильин, И.А. Немецкий идеализм. История этических учений. История древней философии / И.А. Ильин. - М.: ПСТГУ, 2015. - 656 c. 18. Исаев, И.А. История правовых учений. Конспект лекций / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 40 c. 19. Исаев Б.А. Древнегреческие историки и философа о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Выпуск 4., 2015. - С. 85-95 20. История философии: От Древнего Востока до философии XXI века / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: ЛЕНАНД, 2014. -880 с. 21. История политических и правовых учений. Под общей редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина.М.,2015.-445с. 22. Кабитова Е.В. Определение оптимального населения в трудах Аристотеля. / Научные дискуссии о ценностях современного общества. Сборник материалов VI-й международной научно-практической конференции. Липецк: «РаДуши», 31 октября 2014. С.77-80. 23. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций / И.Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2015. - 304 c. 24. Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие для академического бакалавриата / И.Ф. Мачин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 218 c. 25. Мухаев, Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник / Р.Т. Мухаев. - Люберцы: Юрайт, 2015.-387с. [1] Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Пер. с древнегреч.; общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Издательство «Мысль», 1983.С.115. [2] Античная культура и современная наука. Сб. статей. М.: Издательство «Наука», 1985.С.126. [3] Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Издательство «Высшая школа», 1965.С.128. [4] Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.154. [5] Графский, В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, 2013.С.187. [6] Гусейнов, А.А. История этических учений: Учебник для вызов / А.А. Гусейнов. - М.: Академический проект, 2015. –С.158. [7] Зотов, В.Д. История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012.С.178. [8] Земцов, Б.Н. История политических и правовых учений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Земцов. - Люберцы: Юрайт, 2015.С.154. [9] Исаев, И.А. История правовых учений. Конспект лекций / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015.С.184. [10] Исаев Б.А. Древнегреческие историки и философа о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Выпуск 4., 2015.С.87. [11] История философии: От Древнего Востока до философии XXI века / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: ЛЕНАНД, 2014.С.135. [12] Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций / И.Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2015.С.147. [13] Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие для академического бакалавриата / И.Ф. Мачин. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.119.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |